Социальное благополучие приемной семьи: социологический анализ 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы



Скачать 389.22 Kb.
НазваниеСоциальное благополучие приемной семьи: социологический анализ 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы
страница1/2
Смирнова Анна Сергеевна
Дата15.06.2013
Размер389.22 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
источник
  1   2


На правах рукописи


Смирнова Анна Сергеевна


Социальное благополучие приемной семьи:

социологический анализ


22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

социологических наук


Екатеринбург – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»


Научный руководитель

доктор социологических наук, доцент

Тараданов Александр Ардалионович


Официальные оппоненты:




Павлов Борис Сергеевич

доктор философских наук, профессор,

Институт экономики УрО РАН,

ведущий научный сотрудник


Грошева Ирина Александровна

кандидат социологических наук, доцент,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права», заведующий кафедрой философии, истории и социологии


Ведущая организация

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»


Защита состоится 17 апреля 2013 года в 15.00 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 504.001.26, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (620990, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, зал Ученого совета).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского института – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Автореферат разослан « » марта 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Рост сиротства в России актуализирует изучение форм жизненного устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Семья считается незаменимым институтом социализации детей. В международном и российском законодательстве закреплен принцип приоритета семейного воспитания. Однако на практике значительная доля детей оказываются вне его сферы. Общее число российских детей, оставшихся без попечения родителей, к 2012 г. достигло 654,4 тыс. Ежегодно регистрируются около 100 тыс. новых социальных сирот.

В этой связи особую значимость приобретают исследования российских семей, взявших на воспитание ребенка. В них находятся 523 тыс. приёмных детей. С 1 марта 1996 г. в России наряду с усыновлением и опекой (попечительством) с целью расширения практики устройства сирот в семьи была введена ещё одна форма их семейного жизнеустройства – приёмная семья. Эта форма не только не имеет аналогов в истории страны, но и существенно отличается от зарубежной практики.

В отечественной социологии отсутствует единое и общепринятое понятие приёмной семьи, что не позволяет чётко обозначить изучаемый предмет. На теоретическом уровне почти не исследованы её социологические особенности и параметры, не разрешён вопрос о том, каков её социально-реабилитационный потенциал.

Поскольку приёмная семья рассматривается как альтернативная форма жизненного устройства сирот и детей из социально-неблагополучных семей, закономерна постановка вопроса о критериях, показателях и факторах её социального благополучия. Однако ни теоретических подходов к этой проблеме, ни структурированных показателей социального благополучия приёмной семьи социологической наукой не выработано. Отсутствует концептуальная модель социально благополучной приёмной семьи.

Органы государственного и муниципального управления, общественные организации, реализующие семейную политику, испытывают трудности в определении её конкретных целей и задач по той причине, что практически не имеют научных данных о приёмной семье, представленной в положительной перспективе.

Таким образом, отсутствие теоретического анализа и научного эмпирического исследования социального благополучия приёмной семьи определяют актуальность темы диссертации.

^ Степень научной разработанности темы исследования. Процессам, происходящим в семье, посвящены публикации, как социологов, так и ученых смежных с социологией общественных наук. Общетеоретические подходы к решению проблем семьи и положению её в обществе разрабатывали классики социологической мысли Э. Дюркгейм, М. Ковалевский, О. Конт, К. Маркс, М. Мид, Т. Парсонс, П. Сорокин и др. В настоящее время интерес к теме семьи сохраняется. Об этом свидетельствуют работы отечественных авторов - И. Бестужева-Лады, С. Голода, Л. Дарского, В. Елизарова, Т. Долговой, Л. Карцевой, Л. Когана, Г. Корнилова, О. Кучмаевой, В. Лисовского, Б. Павлова, В. Плотникова, Б. Попова, А. Тараданова, Ж. Тощенко. Этим же проблемам посвятили свои исследования и зарубежные ученые - Б. Адамс, К. Аллен, В. Бенгтсон, Л. Ганунг, Р. Гартнер, М. Колеман, Л. Печковски, К. Сан Роджи, Т. Тамменти, Г. Элдер и др.

Проблемы семейного неблагополучия, положения детей в неблагополучных семьях, альтернативные формы устройства детей, лишившихся родительского воспитания, и в том числе различные аспекты социального сиротства рассматривались Е. Бреевой, И. Дементьевой, А. Нечаевой, Л. Олиференко, Е Рыбинским, М. Соколовой, Ф. Шереги, Л. Щипицыной и др. Особенностям положения, адаптации и социализации детей в сиротских учреждениях посвящены труды отечественных (А. Виноградовой, Т. Войтенко, Л. Галигузовой, С. Дуварова, Е. Иванова, И. Кона, Э. Минкова, А. Пригожан, В. Слуцкого, Н. Толстых и др.) и зарубежных (А. Адлер, М. Айнсворз, Дж. Боулби, Э. Пиклер, Р. Шпиц и др.) авторов. Комплексный анализ положения детей в конкретных сиротских учреждениях осуществляли Г.Ананьева, А. Андреева, Н. Анохина, М. Астоянц, Н. Карташова, Е. Макарова, М. Светланова и др.

Гораздо в меньшей степени оказалась исследованной замещающая семья. В основном авторами обосновывалась мысль о преимуществах семейных форм воспитания ребенка перед сиротскими учреждениями интернатного типа (Э. Алексеева, И. Деменьтева И. Дубровина, В. Зарецкий, Л. Олиференко, В. Ослон, А. Холмогорова). Как показывает анализ литературы, акцент в подобных исследованиях делается на негативных сторонах интернатного воспитания (М. Астоянц, В.Слуцкий, Л. Ежова, Е. Порецкина, Т. Гурко, Н. Аристова, Н. Савченко, Д. Медведев, Т. Сологубова и др.).

Исторический аспект развития замещающей семьи анализировался в работах C. Бахрушина, Г. Максимова. Н. Яблокова и др. На современном этапе вопросы теории и истории социального сиротства в России разрабатываются в трудах Л. Бадя, М. Фирсова. Е. Холостовой, H. Чернецова.

В научно-педагогическом аспекте, исследованием вопросов воспитания приемных детей занимались А. Довгалевская, Н. Павлова, О. Заводилкина, Н. Иванова.

Социальные, психологические аспекты подготовки детей и молодежи к самостоятельной взрослой жизни представлены в исследованиях П. Блонского, Ю. Вишневского, Г. Кораблевой, А. Макаренко, А. Менчинского, А. Меренкова, А. Петровского, Ж. Соловьевой, В. Сухомлинского, С. Шацкого и других.

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что проблема функционирования приемной семьи как нового института социализации детей-сирот является недостаточно разработанной в социологическом ключе, особенно с позиции её благополучия.

Однако идеалом, к которому должны стремиться и любая семья, и семейная политика, является семья социально благополучная. Исследования же таких семей весьма редки, а применительно к замещающей семье они вовсе отсутствуют. В результате отсутствие согласованности теоретических позиций по проблемам семейного благополучия серьезно препятствует разработке концептуальных положений в данной сфере и практической реализации социальной политики.

В теоретическом плане проблема заключается в отсутствии концептуальной специфической модели социально благополучной приёмной семьи, на основании которой было бы возможно разработать эмпирические показатели семейного благополучия и определить их оптимальные параметры.

^ Цель исследования состоит в выявлении специфики социально благополучной приёмной семьи и факторов её социального благополучия.

Задачи исследования:

1. Изучить существующие в научной литературе общие теоретические подходы к социологическому анализу проблемы семейного благополучия.

2. Сформулировать социологическое понятие социально-благополучной приёмной семьи.

3. Сконструировать специфическую теоретическую модель социально благополучной приёмной семьи.

4. Разработать на основе полученной модели систему эмпирических показателей и параметров социального благополучия.

5. Провести эмпирическое социологическое исследование приёмных семей, выявить степень их соответствия критериям благополучия.

6. Определить факторы, влияющие на уровень социального благополучия, и рассчитать индексы их влияния.

^ Объектом исследования является приёмная семья как особый тип семьи, воспитывающей на договорной основе приёмного ребёнка (детей).

Предметом исследования выступает социальное благополучие приёмной семьи как такое её состояние, при котором наиболее полно удовлетворены социальные потребности всех ее членов - приёмных родителей, взятых на воспитание и собственных детей, а также общества в целом.

^ Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых: Э. Дюркгейма (теория «социального факта», положенная в основу определения феномена социально благополучной семьи); М. Вебера (теория «идеальных типов», в рамках которой формировалась категориальная структура семейного благополучия; и теория «социального поведения», позволившая обосновать «благополучное семейное бытие» как социальное явление); П. Сорокина (концепция «кризиса семьи», помогающая понять противоречия «кризисной», «трансформационной» и «семьецентрической» теоретических составляющих семейного благополучия). Важную роль для теоретического осмысления исследуемых процессов сыграла концепция семьи как «институированной общности» и «основной функции» в единстве внутренних и внешних отношений, предложенная А. Харчевым.

Особое место в данном исследовании занимает генетический подход М. М. Ковалевского в его монографическом (Ф. Ле Пле) варианте, позволивший представить семейное благополучие как единство его институциональной, социально-групповой и личностной составляющих.

Теоретические положения диссертации опираются на следующие подходы и результаты современных исследований: трансформационный подход к пониманию сущности приёмной семьи Т.А. Гурко (для общей интерпретации и определения понятия современной приёмной семьи в России); концепцию «социально-благополучной семьи» А.А. Тараданова (использована при разработке понятия социального благополучия приёмной семьи, выбора показателей, индикаторов и индексов для сбора эмпирической информации о факторах социального благополучия); положения «мультимодальной модели» социальной и психологической помощи замещающей семье В.Н. Ослон (при построении специфической социологической модели социально-благополучной приёмной семьи); концепцию «полной семьи» и ее показателей Б.С. Павлова (при определении методики эмпирического исследования и совокупности социологических показателей семейного благополучия).

^ Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования приёмных семей на территории Челябинской области, в том числе проведённого осенью 2009 г. анкетного опроса приёмных родителей (N = 450 человек).

Дополнительно проведены анкетный опрос (отдельная анкета) потенциальных приёмных родителей, проходивших специальный курс обучения в ЦСЗН Челябинской области «Семья» (N = 60 человек) и экспертный опрос сотрудников органов опеки и попечительства и других учреждений, принимающих непосредственное участие в работе с приёмными семьями в районах области (N = 30 человек).

Ввиду малых объёмов генеральных совокупностей был использован метод сплошного отбора (опросом были охвачены представители практически всех приёмных семей области и все посещавшие специальный курс на момент опроса потенциальные приёмные родители).

В работе использованы аналитические материалы, полученные на основе анализа статистической отчётности и делопроизводственной документации Министерства социальных отношений Челябинской области, Центра социальной защиты населения Челябинской области «Семья», отделов опеки и попечительства управлений социальной защиты населения 50 сельских муниципальных районов и городских округов области.

Были также задействованы аналитические материалы о социальном благополучии приемных семей в России, опубликованные в статистических сборниках в период с начала 1990-х по 2012 год включительно.

Обработка эмпирических данных, полученных путем анкетирования, осуществлялась с помощью компьютерной программы SPSS с использованием методов корреляционного и факторного анализов.

^ Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна отражены в следующих положениях диссертации:

1. В ходе теоретического исследования сформулирован новый (монистический) подход к пониманию приёмной семьи.

2. Сформулировано, определено и введено в научный оборот понятие «социально благополучная приёмная семья» как особый тип приёмной семьи, в которой практически реализуется семейное благополучие посредством взаимной экономической, ценностной, личностной адаптации родителей и детей, не состоящих в кровном родстве. Сущность семейного благополучия приёмной семьи заключается в её успешном функционировании одновременно на трех социальных уровнях: а) на микроуровне – как удовлетворённость индивида-члена семьи его семейной жизнью; б) на мезоуровне - как удовлетворённость семьей (ее членами и социумом) как социальной группой; в) на макроуровне – удовлетворённость семьей социума в форме положительной оценки со стороны общественного мнения решения ею специфической задачи замещения биологических родителей приёмного ребенка (детей).

3. Сформулированы видовые по отношению к «социально благополучной приёмной семье» понятия «благополучная приёмная семья», «благополучие в приёмной семье», «благополучие приёмной семьи» как выражающие функции по удовлетворению потребностей субъектов социального действия (отдельных её членов; семьи как малой социальной группы; общества в целом).

4. Сконструирована теоретически обоснованная и эмпирически обнаруживаемая социологическая модель социально-благополучной приёмной семьи, определены её основные социологические характеристики, в частности показано, что семья, имеющая приёмного ребенка, идет к благополучию через взаимную экономическую, ценностную, личностную адаптацию.

5. Впервые разработана, апробирована и методически оформлена система специальных эмпирических социологических показателей, индикаторов и индексов социального благополучия приёмной семьи (сведены в две группы – «специальные внутрисемейные отношения» и «социальная институциальность»), направленных на выяснение степени влияния факта взятия ребёнка на воспитание на уровень благополучия семьи.

6. Выявлены и социологически обозначены границы и степень влияния на социальное благополучие приёмной семьи материально-бытовых, социально-психологических и институционально-организационных параметров её жизнедеятельности. В результате расчёта соответствующих показателей выявлено, в какой степени уровень семейного благополучия приёмной семьи зависит от различных факторов влияния, что позволяет сформировать предпосылки постановки на научную основу планирование мероприятий социальной политики по повышению уровня семейного благополучия замещающей семьи.

7. Предложено теоретическое обоснование новых подходов к отбору базисных семей для передачи в них осиротевших детей, выбору направлений социальной помощи, поддержки, и контроля приёмных семей на предмет их социального благополучия.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. С социологической точки зрения приёмная семья в России является разновидностью семьи как таковой, но имеющей в своём составе приёмного ребенка (детей). В то же время её следует рассматривать как особую форму семейного жизнеустройства осиротевшего ребёнка, часто обозначаемого в специальной литературе термином «замещающая семья». Таким образом, приёмная семья (наряду с опекунскими семьями и семьями усыновителей) является разновидностью замещающей семьи. Основное её отличие заключается в наличии договорных отношений с органами опеки и попечительства, платности родительских услуг, установлении конкретных сроков пребывания в семье взятого на воспитание ребёнка.

Такая семья способна осуществлять социализацию этого ребёнка в полном объёме и в присущих социальному институту семьи традиционных формах. Другое толкование сущности приёмной семьи лишает её существенных атрибутов семьи, превращая в «суррогатную», «фостерную» или иную семейную группу, где родительско-детские отношения заменены на отношения более или менее профессионального воспитателя с воспитуемым чужим ребёнком. В связи с этим для точности выражения сущности приёмной семьи при её макросоциальном анализе использован термин «социальное родительство».

2. Под социальным благополучием приёмной семьи понимается такое качество исполнения ею своих общих и специфических функций, при котором удовлетворены потребности всех субъектов социального действия – общества в целом, семьи как социальной группы, индивидов, включая приёмных родителей и воспитуемого некровнорождённого ребёнка.

Таким образом, социально-благополучная приёмная семья – это семья, в которой практически реализуется семейное благополучие посредством взаимной экономической, ценностной, личностной адаптации родителей и детей, не состоящих в кровном родстве.

3. Представленное в результатах, полученных лично автором, определение социального благополучия приёмной семьи позволяет определить и ввести в научный оборот понятия «благополучная приёмная семья», «благополучие приёмной семьи» и «благополучие в приёмной семье». Анализ функций приёмной семьи на основе вышеизложенного подхода позволил говорить о семейном благополучии как отдельных субъектов социального действия, так и семьи в целом.

Следовательно, «благополучная приёмная семья» определяется в качестве такой тогда, когда она в качестве социального института исполняет функции, удовлетворяющие потребности общества; она есть «позитивное» представление о приёмной семье как конкретном социальном институте.

«Благополучие приёмной семьи» есть удовлетворение потребностей данной семьи субъектами социального действия и представляет собой понятие, характеризующее эффективность исполнения этими субъектами своих функций по отношению к приёмной семье.

Понятие «благополучие в приёмной семье» представляет собой характеристику удовлетворенности индивида его семейной жизнью.

В приёмной семье наравне с другими индивидами выступают приёмные родители и приёмные дети. В социально благополучном идеале потребности приёмных и кровных детей совпадают и удовлетворяются в равной мере, также как совпадают потребности биологических и замещающих родителей.

4. Теоретический анализ понятия «приёмная семья» по соотношению признаков «благополучия-неблагополучия» позволил выделить в его содержании общие с родовым понятием «семья» и специфические (видовые) признаки. Это семья, которая одновременно обеспечивает удовлетворенность: индивида-члена семьи его семейной жизнью («благополучие в семье», хорошие отношения между членами семьи); семьи как социальной группы («благополучие семьи», ее полнота и устойчивость, способность решать общесемейные групповые задачи); социума в форме положительной оценки со стороны общественного мнения («благополучная семья», являющая социально одобряемые признаки семейного бытия) и одновременно решает специфическую задачу замещения биологических родителей приёмного ребенка (детей) и в этой роли имеет несколько кругов взаимодействия (родственники, знакомые, соседи, коллеги замещающих родителей по работе, органы и учреждения социального сопровождения замещающих семей). Итоговым результатом функционирования социально-благополучной приёмной семьи является удовлетворение основной потребности общества в его воспроизводстве («семейное благополучие» общества, оптимальный уровень рождаемости и социализации, замещение биологических родителей вследствие их утраты или лишения родительских прав).

^ Теоретическая значимость результатов исследования состоит в постановке и решении важной для социологической науки и социальной практики проблемы благополучия приёмных семей. В ходе теоретического исследования сформулирован монистический подход к анализу процессов функционирования приёмной семьи, позволяющий представить её в единстве макро и микросоциологического, общего и специального знания. В ходе прикладных исследований обнаружен и охарактеризован по основным социальным параметрам феномен многоуровневой структуры семейного благополучия-неблагополучия в приёмных семьях, определены условия и факторы роста семейного благополучия приёмных семей и иерархия данных факторов. Это позволило наметить перспективные теоретические и методологические направления социологических исследований замещающей семьи и предложить обоснование принципиальных мероприятий по повышению семейного благополучия в них.

^ Практическая значимость полученных соискателем результатов исследования подтверждается тем, что определены перспективы практического использования теоретических положений на практике в деятельности органов опеки и попечительства при подборе замещающих семей детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей; служб сопровождения приёмных семей для теоретически обоснованной и эмпирически определённой помощи таким семьям и для эффективного контроля за положением в них приёмного ребенка; региональных и муниципальных служб при разработке и корректировке соответствующих социальных программ; при проведении социологических мониторингов уровня жизни, социального самочувствия, специальных семейных отношений и других показателей функционирования приёмной семьи; в учебных курсах и спецкурсах «Социология семьи», «Социальные технологии», «Семьеведение», «Социальная политика», «Технология социальной работы».

^ Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии в получении исходных данных и научных исследованиях, обработке и интерпретации эмпирических данных, выполненных лично автором, личном участии в апробации результатов исследования, подготовке основных публикаций по выполненной работе.

^ Апробация результатов исследования. Результаты исследования используются в работе «Школы приемного родителя» при Челябинском областном центре социальной защиты населения «Семья».

Полученные эмпирические данные были использованы районными управлениями социальной защиты населения Челябинской обл. для корректировки сопровождения приёмных семей, а также отделом организационной работы по опеке и попечительству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерства социальных отношений Челябинской области для совершенствования методических рекомендаций по социальной поддержке семей с приёмными детьми.

Результаты диссертационного исследования прошли апробацию на 8 всероссийских и международных научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано 12 статей, в том числе 3 статьи, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru