Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения



Скачать 214.42 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для дистанционного обучения
Дата10.06.2013
Размер214.42 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник

Учебно-методический комплекс
для дистанционного обучения


Одним из необходимых условий проведения качественного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированного набора учебно-методических комплексов (кейсов).

Учащиеся должны работать с учебно-методическими материалами самостоятельно при необходимой консультационной поддержке со стороны преподавателей и при индивидуальном постоянном контроле за результатами обучения. Обеспеченность учебными материалами, ориентированными на индивидуальную работу должна составлять один экземпляр на студента.


Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой ДОТ являются УМК, обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с рабочим учебным планом. В последнее время широкое применение получили электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), благодаря легкости, экономичности, быстроте тиражирования и распространения.


ЭУМК должен обеспечивать следующие этапы обучения:

  • установка на обучение;

  • ознакомление с теоретической частью;

  • усвоение ее при помощи выполнения практических заданий;

  • работа с дополнительными материалами;

  • прохождение самоконтроля знаний для анализа самим студентом степени усвоения учебного материала;

  • прохождение итогового контроля знаний.


Предоставление ЭУМК студентам возможно двумя способами:

  1. основная часть компонентов записывается на CD-диск, а контролирующая часть (тесты для самопроверки, промежуточной и итоговой аттестации) в системе тестирования СДО «Прометей» (технология кейс+Интернет);

  2. все компоненты размещаются в СДО «Прометей» (Интернет-технология).



^

Минимальный состав кейса
для дистанционного обучения



Перечислим минимальный состав кейса для студентов заочной формы обучения.


  1. График изучения дисциплины

  2. Рабочая программа дисциплины для заочной формы

  3. Конспект лекций или учебное пособие(я)

  4. Практикум - методические материалы по выполнению практических заданий (согласно учебному плану):

- методические указания по выполнению практических заданий и лабораторных работ, СРС (ДЗ, РГР, КП, КР).

- сборники заданий к практическим занятиям;

- образцы выполнения всех видов отчетных материалов (РГР, лаб. работы, КП и др.)

- программный модуль виртуальной лабораторной работы (при необходимости).

  1. ^ Материалы для контроля знаний:

- экзаменационные вопросы;

- вопросы для самоконтроля;

- комплект тестов, размещенных в СДО «Прометей» для проведения самоконтроля, промежуточной и итоговой аттестации;

- инструкция для студентов по прохождению тестирования в СДО «Прометей».

6. Руководство по организации дистанционного изучения дисциплины


В состав ЭУМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы, либо ссылки на них:

  • учебные пособия других авторов;

  • справочники;

  • словари (терминологические, иностранных слов, сокращений и др.);

  • хрестоматии;

  • комплект презентаций для лекционной части курса;

  • мультимедийные файлы (анимации, видеофрагменты и др.).



^

График изучения дисциплины



При составлении графиков изучения дисциплин необходимо руководствоваться графиком учебного процесса на учебный год заочной формы обучения, учебными планами специальности и следующими требованиями:

1. Продолжительность семестра составляет 18 недель, в течение которых студент изучает теоретический материал, выполняет лабораторные работы, практические задания, СРС (ДЗ, РГР, КР, КП), получает индивидуальные консультации преподавателя с использованием ДОТ.


2. В связи с переходом на обучение с использованием ДОТ все аудиторные часы сокращаются на 50 % от часов, указанных в учебном плане. Часы СРС сохраняются в полном объеме. Предполагается, что:

- 50 % часов лекций заменяется на консультации по теоретическому материалу. Количество консультаций должно совпадать с количеством лекций, освободившихся в результате сокращения учебного плана на 50 %;

- 50 % часов практических занятий заменяется на проведение письменных работ и/или электронных семинаров. Общее количество письменных работ и/или электронных семинаров по темам практических занятий по дисциплине должно равняться количеству практических занятий, освободившихся в результате сокращения учебного плана на 50 %.


3. В течение семестра должны быть предусмотрены согласно учебному плану по специальности следующие виды работ:


- (УЛ) – установочные лекции, выдача электронных учебно-методических комплексов дисциплины, выдача заданий студентам на самостоятельную работу (ДЗ, РГР, КР, КП), выдача заданий на письменные работы и проведение лабораторных работ;


- «КЛ» - консультации по теоретическому материалу (не реже 1 раза в 2 месяца). Проводятся с использованием средств СДО «Прометей»;


- «СР» – консультации по СРС (ДЗ, РГР, КР, КП) и их проверка, если этот вид работы предусмотрен учебным планом. Проводятся с использованием средств СДО «Прометей» (не реже 1 раза в месяц). Последняя работа должны быть сдана не позднее 14-й недели, а преподаватель обязан проверить все работы - не позднее 15-й недели;


- «ПР» – срок сдачи студентом выполненной письменной работы . Последняя письменная работа должны быть сдана не позднее 14-й недели, а преподаватель обязан проверить все работы - не позднее 15-й недели;


- «ЭС» - проведение электронного семинара средствами СДО «Прометей» по теме практического занятия;


- «Т» - промежуточное тестирование в СДО «Прометей» должно проводиться согласно методическому руководству по изучению дисциплины, но не менее двух раз в семестре. Время выделяемое на тестирование – 2 недели;


- «ЗЛ» - защита лабораторных работ, выполненных в период установочных занятий, должна проводиться в течении семестра с использованием средств СДО «Прометей» по темам лабораторных работ;


- (А) – аттестация, сдача студентами полностью выполненных заданий, зачетов и экзаменов.


Пример заполнения графика изучения дисциплины приведен ниже.


^ ГРАФИК

изучения дисциплины

с использованием дистанционных технологий обучения
специальность , курс , 200 / 200 г.


Заочная форма обучения






сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь







3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28




1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

2

Очередность недель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Виды работ













УЛ

ЗЛ




КЛ

СР

ПР




Т

ЗЛ

СР

ЭС

ЗЛ

КЛ ПР







Т

ЗЛ




А

УЛ










февраль

март

апрель

май

июнь

июль




4

11

18

25

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7




9

16

23

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

Очередность недель

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Виды работ

ЗЛ

СР




ПР




Т

ЗЛ

РС







ЗЛ

СР

Т

ЭС

ЗЛ

СР


Т

А

УЛ




















Условные обозначения:

УЛ - Установочные занятия –установочные лекции, выдача ЭУМК, выдача заданий.

Т-Тестирование в СДО «Прометей»

ПР -Письменные работы .

КЛ- Консультация по теоретическому материалу .

СР- Консультации по СРС.

ЭС- Электронный семинар.

ЗЛ- Защита лабораторных работ

А- Аттестация – экзамен, зачет.
^

Рабочая программа дисциплины



Рабочая программа изучения дисциплины с помощью ДОТ подготавливается на основе рабочей программы заочной формы обучения.


Учитывая, тот факт, что студенты будут подключаться к системе дистанционного обучения «Прометей» и пользоваться электронными кейсами, в пункте рабочей программы, который называется «Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ» следует указать требования к рабочему месту студента:


  1. Минимальные аппаратные требования (процессор, оперативная память, память на жестком диске, наличие CD-ROM, звуковой карты);

  2. Минимальные системные требования (операционная система);

  3. Минимальные требования к интернет-соединению;

  4. Перечень необходимого программного обеспечения.


Например, процессор Pentium 100 МГц, оперативная память 16 Мб, свободное дисковое пространство 4 Гб, привод CD-ROM 4х, веб-браузер не ниже Microsoft Internet Explorer 5.5, канал Интернета со скоростью не ниже 14 кбит/с, Microsoft Office (Word, Power Point, Excel).


^

Учебное пособие



В качестве основных (базовых) учебных пособий предпочтительней включать в кейс учебные пособия, изданные в ОмГТУ преподавателями кафедры. При отсутствии таких возможно размещение отредактированных авторских конспектов лекций, либо учебных пособий авторов других вузов с соблюдением всех правовых норм.


В состав кейса может входить также электронное учебное пособие, разработанное авторами самостоятельно или совместно со специалистами ЦИТ и обладающее следующими качествами:

  • развитая гипертекстовая структура;

  • понятный и простой интерфейс, в основе которого лежит принцип подачи учебной информации в виде учебных кадров;

  • удобная для пользователя система навигации, позволяющая ему легко перемещаться по курсу;

  • использование высококачественных иллюстративных элементов и мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (рисунки, анимации, видеофрагменты и др.);

  • наличие глоссария и ссылок на глоссарий;

  • наличие ссылок на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет;

  • быстрота и удобство установки (загрузки) и запуска без усложнения эффектами.

Так как у студента отсутствует «бумажная» версия учебного пособия, настоятельно рекомендуется сделать его доступным для распечатывания.


Практикум


Практикум по курсу включает в себя методические указания по выполнению практических заданий и лабораторных работ, СРС, планы семинарских занятий в форуме, сборники заданий (с примерами решения типовых задач), требования к отчетам о проведении таких работ.


При формировании папки с материалами практикума для студентов, использующих ДОТ, следует особое внимание уделить инструктивной части, включающей в себя:

  • цель работы,

  • задание для выполнения,

  • подробное описание последовательности действий студента при выполнении практикума,

  • порядок оформления результатов работы,

  • вспомогательные материалы (иллюстрации, формы для заполнения, образцы),

  • список рекомендуемых источников и ссылки на Интернет-источники.


Контролирующая часть, содержащая вопросы для проверки знаний в ходе выполнения или по итогам практикума (например, защита лабораторных работ) может быть перенесена в тестовую систему СДО «Прометей».


При необходимости в состав кейса включается функциональная часть практикума, представляющая собой программный модуль виртуальной лабораторной работы. Если для выполнения практикума не требуется создание специальных программных модулей, необходимо указать, в каких программах выполняется практикум (например, Microsoft Excel, Adobe Photoshop, AutoCAD, форум СДО «Прометей» и др.)

^

Материалы для контроля знаний



В папку с материалами для контроля знаний должны входить файлы с экзаменационными вопросами, вопросами для самоконтроля и инструкция для студентов по прохождению тестирования в СДО «Прометей». Тесты, входящие в ЭУМК, размещаются в СДО «Прометей» и не входят в кейс студента.


В зависимости от объема лекционных часов минимальный объем тестовой базы по дисциплине должен составлять 50 - 120 вопросов на семестр (рекомендовано 6 вопросов на 1 лекционный час).


Тестовые вопросы оформляются в соответствии требованиями (см. Требования к подготовке и оформлению тестовых заданий) и передаются в ЦИТ для размещения в системе дистанционного обучения «Прометей» не позднее, чем за один семестр до начала обучения. За месяц до начала обучения преподавателю необходимо обратиться в ЦИТ для настройки параметров тестов (определить тип теста, проходной балл, время, количество вопросов).

^

Руководство по организации

дистанционного изучения дисциплины



Пособие по организации дистанционного обучения призвано дать студенту представление о стиле и характере обучения без непосредственного контакта с преподавателем и сокурсниками. В пособие должны входить следующие разделы:


  • Описание комплектности ЭУМК

    1. В состав выдаваемого студенту комплекта входят…

    2. На сервере СДО Прометей содержатся следующие компоненты курса…

    3. Обращаться к материалам, размещенным на сервере СДО Прометей следует по адресу …, реквизиты доступа выдаются в ….




  • ^ Организационные вопросы

В данном разделе следует описать общую схему и порядок организации дистанционного обучения, указать фамилию, имя и отчество преподавателя. Разместить подробный календарный план с описанием учебных мероприятий.


^ Пример: календарный план изучения дисциплины

«Отечественная история»

для студентов заочной дистанционной формы обучения


(группа ЗСР-126)


Дата

Вид работы

19.02.07-12.03.07

Изучение теоретического материала. Лекции 1-3 (Хроменкова Н. И. Отечественная история. Конспект лекций для студентов дистанционной формы обучения)


12.03.07-18.03.07

Тестирование-самопроверка в СДО «Прометей» по темам:

Тема 1. История как наука

Тема 2. Древнерусское государство

Тема 3. Русь в период феодальной раздробленности. Образование централизованного государства (XIV - XVI вв)


Электронный семинар в СДО «Прометей» по тематике раздела «Древнерусское государство» (раздел Общение – Форум)

18.03.07- 16.04.07

Изучение теоретического материала. Лекции 4-5 (Хроменкова Н. И. Отечественная история. Конспект лекций для студентов дистанционной формы обучения).

16.04.07-22.04.07

Тестирование-самопроверка в СДО «Прометей» по темам:

Тема 4. История России в XVII - XVIII вв.

Тема 5. Россия в первой половине XIX в.: поиски путей развития

Тема 6. Особенности и основные этапы развития России в ХIХ в. Становление индустриального общества.


22.04.07-21.05.07

Изучение теоретического материала. Лекции 6-8 (Хроменкова Н. И. Отечественная история. Конспект лекций для студентов дистанционной формы обучения).

21.05.07-27.05.07


15.06.07

Тестирование-самопроверка в СДО «Прометей» по темам:

Тема 7. Роль ХХ столетия в мировой истории. Россия в начале ХХ века

Тема 8. Социально-экономическое и политическое развитие Советского государства в 1920- конце 30-х гг.

Тема 9. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.


Предоставление на проверку реферата (СДО Прометей, раздел Общение – Файлы)


ЭКЗАМЕН


Рекомендуемые виды практических заданий:

  1. ^ Выполнение письменных работ (решение задач, выполнение чертежей, рефератов, эссе, переводы текстов и т. д.) и предоставление их электронных версий на проверку преподавателю с использованием СДО «Прометей» (раздел Общение – Файлы). Если предусматривается распределение вариантов выполнения заданий среди студентов, преподаватель включает в материалы УМК список фамилий и номера вариантов заданий, которые должны выполнить студенты.

  2. Тестирование в СДО «Прометей». Преподаватель сообщает студентам проходной балл по тесту, указывает допустимое количество попыток сдачи теста.

  3. ^ Проведение электронных семинаров в СДО «Прометей» (раздел Общение – Форум). Форма проведения семинаров – вопросно - ответная. Преподаватель размещает в форуме набор вопросов по изучаемой теме, указывает, на какое количество вопросов должен ответить студент для получения положительной оценки, определяет объем размещаемых высказываний (рекомендуется не более 0,5 страницы текста на 1 вопрос).


Следует обязательно указать, в каких разделах СДО студент должен участвовать в мероприятиях курса. Если курс предусматривает проведение электронных семинаров (форумов, чатов), необходимо разместить рекомендации или инструкции по участию в таких мероприятиях.


При выдаче практических заданий преподаватель должен указать название пособия, где они приведены, и распределить варианты между студентами (в виде списка).


Необходимо предложить студентам использовать «Рекомендации по работе интерфейсом слушателя СДО «Прометей»» (методичка в библиотеке ОмГТУ) или «Руководство слушателя СДО «Прометей» (документ библиотеки СДО «Прометей», раздел «Общедоступные»).


  • ^ Оценивание и консультации

Для всех оцениваемых заданий курса следует указать порядок их успешной сдачи (в т.ч. в сетевом режиме обучения). Составить подробную инструкцию о том, каким образом студент может предоставить работу на проверку (обмен файлами, сообщение в форуме), когда он может ожидать оценку за выполненное задание (письменную, расчетно-графическую работу, семинар или тест), как часто и каким образом осуществляются консультации с преподавателем.


  • ^ Требования к рабочему месту студента




Ресурс

Минимальный

Рекомендованный

Процессор

Pentium 100 МГц

Celeron 600 МГц и выше

Оперативная память

16 Мб

64 Мб и выше

Дисковое пространство

4 Гб

20 Гб и выше

Привод CD-ROM

4x

40x и выше

Графическая карта

PCI 1 Мб

AGP 8 Мб и выше

Веб-браузер

Microsoft Internet Explorer 5.5 либо Netscape Navigator 6

Microsoft Internet Explorer 6.0

Канал Интернета, корпоративной или локальной сети

14400 бит/с

64 кбит/с и выше


Если для работы с курсом необходимо специальное программное обеспечение, следует привести точное название программ.


    • ^ Реквизиты контактного лица (диспетчера ИЗО), к которому можно обратиться с вопросами



Структура кейса


Преподаватель дисциплины заблаговременно (за 1 месяц до обучения) передает все электронные учебно-методические материалы, вошедшие в кейс, в Институт заочного обучения для дальнейшего тиражирования. Предварительно необходимо структурировать электронные документы кейса в соответствии с файловой структурой приведенной ниже.


Название дисциплины (папка)

1_График

2_Руководство ДО

3_Рабочая программа

4_Конспект лекций

5_Практикум

6_Контроль


Папки нумеруются и называются в указанном порядке.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru