Спесивцевой Валентины Николаевны I квалификационная категория по элективному курсу «Выбор профессии» 9 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа



Скачать 194.91 Kb.
НазваниеСпесивцевой Валентины Николаевны I квалификационная категория по элективному курсу «Выбор профессии» 9 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
Дата01.08.2013
Размер194.91 Kb.
ТипРабочая программа
источник
1. /Русский язык и литература элективы Спесивцева/10 кл рус. яз. раб. пр..doc
2. /Русский язык и литература элективы Спесивцева/Выбор профессии Календарно.doc
3. /Русский язык и литература элективы Спесивцева/Рабочая программа по литературе 10 класс.doc
4. /Русский язык и литература элективы Спесивцева/Русское правописание.doc
5. /Русский язык и литература элективы Спесивцева/мхк-10k_2012-13.doc
Рабочая программа Спесивцевой Валентины Николаевны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык»
Спесивцевой Валентины Николаевны I квалификационная категория по элективному курсу «Выбор профессии» 9 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе
Рабочая программа Спесивцевой Валентины Николаевны II квалификационная категория элективного курса по русскому языку
Спесивцевой Валентины Николаевны II квалификационная категория по учебному курсу «Мировая художественная культура» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 г пояснительная записка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»





Рабочая программа

Спесивцевой Валентины Николаевны

I квалификационная категория

по элективному курсу

«Выбор профессии»

9 класс

Базовый уровень


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Выбор профессии» для 9 класса составлена на основании Программы курса профильной ориентации учащихся в рамках предпрофильной подготовки 9 классов общеобразовательных школ, разработанной в 2006 году заведующей РМК Беловой Г.А.

А также при подготовке занятий курса использовалась Программа для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов «Как научиться выбирать профессию». Автор программы - кандидат психологи­ческих наук О.Г.Филимонова.

Рабочая программа предполагает изучение предмета в количестве 34 часов в год, один час в неделю.

Цель курса:

Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.

Задачи курса:

  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

  • Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

  • Определение мотивации выбора и ее структуры;

  • Определение выраженности и структуры способностей;

  • Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

Программа предусматривает:

  1. знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;

  2. актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;

  3. выявление роли правильного выбора профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;

  4. повышение уровня психологической компетентности учащихся;

  5. расширение границ самовосприятия;

  6. формирование адекватной самооценки;

  7. рефлексивного отношения к своей деятельности;

  8. пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

Сроки

Примечание

Пл.

Ф.




Введение (3 ч.)














1


Ориентировочное

1

6.09

6.09

«Оригинальное знакомство», «Представление»


2


На распутье


1


13.09


13.09

«Дороги, которые мы выбира­ем», «Оценка», «Словарик»


3


Дорога труда



1


20.09


20.09

анкета «Труд для вас», «На­родная мудрость о труде», «Словарик»




Самообразование и самопознание (4 ч.)













4

Самообразование


1


27.09


27.09

анкета «Умеете ли вы учить­ся?»

5

Самооценка

1

4.10

4.10

лекция, упражнения-тесты

6

Самонаблюдение

1

11.10

11.10

упражнение «Наблюдение за собой»

7

Интересы и выбор профессии

1

18.10

18.10

тест «Карта интересов», «Ле­тает не летает»




Мир профессий (3 ч.)














8

Типы профессий. Формула профессии


1


25.10


25.10

лекция: «В мире профессий»

9

Склонность к типу профессии

1

8.11

8.11

опросник Е.А. Климова

10

Профессиональный тип личности

1

15.11

15.11

тест «Профессиональный тип личности», «Телеграф»




Профессиональное самоопределение

(20 ч.)














11

Уровень притязаний

1

22.11

22.11

лекция, упражнение «Общест­во и личность», упражнение «Прикидка индивидуальных притязаний»

12

Отношение к себе и

другим

1

29.11

29.11

тест «Насколько вы притяза­тельны?», упражнение «Отно­шение к людям», ситу ации -пробы.

13

Дорога взросления

1

6.12

6.12

«Я - в развитии», ситуация-проба «Кто руководит?»

14

Самоопределение + самоутверждение

1

13.12

13.12

«Я в моей имидже», ситуации-пробы

15

Кадровый вопрос

1

20.12

20.12

деловая игра «Кадровый во­прос»

16

Как достичь успеха в профессии

1

27.12

27.12

«Паутина», «Деловые качест­ва», «Веер»

17

Поддержка друзей

1

17.01

17.01

«Лучшее качество соседа сле­ва», «Поддержка»

18

Нравственные осно­вы профессиональ­ного самоопределе­ния

1

24.01

24.01

бланковая карточная игра «Сударь-государь»

19

Нравственные осно­вы профессиональ­ного самоопределе­ния

1

31.01

31.01

бланковая карточная игра - шутка «Болван»

20

Нравственные осно­вы профессиональ­ного самоопределе­ния

1

7.02

7.02

игра «Три судьбы»

21

Разновидность про­фессий. Типы про­фессий. Анализ про­фессий. Составление «схемы анализа про­фессий».

1

14.02

14.02

игра «Угадай профессию»

22

Практическое ис­пользование «фор­мулы профессий».

1

21.02

21.02

бланковая карточная игра «Комплимент»

23

Специфика деятель­ности профессионала

1

28.02

28.02

«День из жизни профессиона­ла»

24

Перспектива профес­сионального разви­тия. Понятие «карье­ра».

1

7.03

7.03

опросник «Личная профессио­нальная перспектива»

25

Профконсультация.

1

14.03

14.03

игра «Профконсультация: планирование жизненного пу­ти»,

26

Профконсультация.

1

21.03

21.03

игра «Профконсультация: планирование жизненного пу­ти»,

27

Профессиональное и личностное развитие, самоопределение . Профессиональный выбор. Компоненты личной профессио­нальной перспекти­вы.

1

4.04

4.04

упражнение «Советчик», игра «Ловушки-капканчики»

28

Человек и судьба

1

11.04

11.04

упражнение «Дороги, которые мы выбираем»,

29

Жизненные планы

1

18.04

18.04

анкета «После окончания шко­лы», упражнение «Жизненные планы»

30

Изучение уровня профессионального самоопределения

1

25.04

23.04

Проективное сочинение на те­му «Моя будущая профес­сия...»




Итоговые занятия

(4 ч.)














31

Разработка и

состав­ление профессиограммы.


1

2.05

25.04

Схема написания профессио-граммы

32

Защита профессий

1

10.05




Публичная защита каждой профессиограммы

33

«В добрый путь!»

1

16.05




анкета «Я в этом мире», кон­трольные вопросы по курсу

34

Итоговое занятие

1

23.05




упражнение «Встреча через 1 0 лет», упражнение «Сбор чемо­данчика», рефлексия «Лимо-надник»



Содержание программы

Введение (3 часа)

Ориентировочное занятие. Вводное занятие. Знакомство с аудиторией и программой курса. Получение информации о профессиональных намерениях учащихся. Жизненные цели, планы и проблемы самоопределения выпускников. Вопросы престижности и полезности профессий и профилей обучения.

На распутье. Диагностика степени определенности выбора той или иной профессии. Самоопределение личности и определение в себе. Проблема «правильного выбора». Сознательный выбор профессии и профиля обучения с учетом всех «за» и «против», исходя из своих сил и способностей.

Дорога труда. Понятие «труда». Формирование физических и психи­ческих качеств человека в трудовой деятельности. Труд как средство само­выражения личности. Содержание труда. Культура труда. Льгота по оплате груда несовершеннолетних. Народные мудрости о труде. Три типа отношений к труду.

Самообразование и самопознание (4 часа)

Самообразование. Понятие терминов «обучение», «учение», «самообучение». Индивидуальность «левизны» - «правизны». Индивидуальность восприятия. Пять «САМО» в учении. Рекомендации по планированию своей жизнедеятельности. Правила по организации умственной деятельности во времени. Рекомендации по самоконтролю. Памятка по самообразованию.

Самооценка. Самонаблюдение. Рекомендации «Как наблюдать за со­бой». Рекомендации «Как оценивать себя». Сходство и различие ваших «я». Изучение личностных способностей и потребностей. Познавательные инте­ресы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Влияние индивидуальных способностей человека на выбор про­фессии.

Интересы и выбор профессии. Изучение участниками собственных интересов. Определение «интереса» с помощью метода «паутины». Составление «Карты интересов». Развитие навыков рефлексии.

Мир профессий (3 часа)

Типы профессий. Формула профессии. Склонность к типу профессии.

Определение понятий «профессия», «специальность». Квалификация профессий по предмету труда, по цели деятельности, по орудиям труда, по условиям труда, по области деятельности. Склонность к типу профессии. Словарик. Домашнее задание.

Профессиональный тип личности. Определение своего типа личности. Типичные ошибки при выборе профессии. Шесть профессиональных типов личности.


Профессиональное самоопределение (20 часов)

Уровень притязаний. Отношение к себе и другим. Определение «уровня притязаний» Разновидности социальных положений. Социальные притязания. Взаимоотношения с родителями.

Дорога взросления. Взрослость как качество личности. Двойственные позиции подросткового возраста. Ступени взросления. Рекомендации «Как повзрослеть». Рассмотрение и сравнение качества «Я- настоящего» с качест­вами «Я- взрослого».

Самоопределение + самоутверждение. Как понравиться людям и завоевать себе союзников. Как склонить людей к вашей точке зрения. Имидж. Цена улыбки (по Д. Карнеги). Приемы, способствующие самоутверждению и самоопределению личности.

Кадровый вопрос. Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование инфор­мационного пространства.

Как достичь успеха в профессии. Формирование информационного пространства. Развитие мотивов самоактуализации. Подведение итогов.

Поддержка друзей. Стимулирование самовоспитания позитивных личностных качеств. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Развитие позитивного мышления. Рефлексия.

Нравственные_основы_профессионального_самоопределения

Моделирование взаимоотношений различных социальных и профессиональных групп с государством. Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, путей достижения счастья, выбором той или иной профессии. Проблема жизненного и профессионального самоопределения подростков, 'жизненный успех и счастье, «правильный выбор» профессии с точки зрения нравственности и морали. Подведение итогов.

Разновидность профессий. Типы профессий. Анализ профессий. / Практическое использование «формулы профессий». Составление «схемы анализа профессий». Специфика деятельности профессионала. Прора­ботка «схемы анализа профессий». Подбор профессии - соответствии ее или не соответствие качествам и достоинствам данного участника игры. Само­оценка. Повышение уровня осознания участниками типического и специфи­ческого в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Про­работка различных вариантов «трудового дня профессионала». Анализ и подведение итогов.

Перспектива профессионального развития. Профконсультация. Профессиональное и личностное развитие, самоопределение. Понятие «карьера». Профессиональный выбор. Компоненты личной профессиональной перспективы. Профориентация. Планирование жизненного пути. Профессиональное будущее и отношение учащихся к нему. Рекомендации и советы по выбору профессии от одноклассников и товарищей. Возможные препятствия (ловушки) на пути к профессиональным целям.

Человек и судьба. Два подхода к объяснению судьбы. Судьба как стечение обстоятельств. Высказывания знаменитых людей. Сущность самоопре­деления - самостоятельное и осознанное нахождение смысла и цели жизни. Важность осознания и формулировки жизненных целей. На распутье. Не­сколько вариантов дальнейшего профессионального самоопределения.

Жизненные планы. Дальние перспективы и планы. Выбор направления профессионального и личностного развития. Жизненные планы в виде схемы. Направления самосовершенствования: «Я учащий себя», «Я - труд», «Я в самообразовании», «Я в общении», «Я в коллективе», «Я в мире про­фессий», «Я по профессии...», «Я в духовной сфере».

Изучение уровня профессионального самоопределения. Написание

проективного сочинения на тему «Моя будущая профессия». Анализ и

интерпретация полученных данных. Рефлексия. Подведение итогов. занятия Итоговые занятия (4 часа)

Разработки и составление профессиограммы. Определение «проект», «профессиограмма». Варианты проектов. Схема написания проекта. Проработка составляющих проекта.

Защита профессий. Публичная защита индивидуальных проектов. Конкурс проектов. Групповая дискуссия. Подведение итогов. Рефлексия.

«В добрый путь!» Подведение итогов всего курса. Анализ результатов учащихся по сравнению с началом учебного года. Определение уровня профессионального самоопределения.

Итоговое занятие. Отработка усвоения информационного блока про­граммы в игровой форме. Получение позитивной обратной связи для укреп­ления самооценки. Обмен впечатлениями. Подведение итогов.


Формы организации учебной деятельности

Суть организации занятий заключается в организации совместной деятельности учителя и учеников с позиций сотрудничества и кооперации, поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий, практикумов с активным использованием следующих методов:

- игровое моделирование;

- тренинг;

- решение психологических задач;

- анализ конкретных ситуаций;

- психодиагностические процедуры;

- психологические игры и упражнения;

- деловые игры;

- самонаблюдение.


Учебно- методическая литература

Основная литература

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. —М., 1995 .

3 Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993. 4.Мир профессий: Человек - знаковая система / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [3].

5.Мир профессий: Человек - природа / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [2]

6. Мир профессий: Человек - техника / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988[5].

7.Мир профессий: Человек - художественный образ / Сост. С. Н. Левнева, -М: Мол. гвардия, 1988 [4].

8.Мир профессий: Человек - человек / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол.

Гвардия, 1988 [I]

9.Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж 1997.

10.Пряжников И. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

11.Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕС, 2003.


Дополнительная литература

1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: оология человеческой судьбы. — М., 1988.

2.Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. —Киев, 1988.

3.Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера"-/ Под ред. С.Н.Чистяковой. - М., 1998.

4. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М., 1983. 5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. —М., 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru