Скачать 289.05 Kb.
|
Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжская государственная академия водного транспорта» Кафедра философии и социальных наук УЧЕБНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ПСИХОЛОГИИ Для бакалавров технических вузов Составитель – С.В. Грибанов Нижний Новгород Издательство ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 2012 УДК 159.9 (035) У91 Рецензент – канд. философ. наук, доцент Д.Б. Думаревский Учебный терминологический словарь по психологии : для бакалав. тех. вузов / сост. – С.В. Грибанов. – Н. Новгород : Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. – 24 с. В данном словаре представлены базовые термины по общей психологии. Предназначается для бакалавров, обучающихся по всем направлениям высших технических учебных заведений. Работа рекомендована к изданию кафедрой философии и социальных наук (протокол № 10 от 15.05.2012 г.). © ^ 1. Предмет и методы психологии Анкетирование – метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Интервью – метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса; выделяют: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе; может быть стандартизированной, с точно сформулированными вопросами, которые задаются всем опрашиваемым, и нестандартизированной, когда вопросы ставятся в свободной форме. Внешнее наблюдение – способ сбора данных о другом человеке, его поведении и психологии путем наблюдения со стороны. Выделяются следующие виды внешнего наблюдения: • сплошное (фиксируются все проявления психики); • выборочное (факты, имеющие отношение к изучаемому вопросу); • лонгитюдное (систематическое, в течение ряда лет); • срез (кратковременное наблюдение); • включенное (психолог наблюдает процесс изнутри (в замкнутых преступных группах, религиозных сектах и т. п.); • невключенное (наблюдение ведется извне); • непосредственное (исследователь сам наблюдает за психическим явлением во время его протекания); • опосредованное (используются результаты наблюдений, проведенных другими людьми (аудио-, кино- и видеозаписи). Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) – это получение данных при наблюдении субъекта за своими собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания (интроспекция) или вслед за ними (ретроспекция). гипотеза – научное предположение для объяснения какого-либо явления, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. естественный эксперимент – сочетает экспериментальность исследования с естественностью условий: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в естественном протекании в обычных условиях (в игре, на занятиях, на уроке, на перемене, в столовой, на прогулке и т. д.), а испытуемые не подозревают, что их изучают. Лабораторный эксперимент – эксперимент, протекающий в специально оборудованном помещении, с использованием аппаратуры, приборов, позволяющих точно учитывать условия опыта, время реакции и т. д. метод – 1) как методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, исходная, принципиальная позиция как подход к исследованию; 2) как специальный прием – путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ. Методы опроса – методы получения информации на основе вербальной коммуникации (беседа, интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос)). методика – совокупность методов, применяемых в конкретном (психологическом) исследовании и определяемых соответствующей им методологией. наблюдение – исследовательский метод, при котором психические явления изучаются в том виде, в каком они проявляются в обычной обстановке, без вмешательства исследователя; должно отвечать требованиям: 1) целенаправленности («что» и «для чего»); 2) систематичности (т.е. не «от случая к случаю»); 3) естественности (в естественных условиях); 4) обязательной фиксации результатов (в дневнике или протоколе); может быть внешним и внутренним. НАУКА – это система знаний о закономерностях развития (природы, общества, внутреннего мира личности, мышления и т. п.), а также отрасль таких знаний. отрасли психологии – ряд отдельных дисциплин и научных направлений, среди которых выделяют фундаментальные, базовые отрасли психологии, имеющие общее значение для понимания и объяснения поведения всех людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются, и прикладные, специальные, исследующие психологию людей, занятых какой-либо конкретной деятельностью. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – явления, факты и закономерности психической жизни человека. ПСИХОЛОГИЯ (др.-греч. ψυχή – душа; λόγος – знание) – наука изучающая закономерности развития психики (животного или человека), в филогенезе, в антропогенезе (в происхождении и развитии человечества), в онтогенезе и в различных видах деятельности. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт; является основным инструментом получения новых психологических фактов; различают два его вида: лабораторный и естественный. ^ и основные направления в психологии Аналитическая психология – направление психологии, придающее решающее значение в регуляции поведения коллективному бессознательному. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление психологии, представители которого считали, что ассоциация является главным механизмом функционирования сознания и психики. Д. Гартли, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии, построил модель сознания по аналогии с физическими моделями Исаака Ньютона на основе принципа элементаризма: простейшие элементы сознания связаны между собой складывающимися в опыте ассоциациями. Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. гормическая концепция В. Макдугалла (1871–1938) считает движущей силой индивидуального и социального поведения особую прирожденную (инстинктивную) энергию («горме»), определяющую характер восприятия объектов, создающую эмоциональное возбуждение и направляющую умственные и телесные действия организма к цели. Глубинная психология – ряд направлений западной психологии (фрейдизм, неофрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология), придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Гуманистическая психология – направление в западной психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К.Р. Роджерс), признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа исходящее из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной. Когнитивная психология – направление в западной психологии, исходящее из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Её представителями (Д. Миллером, Д. Брунером, У. Найссером, С. Стернбергом и др.) были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память. Культурно-историческая теория – направление в отечественной психологии, представители которого (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) считают, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредствуется интериоризованными знаками, а психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. Неофрейдизм – направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся американские психологи К. Хорни (1885–1952), Э. Фромм (1900–1980), Г. Салливен (1892–1949). Транзактный анализ – теория личности и система психотерапии, в основе которой лежат идеи психоанализа. Главная цель транзактного анализа, как метода психотерапии, состоит в том, чтобы освободить человека от игр-транзакций («взрослый», «родитель», «ребенок»), навыки которых усваиваются в раннем детстве, и научить его более честным, открытым и психологически выигрышным формам транзакций. Фрейдизм – направление, исходящее из идей З. Фрейда (1856–1939) об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Экзистенциальный анализ – направление, исходящее из философской посылки о том, что подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. ^ антропопсихизм – направление, исходящее из того, что психика возникает только с появлением человека. биопсихизм – направление наделяющее психикой всю живую материю и, в соответствии с этим, относящее время её появления к периоду зарождения жизни на Земле. «биологизаторское» направление в психологии исходит из идеи о том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Высшие психические функции – психические процессы, социальные по своему происхождению (формирующиеся в процессе онтогенеза), опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом; детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой. ВЫТЕСНЕНИЕ – один из механизмов психологической защиты (в психоаналитической теории личности), суть которой заключается в том, что из сознания выводятся в сферу бессознательного сведения (импульсы), вызывающие у личности сильные эмоциональные переживания. «жизненный путь» – термин, характеризующий процесс индивидуального развития человека, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование личности. культурно-историческое направление в отечественной психологии исходит из идеи Л.С. Выготского (1896–1934) о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию). Тем самым преодолевается дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. нейропсихизм – направление, признающее психику свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, но только организмам, имеющим нервную систему. Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. панпсихизм – учение о всеобщей одухотворенности природы, выдвигающее тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например у камней. психика (от греч. psychikós – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективного мира; функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности, определяемое её содержанием и отношением человека к этому содержанию; общий функциональный уровень психической активности, зависящий от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем. Современная отечественная психология решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира. социогенетическое (социологизаторское) направление в психологии исходит из идеи о главенствующей роли «среды», «общества», «внешнего влияния» в развитии личности. Структура психики – абстрактная модель «строения» психики человека. теория конвергенции двух факторов Вильяма Штерна (1871–1938) основывается на том, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции (т.е. процесс «сближения») внутренних данных с внешними условиями развития. Теория конфронтации двух факторов – подход к решению вопроса о детерминации развития личности с позиций влияния двух факторов, сформировавшийся в рамках психоанализа З. Фрейда и многих неофрейдистских концепций. Развитие личности рассматривается как результат конфронтации, или противоборства, двух факторов – биологического и социального. теория функциональных систем П.К. Анохина исходит из того, что физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов, складывающиеся при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы (которые, в свою очередь, обеспечивают целостные поведенческие акты). Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. ^ АРХЕТИП (греч. arche – начало и typos – образ – первообраз) – универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики фантазий, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. АФФЕКТ (лат. affectus – душевное волнение) – эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. ВНИМАНИЕ – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других; процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) – психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. ВОСПРИЯТИЕ – 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. ДОМИНАНТА – преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. ЗАБЫВАНИЕ – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее запечатленной информации. запоминание – процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. ЗНАК – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление или действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации. ИНСАЙТ (англ. insight – постижение, озарение) – неожиданное для самого человека внезапное понимание, нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал. Интеллект – 1) в широком смысле – глобальная, интегральная, биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности адаптации (Штерн, Пиаже); способность решать новые мыслительные задачи без проб и переносить найденные способы на другие ситуации; 2) в узком смысле – общее название познавательных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. ИНТРОСПЕКЦИЯ (самонаблюдение) – наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта. ИНТУИЦИЯ – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность всех врожденных архетипов. концентрированность внимания – показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Личностный смысл – составляющая сознания человека, которая выражает субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности. МОНОТОНИЯ – психическое состояние, наступающее в результате воздействия однообразных раздражителей и характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности, притуплением внимания, снижением его способности к переключению, снижением сообразительности, ослаблением воли, сонливостью. Мышление – познавательный процесс, результатом которого является новое знание, полученное на основе преобразования человеком действительности; обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – пассивное, не связанное с участием воли, возникающее стихийно, навязываемое внешними по отношению к цели деятельности событиями. ОЩУЩЕНИЕ – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. ПОНЯТИЕ – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предшествующего опыта, в результате практической деятельности. Произвольное внимание – волевое, активное, преднамеренное внимание, управляемое сознательной целью, связанное с волей человека. ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. продуктивное (ТВОРЧЕСКОЕ) МЫШЛЕНИЕ – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового; способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики). Психический процесс – это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психические процессы подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые. психические явления – внутренний, субъективный опыт человека, включающий в себя психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. РЕПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ – 1) процесс повторного производства чего-либо или результат такого процесса; 2) вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу. РЕЦЕПТОРЫ – специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей. СТРАХ – отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности; способ активности и защиты от сильных потрясений. СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, действия с образами, представлениями и понятиями. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – 1) способность живых организмов реагировать на раздражители; 2) способность организмов отражать воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений; 3) степень интенсивности ощущений (способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия); 4) понимание чувств другого человека, особенно осведомленность, основанная на относительно незначительных признаках; 5) уязвимость человека, вследствие которой ему легко причинить вред или оскорбить его. Чувственная ткань образа – чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. ЭМОЦИИ – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. Эмоциональность – совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. ЭМПАТИЯ – способность сочувствовать, сопереживать; переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. ^ Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и образование основных психологических новообразований человека для данной ступени развития. Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. ВОЛЯ – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. «волевая регуляция деятельности и поведения» – 1) в широком смысле – произвольная регуляция в целом, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности; 2) в узком смысле – специфические формы организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях. Деятельность – форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо. Желание – одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Идеал – важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия. ИНТЕРЕС – 1) эмоциональная реакция на новое, источник мотивов, научения и творчества; 2) специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные. МОТИВ – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. МОТИВАЦИЯ – 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. ^ структурная единица деятельности, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной – внешней или мысленной – ситуации. поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, вызванная необходимостью адаптироваться во имя выживания и продолжения вида. поступки – «единицы» поведения, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения. ПОТРЕБНОСТЬ – основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. Социальная норма – общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда). Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. ^ тип высшей нервной деятельности человека и животных – сочетание свойств нервной системы, определяющее индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамента, который врожден и в целом вряд ли может быть изменен. индивид (от лат. individuum – неделимый, нераздельный) – самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель своеобразных, генетически обусловленных черт. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, то, чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувств, наличие разного опыта, убеждений, различия характера, темперамента и т.п.). Все люди индивидуальны, неповторимы, но у одних индивидуальность проявляется ярко, а у других – малозаметно. ИНСТИНКТЫ (лат. instinctus – побуждение) – сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах. Личность в отечественной психологии – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы); 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Меланхолический тип темперамента характеризуется легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события. ^ система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики (темперамент, направленность, способности, характер). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта; механизм противостояния тревоге. Психологическая теория деятельности в отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др.) выдвигает тезис о том, что не сознание человека определяет его бытие и деятельность, а наоборот, бытие и деятельность определяют сознание. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Сангвинический тип темперамента характеризуется подвижностью, склонностью к частой смене настроений, отзывчивостью и общительностью. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. теории личности – подходы к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждый из которых раскрывает какой-либо отдельный аспект изучаемого явления. В настоящее время практически во всех психологических школах и направлениях достигнуто понимание того, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биосоциальную природу человека, сознательную и бессознательную психические сферы, нерасторжимое единство познавательной, эмоциональной и волевой областей личности, а также сущность личности – ее самость. ТЕМПЕРАМЕНТ – совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Флегматический тип темперамента проявляется в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. ХАРАКТЕР – 1) совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации и зафиксированных в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими; 2) совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Холерический тип темперамента проявляется в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. человек – биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности; система, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. ^ Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и результат этого процесса; особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, характеризующийся преобладанием эмоционального компонента, оцениванием другого преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. внутригрупповой фаворитизм – оказание предпочтения своей группе в противовес интересам другой. Интроверт – тип личности, характеризующийся необщительностью, замкнутостью, отсутствием интереса к другим и склонностью к углубленному самоанализу. Кинесика – система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конструктивный межличностный конфликт – конфликт, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. Коммуникативные способности – способности личности, обеспечивающие эффективность её общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности. Коммуникативная структура малой группы –совокупность связей между членами группы, зависящих от направленности и интенсивности внутригрупповых коммуникаций, а также от положения, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, к объему информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы). Малая группа – небольшая по размеру общность людей, связанных непосредственным взаимодействием. межличностное общение – общение, субъектами которого являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и организации совместных действий. Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. ролевое общение – общение, при котором участники коммуникации выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец), диктующих человеку его действия в соответствии с исполняемой ролью. Ролевая структура малой группы – совокупность отношений между индивидами, основывающихся на распределении групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Общение – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. д. Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения; своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Социальная категоризация – когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида критериям. Социальная идентификация – процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности. Социальное сравнение – процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация. Стереотип – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Структура малой группы – совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Структура социальной власти и влияния в малой группе – совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям. Этноцентризм – свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. «эффект ореола» заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «категоризируется» определенным образом, а именно накладывается на тот образ который уже был создан заранее. Библиографический список 1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии : информац.-метод. пособие по курсу «Психология человека». – М. : Педагогическое общество России, 2004. 2. Гуревич, П.С. Психология : учебник для бакалавров. – М. : Юрайт, 2012. 3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : 2005. ^ 5. Макарова, И.В. Психология : конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2010.^7. Психология : учебник / под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. 8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, Мастера психологии, 2010. 9. Тарасова, Л.Е. Общая психология : конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2008. Оглавление
Грибанов Сергей Владимирович Учебный терминологический словарь по психологии Редактор Н.С. Алёшина Корректор Д.В. Богданов Компьютерная вёрстка М.М. Сибагатулина Подписано в печать 20.09.12. Формат бумаги 60´84 1/16. Гарнитура «Таймс». Ризография. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,6. Тираж 350 экз. Заказ 219. Издательско-полиграфический комплекс ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а |
Учебный терминологический словарь по дисциплине «Отечественная история» / сост. – В. Н. Жиляев. – Н. Новгород : Изд-во фгоу впо «вгавт»,... | Б 72 Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер с англ. В. В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.— 232... |
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с | Д41 групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер с англ. И. Романовой. Науч ред. Е. Рыбина. 2-е изд.... |
Социально-психологические аспекты формирования и развития личности : учеб метод пособие / С. В. Грибанов, А. Н. Шиндин. – Н. Новгород... | На странице вверху указывается удк (материалы без указания удк в сборнике опубликованы не будут), название доклада, фио авторов и... |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл сообщает о внесении следующих изменений... | Удк и ббк, который будет разослан участникам конференции, а также в крупнейшие вузы и научно-технические библиотеки. Рассылка материалов... |
1. /english_text_for_technic.pdf |