Билет №1. Что понимается под физической куль­турой личности? Ее связь с общей культурой чело­века. Основные формы занятий и комплексы уп­ражнений по развитию телосложения



Скачать 455.12 Kb.
НазваниеБилет №1. Что понимается под физической куль­турой личности? Ее связь с общей культурой чело­века. Основные формы занятий и комплексы уп­ражнений по развитию телосложения
страница1/3
Дата13.07.2013
Размер455.12 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3
1. /Билеты и ответы по физкультуре 11 класс (экзамен).docБилет №1. Что понимается под физической куль­турой личности? Ее связь с общей культурой чело­века. Основные формы занятий и комплексы уп­ражнений по развитию телосложения

Билет №1.

1. Что понимается под физической куль­турой личности? Ее связь с общей культурой чело­века. 2. Основные формы занятий и комплексы уп­ражнений по развитию телосложения.

1. Под физической культурой личности понима­ется совокупность свойств человека, которые при­обретаются в процессе занятий физическими упраж­нениями и выражаются в активном стремлении че­ловека всесторонне и гармонично совершенствовать свою телесность (физическую природу), укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни.

Физическая культура человека неразрывно свя­зана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формиру­ются и развиваются на основе тех же психофизиче­ских (природных) задатков и психофизических про­цессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека. Поэтому, занимаясь фи­зическими упражнениями, человек не только разви­вает и совершенствует свои физические возможно­сти, но и формирует другие свойства личности — нравственные, эстетические, волевые и т.п.

Осуществляя физкультурную деятельность, чело­век познает себя, других людей, окружающий мир. У него активно развиваются самостоятельность, творчество и инициатива, формируются индивиду­альные черты характера, собственное мировоззре­ние и способы мышления, критическое отношение к своим поступкам и действиям других людей. Все эти положительные свойства, приобретаемые в резуль­тате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную лич­ность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уро­вень общей культуры человека.

(Смотрите также материал 1-го вопроса билета №1 для 9 класса)

2. Основными формами занятий по развитию телосложения являются урочные формы (уроки физической культуры, тренировки в спортивных кружках группах, секциях под руководством учителя или тренера). Отличительные особенности этих форм: разделение занятия на три части — подготовительную (вводную), основную и заключительную. В подготовительной (вводной) части выполняют упраж­нения, позволяющие вывести организм на оптимальный уровень физической работоспособности. В основной части выполняют уже комплексы специальных упражнении по развитию телосложения. В заключительной части решают задачи по восстановлению организма после физической нагрузки в основной части, наличие регулярности и преемственности занятий обеспечивающих достижение положительного эффекта в развитии телосложения. В свою очередь, регулярность и преемственность достигаются на основе индивидуального планирования физических упражнении, величины нагрузок и контроля за их воздействием на физическое развитие, сочетание (согласование) времени проведения занятий и их содержания с особенностями индивидуального режима дня, планирование занятии в относительно постоянное время суток.

К основным упражнениям на развитие телосложения можно отнести упражнения, содействующие формированию правильной осанки. Эти упражнения подразделяют на две группы. Первая — упражнения на формирование мышечных ощущении правильной осанки, вторая — упражнения на укрепление мышц туловища, удерживающих тело в вертикальном положении упражнения на увеличение мышечной массы При их выполнении должно обеспечиваться достаточно большое локальное напряжение отдельных мышечных групп (например, четырехглавых мышц плеч) По времени воздействия на мышцы упражнения относительно кратковременны, и их выполняют сериями (например, 3 подхода по 6 повторении) При составлении комплексов упражнении на увеличение мышечной массы не рекомендуется чередовать серии упражнении, включающих в работу разные мышечные группы. Целесообразнее придерживаться следующего правила «Сначала полностью проработать (нагрузить) одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц». Поэтому при разработке комплексов необходимо правильно определять локальность воз действия упражнения, количество повторении упражнения в одном подходе, количество подходов в одной серии, количество серии в одном занятии, упражнения на снижение веса тела Они подразделяются на две группы Первая — упражнения общего воздействия, включающие в работу большое количество мышечных групп (например, ходьба бег, передвижение на лыжах, плавание и др ). Вторая — упражнения выборочно локального воздействия, которые включают в работу мышечные группы, ближе всего находящиеся к местам жирового отложения (например упражнения для мышц живота) Все упражнения воздействующие на уменьшение веса тела в отличие от упражнении на повышение мышечной массы, выполняют с относительно невысоким напряжением мышц и довольно дли тельное время, с большим количеством повторении в одном подходе При составлении комплексов упражнении выборочно локального воздействия предусматривают обязательное чередование упражнении включающих в работу различные мышечные группы Для этого, когда отбирают упражнения планируют их выполнение в соответствии с принципом круговой тренировки, т е когда одна мышечная группа работает, другая отдыхает (например, первое упражнение на мышцы шеи, второе — на мышцы живота, третье — на мышцы бедра и т д )

Эти же принципы, правила составления и выполнения упражнении необходимо соблюдать при самостоятельных занятиях по развитию телосложения.

(Смотрите также 2 вопрос билета №2 для 11 класса).

Билет №2.

1. Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и разновидности, занятия в спортивных секциях и группах общефизической подготовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями). 2. Современные системы занятий и комплексы физических упражнений, связанные с регулированием телосложения.

1. К основным формам физической культуры, используемым в организации культурного досуга и здорового образа жизни относят туризм, занятия в спортивных секциях и группах общефизической под готовки, самостоятельные занятия физическими упражнениями

Туризм — исключительно ценное средство активного отдыха человека способствующее формированию его самостоятельности и инициативности, содействующее развитию физических и психических качеств, позволяющее укреплять здоровье, эффективно бороться с нервными и физическими перенапряжениями повышать умственную и физическую работоспособность, повышать умение действовать коллективно, взаимосвязано с другими членами общественных объединении. Основные виды туризма одно дневные и многодневные пешие, велосипедные и лыжные походы, водные походы на байдарках и плотах, выезды за город на природу, пешие прогулки.

Проведение всех туристских мероприятии требует от человека соответствующей подготовленности, которая включает в себя не только владение определенными двигательными действиями (ходьба, бег, лазание, плавание, передвижение на лыжах, велосипеде, плавательных средствах и др. ) и достаточный уровень физической подготовленности, но и специфические знания и практические умения По этому, осуществляя подготовку к туристскому походу, необходимо в первую очередь научиться ориентироваться на местности, освоить правила техники безопасности во время передвижения по маршруту и во время стоянок, научиться организовывать би­вак, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, пищевых отравлениях, укусах жи­вотных (в том числе змей, насекомых).

Занятия в спортивных секциях и группах обще­физической подготовки проходят обычно в учебных заведениях, внешкольных учреждениях дополни­тельного образования, в ДЮСШ, спортивных обще­ствах. В спортивных секциях занимающиеся полу­чают и совершенствуют умения в определенных ви­дах спорта. Периодичность занятий зависит от се­рьезности притязаний занимающихся и колеблется от двух раз в неделю до ежедневных. В группах об­щефизической подготовки занимающиеся в основ­ном развивают физические качества, совершенст­вуют деятельность всех основных жизненных сис­тем организма (занятия организуют два-три раза в неделю). Веду! занятия в спортивных секциях и груп­пах общефизической подготовки учителя физичес­кой культуры и тренеры.

Самостоятельные занятия организуют сами за­нимающиеся. Главное требование при этом — со­блюдение всех необходимых законов проведения за­нятий и правил безопасности.

(См. также 1ые вопросы билетов №2, 13, и 15 для 9 класса, 1ые вопросы билетов №3 и 7, 2ые вопросы билетов №5, 6, 12 –15 для 9 класса)

2. В настоящее время в мире получили широкое распространение различные системы занятий физи­ческими упражнениями, направленные на регулиро­вание телосложения, — бодибилдинг, пауэрлифтинг, аэробика, шейпинг, каллакииетика и др. Оста­новимся на двух из них —- бодибилдинге и шейпинге. По своей сути и бодибилдинг (адресованный преимущественно мужчинам), и шейпинг (адресованный женщинам) относятся к нетрадиционным видам атлетической гимнастики. Основная направленность занятий в этих системах и, соответственно, состав подбираемых для них упражнений характеризуются акцентированным воздействием на мышечную и под­кожно-жировую ткань занимающихся с целью индивидуального формирования и коррекции мышечно­го рельефа. Отличительная особенность этих видов нетрадиционной гимнастики по сравнению с други­ми ее видами — обязательное соблюдение опреде­ленного пищевого и водно-солевого режима. Вместе с тем бодибилдинг, в отличие от шейпинга, имеет более атлетическую спортивную направленность и предполагает интенсивное формирование мышечно­го рельефа с помощью как традиционных спортив­ных снарядов (гантели, малые штанги, отягощающие накладки и др.), так и специальных тренажерных ус­тройств.

Основные упражнения для коррекции рельефа мышц — упражнения избирательного воздействия. Их объединяют в специальные комплексы, обеспечи­вающие проработку каждой конкретной группы мышц. При этом в эти комплексы включают упражнения, связанные как с наращиванием мышечной массы, так и со снижением веса тела. Поэтому комплексы упраж­нений бодибилдинга и шейпинга имеют как бы двой­ную специфическую направленность: повышение и одновременно снижение массы тела. Отсюда следу­ет, что включаемые в них упражнения, величина на­грузки и режимы их выполнения также характеризу­ются двойной направленностью воздействия.

Избирательность воздействия каждого упражне­ния комплекса определяется в зависимости от ин­дивидуальных особенностей занимающихся, их фи­зической подготовленности, строения тела и рель­ефности мышц. Выполнение упражнений требует их согласованности с фазами дыхания, оптимальным чередованием нагрузки и отдыха, расслаблением мышц во время отдыха и их массированием.

В системе занятий комплексы атлетической гим­настики, оставаясь относительно постоянными по составу упражнений, чередуются через определен­ное количество занятий (например, замена одного комплекса на другой через каждые две-три недели).

(См также второй вопрос билета №1 для 11 класса)

Билет №3.

1. Особенности планирования и содер­жания самостоятельных занятий по общефизичес­кой подготовке. 2. Динамика общей работоспособ­ности человека в режиме дня. Особенности ее регу­лирования средствами физической культуры (физ­культурные паузы, физкультурные минутки, подвиж­ные и спортивные игры).

1. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств челове­ка. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимальною уровня об­щей работоспособности, поддержания высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально-прикладную физи­ческую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в конкретную профес­сиональную деятельность.

Основные задачи, которые решают в процессе общефизической подготовки, включая и самостоя­тельные формы организации занятий:

повышение функциональных возможностей ос­новных жизненно важных систем организма: дыха­ния, кровообращения, энергообеспечения;

повышение уровня развития основных физичес­ких качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость-координация);

повышение адаптивных (приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическим условиям среды жизнеобитания че­ловека;

повышение защитных функций организма, устой­чивости к заболеваниям, психическим напряжени­ям и стрессам; чл. обеспечение функциональной готовности челове­ка к профессионально-прикладной физической под­готовке, включающей в себя освоение новых форм движений и видов профессиональной деятельнос­ти, повышение профессионально заданного уровня специальной работоспособности.

В общефизической подготовке очень важно пла­нирование основных элементов организации трени­ровочного процесса. Планирование включает в себя:

выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма;

выбор величины нагрузки, ее объема и продол­жительности как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

планирование каждого занятия и системы заня­тий на недельный, месячный, полугодовой и годовой период.

Планирование общефизической подготовки обя­зательно осуществляется на основе результатов кон­троля физической подготовленности занимающих­ся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств.

Приступая к планированию самостоятельных за­нятий, необходимо определив уровень своей физи­ческой подготовленности. Для этого надо провести тестирование развития физических качеств и полу­ченные результаты сравнить с нормативными тре­бованиями, которые задаются в школьной програм­ме. Сравнивая свои данные с данными программы, выявляют либо отставание, либо опережение в раз­витии физических качеств и соответственно этому определяют направленность тренировочного процес­са (например, если выявлено отставание по показа­телям выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно большой объем упраж­нений на развитие именно этого качества, и, наобо­рот, если отставание по показателям силы, то зада­ются преимущественно упражнения силовой направ­ленности).

Определив направленность общефизической под­готовки и отобрав соответствующие физические уп­ражнения, приступают к планированию тренировоч­ного процесса. Вначале определяют количество за­нятий в недельном цикле (например, 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например, 60 мин.). После этого для каждого занятия первого не­дельного цикла разрабатывают план-конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий для второго цикла и т.д. Разрабатывая со­держание каждого последующего цикла, необходи­мо учитывать переносимость нагрузки в предыду­щем цикле. Если реакция организма на нагрузки была нормальной (бодрое и веселое настроение, хо­роший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение всего дня), то величину нагрузок повыша­ют; если же проявились негативные симптомы (на­рушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительный режим (до 120 уд/мин.); поддерживающий (до 140 уд/мин.); развивающий (до 160 уд/мин.); тренирующий (свыше 160 уд/мин.).

(См также 1ые вопросы билетов №2, 12 и 15 для 9 класса, 2ые вопросы билетов №5, 6, 12 – 15 для 11 класса)

2. Общая работоспособность человека в течение дня имеет волнообразную динамику, которая зави­сит как от особенностей биологического ритма орга­низма, так и от особенностей жизнедеятельности человека: характера и содержания его трудовой деятельности, режима дни, устойчивости организма к внешним воздействиям, к физическим и психичес­ким напряжениям. Основываясь на закономерностях биологического ритма организма, можно увидеть, что у большинства людей после сна (в начале дня) общая работоспособность относительно небольшая. Затем она начинает увеличиваться к середине дня, достигая своею максимума к 12 – 14 часам, после чего начинает снижаться и вновь увеличиваться к 16 – 17 часам, но не на столько, как в середине дня. За­тем с 19-20 часов она вновь начинает снижаться, и к моменту засыпания человека (в конце дня) общая работоспособность минимальная. Вместе с тем, как уже говорилось, характер жизнедеятельности чело­века, его режим дня существенно влияют на дина­мику общей работоспособности. Для поддержания общей работоспособности в течение всего дня на до­статочно высоком уровне, необходимо добиться оп­тимального чередования форм и видов деятельнос­ти человека, нагрузки и отдыха, т.е. организовать свой режим так, чтобы обеспечить оптимальное ре­гулирование динамики работоспособности.

Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с помощью занятий фи­зической культурой, применяя, в частности, физ­культминутки, физкультпаузы, подвижные и спортив­ные игры и т.п.

(Смотри также 1ые вопросы билетов №2, 4, 11 и 2ой вопрос билета №15 для 9 класса)

Билет №4.

1. В чем различие между скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями че­ловека? С помощью каких упражнений они развива­ются? 2. Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки, какие средства используют для этого?

1. Под скоростно-силовыми и собственно сило­выми способностями понимаются особенности чело­века, которые проявляются в способах (умениях) регулировать характер и режимы мышечных напря­жений. При этом характер и режимы напряжении задаются двигательными действиями, которые вы­полняет человек. Так, например, чтобы оттолкнуться от опоры при прыжках, необходимо уметь макси­мально напрягать мышцы за минимально короткий отрезок времени, а чтобы удерживать штангу над головой, надо уметь максимально напрягать мыш­цы и длительно сохранять это напряжение. В пер­вом случае речь идет о скоростно-силовых способ­ностях человека, т.е. способностях относительно максимально напрягать мышцы за минимально ко­роткое время; во втором — о собственно силовых способностях, т.е. способностях максимально напря­гать мышцы и длительно сохранять их напряжение. Как видно из этого примера, и скоростно-силовые, и собственно силовые способности относятся к физи­ческому качеству сила и различаются между собой по характеру напряжения мышц,

Скоростно-силовые способности развивают с по­мощью упражнений скоростно-силовой направленно­сти. Их обязательно надо выполнять с максимально возможной скоростью. Поэтому в процессе развития скоростно-силовых способностей величина нагрузки на работающие мышцы повышается постепенно, что­бы скорость выполнения упражнений оставалась от­носительно высокой. Она не должна снижаться до уровня менее чем 80-85% от максимальной. Величи­ну нагрузки в скоростно-силовых упражнениях повы­шают за счет количества повторений и дополнитель­ных отягощении на работающие мышцы.

Собственно силовые способности развивают с помощью физических упражнений силовой направ­ленности, при выполнении которых мышцы находят­ся в состоянии достаточно максимального напряже­ния относительно длительное время. Величину на­грузки в этих упражнениях регулируют двумя спо­собами: увеличением времени выполнения упраж­нения и увеличением отягощения на работающие мышцы.

В целом развитие скоростно-силовых и собствен­но силовых способностей ведет к повышению уров­ня развития силы. Поэтому, чтобы достигнуть все­сторонней силовой подготовленности и на занятиях силовой подготовки, чередуют выполнение упражнений скоростно-силовой и собственно силовой на­правленности.

(См. также 2ые вопросы билетов №1, 2, 12 для 9 класса, 1ый вопрос билета №8 и 2ой вопрос билета №9 для 11 класса)

2. В течение жизни осанка человека может ме­няться. Это связывают с различными факторами, в первую очередь с особенностями и характером тру­довой деятельности человека. Если трудовая дея­тельность характеризуется малоподвижностью, то мышцы туловища не получают достаточной трени­ровки и со временем ослабевают, что и становится причиной нарушения осанки. Если трудовая деятель­ность, наоборот, связана с тяжелым физическим трудом, с большими мышечными напряжениями, то в течение рабочего дня мышцы быстро утомляются и не могут достаточно эффективно поддерживать туловище. В этом случае утомление может стать при­чиной нарушения осанки. Поэтому человеку, какой бы он деятельностью ни занимался, необходимо по­стоянно следить за своей осанкой, осуществлять профилактику ее нарушения с помощью занятий опциальными физическими упражнениями.

При малоподвижной трудовой деятельности нуж­но ежедневно выполнять комплексы упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и подвижность суставов. Кроме ежедневных комплек­сов упражнений на профилактику осанки рекомен­дуется заниматься общефизической подготовкой, связанной с развитием физических качеств. Если работа физически тяжелая, надо в течение дня вы­полнять комплексы упражнений на расслабление мышц, на увеличение активности дыхания и крово­обращения. Эффективному восстановлению мышц и организма в целом хорошо помогают физкультурно-оздоровительные мероприятия. Среди них мож­но выделить физкультминутки и физкультпаузы в режиме трудовой деятельности, ежедневные прогул­ки и игры на свежем воздухе. , (См. также 2-й вопрос билета 14 для IX класса.)

Билет №5.

1. В чем различие между общей и спе­циальной выносливостью? С помощью каких упраж­нений она развивается? 2. Основные методы контро­ля за состоянием организма во время занятий фи­зическими упражнениями.

1. Выносливость подразделяется на общую и спе­циальную. Общая выносливость характеризует воз­можности человека длительно осуществлять работу безотносительно к ее специфике и условиям выпол­нения. Специальная выносливость, наоборот, харак­теризует возможности длительно выполнять кон­кретную специфическую работу, причем в относи­тельно определенных условиях. Например, в легкой атлетике выделяют выносливость спринтерскую и стайерскую, в спортивных играх — выносливость футболистов и выносливость хоккеистов. Всё это разновидности специальной выносливости.

Специальная выносливость нужна не только спортсменам. Она необходима также рабочим, врачам, учителям — людям всех профессии. Это объясняется тем, что между выносливостью и работоспособностью человека существует прямая связь. Более выносливые люди могут выполнять больший объем работы, меньше устают и меньше подверже­ны психофизическим перенапряжениям.

Чтобы эффективно развивать специальную вы­носливость, необходимо достигнуть относительно высокого уровня развития общей выносливости. Для развития общей выносливости используют общеразвивающие физические упражнения, которые вклю­чают в работу большое количество мышечных групп, существенно активизируют системы дыхания и кро­вообращения, увеличивают интенсивность энергооб­мена (например, бег, плавание, передвижение на лыжах, а также всевозможные комплексы общеразвивающих упражнений). Развитие специальной вы­носливости осуществляют с помощью так называе­мых специально-развивающих упражнений. Их от­личительная особенность в том, что они включают в работу только те мышечные группы, которые несут основную нагрузку при выполнении основного (про­филированного) вида деятельности (например, со­ревновательная деятельность борца-самбиста или бегуна-спринтера; производственная деятельность токаря или сталевара и т.п.). При этом режимы тре­нировочных нагрузок в данных упражнениях подби­рают таким образом, чтобы они по своим характери­стикам (например, по мощности и продолжительно­сти работы) приближались к нагрузкам, которые ис­пытывает человек, выполняя основной (профильный) вид деятельности, или даже совпадали с ними.

2. В процессе занятий физическими упражнени­ями используют преимущественно два вида контро­ля. Первый — контроль за функциональным состо­янием организма во время занятий. Основное его назначение регулирование величины нагрузки по время занятий, оценка реакции организма в ответ на выполняемые упражнения. При таком контроле ис­пользуют замеры показателей частоты сердечных сокращений, фиксируют внутреннее ощущение, оце­нивают характер восстановления организма после выполнения упражнении. Второй вид контроля — контроль за эффективностью тренировочных занятий, позволяющий оценивать результативность це­лостного педагогического процесса. Данный вид кон­троля включает в себя тестирование показателей физической подготовленности и их последующее сличение (сравнение) с показателями, которые за­планированы.

Контроль за физической подготовленностью под­разделяют на предварительный, рубежный и итого­вый. Основная задача предварительного контроля — проверка начального уровня подготовленности и по­следующее сравнение полученных показателей с запланированными. В зависимости от выявляемых различий определяют целевую направленность фи­зической подготовки: на преимущественное разви­тие либо выносливости, либо быстроты, либо силы, либо гибкости. После этого определяют продолжи­тельность тренировочного процесса (например, на полгода) и количество занятий в недельном цикле.

Отобрав упражнения соответствующей направлен­ности и спланировав их выполнение на месячный цикл, приступают к тренировочному процессу. В кон­це месячного цикла тренировочных занятий прово­дят рубежный контроль. По его результатам оцени­вают эффективность тренировочного процесса, ди­намику прироста результатов физической подготов­ленности. На основе этих данных при необходимос­ти вносят изменения в план тренировочных занятии, увеличивают или уменьшают величину нагрузок, изменяют содержание упражнений.

Итоговый контроль осуществляют по истечении запланированного периода физической подготовки, на основании полученных итоговых результатов на­мечают новые задачи и соответственно им планиру­ют следующий период подготовки.

Билет №6.

1. Значение олимпийского движения в установлении дружбы и мира между народами, его приверженность идеям справедливости и гуманиз­ма. 2. Физические упражнения и режимы индивиду­альных нагрузок в самостоятельных занятиях по раз­витию выносливости.

1. Международное олимпийское движение воз­никло благодаря развитию современных Олимпий­ских игр. Под олимпийским движением понимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народа­ми в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическо­му воспитанию народов на идеалах спорта. Данные идеалы были разработаны основателем современ­ных Олимпийских игр французским педагогом и об­щественным деятелем Пьером де Кубертеном и из­ложены им в различных письменных документах, в том числе в так называемой «Оде спорту». В этом произведении он попытался сформулировать девять основных предназначений спорта. Пьер де Кубертен раскрывает в своей оде величие спорта, его гуманистические цели и задачи, принципы развития олим­пийского движения:

1. "О спорт! Ты — наслаждение!" — спорт неиз­менный спутник жизни, щедро дарящий радость духу и телу, рождающий гармонию разума и силы.

2. «О спорт! Ты — зодчий!" — спорт творец при­роды человека, делает людей сильными, ловкими, статными, исправляет недостатки, с которыми чело­век рождается.

3. «О спорт! Ты — справедливость!» — спорт учит людей жить по законам справедливости, ука­зывает им прямые, честные пути для достижения целей, поставленных в жизни.

4. «О спорт! Ты — вызов!» — спорт помогает чело­веку преодолевать себя, сделать мечту реальностью.

5. «О спорт! Ты — благородство!» — спорт тре­бует высокой нравственности, справедливости, мо­ральной частоты и неподкупности, осеняет лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.

6. «О спорт! Ты — радость!» — спорт врачует душевные раны, является праздником для тех, кто жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться.

7. «О спорт! Ты—плодотворность!»—спорт— преграда на пути пагубных недугов, извечно угро­жающих людям, утверждающая принцип: «В здоро­вом теле — здоровый дух!»

8. «О спорт! Ты — прогресс!» — спорт способст­вует совершенству человека, объединяет прогресс физический и прогресс нравственный в единый путь к достижению цели.

9. «О спорт! Ты — мир!» — спорт устанавливает хорошие, добрые, дружественные отношения меж­ду народами, сближает людей, учит разноязычную, разноплеменную молодежь уважать друг друга, жить в мире и согласии.

Олимпийским движением руководит Междуна­родный олимпийский комитет (МОК). Он объединя­ет государственные и общественные организации, которые принимают на себя обязательства развивать спорт и физическую культуру на принципах и идеа­лах олимпийскою движения. Так, в современном спорте всё увереннее внедряется принцип «Фэйр Плэй» — честной игры. Благодаря развитию олим­пийского движения появились и новые виды сорев­нований, организаторы которых руководствуются высшими идеалами спорта. И эти соревнования, так же как Олимпийские игры, содействуют укреплению мира между народами. К таким соревнованиям в первую очередь надо отнести Игры доброй воли (про­водятся с 1986 г.) и Всемирные юношеские игры (впервые проведенные в 1998 г. в Москве).

2. Развивать выносливость можно с помощью различных упражнений, главное, чтобы их выполне­ние было относительно продолжительным и приво­дило к определенной степени утомления (усталос­ти). Поэтому, например, для развития общей вынос­ливости используют различные упражнения, вклю­чающие в работу большое количество мышечных групп (бег, ходьба, плавание, передвижение на лы­жах, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры и т.п.). Развивая специальную вы­носливость, подбирают упражнения избирательно-локального воздействия, которые включают в рабо­ту определенные (требуемые) мышечные группы.

При развитии выносливости наиболее существенным является выбор величины нагрузки, поскольку с ее помощью регулируют активность деятельности систем дыхания, кровообращения, энергообмена. Именно от функциональной активности данных систем, которые связаны с обеспечением мышц энергией и удалением из них продуктов энергообмена, во многом зависит уровень развития выносливости. На­пример, если двум школьникам предложить бежать с одинаковой скоростью, то лучший результат (большая продолжительность работы и большее расстояние) будет у того школьника, у которого эти системы обла­дают более высокой активностью и эффективностью.

Определяя величину нагрузки для развития вынос­ливости в процессе самостоятельных занятий, необ­ходимо учитывать два фактора: наличие обратной зависимости между мощностью работы и временем ее выполнения («Чем больше мощность, тем меньше предельное время работы») и наличие прямой зави­симости между мощностью работы и частотой сер­дечных сокращений («Чем больше мощность, тем выше уровень ЧСС>>). Поэтому при развитии вынос­ливости величину нагрузки можно подбирать:

по режимам нагрузки, которые рассчитывают в процентах от максимальной мощности (умеренная нагрузка — 30%; большая — 50%; высокая — 70%);

по уровню ЧСС во время выполнения упражнения (оздоровительный режим — до 120 уд/мин.: под­держивающий — до 140 уд/мин.: развивающий — до 160 уд/мин. тренирующий—свыше 160 уд/мин.):

по предельному времени выполнения упражне­ния, т.е. до усталости (максимальная мощность — до 30 сек.; субмаксимальная — до 2,5 мин ; боль­шая — до 8 мин.; умеренная — свыше 8 мин.).

При самостоятельных занятиях, связанных с раз­витием общей выносливости, предпочтительнее ис­пользовать нагрузку в режиме большой интенсив­ности (50-60%) в зоне умеренной мощности (10-15 мин.) на уровне тренирующего режима по ЧСС (170 уд/мин.). В начале работы по развитию выносливос­ти подобранные нагрузки выполняют 1-2 раза с ин­тервалом отдыха 5-7 мин. Постепенно количество повторений в одном занятии увеличивают, но режи­мы нагрузки сохраняют.

(См. также 1-й вопрос билета 8 и 2-й вопрос би­лета 12 для IX класса.)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru