Скачать 455.12 Kb.
|
Билет №1. 1. Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека. 2. Основные формы занятий и комплексы упражнений по развитию телосложения. 1. Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою телесность (физическую природу), укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни. Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие свойства личности — нравственные, эстетические, волевые и т.п. Осуществляя физкультурную деятельность, человек познает себя, других людей, окружающий мир. У него активно развиваются самостоятельность, творчество и инициатива, формируются индивидуальные черты характера, собственное мировоззрение и способы мышления, критическое отношение к своим поступкам и действиям других людей. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. (Смотрите также материал 1-го вопроса билета №1 для 9 класса) 2. Основными формами занятий по развитию телосложения являются урочные формы (уроки физической культуры, тренировки в спортивных кружках группах, секциях под руководством учителя или тренера). Отличительные особенности этих форм: разделение занятия на три части — подготовительную (вводную), основную и заключительную. В подготовительной (вводной) части выполняют упражнения, позволяющие вывести организм на оптимальный уровень физической работоспособности. В основной части выполняют уже комплексы специальных упражнении по развитию телосложения. В заключительной части решают задачи по восстановлению организма после физической нагрузки в основной части, наличие регулярности и преемственности занятий обеспечивающих достижение положительного эффекта в развитии телосложения. В свою очередь, регулярность и преемственность достигаются на основе индивидуального планирования физических упражнении, величины нагрузок и контроля за их воздействием на физическое развитие, сочетание (согласование) времени проведения занятий и их содержания с особенностями индивидуального режима дня, планирование занятии в относительно постоянное время суток. К основным упражнениям на развитие телосложения можно отнести упражнения, содействующие формированию правильной осанки. Эти упражнения подразделяют на две группы. Первая — упражнения на формирование мышечных ощущении правильной осанки, вторая — упражнения на укрепление мышц туловища, удерживающих тело в вертикальном положении упражнения на увеличение мышечной массы При их выполнении должно обеспечиваться достаточно большое локальное напряжение отдельных мышечных групп (например, четырехглавых мышц плеч) По времени воздействия на мышцы упражнения относительно кратковременны, и их выполняют сериями (например, 3 подхода по 6 повторении) При составлении комплексов упражнении на увеличение мышечной массы не рекомендуется чередовать серии упражнении, включающих в работу разные мышечные группы. Целесообразнее придерживаться следующего правила «Сначала полностью проработать (нагрузить) одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц». Поэтому при разработке комплексов необходимо правильно определять локальность воз действия упражнения, количество повторении упражнения в одном подходе, количество подходов в одной серии, количество серии в одном занятии, упражнения на снижение веса тела Они подразделяются на две группы Первая — упражнения общего воздействия, включающие в работу большое количество мышечных групп (например, ходьба бег, передвижение на лыжах, плавание и др ). Вторая — упражнения выборочно локального воздействия, которые включают в работу мышечные группы, ближе всего находящиеся к местам жирового отложения (например упражнения для мышц живота) Все упражнения воздействующие на уменьшение веса тела в отличие от упражнении на повышение мышечной массы, выполняют с относительно невысоким напряжением мышц и довольно дли тельное время, с большим количеством повторении в одном подходе При составлении комплексов упражнении выборочно локального воздействия предусматривают обязательное чередование упражнении включающих в работу различные мышечные группы Для этого, когда отбирают упражнения планируют их выполнение в соответствии с принципом круговой тренировки, т е когда одна мышечная группа работает, другая отдыхает (например, первое упражнение на мышцы шеи, второе — на мышцы живота, третье — на мышцы бедра и т д ) Эти же принципы, правила составления и выполнения упражнении необходимо соблюдать при самостоятельных занятиях по развитию телосложения. (Смотрите также 2 вопрос билета №2 для 11 класса). Билет №2. 1. Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и разновидности, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями). 2. Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием телосложения. 1. К основным формам физической культуры, используемым в организации культурного досуга и здорового образа жизни относят туризм, занятия в спортивных секциях и группах общефизической под готовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями Туризм — исключительно ценное средство активного отдыха человека способствующее формированию его самостоятельности и инициативности, содействующее развитию физических и психических качеств, позволяющее укреплять здоровье, эффективно бороться с нервными и физическими перенапряжениями повышать умственную и физическую работоспособность, повышать умение действовать коллективно, взаимосвязано с другими членами общественных объединении. Основные виды туризма одно дневные и многодневные пешие, велосипедные и лыжные походы, водные походы на байдарках и плотах, выезды за город на природу, пешие прогулки. Проведение всех туристских мероприятии требует от человека соответствующей подготовленности, которая включает в себя не только владение определенными двигательными действиями (ходьба, бег, лазание, плавание, передвижение на лыжах, велосипеде, плавательных средствах и др. ) и достаточный уровень физической подготовленности, но и специфические знания и практические умения По этому, осуществляя подготовку к туристскому походу, необходимо в первую очередь научиться ориентироваться на местности, освоить правила техники безопасности во время передвижения по маршруту и во время стоянок, научиться организовывать бивак, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, пищевых отравлениях, укусах животных (в том числе змей, насекомых). Занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки проходят обычно в учебных заведениях, внешкольных учреждениях дополнительного образования, в ДЮСШ, спортивных обществах. В спортивных секциях занимающиеся получают и совершенствуют умения в определенных видах спорта. Периодичность занятий зависит от серьезности притязаний занимающихся и колеблется от двух раз в неделю до ежедневных. В группах общефизической подготовки занимающиеся в основном развивают физические качества, совершенствуют деятельность всех основных жизненных систем организма (занятия организуют два-три раза в неделю). Веду! занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки учителя физической культуры и тренеры. Самостоятельные занятия организуют сами занимающиеся. Главное требование при этом — соблюдение всех необходимых законов проведения занятий и правил безопасности. (См. также 1ые вопросы билетов №2, 13, и 15 для 9 класса, 1ые вопросы билетов №3 и 7, 2ые вопросы билетов №5, 6, 12 –15 для 9 класса) 2. В настоящее время в мире получили широкое распространение различные системы занятий физическими упражнениями, направленные на регулирование телосложения, — бодибилдинг, пауэрлифтинг, аэробика, шейпинг, каллакииетика и др. Остановимся на двух из них —- бодибилдинге и шейпинге. По своей сути и бодибилдинг (адресованный преимущественно мужчинам), и шейпинг (адресованный женщинам) относятся к нетрадиционным видам атлетической гимнастики. Основная направленность занятий в этих системах и, соответственно, состав подбираемых для них упражнений характеризуются акцентированным воздействием на мышечную и подкожно-жировую ткань занимающихся с целью индивидуального формирования и коррекции мышечного рельефа. Отличительная особенность этих видов нетрадиционной гимнастики по сравнению с другими ее видами — обязательное соблюдение определенного пищевого и водно-солевого режима. Вместе с тем бодибилдинг, в отличие от шейпинга, имеет более атлетическую спортивную направленность и предполагает интенсивное формирование мышечного рельефа с помощью как традиционных спортивных снарядов (гантели, малые штанги, отягощающие накладки и др.), так и специальных тренажерных устройств. Основные упражнения для коррекции рельефа мышц — упражнения избирательного воздействия. Их объединяют в специальные комплексы, обеспечивающие проработку каждой конкретной группы мышц. При этом в эти комплексы включают упражнения, связанные как с наращиванием мышечной массы, так и со снижением веса тела. Поэтому комплексы упражнений бодибилдинга и шейпинга имеют как бы двойную специфическую направленность: повышение и одновременно снижение массы тела. Отсюда следует, что включаемые в них упражнения, величина нагрузки и режимы их выполнения также характеризуются двойной направленностью воздействия. Избирательность воздействия каждого упражнения комплекса определяется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, их физической подготовленности, строения тела и рельефности мышц. Выполнение упражнений требует их согласованности с фазами дыхания, оптимальным чередованием нагрузки и отдыха, расслаблением мышц во время отдыха и их массированием. В системе занятий комплексы атлетической гимнастики, оставаясь относительно постоянными по составу упражнений, чередуются через определенное количество занятий (например, замена одного комплекса на другой через каждые две-три недели). (См также второй вопрос билета №1 для 11 класса) Билет №3. 1. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической подготовке. 2. Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры (физкультурные паузы, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры). 1. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимальною уровня общей работоспособности, поддержания высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в конкретную профессиональную деятельность. Основные задачи, которые решают в процессе общефизической подготовки, включая и самостоятельные формы организации занятий: повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения; повышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость-координация); повышение адаптивных (приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическим условиям среды жизнеобитания человека; повышение защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим напряжениям и стрессам; чл. обеспечение функциональной готовности человека к профессионально-прикладной физической подготовке, включающей в себя освоение новых форм движений и видов профессиональной деятельности, повышение профессионально заданного уровня специальной работоспособности. В общефизической подготовке очень важно планирование основных элементов организации тренировочного процесса. Планирование включает в себя: выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма; выбор величины нагрузки, ее объема и продолжительности как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий; планирование каждого занятия и системы занятий на недельный, месячный, полугодовой и годовой период. Планирование общефизической подготовки обязательно осуществляется на основе результатов контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств. Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо определив уровень своей физической подготовленности. Для этого надо провести тестирование развития физических качеств и полученные результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в школьной программе. Сравнивая свои данные с данными программы, выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств и соответственно этому определяют направленность тренировочного процесса (например, если выявлено отставание по показателям выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно большой объем упражнений на развитие именно этого качества, и, наоборот, если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно упражнения силовой направленности). Определив направленность общефизической подготовки и отобрав соответствующие физические упражнения, приступают к планированию тренировочного процесса. Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например, 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например, 60 мин.). После этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают план-конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий для второго цикла и т.д. Разрабатывая содержание каждого последующего цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле. Если реакция организма на нагрузки была нормальной (бодрое и веселое настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение всего дня), то величину нагрузок повышают; если же проявились негативные симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительный режим (до 120 уд/мин.); поддерживающий (до 140 уд/мин.); развивающий (до 160 уд/мин.); тренирующий (свыше 160 уд/мин.). (См также 1ые вопросы билетов №2, 12 и 15 для 9 класса, 2ые вопросы билетов №5, 6, 12 – 15 для 11 класса) 2. Общая работоспособность человека в течение дня имеет волнообразную динамику, которая зависит как от особенностей биологического ритма организма, так и от особенностей жизнедеятельности человека: характера и содержания его трудовой деятельности, режима дни, устойчивости организма к внешним воздействиям, к физическим и психическим напряжениям. Основываясь на закономерностях биологического ритма организма, можно увидеть, что у большинства людей после сна (в начале дня) общая работоспособность относительно небольшая. Затем она начинает увеличиваться к середине дня, достигая своею максимума к 12 – 14 часам, после чего начинает снижаться и вновь увеличиваться к 16 – 17 часам, но не на столько, как в середине дня. Затем с 19-20 часов она вновь начинает снижаться, и к моменту засыпания человека (в конце дня) общая работоспособность минимальная. Вместе с тем, как уже говорилось, характер жизнедеятельности человека, его режим дня существенно влияют на динамику общей работоспособности. Для поддержания общей работоспособности в течение всего дня на достаточно высоком уровне, необходимо добиться оптимального чередования форм и видов деятельности человека, нагрузки и отдыха, т.е. организовать свой режим так, чтобы обеспечить оптимальное регулирование динамики работоспособности. Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с помощью занятий физической культурой, применяя, в частности, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные и спортивные игры и т.п. (Смотри также 1ые вопросы билетов №2, 4, 11 и 2ой вопрос билета №15 для 9 класса) Билет №4. 1. В чем различие между скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями человека? С помощью каких упражнений они развиваются? 2. Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки, какие средства используют для этого? 1. Под скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями понимаются особенности человека, которые проявляются в способах (умениях) регулировать характер и режимы мышечных напряжений. При этом характер и режимы напряжении задаются двигательными действиями, которые выполняет человек. Так, например, чтобы оттолкнуться от опоры при прыжках, необходимо уметь максимально напрягать мышцы за минимально короткий отрезок времени, а чтобы удерживать штангу над головой, надо уметь максимально напрягать мышцы и длительно сохранять это напряжение. В первом случае речь идет о скоростно-силовых способностях человека, т.е. способностях относительно максимально напрягать мышцы за минимально короткое время; во втором — о собственно силовых способностях, т.е. способностях максимально напрягать мышцы и длительно сохранять их напряжение. Как видно из этого примера, и скоростно-силовые, и собственно силовые способности относятся к физическому качеству сила и различаются между собой по характеру напряжения мышц, Скоростно-силовые способности развивают с помощью упражнений скоростно-силовой направленности. Их обязательно надо выполнять с максимально возможной скоростью. Поэтому в процессе развития скоростно-силовых способностей величина нагрузки на работающие мышцы повышается постепенно, чтобы скорость выполнения упражнений оставалась относительно высокой. Она не должна снижаться до уровня менее чем 80-85% от максимальной. Величину нагрузки в скоростно-силовых упражнениях повышают за счет количества повторений и дополнительных отягощении на работающие мышцы. Собственно силовые способности развивают с помощью физических упражнений силовой направленности, при выполнении которых мышцы находятся в состоянии достаточно максимального напряжения относительно длительное время. Величину нагрузки в этих упражнениях регулируют двумя способами: увеличением времени выполнения упражнения и увеличением отягощения на работающие мышцы. В целом развитие скоростно-силовых и собственно силовых способностей ведет к повышению уровня развития силы. Поэтому, чтобы достигнуть всесторонней силовой подготовленности и на занятиях силовой подготовки, чередуют выполнение упражнений скоростно-силовой и собственно силовой направленности. (См. также 2ые вопросы билетов №1, 2, 12 для 9 класса, 1ый вопрос билета №8 и 2ой вопрос билета №9 для 11 класса) 2. В течение жизни осанка человека может меняться. Это связывают с различными факторами, в первую очередь с особенностями и характером трудовой деятельности человека. Если трудовая деятельность характеризуется малоподвижностью, то мышцы туловища не получают достаточной тренировки и со временем ослабевают, что и становится причиной нарушения осанки. Если трудовая деятельность, наоборот, связана с тяжелым физическим трудом, с большими мышечными напряжениями, то в течение рабочего дня мышцы быстро утомляются и не могут достаточно эффективно поддерживать туловище. В этом случае утомление может стать причиной нарушения осанки. Поэтому человеку, какой бы он деятельностью ни занимался, необходимо постоянно следить за своей осанкой, осуществлять профилактику ее нарушения с помощью занятий опциальными физическими упражнениями. При малоподвижной трудовой деятельности нужно ежедневно выполнять комплексы упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и подвижность суставов. Кроме ежедневных комплексов упражнений на профилактику осанки рекомендуется заниматься общефизической подготовкой, связанной с развитием физических качеств. Если работа физически тяжелая, надо в течение дня выполнять комплексы упражнений на расслабление мышц, на увеличение активности дыхания и кровообращения. Эффективному восстановлению мышц и организма в целом хорошо помогают физкультурно-оздоровительные мероприятия. Среди них можно выделить физкультминутки и физкультпаузы в режиме трудовой деятельности, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе. , (См. также 2-й вопрос билета 14 для IX класса.) Билет №5. 1. В чем различие между общей и специальной выносливостью? С помощью каких упражнений она развивается? 2. Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. 1. Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость характеризует возможности человека длительно осуществлять работу безотносительно к ее специфике и условиям выполнения. Специальная выносливость, наоборот, характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу, причем в относительно определенных условиях. Например, в легкой атлетике выделяют выносливость спринтерскую и стайерскую, в спортивных играх — выносливость футболистов и выносливость хоккеистов. Всё это разновидности специальной выносливости. Специальная выносливость нужна не только спортсменам. Она необходима также рабочим, врачам, учителям — людям всех профессии. Это объясняется тем, что между выносливостью и работоспособностью человека существует прямая связь. Более выносливые люди могут выполнять больший объем работы, меньше устают и меньше подвержены психофизическим перенапряжениям. Чтобы эффективно развивать специальную выносливость, необходимо достигнуть относительно высокого уровня развития общей выносливости. Для развития общей выносливости используют общеразвивающие физические упражнения, которые включают в работу большое количество мышечных групп, существенно активизируют системы дыхания и кровообращения, увеличивают интенсивность энергообмена (например, бег, плавание, передвижение на лыжах, а также всевозможные комплексы общеразвивающих упражнений). Развитие специальной выносливости осуществляют с помощью так называемых специально-развивающих упражнений. Их отличительная особенность в том, что они включают в работу только те мышечные группы, которые несут основную нагрузку при выполнении основного (профилированного) вида деятельности (например, соревновательная деятельность борца-самбиста или бегуна-спринтера; производственная деятельность токаря или сталевара и т.п.). При этом режимы тренировочных нагрузок в данных упражнениях подбирают таким образом, чтобы они по своим характеристикам (например, по мощности и продолжительности работы) приближались к нагрузкам, которые испытывает человек, выполняя основной (профильный) вид деятельности, или даже совпадали с ними. 2. В процессе занятий физическими упражнениями используют преимущественно два вида контроля. Первый — контроль за функциональным состоянием организма во время занятий. Основное его назначение регулирование величины нагрузки по время занятий, оценка реакции организма в ответ на выполняемые упражнения. При таком контроле используют замеры показателей частоты сердечных сокращений, фиксируют внутреннее ощущение, оценивают характер восстановления организма после выполнения упражнении. Второй вид контроля — контроль за эффективностью тренировочных занятий, позволяющий оценивать результативность целостного педагогического процесса. Данный вид контроля включает в себя тестирование показателей физической подготовленности и их последующее сличение (сравнение) с показателями, которые запланированы. Контроль за физической подготовленностью подразделяют на предварительный, рубежный и итоговый. Основная задача предварительного контроля — проверка начального уровня подготовленности и последующее сравнение полученных показателей с запланированными. В зависимости от выявляемых различий определяют целевую направленность физической подготовки: на преимущественное развитие либо выносливости, либо быстроты, либо силы, либо гибкости. После этого определяют продолжительность тренировочного процесса (например, на полгода) и количество занятий в недельном цикле. Отобрав упражнения соответствующей направленности и спланировав их выполнение на месячный цикл, приступают к тренировочному процессу. В конце месячного цикла тренировочных занятий проводят рубежный контроль. По его результатам оценивают эффективность тренировочного процесса, динамику прироста результатов физической подготовленности. На основе этих данных при необходимости вносят изменения в план тренировочных занятии, увеличивают или уменьшают величину нагрузок, изменяют содержание упражнений. Итоговый контроль осуществляют по истечении запланированного периода физической подготовки, на основании полученных итоговых результатов намечают новые задачи и соответственно им планируют следующий период подготовки. Билет №6. 1. Значение олимпийского движения в установлении дружбы и мира между народами, его приверженность идеям справедливости и гуманизма. 2. Физические упражнения и режимы индивидуальных нагрузок в самостоятельных занятиях по развитию выносливости. 1. Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современных Олимпийских игр. Под олимпийским движением понимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта. Данные идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игр французским педагогом и общественным деятелем Пьером де Кубертеном и изложены им в различных письменных документах, в том числе в так называемой «Оде спорту». В этом произведении он попытался сформулировать девять основных предназначений спорта. Пьер де Кубертен раскрывает в своей оде величие спорта, его гуманистические цели и задачи, принципы развития олимпийского движения: 1. "О спорт! Ты — наслаждение!" — спорт неизменный спутник жизни, щедро дарящий радость духу и телу, рождающий гармонию разума и силы. 2. «О спорт! Ты — зодчий!" — спорт творец природы человека, делает людей сильными, ловкими, статными, исправляет недостатки, с которыми человек рождается. 3. «О спорт! Ты — справедливость!» — спорт учит людей жить по законам справедливости, указывает им прямые, честные пути для достижения целей, поставленных в жизни. 4. «О спорт! Ты — вызов!» — спорт помогает человеку преодолевать себя, сделать мечту реальностью. 5. «О спорт! Ты — благородство!» — спорт требует высокой нравственности, справедливости, моральной частоты и неподкупности, осеняет лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. 6. «О спорт! Ты — радость!» — спорт врачует душевные раны, является праздником для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться. 7. «О спорт! Ты—плодотворность!»—спорт— преграда на пути пагубных недугов, извечно угрожающих людям, утверждающая принцип: «В здоровом теле — здоровый дух!» 8. «О спорт! Ты — прогресс!» — спорт способствует совершенству человека, объединяет прогресс физический и прогресс нравственный в единый путь к достижению цели. 9. «О спорт! Ты — мир!» — спорт устанавливает хорошие, добрые, дружественные отношения между народами, сближает людей, учит разноязычную, разноплеменную молодежь уважать друг друга, жить в мире и согласии. Олимпийским движением руководит Международный олимпийский комитет (МОК). Он объединяет государственные и общественные организации, которые принимают на себя обязательства развивать спорт и физическую культуру на принципах и идеалах олимпийскою движения. Так, в современном спорте всё увереннее внедряется принцип «Фэйр Плэй» — честной игры. Благодаря развитию олимпийского движения появились и новые виды соревнований, организаторы которых руководствуются высшими идеалами спорта. И эти соревнования, так же как Олимпийские игры, содействуют укреплению мира между народами. К таким соревнованиям в первую очередь надо отнести Игры доброй воли (проводятся с 1986 г.) и Всемирные юношеские игры (впервые проведенные в 1998 г. в Москве). 2. Развивать выносливость можно с помощью различных упражнений, главное, чтобы их выполнение было относительно продолжительным и приводило к определенной степени утомления (усталости). Поэтому, например, для развития общей выносливости используют различные упражнения, включающие в работу большое количество мышечных групп (бег, ходьба, плавание, передвижение на лыжах, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры и т.п.). Развивая специальную выносливость, подбирают упражнения избирательно-локального воздействия, которые включают в работу определенные (требуемые) мышечные группы. При развитии выносливости наиболее существенным является выбор величины нагрузки, поскольку с ее помощью регулируют активность деятельности систем дыхания, кровообращения, энергообмена. Именно от функциональной активности данных систем, которые связаны с обеспечением мышц энергией и удалением из них продуктов энергообмена, во многом зависит уровень развития выносливости. Например, если двум школьникам предложить бежать с одинаковой скоростью, то лучший результат (большая продолжительность работы и большее расстояние) будет у того школьника, у которого эти системы обладают более высокой активностью и эффективностью. Определяя величину нагрузки для развития выносливости в процессе самостоятельных занятий, необходимо учитывать два фактора: наличие обратной зависимости между мощностью работы и временем ее выполнения («Чем больше мощность, тем меньше предельное время работы») и наличие прямой зависимости между мощностью работы и частотой сердечных сокращений («Чем больше мощность, тем выше уровень ЧСС>>). Поэтому при развитии выносливости величину нагрузки можно подбирать: по режимам нагрузки, которые рассчитывают в процентах от максимальной мощности (умеренная нагрузка — 30%; большая — 50%; высокая — 70%); по уровню ЧСС во время выполнения упражнения (оздоровительный режим — до 120 уд/мин.: поддерживающий — до 140 уд/мин.: развивающий — до 160 уд/мин. тренирующий—свыше 160 уд/мин.): по предельному времени выполнения упражнения, т.е. до усталости (максимальная мощность — до 30 сек.; субмаксимальная — до 2,5 мин ; большая — до 8 мин.; умеренная — свыше 8 мин.). При самостоятельных занятиях, связанных с развитием общей выносливости, предпочтительнее использовать нагрузку в режиме большой интенсивности (50-60%) в зоне умеренной мощности (10-15 мин.) на уровне тренирующего режима по ЧСС (170 уд/мин.). В начале работы по развитию выносливости подобранные нагрузки выполняют 1-2 раза с интервалом отдыха 5-7 мин. Постепенно количество повторений в одном занятии увеличивают, но режимы нагрузки сохраняют. (См. также 1-й вопрос билета 8 и 2-й вопрос билета 12 для IX класса.) |