Скачать 174.16 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ОД.А.05; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины»; раздел «Дисциплины по выбору аспиранта» основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям по отрасли 12.00.00 Юридические науки МОСКВА 2013 Автор: Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин РАП Рецензент: Грибанская Елена Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, Инструктивного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования», учебных планов подготовки аспирантов Российской академии правосудия. Одобрена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 6 от 15 января 2013 г.). Утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 5 от 5 февраля 2013 г.). © Новикова Л.И., 2013 © Российская академия правосудия, 2013
Цель изучения дисциплины - формирование у аспирантов педагогических и психологических компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузах. ^ - сформировать представление о современной системе высшего образования в России и за рубежом, основных тенденциях развития, важнейших образовательных парадигмах; - изучить педагогические и психологические основы обучения и воспитания высшей школы; - овладеть современными технологиями, методами и средствами, используемыми в процессе обучения, в том числе методами организации самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе; - подготовить аспиранта к решению коммуникативных проблем, возникающих в процессе обучения; - сформировать навыки, составляющие основу речевого мастерства преподавателя высшей школы; - подготовить аспирантов к процессу организации и управления самообразованием и научно-исследовательской деятельностью студентов. В результате изучения дисциплины студенты овладеют следующими ключевыми компетенциями: - компетенции, относящиеся к изучению и учету возрастных, гендерных, психологических особенностей студентов; - компетенции, нацеленные на организацию процесса обучения; - компетенции, обеспечивающие владение современными эффективными педагогическими технологиями, позволяющие постоянно совершенствовать учебно-методический процесс; - компетенции, направленные на адекватное решение коммуникативных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности; - компетенции, связанные с процессом непрерывного профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.
завершивших изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: знать: - базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы; - основные направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования; - специфику педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства преподавателя; - индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов - основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов; - принципы отбора и конструирования содержания высшего образования; - основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной работы студентов; уметь: - конструировать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать интеграционный подход в обучении; - использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов; - проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно- исследовательской деятельности студентов; - организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных особенностей студентов; - разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у студентов умениями; - устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса; - совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин; владеть: - способами, методами обучения и воспитания студентов; - педагогическими, психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Объем дисциплины - 72 часа; Форма обучения - очная, заочная; Вид отчетности - зачет.
5. Программа курса I. Современная система высшего образования в России и за рубежом История развития высшего образования и его современное состояние за рубежом и в России Высшее образование как социальный феномен, как педагогический процесс. История развития высшего образования за рубежом (краткий экскурс). Американская система высшего образования и европейская (континентальная). Противостояние двух систем. Роль высшего образования в развитии цивилизации. Краткая история развития высшего образования в России. Болонский процесс, его влияние на изменение высшего образования в России. Основные положения Болонской декларации. Современное состояние системы образования. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Бакалавриат, магистатура, специалитет. Поствузовское образование в России. Аспирантура. Докторантура1. Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования Понятие парадигмы в образовании. Основные образовательные парадигмы образования, конфликт между ними. Андрагогическая парадигма как основная идея обучения взрослого человека, ее особенности. Компетентностная парадигма, ее основные понятия: компетенция, компетентность. Экскурс в историю: возникновение компетентностного подхода. Компетенции как новые цели системы образования. Понятие ключевых компетенций. ^ Педагогические основы процесса обучения в высшей школе Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками. Методология процесса обучения. Преподавание в вузе как вторая профессия специалиста. Общее понятие о дидактике как о теории обучения. Принципы обучения в высшей школе: принцип научности, систематичности, сознательности, прочности знаний и т.д. Понятие о государственном стандарте образования. Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Общее представление о содержании вузовского образования. Знания, умения, навыки, творческая деятельность. Функции обучения: познавательная, практическая, воспитательная, развивающая. Основные формы обучения в высшей школе Этапы учебного процесса. Особенности учебного процесса в зависимости от учебного предмета. Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия. ^ Основы педагогического контроля, основные формы контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Понятия оценки и отметки. Понятие рейтинга. Значение рейтинговой системы, ее роль в воспитании и формировании мотивации студента. Методы и средства обучения в высшей школе Метод и прием, сходство и разница между понятиями. Основные классификации методов обучения. Оптимальный выбор методов обучения. Психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков, формирования компетенций студента. Понятие о традиционных и нетрадиционных методах обучения. Использование нетрадиционных, в том числе игровых, методов в процессе обучения студентов. Средства обучения. Основные классификации средств обучения. Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов, как организационная форма обучения, как метод и средство обучения. Основные формы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы. Основные цели самостоятельной работы. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Система контроля самостоятельной работы студентов. Критерии оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента. Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) как основная часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Организация НИДС, различные ее формы: рефераты, доклады, курсовые, дипломные работы и т.д. Проект как вид научно-исследовательской работы студента. Работа с информационными источниками при выполнении самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. Современные технологии, возможности их использования в высшей школе (в том числе информационно-коммуникативные технологии) Понятия «технология», «методика». Взаимосвязь и взаимозависимость понятий. Сущность понятия «педагогическая технология». Педагогические технологии в исторической ретроспективе. Основные составляющие педагогической технологии. Некоторые классификации педагогических технологий: по характеру применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по способу усвоения, по содержанию, по формам, по типу управления познавательными процессами, по доминирующему методу и т.д. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий. ^ Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе Психологические особенности деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Трудности в работе начинающего преподавателя. Понятия: педагогический такт, педагогическое мастерство, педагогическая и психологическая культура преподавателя высшей школы. Педагогические способности, их структура. Педагогическое общение как специфическое общение, определяющее характер взаимодействия педагога и студента. Сущность, содержание, цели воспитания. Установки преподавателя. Модели и стили воспитания. Характеристика основных методов воспитания: метода убеждения, метода упражнения, метода примера, метода поощрения, метода принуждения. Воспитывающее обучение. Психологические особенности личности студента Личность, индивид, индивидуальность как базовые понятия педагогики, психологии, философии. Строение личности. Общая характеристика мотивов, потребностей, воли, эмоций. Интерес как психологическая категория и средство достижения эффективности учебного процесса. ^ Профессиональное самоопределение, его психологические основы. Мастерство преподавателя в высшей школе Основные качества преподавателя: профессиональные, моральные, мотивационные. Типы педагогических умений: конструктивные, коммуникативные, организаторские, прикладные, гностические. Критерии педагогического мастерства. ^ ^ Зачет на основе выполнения исследования (реферата) по одной из предложенных тем 1. История развития американской системы высшего образования. 2. История развития европейской (континентальной) системы высшего образования. 3. История развития высшего образования в России. 4. Фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. 5. Влияние болонского процесса на изменение системы высшего образования в России. 6. История возникновения компетентностного подхода в образовании. 7. Содержание высшего юридического образования. 8. Нетрадиционные формы занятий в вузе. 9. Использование нетрадиционных, в том числе игровых, методов в процессе обучения студентов. 10. Проблема классификаций средств обучения. 11. Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов. 12. Организация НИДС вузе, различные ее формы. 13. Проект как вид научно-исследовательской работы студента. 14. Педагогические технологии, их основные классификации. 15. Общая характеристика основных методов и стилей воспитания. 16. Мотивация, ее роль в учении и поведении студента. 17. Речевое мастерство преподавателя в высшей школе. 18. Культура речи преподавателя.
Подготовка аспирантов обеспечена современной научно-информационной базой. Аспиранты в процессе изучения дисциплины могут воспользоваться: - ресурсами библиотеки РАП; - Интернет-источниками, в том числе электронными справочниками, энциклопедиями, учебниками по педагогике и психологии. - полнотекстовой Интернет-базой диссертаций и авторефератов. ^ 1. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП. 2011. 2. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 1 (по итогам семинаров-практикумов). – М.: РАП, 2012. 3. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 2. – М.: РАП, 2012. 4. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. 2-е изд. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. ^ 1. Аникееенко В.А. Самостоятельная работа студентов и формы ее контроля // Пути соврешенствования учебного процесса в вузе. Саратов: Курс. 2009. С. 28 – 34. 2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Педагогическое общество России, М., 2004. 3. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками – эффективное средство самообразования // Вестник Московского ун-та. Сер. II. Право. – 2009. №4. С. 49 – 62. ^ 5. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы в вузе // высшее образование в России. 2000. №1. С. 114 - 115. 6. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие. – Саранск: Мордовский ун-т им. Н.П. Огарева, 2010. 7. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. 8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. 9. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 10. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1988. - 168 с. 1 Положения программы, выделенные курсивом, предназначены для самостоятельного изучения аспирантами. |
Целями освоения дисциплины «Дифференциальная психология» являются ознакомление учащихся с основами анализа индивидуальных, групповых... | «Психология» которые последовательно читаются в последующих семестрах. Для быстрого и эффективного овладения данной дисциплиной учащиеся... |
Целью освоения дисциплины Гендерная психология является содействие становлению специальной профессиональной компетентности психолога... | Целью освоения дисциплины Гендерная психология является содействие становлению специальной профессиональной компетентности психолога... |
Практическая цель – повышение психической компетентности студентов, освоение ими прикладных сторон курса в профессиональной деятельности... | Составитель: Медведева С. Н. (кафедра криминалистики Краснодарского университета мвд россии) |
Изучение данной дисциплины базируется на курсах «Психология», «Экономика», «Социология», «Математическая статистика»; требования... | |
«Геронтология» предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для освоения и комплексного осмысления... |