Рабочая программа по элективному курсу «Экология Белгородской области» 9 класс. Учитель: Овсянниковой Татьяны Петровны



Скачать 225.79 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Экология Белгородской области» 9 класс. Учитель: Овсянниковой Татьяны Петровны
Дата01.08.2013
Размер225.79 Kb.
ТипРабочая программа
источник
1. /Элективный курс экология 9 класс.docРабочая программа по элективному курсу «Экология Белгородской области» 9 класс. Учитель: Овсянниковой Татьяны Петровны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»





Рабочая программа

по элективному курсу

«Экология Белгородской области»

9 класс.


Учитель:

Овсянниковой Татьяны Петровны


2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Одной из функций элективных курсов, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, является развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне. Экологическое образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом. Оно очень важно для России, так как бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды затронуло и нашу страну, и нашу область. Результатом экологического образования должно стать формирование экологической ответственности, которая сочетает в себе не только осознанность, глубину и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Элективный курс «Экология Белгородской области» относится к межпредметному (ориентационному) виду и способствует развивающей функции познавательных возможностей восьмиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации. Данный курс включает новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки в области экологии, применительно к своему краю, а также воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность. При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: -интерес к природе;

-знания о природе; взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

-чувства эстетические и нравственные; -позитивная деятельность и поведение в природе.

Программа рассчитана на 34 часа- 1 час в неделю.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, химии, географии. Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, географии, химии -выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Ведущие формы занятий - интерактивные занятия, лекции и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам.

Цель курса:


1. Формирование экологической грамотности.

2. Выявление истоков экологических проблем для своей малой Родины.

3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

- интереса к изучению предмета;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания; о творческих способностей, умения работать в группе, вести за собой, отстаивать свою точку зрения.


Для реализации данных целей необходимо решение следующих задач:


1) Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, на понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.

2) Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

3) Выработка умений предвидеть последствия своей деятельности в природе.

4) Формирование понятия о взаимосвязях в природе.

5) Поиск оригинальных решений, самостоятельное выполнение творческих работ; научить согласовывать и координировать деятельность при совместной работе.

6) формирование у обучающихся способности к выбору профиля.


Прогнозируемый результат.


В процессе обучения учащиеся должны обрести следующие конкретные умения:

• наблюдать и изучать явления;

• описывать результаты наблюдений;

• выдвигать гипотезы;

• делать выводы;

• обсуждать результаты практических работ в дискуссиях.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:


• Цикл познания в естественных науках: факты, гипотезы, эксперимент, следствие.

• Соотношение теории и эксперимента в познании.

Программа элективного курса разработана на основе программы А.Н. Петина, Л.Л. Новых, В.И. Петиной « Экология Белгородской области».

БГУ 2003 год. Программа откорректирована для обучающихся данной возрастной группы для обеспечения принципа доступности и в связи с усилением внимания к экологии своего региона.


ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(35 часов; 1 час в неделю. )

Эколого-географическое положение Белгородской области. Природные условия и природные ресурсы области (2 часа)

Особенности географического и экономико-географического положения Белгородской области. План описания эколого-географического положения области. Экологическая роль Белгородской области. Природные особенности, влияющие на экологическое состояние ее территории. Основные виды антропогенных воздействий на природные комплексы в Белгородской области. Внешние источники опасности для области.

Рельеф Белгородской области, его благоприятность для жизни населения. Современные экзогенные рельефообразующие процессы на территории области. Появление техногенного рельефа.

Климат Белгородской области. Его основные черты. Неблагоприятные атмосферные явления на территории области.

Богатство Белгородской области минеральными, почвенными и агроклиматическими ресурсами. Недостаток водных и лесных ресурсов. Обеспеченность области рекреационными ресурсами.


Антропогенные изменения геологической среды Белгородской области (3 часа)

Минерально-сырьевые ресурсы области. Типы минеральных ресурсов по промышленному назначению. Геологическое строение территории.

области, его влияние на распространение полезных ископаемых. Воронежская антеклиза. Железорудные месторождения области, краткая история их освоения. Неметаллические полезные ископаемые на территории области: глины, мел, песок, апатиты, мергели.

Проблемы рационального использования минеральных ресурсов в области и подходы к их решению.

Влияние горнодобывающего комплекса на окружающую природную среду. Специфика влияния на геологическое строение местности, рельеф, воздушный бассейн, поверхностные и подземные воды, почвы. Необходимость рекультивации земель. Формирование техногенных геохимических аномалий в почвах. Образование новых типов ландшафтов. Понятие о бедленде. Влияние на заповедный участок «Ямская степь».

Воздушный бассейн области и его состояние (2 часа)

Использование воздушного бассейна человеком для собственных нужд. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории области. Понятие о стационарных и передвижных источниках. Роль трансграничного переноса в загрязнении воздушного бассейна области.

Экологическое состояние атмосферного воздуха в области и ее промышленных центрах. Зоны хронического загрязнения воздушного бассейна. Особенности качественного состава загрязнителей в разных городах области.

Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Их внедрение на территории области.

Практическая работа:№1. Определение транспортной нагрузки в окрестностях школы.

Водные ресурсы области и проблемы их использования (1час)

Водные ресурсы территории. Местный и транзитный сток. Расход рек области. Ресурсы подземных вод. Водоносные горизонты на территории области. Месторождения подземных вод в области.

Химический состав природных вод области. Типы, классы и группы природных вод по минерализации и химическому составу, характерные для Белгородской области. Основные загрязнители речных вод в области, классы вод по уровню загрязнения.

Водопотребление в области. Роль подземных вод в хозяйственно-питьевом, промышленном и сельскохозяйственном водоснабжении области. Загрязнение подземных вод, его география.

Реки области. Густота речной сети. Озера области. Типы болот. Искусственные водоемы — пруды и водохранилища. Их влияние на реки. Основные меры в области охраны водных ресурсов.

Земля и ее использование (2 часа)

Экологическая роль почвенного покрова. Почва как «зеркало» и «память ландшафта». Особенности почвенного покрова области. Причины господства черноземных почв. Виды черноземов. Районирование почвенного покрова области.

Земельные и почвенные ресурсы области. Земельный фонд, его

перераспределение в последние годы. Виды деградации почв в области, их

география. Основные мероприятия по охране почвенного покрова области.

Ландшафтный подход к ведению земледелия.

Антропогенные воздействия на биотические сообщества (4 часа)

Растительный покров области. Лесостепь и степь. Видовой состав флоры области. Понятие о синантропных видах. Группы растений области с практической точки зрения. Пастбищная дигрессия в области.

Лесной фонд области. Основные лесообразующие породы. Реликтовые боры. Лесопосадки. Основные задачи охраны лесов. Химические и биологические методы борьбы с болезнями и вредителями в лесах. Рекреационное устройство лесов.

Зооценозы области, их уязвимость. Группы животных, обитающих в толще почвы и на ее поверхности «Специализированные фитофаги». Представители энтомофагов, хищников, насекомых, птиц и рыб в области. Особенности животного мира в населенных пунктах. Изменение животного мира области в XX веке.

Охотничья фауна. Интродуцированные виды и виды-аборигены. Охотничьи заказники на территории. Влияние охотничьего промысла на животный мир. Главные условия сохранения и воспроизводства животного мира.

Практическая работа: №2. Сравнение видового состава растительности лесного и степного участков вблизи города (села).

Особые виды воздействия на биосферу на территории области (2 часа)

Особые виды антропогенных воздействий на биосферу. Загрязнение городской среды отходами производства и потребления. Классификация отходов. Опасные отходы. Ситуация с отходами в области.

Шумовое загрязнение в области. Технические и организационные методы борьбы с шумом. Электромагнитные излучения как основной физический фактор неблагоприятного воздействия на население области.

Экстремальные воздействия на биосферу

на территории области (2 часа)

Виды экстремальных воздействий на биосферу. Основные источники радиации в области. Единицы измерения радиоактивности. Радон как естественный источник радиации. Коллективная доза облучения, ее количественный состав.

Понятие о техногенных экологических катастрофах и их причинах. География радиоактивного загрязнения на территории Белгородской области. Мероприятия по защите человека от радиации.

Практическая работа: №3 Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС для района своего проживания.

Современные ландшафты области и система ООПТ (4 часа)

Понятие «ландшафт». Классы антропогенных ландшафтов. Понятие «культурный ландшафт».

Естественные ландшафты Белгородской области: плакорный, склоновый, надпойменно-террасовый, пойменный и зандровый типы местности. Антропогенные ландшафты Белгородской области. Понятие о ландшафтной экологии и ландшафтном краеустройстве.

Экологический каркас территории. Функции незатронутых природных ландшафтов в экологическом каркасе территории. Оценка лесных массивов области с позиций осуществления ими экологических функций. Балки и реки как обязательный компонент экологического каркаса территории области.

Основные ООПТ области, их география. Трансформация сети ООПТ в области.

Практическая работа: №4. Выявление объектов, перспективных для включения в сеть ООПТ города (района).

Окружающая среда и состояние здоровья населения области (6 часов)

Основные демографические показатели населения области. Уровень рождаемости, смертности и естественного прироста населения в сравнении с общероссийскими показателями. Причины смертности населения области. География рождаемости и смертности в области. Экологические и социальные факторы, влияющие на здоровье населения. Медико-демографические показатели здоровья населения. Новообразования как группа болезней, характерная для Белгородской области.

Влияние качества атмосферного воздуха на здоровье населения области. Заболевания, связанные с качеством питьевой воды. Понятие о кишечных инфекциях, антропозоонозах, гельминтозах. Влияние физических факторов на состояние здоровья населения области.

География основных заболеваний на территории области. Районы области, рискованные по комплексному эколого-гигиеническому благополучию. Проблема питания и ее влияние на уровень заболеваемости. Дефицит йода на территории области.

Недоношенные дети. Социально обусловленные инфекции. Факторы добровольного риска. Состояние проблемы СПИДа, алкоголизм и венерические заболевания.

Влияние среды обитания на частоту врожденных пороков развития. Детская заболеваемость в области.

Интегральная оценка состояния природной среды и экологической ситуации на территории области (3 часа)

Методы интегральной оценки состояния природной среды. Экологическое картографирование. Выделение ареалов экологических ситуаций. Оценка антропогенного воздействия на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, донные илы, почвы, растительный покров, здоровье населения.

Экологические ситуации на территории области, их типы и география. Зоны трансформации ландшафтов в пределах Старооскольско-Губкинского горнодобывающего комплекса.

Практическая работа: №5. Оценка экологической ситуации в городе (районе).

4. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ (3ЧАСА)


Структура управления природоохранной деятельностью в России и Белгородской области. Правовые аспекты природоохранной деятельности. Основные законодательные акты и программы, регулирующие природопользование и природоохранную деятельность в области.

Мониторинг окружающей природной среды, его составные части, и уровни и виды. Осуществление мониторинга состояния окружающей природной среды в Белгородской области.

Экономические механизмы природопользования. Кадастры природных ресурсов. Финансовое и материально-техническое обеспечение. Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Экологические фонды. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. Использование экономических механизмов на территории области.

Технические пути решения проблем охраны природы. Их реализация в Белгородской области.

Практическиаяработа: №6. Проведение простейших мониторинговых исследований (опережающее задание), анализ


Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата




Тема занятий

Кол-во часов

Примечание

план.

факт.










Эколого-географическое положение 2 часа







1./1


5.09

5.09

Эколого-географическое поло-жение Белгородской области

1




2/2

12.09

12.09

Рельеф, климат, природные богатства области

1













Антропогенное изменение геологической среды области 3 часа







3/1

19.09

19.09

Минерально-сырьевые ресурсы и проблемы их рационального использования.

1




4/2

26.09

26.09

Геологическое строение, рудные и нерудные полезные ископаемые.

1




5/3

3.10

3.10

Влияние горнодобывающего комплекса на среду.

1













Воздушный бассейн области 2 часа







6/1

10.10

10.10

Основные источники загрязне-ния. Экологическое состояние воздуха в области.

1




7/2

17.10

17.10

ПР№1 «Определение транспортной нагрузки в районе школы»

1













Водные ресурсы области 1 час







8/1

24.10

24.10

Поверхностные и подземные воды. Водопотребление.

1













Земля и ее использование 2 часа







9/1

7.11

7.11

Почвенный покров области и его особенности. Почвенные ресурсы.

1




10/2

14.11

14.11

Мероприятия по охране почв, виды деградации почв.

1













Антропогенное влияние на биотические сообщества 4 часа







11/1

21.11

21.11

Растительный покров области. Видовой состав флоры

1




12/2

28.11

28.11

Санитарные виды, пастбищная дегрессия.

1




13/3

5.12

5.12

ПР№2 «Сравнивание видового состава растительности леса и степного участка»

1




14/4

12.12

12.12

Лесной фонд области и его охрана.

1













Особые виды воздействия на биосферу 2 часа.







15/1

19.12

19.12

Особые виды антропогенного воздействия на биосферу. Заг-рязнение среды отходами про-изводства.

1




16/2

26.12

26.12

Шумовое загрязнение области Электромагнитные излучения как фактор неблагоприятного воздействия на человека.

1













Экстремальные воздействия на биосферу области 2 часа







17/1

16.01

16.01

Понятия о техногенных экологических катастрофах и их причинах.

1




18/2

23.01

23.01

ПР№3 «Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС»

1













Современные ландшафты области и система ООПТ 4 часа







19/1

30.01

30.01

Понятие ландшафт. Природные и культурные ландшафты.

1




20/2

6.02

6.02

Естественные ландшафты области. Понятие о ланд-шафтной экологии и крае-устройстве.

1




21/3

13.02

13.02

Система ООПТ в области. Трансформация сети ООПТ в области.

1




22/4

20.02

20.02

ПР№4 «Выявление объектов перспективных для включения в сеть ООПТ в районе»

1













Окружающая среда и состояние здоровья населения области 6 часов







23/1

27.02

27.02

Медикодемографические пока-затели здоровья населения области

1






24/2

6.03

6.03

Влияние качества атмосферного воздуха на состояние здоровья населения.

1






25/3

13.03

13.03

Заболевания, связанные с ка-чеством питьевой воды.

1




26/4

20.03

20.03

Проблема питания и ее влияние на уровень заболеваемости. Де-фицит йода на территории области.

1




27/5

10.04




Социально обусловленные ин-фекции. Состояние проблемы СПИДа,алкоголизма.

1




28/6

17.04




Недоношенные дети. Влияние среды обитания на частоту врожденных пороков развития.

1













Интегральная оценка состояния природной среды и экологической ситуации на территории области 3часа







29/1

24.04




Методы интегральной оценки природной среды.

1




30/2

3.05




Картографирование экологи-ческой ситуации в области.

1




31/3

8.05




ПР№5 «Оценка экологической ситуации в районе»

1













Методы управления природо-охранительной деятельностью 3 часа







32/1

10.05




Структура управления природоохранительной деятельностью в России.

1




33/2

15.05




Структура управления природоохранительной деятельностью в области.

1




34/3

22.05




ПР№6 «Проведение простейших мониторингов»

1






Ресурсное обеспечение рабочей программы:

1.Учебник Биосфера и человечество: учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ И.М. Швец, Н.А. Добротина.- М.: Вентана-Граф, 2010.

2.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011.

3.Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов( А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов,- М.: Издательство МГУ, 2002-228с.)

4. Основы экологии: учебник для 10(11) кл. общеобразовательных учреждений ( Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; под редакцией Н.М. Черновой; - 10 издание, стереотип.- М. Дрофа, 2006.302 с.

5.Основы экологии: учебное пособие (Чебышев Н.В., Филиппова Л.В.- М.: ООО « Издательство Новая Волна» 2007 .-336 с.

6. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. Спб: СМИО Пресс, 2001.-240 с.

7.Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы ; учебное пособие( Н.А. Лемеза, А.В.Камлюк, Н.Д. Лисов,; под редакцией Н.А. Лемезы.- Мн.; Юнипресс, 2006.-624.-( Серия «Для школьников и абитуриентов»)

8. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии: ( Теремов А.В.-М.; ТЦ»Сфера», 2001.-144)

9. Олимпиадные задания по биологии 8-11 классы ( сост.О.А. Ващенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-367с.)

10. Грин Н., Статут У. Тейлор Д. Биология: в 3-х томах: Пер. с английского( Под редакцией Р. Сопера.- М.: Мир, 1993 г.)

11. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. (10-11 классы)- М.: Аквариум, 1998-240с.

12. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов. М. « Просвещение», 1972г.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru