Рабочая программа дисциплины история и философия науки



Скачать 439.13 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины история и философия науки
страница1/4
Дата09.06.2013
Размер439.13 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


ОД.А.01; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины»

основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям

по отрасли 12.00.00 Юридические науки


МОСКВА

2012


Автор:

Мальков Борис Николаевич

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Российской академии правосудия


Рецензент:

^ Торгашев Геннадий Алексеевич,

доктор философских наук, профессор

заведующий кафедрой гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Юридического института Академии Генеральной прокуратуры


Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, Программы-минимум кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки», учебных планов подготовки аспирантов РАП.

Программа одобрена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 13 от 13 июня 2012 г.).

Программа утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 13 от 23 октября 2012 г.).


© Российская академия правосудия, 2012

© Мальков Б.Н., 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Объем дисциплины и виды учебной работы 7

Тематический план 7

Содержание программы 9

Тематический план коллоквиумов 22

Планы коллоквиумов 23

Литература 26

Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену 29


ВВЕДЕНИЕ


Рабочая программа дисциплины разработана на базе основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования по отрасли 12.00.00 – Юридические науки. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке в современных условиях, и тенденций исторического развития науки.

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «История и философия науки» строится с учетом задач, содержания и форм научно-исследовательской и педагогической деятельности Российской правовой академии.

Целью обучения является получение аспирантами и соискателями подготовки, позволяющей успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми научными, педагогическими профессиональными качествами.


^ Требования к начальному уровню подготовки обучаемых.

Лица, поступившие в аспирантуру, стремящиеся успешно освоить программу дисциплины «История и философия науки», должны иметь высшее профессиональное юридической образование и соответствующую подготовку в области философии. Проверка и оценка уровня базовой подготовки обучаемых осуществляется в ходе вступительного экзамена по философии.

Уровень подготовленности поступающих должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

Обучаемый должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, комплексом знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования в области юриспруденции.


^ Требования к подготовке аспирантов в результате изучения дисциплины «История и философия науки».

Уровень подготовленности аспирантов и соискателей должен отвечать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, системы послевузовского образования по специальности «Юриспруденция», соответствовать возрастающим потребностям профессиональной деятельности по совершенствованию и реализации действующего законодательства, обеспечению правопорядка в различных сферах жизни общества.

Аспирантская подготовка предполагает высокий уровень философско-мировоззренческой культуры личности молодого ученого, позволяющей самостоятельно анализировать исторические, социально-философские, методологические вопросы профессиональной деятельности.

Аспиранты (соискатели) должны обладать необходимыми социально-личностными, нравственными качествами: гражданственностью; патриотизмом; глубоким уважением к закону: приверженностью к идеалам правового государства; чувством профессионального долга; организованностью; коммуникативностью; толерантностью; культурой общения..

Аспирантам (соискателям) должные быть присущи профессиональные качества, необходимые для успешного решения задач:

- организации и управления исследовательской деятельностью;

- определения методологии и процесса разрешения сложных научно-исследовательских проблем;

- педагогической деятельности в научных коллективах и высшей школе:

- воспитания научных кадров в русле лучших традиций отечественной науки;

- развития юридической науки в целях борьбы с негативными явлениями в сфере правосознания российского общества.


Основные общекультурные и общепрофессиональные компетенции выпускников аспирантуры должны включать в себя:

- общефилософскую и методологическую культуру с учетом специфики организационной, научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- развитые способности к самостоятельной работе с применением знаний, умений и навыков, полученных на предшествующих уровнях образования;

- способность использовать исторические и методологические знания для эффективного применения классических и инновационных методов в теоретических и экспериментальных исследованиях;

- умения осуществлять педагогическую деятельность с использованием знаний, умений и навыков в области истории, философии, психологии и педагогики;

- стремление развивать социально-личностные и нравственные традиции отечественной науки, российских научных кадров;

- способность нацеливать профессиональную деятельность на противодействие негативным явлениям в области правосознания граждан.


В результате изучения дисциплины аспиранты (соискатели) должны знать:

- предмет истории и философии науки, ее социальное значение, роль в развитии науки, подготовке и профессиональной деятельности юриста;

- характеристики науки как социального института; ее значение в системе современной культуры и цивилизации;

- структуру и закономерности эволюции научного знания, соотношение традиций и революций в науке;

- современные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук;

- закономерности исторической эволюции теоретико-правового и философско-правового знания;

- предмет и специфику методологии истории учений о праве и государстве;

- основные этапы и содержание философских учений о праве и государстве;

- историческую эволюцию философско-правовой мысли, основные направления ее развития в современных условиях, работы известных философов и юристов современности;

- формы и методы научных исследований; роль науки и техники в развитии культуры, связанные с ними современные социальные и этические проблемы; их отражение в правовой сфере.

Аспиранты (соискатели) должны понимать:

- личностную и профессиональную необходимость философской культуры ученого-юриста;

- существенную зависимость успеха юридической деятельности от осознания системы ценностей, проявляющихся в сфере юриспруденции;

- определяющую роль гносеологической и методологической культуры исследователя в эффективности научных разработок;

- жизненную необходимость борьбы с коррупционными явлениями в современном российском обществе.


Аспиранты (соискатели) должны уметь:

- осмысливать и формулировать философско-методологические, социальные и нравственные установки профессиональной деятельности;

- анализировать исторические условия и факторы эволюции права и правовой деятельности;

- применять полученные знания для постановки и анализа исторических, теоретических и философских проблем юридической науки и практики;

- самостоятельно изучать и анализировать историческую и философскую литературу в целях совершенствования профессиональной культуры.


Аспиранты (соискатели) должны владеть:

- понятийным аппаратом историко-научного и философского осмысления проблем профессиональной деятельности;

- навыками самостоятельного осмысления основными направлений развития методологии научного исследования;

- опытом использования достижений историко-правовой и философско-правовой мысли в правовой деятельности;

- навыками самосознания, самостоятельного формирования личности юриста, комплекса его профессиональных качеств.


^ Организация и формы текущего и промежуточного контроля знаний.

Текущий контроль осуществляется в ходе коллоквиумов.

Возможно применение тестовых заданий. Список вопросов для промежуточного тестирования определяется оперативно по ходу коллоквиумов.

Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума (по отдельной программе).


^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы


Количество ЗЕТ и часов

Общая трудоемкость


4 (144)

Аудиторные занятия

2,8 (100)

Лекции

1,9 (68)

Коллоквиумы (практические занятия)

0,9 (32)

Самостоятельная работа

1,2 (44)



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



РАЗДЕЛЫ

ТЕМЫ

Количество часов

Всего

Лек-ции

Коллок-

виумы (ПЗ)

Сам.

раб.

Раздел 1. Общие проблемы истории и философии науки

48

24

12

12

Тема 1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Тема 1.2. Наука в культуре современной цивилизации

Коллоквиум 1

16

8

4

4

Тема 1.3. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

Тема 1.4. Структура научного знания

Тема 1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Коллоквиум 2

16

8

4

4

Тема 1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Тема 1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Тема 1.8. Наука как социальный институт

Коллоквиум 3

16

8

4

4




Раздел 2. Философские проблемы социально- гуманитарных наук

48

24

12

12

Тема 2.1. Общетеоретические подходы

Тема 2.2. Специфика объекта и предмета социально- гуманитарного познания

Тема 2.3. Субъект социально-гуманитарного познания

Тема 2.4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Коллоквиум 4

16

8

4

4

Тема 2.5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Тема 2.6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Тема 2.7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Тема 2.8. Проблема истинности и рациональности в социально- гуманитарных науках

Коллоквиум 5

16

8

4

4

Тема 2.9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Тема 2.10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Тема 2.11. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Тема 2.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Тема 2.13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Коллоквиум 6

16

8

4

4

Раздел 3. Философские проблемы юридической науки в системе социально-гуманитарных наук

48

20

8

20

Тема 3.1. Понятие юридической науки. Право как объект научного познания

Тема 3.2. Социокультурная природа юридического познания. Дисциплинарная структура юридической науки

Тема 3.3. Социально-психологические и духовно-мистические факторы донаучного познания права

Коллоквиум 7

16

6

2

8

Тема 3.4. Сущность и становление научной рациональности в юридическом познании

Тема 3.5. Философские установки классической юриспруденции

Тема 3.6. Неклассические парадигмы юриспруденции. Юридический позитивизм.

Коллоквиум 8

16

6

2

8

Тема 3.7. Постнеклассические формы рефлексии юридической науки

Тема 3.8. Особенности развития философско-правовой мысли в России

Тема 3.9. Специфика философских проблем юридической науки. Философская культура юриста-исследователя

Коллоквиум 9

16

8

4

4

ВСЕГО

144

68

32

44
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru