Скачать 0.62 Mb.
|
На правах рукописи Сусликов Владимир Николаевич РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЫНОЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ: ОПЫТ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва - 2007 Диссертация выполнена на кафедре гражданского права Российской академии правосудия^ Официальные оппоненты Витрянский Василий Владимирович доктор юридических наук, профессор; ^ доктор юридических наук, профессор; Богданов Евгений Владимирович доктор юридических наук, профессор ^ Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Защита состоится 27 апреля 2007 года в 10 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 170.003.01 по юридическим наукам в Российской академии правосудия по адресу: г. Москва, ул.Новочеремушкинская, 69а. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии правосудия. Автореферат разослан марта 2007 г. ^ диссертационного совета, доктор юридических наук, профессор В.Е.Сафонов I. Общая характерстика диссертационной работы Актуальность темы исследования определяется исключительной ролью системы рыночных правовых отношений в становлении и развитии социально-ориентированного рынка недвижимости (недвижимого имущества). Проблема важна в общетеоретической плоскости, но более актуальна в аналитико-правовом прикладном ключе для современной России, где происходят радикальные изменения во всей жизни общества. Осуществляется переход системы административных, предпринимательских и гражданских правоотношений в сфере недвижимости из тоталитарного состояния в иное – рыночно-конкурентное русло обновления своих структур, что приносит позитивные результаты в развитии недвижимости как важнейшего объекта гражданских прав. Главное – общество трансформируется для достижения социально-экономической стабильности, динамичного развития системы отношений недвижимости, включая, прежде всего, сферу триединства сущности этой системы – государственно-управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношений. Однако весь комплекс проблем, связанных с равновесием и устойчивым состоянием системы имущественных отношений в социально-ориентированном рынке, остается пока недостаточно изученным. Нет специальных монографических исследований, комплексно освещающих мир правовой аналитики недвижимости и ее основания – системы регулирования управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношений. Теоретически их осмыслить и, по возможности, ответить на злободневные вопросы публичного и частно-правового реформирования сферы недвижимости, хотя бы на их часть, представляется жизненно необходимым и важным. Как свидетельствуют реалии рынка, характер процессов, происходящих в обществе, требует не противопоставления государственного сектора имущества частному и публичного права частному праву, а их взаимосочетанию и особенно в области управления недвижимостью. Актуальными являются не застоявшиеся схемы правоотношений, а их радикальные преобразования на пути все более глубокого проникновения публичного права в ткань гражданского, предпринимательского и других отраслей частного права. К тому же качественно изменяются право и управление в России, где с развитием гражданских правоотношений в сфере недвижимого имущества (правоотношения недвижимости) все более складывается паритет частных и публичных начал, особенно свойственный предпринимательскому праву. Стержень данной работы – выявление специфики и особенностей исследуемой системы, ее адаптации к новым условиям формирования устойчивых взаимосвязей управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношений недвижимости рыночного типа, изучение их с той степенью прагматичности и достоверности, которые позволяют оперировать этими понятиями как научным инструментом в конкретной познавательной и преобразовательной практике публично-правового и частно-правового хозяйствования. Нельзя, однако, согласиться с теорией стихийности, полным отказом от государственного регулирования имущественных отношений недвижимости. Необходим поиск оптимальных пределов и методов управления в сочетании с гражданско-правовым и предпринимательско-правовым регулированием этих общественно значимых отношений. Ибо и частное право, и публичное право служат человеку и обществу, а нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование1. К сожалению, единства в понимании природы и системности форм государственно-управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношений в контексте социально-ориентированного рынка недвижимости в науке нет. Все это говорит о необходимости разработки научно обоснованной парадигмы правовой недвижимости и концепции развития данной, исключительно актуальной системы общественных отношений с использованием достижений правовой аналитики недвижимости, разработке которой в определенной мере посвящено настоящее исследование. Теоретико-практический анализ целостности системы государственного управления, предпринимательско-правового и гражданско-правового регулирования отношений недвижимости, ее важной роли в установлении правовых основ единого рынка подчеркивает необходимость последовательного оформления в систему тех демократических институтов, ценностей, во имя которых развиваются социально-ориентированный рынок и связи между публично-правовыми и частно-правовыми явлениями в жизни общества. Необходимо, по существу, обеспечить качественно новый уровень связанности правом управленческих, предпринимательских и гражданских отношений недвижимости, сформировать его новую, социально-ориентированную систему. В связи с этим предпринимается попытка исследования диалектической связи между правотворчеством и фактически сложившимися управленческими, предпринимательскими и гражданскими правоотношениями в контексте социально-ориентированного рынка недвижимости как объекта изучения отраслей публичного и частного права. ^ . Межотраслевой, комплексный характер исследования предполагает многоплановость поставленных в диссертации вопросов и необходимость обращения к нормативно-правовой и монографической литературе, освещающей различные аспекты решаемых проблем. Современный аналитическо-правовой аспект темы опирается на труды философов, классиков правовой мысли. Речь идет о трудах Платона, Аристотеля, Макиавелли Н., Гоббса Т., Канта И., Локка Дж., Монтескье Ш., Гегеля Г.В.Ф., Маркса К., Бердяева Н.А., Ильина И.А., Ленина В.И. и др. С целью обеспечения комплексности исследования отражен современный опыт исследователей других стран в сфере формирования системы правовых отношений. Автор использовал теоретические положения и выводы работ М. Альберта, С.Л. Брю, С.О. Доннела, П. Друкера, Г. Кунца, К.Р. Макконела, М.Х. Мескона, Р.К. Мертона, Ф. Хедоури, Д. Чайлда, Д.О. Шонесси и других ученых. Также использованы труды ученых-юристов, экономистов, социологов по регулированию управленческих, предпринимательских и гражданских отношений, отражены результаты обобщения практики деятельности органов государственной власти и методология управления. Проведенному анализу и полученным выводам способствовали труды ученых, исследующих проблемы теории государства и права, государственного права и управления, административного, гражданского и предпринимательского права: Т.Е. Абовой, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, В.К. Андреева, Л.В. Андреевой, Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, Е.В. Богданова, В.В. Витрянского, В.Г. Вишнякова, А.К. Голиченкова, Е.П. Губина, Р.В. Енгибаряна, В.В. Ершова, И.В. Ершовой, С.Э. Жилинского, В.И. Жукова, В.В. Зайцева, А.И. Иванова, Д.А. Керимова, Ю.М. Козлова, Ю.К. Краснова, П.В. Крашенинникова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лаптева, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, В.С. Мельникова, Т.Н. Нешатаевой, Л.А. Новоселовой, А.В. Оболонского, Л.Л. Попова, В.А. Прокошина, Г.Ф. Ручкиной, А.Я. Рыженкова, В.Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, Е.А. Суханова, Ю.А. Тихомирова, В.С. Толстого, Ю.К. Толстого, А.П. Фокова, Д.А. Фурсова, В.М. Сейнароева, В.А. Слесарева, Л.И. Шевченко, А.Е. Шерстобитова, М.К. Юкова, В.Ф. Яковлева и др. Вопросы имущественных отношений рассматривались и с финансовой точки зрения. Наиболее значимые в этом направлении работы Г.А. Гаджиева, Е.Ю. Грачевой, А.Д. Селюкова, Н.И. Химичевой и др. Вместе с тем нельзя признать достаточным уровень научного рассмотрения комплекса межотраслевых проблем формирования системы рыночных правоотношений недвижимости. Отсутствует целостная теоретическая концепция развития этих отношений с позиций укрепления государственного единства и правовых основ единого рынка. С учетом того, что проблемы обеспечения единой системы рыночных правоотношений недвижимости не получили своего решения, следует констатировать необходимость их научного осмысления и выработки теоретических подходов и практических рекомендаций. В связи с этим представленная работа является одной из первых в юридической науке, содержащей системный и межотраслевой анализ рыночных правоотношений недвижимости. ^ выступают общественные, главным образом, управленческие, предпринимательские и гражданские отношения, возникающие в связи с их системно-правовым обеспечением и конституционным установлением правовых основ единого социально-ориентированного рынка. ^ является межотраслевая система (комплекс) правовых норм, регулирующих формирование рыночных отношений недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, методология системного анализа правовых приоритетов в развитии управленческих, предпринимательских и гражданских отношений на рынке недвижимости. ^ состоят в раскрытии смысла, содержания и направлений развития отношений недвижимости под влиянием социального государства и рынка, и на этой основе – в комплексной интерпретации ряда положений отраслей публичного и частного права. Достижение поставленной цели осуществляется в результате научного решения комплекса исследовательских задач, отражающих логическую последовательность предпринятого анализа триединства нормативно-правового содержания категории «система рыночных правоотношений недвижимости»: – проанализировать, выявить и обобщить основные черты исторически формирующейся и развивающейся системы управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношений недвижимости, ее функций и места в публичной и частно-правовой жизни общества; – рассмотреть сложившиеся в научной литературе представления об управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношениях, осмыслить причины, обусловившие отсутствие научных исследований системности отношений недвижимости; – выявить основные черты формирования эффективной системы рыночных правоотношений недвижимости, их уровней и видов относительно земли, жилых и нежилых помещений, риэлторской деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; – разработать собственную концепцию анализа системы рыночных правоотношений в контексте правовой аналитики недвижимости, предварительно определив связи публичного права и частного права в механизме правового регулирования системы отношений недвижимости; – дать анализ статуса участников управленческих и гражданских правоотношений, рассмотреть наиболее важные вопросы его развития с точки зрения того, как фактические отношения должны отразиться в законодательстве; – показать динамику правового регулирования управленческих, предпринимательских и гражданских отношений недвижимости через категории: власть, собственность, система государственного и муниципального управления, государственные и частные интересы, правовое стимулирование, противоречия, конфликты, оптимизация отношений недвижимости; – раскрыть правовые основания возникновения, осуществления и прекращения отношений имущественной безопасности; – проанализировать особенности процедуры и методов реализации правоотношений недвижимости; – выработать, исходя из правовой аналитики недвижимости, предложения по практическому применению элементов системы рыночных правоотношений недвижимости и предложить меры, обеспечивающие изменение их нормативно-правовой базы в условиях административной реформы. ^ представлены, соответственно кругу освещаемых вопросов, совокупностью основных современных методов познания и описания системы общественных явлений, отношений и процессов. Это – исследовательский инструментарий диалектики, системного комплексного подхода, структурно-функциональный анализ, сравнительный и социологический методы, единство конкретно-исторического и концептуального изучения явлений и процессов, а также социально-юридические методы анализа и толкования нормативных актов. Комплексный подход позволил широко применить такие его составляющие, как системно-компонентный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-интегративный, системно-коммуникационный подходы. В значительной мере использованы методы компьютерного моделирования, межотраслевой подход в качестве инструмента анализа правовых институтов и отношений. Применение названных методов позволило исследовать объект в целостности и всесторонности. ^ составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский, Градостроительный, Земельный, Водный кодексы РФ, КоАП РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, правовые акты органов местного самоуправления, а также ряд международных правовых актов. В работе использованы постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, акты других федеральных судов по вопросам отношений в сфере недвижимого имущества. В процессе работы над диссертацией изучен и использован значительный объем научной, монографической литературы отечественных и зарубежных ученых по правовым, экономическим и социальным аспектам функционирования системы имущественных отношений на различных этапах исследования. ^ отражают данные статистических сборников, материалы газетных и журнальных публикаций, программные и иные материалы органов государственной власти и местного самоуправления, посвященные проблемам правового регулирования отношений недвижимости, а также факты реальной практики их правореализации. Существенную помощь оказали социологические исследования, проведенные в составе научных коллективов, по проблемам развития системы правоотношений недвижимости России и ее регионов, личные наблюдения автора в исполнительных органах федерального и регионального уровня, в научно-педагогической деятельности, а также участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих работников в рассматриваемой сфере деятельности. ^ диссертационного исследования заключается в том, что впервые осуществлен межотраслевой, комплексный анализ проблем формирования и развития системы правового регулирования рыночных отношений недвижимости в условиях административного реформирования. Проведенное исследование дало возможность сформулировать и обосновать следующие положения и выводы, обладающие научной значимостью и новизной, и выносимые на защиту: 1. Рассмотрена в диссертации недвижимость как определенное экономико-правовое явление, ставшее значимой частью собственности в рыночных условиях. Главные ее элементы – земля, жилые и нежилые помещения, сооружения, наиболее ценные вещи должны использоваться в интересах удовлетворения конституционных и иных прав граждан. Владение, пользование, распоряжение и управление жилыми и нежилыми помещениями, землей, другими природными ресурсами с правовых позиций анализируются как основа жизнеобеспечения, т.е. жизни и деятельности народа, как достояние граждан, независимо в какой форме собственности находится недвижимость. В диссертации впервые перенесен акцент на взаимодействие конституционных, предпринимательско-правовых, гражданско-правовых целей, задач и функций прогнозирования и программирования, на рациональность ограничений и запретов, организационную поддержку, консультирование и стимулирование в сфере права недвижимости. 2. Доказывается, что отношения, связанные с недвижимостью, регулируются правовыми нормами не только гражданского законодательства, но и многих других отраслей законодательства, и в то же время представляют собой недостаточно скоординированный объем норм, который целесообразно сосредоточить в одном федеральном законе – «О недвижимости». Ставится вопрос о повышении роли гражданского, предпринимательского права в обеспечении качества: а) внутрифедеральных договоров, содержащих правовые нормы об управлении объектами недвижимости, равно как и соответствующих соглашений между правительствами, губернаторами, министерствами о сотрудничестве, делегировании прав в сфере недвижимости и расширении кредитно-управленческих соглашений; б) административно-правового регулирования государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Систематизированы аргументы, в силу которых имущественные, управленческие, интеллектуальные отношения права недвижимости в условиях рынка переросли рамки институтов гражданского и административного права и поэтому трансформируются в самостоятельную сферу «право недвижимости» в рамках предпринимательского права. По такому пути развивается и будет совершенствоваться предпринимательское право, которое тесно соприкасается с налоговым, финансовым, земельным и другими отраслями права, что обогащает теорию и практику конституционного, гражданского и других базовых отраслей права. В связи с этим доказывается, что предприятие, вопреки указанию ГК РФ (ст. 132), является особым видом имущества с переменным составом элементов имущественных и неимущественных прав. Предприятие нельзя квалифицировать только как недвижимость, поскольку оно включает в себя права требования, долги, интеллектуальные права, а также земельные участки здания, сооружения и т.п. – непременный элемент юридического лица как субъекта права. Права на предприятие и сделки с ним не должны регистрироваться по федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие части четвертой ГК РФ дополнительно подтверждает данное положение. 4. Разработана теория развития имущественно-правовых отношений, включая концепцию права на недвижимость, в основе которой находится триединство элементов системы, охватывающей управленческие, предпринимательские и гражданские правоотношения при четком разграничении их публично-правового и частно-правового регулирования. Непременным элементом этой целостности являются: системность целевых и функциональных особенностей отношений недвижимости; взаимообусловленность прямых и обратных связей управляющих органов и управляемых субъектов; упорядоченность отношений недвижимости юридическими нормами. Предложенная концепция позволяет всесторонне развивать право на недвижимость в интересах личности и государства. Достоверность концепции подтверждена в результате применения новых методологических подходов к исследованию права на недвижимость в условиях административного реформирования (сокращение функций управления недвижимостью, осуществляемых госорганами; развитие саморегулируемых и оптимизация деятельности существующих организаций в сфере недвижимости; оптимизация функций управления недвижимостью по результатам осуществляемой деятельности). 5. Предложена и обосновывается посредством существующих взаимосвязей предпринимательских и гражданских правоотношений теория управления недвижимостью, основанная на действии комплексной отрасли законодательства о недвижимом имуществе, в которой необходимо выделяются организационно-правовая, управленческо-правовая, информационно-правовая и правоохранительная функции органов управления недвижимостью на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом регион рассматривается как социально-экономическое единство части территории государства, построенной с учетом особенностей географического, природного, культурного факторов и наличия имущественного комплекса в формате всех видов недвижимости. 6. Сформулирована теоретико-практическая конструкция «права ограниченного владения земельным участком» как особого вещного права. Суть конструкции состоит в том, что собственник земельного участка, предоставляя его под строительство другому лицу, принимает на себя обязанность обеспечить возможность пользоваться участком как этому лицу, так и последующим собственникам здания, возведенного на этом земельном участке. Это право следует закрепить в федеральном законе «О недвижимости» и модельном законе субъекта РФ "О порядке управления объектами недвижимости". С точки зрения аналитики недвижимости целесообразно законодательно закрепить практику правового стимулирования в этой сфере как целенаправленного сознательного изменения статуса объектов правового обеспечения недвижимости под влиянием рынка недвижимости и развития права собственности на недвижимое имущество, включая оценку и налогообложение последнего, наличие у хозяйствующего субъекта определенной совокупности: прав и гарантий самостоятельного принятия решений; видов, форм и сфер хозяйственной активности на рынке недвижимости; методов осуществления и использования результатов этой деятельности. 7. Обосновывается действие на перспективу правового механизма совершенствования государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: – исключение дублирования функций, осуществляемых в части общеправовой государственной регистрации, инвентаризационного учета и налогово-правовой регистрации различными государственными органами путем наделения данными функциями единой структуры – Федеральной регистрационной службы Российской Федерации и установление в главе 7 КоАП РФ соответствующих дополнительных составов административных правонарушений и ответственности за нарушение порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; – создание единого банка информационных данных для нужд информационного взаимодействия этих органов с налоговыми органами, местным самоуправлением, органами, производящими оценку недвижимости для целей налогообложения объектов недвижимости и др. 8. Предлагается обеспечить дocтижeниe целей повышения капитализации недвижимости путем широкого вовлечения ее в хозяйственный оборот, что невозможно без всесторонней и эквивалентной оценки объектов недвижимости как для предпринимательско-инвестиционной деятельности, так и для налогообложения. Единый подход к ее учету и оценке, предлагаемый автором, позволит избежать противоречий в применении норм гражданского, земельного и налогового законодательства, облегчит применение всего комплекса норм о недвижимости в административно-правовой, финансовой, судебной и иной правовоприменительной практике. 9. Обоснованы и реализованы (частично) на различных этапах исследования рекомендации автора уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ принять ряд нормативно-правовых актов, а именно, положений: а) о комиссии по вопросам распоряжения недвижимым имуществом; б) о порядке и условиях страхования государственного имущества; в) об утверждении примерных форм уставов государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; г) о порядке проведения торгов на право заключения договоров на передачу имущества во временное владение, пользование и распоряжение; д) о порядке использования средств, полученных от аренды нежилых помещений; е) об организации содержания и эксплуатации объектов нежилого фонда, находящегося в государственной казне, и др. ^ состоит в том, что представленные выводы и сформулированные на их основе предложения могут обеспечить повышение теоретико-практического уровня развития системы правового регулирования в контексте социально-ориентированного рынка недвижимости и административного реформирования, способствовать внедрению научно обоснованной парадигмы правовой инноватики недвижимости, реализации целостной концепции повышения эффективности системы управленческих, предпринимательских и гражданских правоотношений в сфере недвижимого имущества. Сформулированные в диссертации выводы и предложения помогут создать определенную теоретико-методологическую базу нормотворческой деятельности субъектов отношений недвижимости; нового законодательства и совершенствования действующего в сфере недвижимого имущества; создания организационно-правовых форм управленческой, предпринимательско-правовой и гражданско-правовой деятельности, направленных на ликвидацию излишних звеньев в государственном аппарате. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках данной проблемы, в учебном процессе, а также при подготовке управленческих кадров, работников органов юстиции и арбитражно-судебной системы. ^ Диссертация, публикации, научные доклады соискателя обсуждены и одобрены на кафедре гражданского права Российской академии правосудия, на кафедрах юридического факультета Курского государственного технического университета. Получены позитивные отзывы на монографические работы. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах, сделанных на международных, всероссийских, межрегиональных конференциях, семинарах и "круглых столах". Ряд теоретико-прикладных материалов по теме диссертации опубликован в сборниках научных трудов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Национального института бизнеса и в центральных журналах. Концептуальные положения диссертации, а также практические рекомендации в области формирования системы рыночных правоотношений недвижимости, изложенные автором, приняты во внимание (на законодательном уровне), в частности внесены изменения в Гражданский, Лесной и Водный кодексы, в федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Работая в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Курской области, заведующим кафедрой гражданского права и деканом юридического факультета Курского государственного технического университета, сотрудничая с рядом корпоративных и независимых информационно-аналитических служб, соискатель занимался деятельностью по апробации инновационных подходов к проблемам трансформации отношений недвижимости и ее составляющих, разработкой и реализацией технологий, обеспечивающих управленческую и народнохозяйственную стабилизацию в России. Кроме того, автор участвует в создании методических пособий и рекомендаций для управленческих кадров, занятых в сферах недвижимости, предпринимательства и реализации административной реформы. Основные идеи, методики, результаты проведенных исследований в наиболее концентрированном виде изложены в монографиях и научных статьях, посвященных формированию системы рыночных правоотношений переходного этапа. Теоретические положения диссертации апробировались в процессе чтения автором лекций для аспирантов, студентов и слушателей Курского государственного технического университета, Курского филиала Орловской региональной академии государственной службы, Курского филиала Российского государственного социального университета и др. Основные теоретические предложения и выводы диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора. ^ обусловлена целями и задачами диссертации, отражает ее логику и состоит из трех разделов, включающих в себя семь глав, разделенных, в свою очередь, на двадцать параграфов; заключения; списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы. ^ исследования Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, ее место в системе рыночных правоотношений в России, выявляется степень научной разработанности, объект и предмет исследования, его цель, задачи, методологическая, теоретическая и нормативная основы; раскрываются научная новизна и содержание выносимых на защиту положений, их теоретическая и практическая значимость, уровень апробации. |
Проблемы и перспективы гражданских правоотношений на современном этапе развития российского общества | Проблемы и перспективы гражданских правоотношений на современном этапе развития российского общества |
Необходимость оценки объектов недвижимости. Основные и законодательные акты и нормативы, регулирующие деятельность по оценке недвижимости.... | Работа выполнена на кафедре теории и социологии управления Уральской академии государственной службы |
Цель цкп до развитие и совершенствование системы до университета на базе совершенствования информационно-содержательного, программного,... | |
1. /Развитие гос. кадастра объектов недвижимости (Пенза, декабрь).doc | Оценка эффективности инвестиций в объект недвижимости: методические указания / Сост. Т. Ю. Овсянникова. Томск: Изд-во Том гос архит... |
Роль человеческого фактора в антикризисном развитии социально-экономической системы | Адыгее складывалась в ходе формирования специальной системы статистического учета в стране. Хотя система организации статистики... |