Учебно-методический комплекс по дисциплине «Туризм» Направление 034300 Физическая культура Профиль Спортивная тренировка



Скачать 240.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Туризм» Направление 034300 Физическая культура Профиль Спортивная тренировка
Дата20.03.2013
Размер240.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник

МИНИСТЕРСТВО образования и НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Адыгейский государственный университет»

«СОГЛАСОВАНО»

Ректор _______________ИФК и дзюдо

_________________________

____________________2011_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________

__________________2011_ г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине « Туризм»

Направление 034300 – Физическая культура

Профиль Спортивная тренировка

Квалификация (степень) бакалавр

(Срок обучения 3, 4 года)

^ Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры:

Теоретических основ физического воспитания


от «_____» _____________ 2011_ г., протокол № _______


Рекомендовано к утверждению решением научно-методической комиссии

^ Института физической культуры и дзюдо

от «____» ____________2011 года


Рекомендовано НМС АГУ

от «_____» _____________ 2011__ г., протокол № _______

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) представляет собой комплект нормативных документов, дидактических материалов и методических рекомендаций, определяющий цели, содержание и способы реализации процесса обучения и воспитания по каждой учебной дисциплине основных образовательных программ и направлений и влияет на качество профессиональной подготовки выпускника по конкретному направлению.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Туризм» составлен согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений в содержание критериев государственной аккредитации, используемых при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений», и разработан в соответствии:

  • с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 034300 – «Физическая культура»;

  • с письмами Минобразования РФ от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», Минобрнауки России от 23.03.2006 № 03-344; Рособрнадзора от 17.04.2006 года, №02-55-77 ин/ак.



Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов и методических рекомендаций, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура».

УМК ориентирован на реализацию компетентностного и личностно-ориентированного подхода в обучении, при которых образовательный процесс осуществляется на основе учета личностных, интеллектуальных, мотивационных и других особенностей обучающихся, и направлен на формирование профессиональных компетенций.

В структуре УМК предусмотрены следующие направления и условия реализации личностно-ориентированного подхода:

  • индивидуальная работа;

  • модерация, вовлечение студентов в активный познавательный процесс;

  • свободный доступ к различным источникам информации, в том числе, к сети Интернет;

  • регулярный мониторинг достижений студентов и т.д.


Структура УМК и его компоненты направлены на формирование:

  • умений и навыков самообразовательной деятельности, создающей предпосылки для гибкой адаптации в меняющихся жизненных ситуациях (интеллектуальные умения, различные когнитивные и коммуникативные навыки, умение работать с разными источниками информации): разделы «Содержание курса», «Самостоятельная работа студентов», «Инновационные технологии обучения»;

  • навыков работы с профессионально значимой информацией, полученной из различных источников: Интернет, периодических изданий, учебников и т.д.: разделы: «Содержание курса», «Самостоятельная работа студентов», «Инновационные технологии обучения».

Учебно-методический комплекс предусматривает проведение лекционных и практических аудиторных занятий и самостоятельную работу студентов.

Основным направлением обучения является формирование знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения «Туризма», в рамках изучения цикла специальных дисциплин ГОС ВПО.


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра биомеханики и С.Д.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Туризм


Направление 034300 – Физическая культура

Профиль Спортивная тренировка


к.п.н. Х.С. Ужбаноков


Майкоп 2011
^

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЗЮДО

У Т В Е Р Ж Д А Ю


Ректор ИФК и дзюдо АГУ

_____________Коблев Я.К.

___ ____________2011 г.


^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Кафедра Биомеханики и СД




Статус Национально-региональный (вуз) компонент

дисциплины


Направление 034300 – «Физическая культура»

Профиль Спортивная тренировка


Формы

обучения очная, заочная


Объем

дисциплины 72 часа
^




РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ


Номер семестра
^

Учебные занятия


Число

Курс.

Работ


Форма

итог. аттест.

Общий

объем

Аудиторные


СРС

Всего

лекц.

пракич.

инд.




























5

72

38

12

24

2

34




Зач.























(з/о)

72




4

6




62




Зач


^ 2. Цели и задачи дисциплины


Курс «Туризм» предусматривает изучение студентами ИФК истории развития спортивного туризма, овладение техникой по видам спортивного туризма, организации и проведения соревнований по спортивному туризму.

Учебная работа проводится в форме лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий на 5 семестре 3 курса.


^ 3. Содержание дисциплины и требования к уровню ее освоения.

На лекциях дается представление об истории развития спортивного туризма, изучаются технические действия туриста, составляются документы по организации и проведению соревнований.

На семинарских занятиях студенты углубляют и закрепляют знания, полученные на лекциях и практических занятиях; осуществляется текущая проверка этих знаний.

На практических занятиях предусматривается овладение умением прохождения различных природных препятствий.

На лабораторных занятиях приобретаются умения по выбору туристского снаряжения и подготовке его к занятиям, ремонту и подготовке к хранению.

^ Самостоятельная работа студентов включает изучение программного материала по учебнику, учебным пособиям и другим источникам, выполнение домашних заданий по составлению методической документации.


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ;

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе ;

способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность ;

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.;

стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства ;

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков ;

осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня;

использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

осознает свои права и обязанности как гражданина своей страны.

Выпускник должен обладать следующими

профессиональными компетенциями:

педагогическая деятельность:

способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии;

применяет на практике основные учения в области физической культуры;

способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, • коммуникативность, толерантность;

умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий;

самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися;

умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий;

тренерская деятельность:

осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;

способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции;

способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;

умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов;

самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма;

владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека

рекреационная деятельность:

способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям;

способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности ;

самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов;

умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся ;

способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия;

умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление

организационно-управленческая деятельность:

способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования ;

умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры;

умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях;

умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией ;

способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий

научно-исследовательская деятельность:

способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта ;

умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик ;

владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы ;

способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности

культурно-просветительская деятельность:

владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью ;

использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях ;

владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом ;

владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья .


^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2


Вид работы

Трудоемкость, часы

5 сем.

Всего

^ Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа

36

36

Лекции (Л)

Практические занятия, в том числе

Семинары (С)

Другие

12

24


6

12

24


6

^ Самостоятельная работа (СР)

30

30

Курсовые работы (КР)

Рефераты (Р)

Другие виды СР


6


6

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумы, рубежному контролю и т.д.)



24



24

^ Вид итогового контроля

зачет

Зачет



Тематический план изучения дисциплины

Таблица № 3




раздела (модуля)

Наименование разделов (модулей) и их содержание

Количество часов

Внеауд.

работа

(СРС)

Всего

Аудиторная работа

Лек.

Пр. и сем.

Лаб.

1

2

3

4

5

6

7

1

  1. Туризм и его место в системе физического воспитания.

2. Классификация туризма: виды и формы.

3. Организация и проведение туристских походов.

Оформление и зачёт путешествия.

12

4

8




10

2
^

Классификация спортивного ориентирования.

- Виды соревнований.

- Разрядные требования.

- Терминология.


Условные знаки и спортивная карта.

  • Классификация УЗ.

Карта, план, схема – различия.

12

4

8




10

3

    1. Организация и проведение соревнований по спортивному ориентированию и другим видам туризма.

  • Календарь, оргкомитет, положения о соревнованиях.

  • Судейская коллегия соревнований.

  • Техническая информация.

  • Отчёт о соревнованиях.

  1. Федерация по спортивному ориентированию, по спортивному туризму.

- Структура федерации.
^

- Комиссии, советы, коллегии ФСО.


12

4

8




10




Итого:

36

12

24

2

30



Учебно-методическая карта лекций


Таблица 4

и название раздела

(модуля)

^ Тема лекции

Основные вопросы лекции

Количество

часов

1. Туризм и его место в системе физического воспитания.

Классификация туризма

Организация и проведение туристских походов.


Лекция № 1. Сущность туризма и его место в системе физического воспитания. Научное обоснование туризма как активного отдыха.

Вопрос:

  1. Классификация туризма: виды и формы. Туристское снаряжение: личное, групповое, специальное.

  2. Организация и проведение туристских походов.

  • Комплектование группы и подготовка к путешествию.

  • Разработка маршрута.

- Оформление и зачёт путешествия.


4
^

2. Классификация спортивного ориентирования. Спортивная карта.


Лекция № 2

Вопросы:

  1. Классификация спортивного ориентирования.

- Виды соревнований.

- Разрядные требования.

- Терминология.

  1. Условные знаки и спортивная карта.

- Классификация УЗ.

- Карта, план, схема – различия.

4
^

3. Организация и проведение соревнований по спортивному ориентированию и другим видам туризма. Федерация по спортивному ориентированию, по спортивному туризму.


Лекция № 3 .

Вопросы:

  1. Организация и проведение соревнований по спортивному ориентированию и другим видам туризма.

- Календарь, оргкомитет, положения о соревнованиях.

- Судейская коллегия соревнований.

- Техническая информация.

- Отчёт о соревнованиях.

  1. Федерация по спортивному ориентированию, по спортивному туризму.

- Структура федерации.

- Комиссии, советы, коллегии ФСО.

4



^ Учебно-методическая карта практических и семинарских занятий


Таблица 5



и название

раздела

(модуля)

Тема практического занятия, его краткая аннотация

Вид занятия (форма обучения)

Раздел № 1. Разработка маршрута учебно-тренировочного похода. Подготовка снаряжения к туристскому походу.

Разработка маршрута учебно-тренировочного похода.

- Комплектование групп.

- Требования к руководителям и участникам.

- Распределение обязанностей.

Подготовка снаряжения к туристскому походу.

- Личного.

- Группового.

Безопасность в турпоходах и на соревнованиях.

- Правила безопасности.

- Опасности, обусловленные действиями туристов, метеоусловиями, контактом с дикими животными и растениями

Семинарские


Лабораторные


Семинарские

Раздел № 2. Спасательные работы. Организация и техника проведения переправ. Узлы.

Раздел № 3. Соревнования по технике пешеходного туризма (ТПТ).

Соревнования по спортивному ориентированию.



Спасательные работы.

- Оказание первой медицинской помощи.

- Сигналы бедствия.

Организация и техника проведения переправ. Вязка узлов.

Практические

Соревнования по технике пешеходного туризма (ТПТ).

- Планирование дистанции.

- Прохождение дистанции.

Соревнования по спортивному ориентированию.

- Планирование и постановка дистанции.

- Организация работы бригад «Старта» и «Финиша».

- Работа секретариата.

Практические


Практические


Программа самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной)


Таблица 6



и название раздела

(модуля)

^ Вид

самостоятельной работы

Количество

часов

Сроки

выполнения (нед. семестра)

Ссылка на номер источника по списку литературы

Раздел №1. Исторический обзор развития лыжного спорта. Лыжный инвентарь, его хранение и уход за ним. Спортивные сооружения для занятий лыжным спортом. Строевые приемы с лыжами и на лыжах.

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям).

12

1-6

1, 5
^

Раздел №2. Классификация способов передвижения на лыжах. Технические приемы лыжника-гонщика.


Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям).

12

7-12

1, 2
^

Раздел № 3. Организация и проведение соревнований по лыжному спорту.


Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям).

12

13-18

1, 3



6.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.3.1. Список литературы:

Основная литература –


  1. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт. - Учебник.- М.: Изд-во «Физиче ская культура».-2005.

  2. Евстрвтов Ю.Д. и др. Коньковый ход, М.:ФиС 1988г.

  3. Правила соревнований (лыжные гонки).



^

Дополнительная литература:





  1. Савицкий Я.И. Биатлон. – М.: Физкультура и спорт, 1981.

  2. Ужбаноков Х.С. Лыжный спорт (лыжные гонки).

Учебное пособие.- Майкоп, 2006.


Рейтинговая система оценки успеваемости студентов

п/п

Мероприятия учебной деятельности и текущей успеваемости студентов

За 1 семестр




Модуль 1 (1-6) недель, не менее 6 занятий




1

Конспектирование теоретического материала

2 балла

2

Выполнение плана практических занятий

6 баллов

3

Активное участие в семинарских занятиях

3 балла

4

СРС – конспектирование пройденных, изученных тем

2 балла

5

Контрольная работа по темам пройденных занятий

5 баллов




^ ИТОГО: за 1 модуль

за 2 модуль

за 3 модуль

за три модуля

18 баллов

18 баллов

18 баллов

54 баллов




Присуждение премиальных баллов




1

Написание и защита рефератов

5 баллов

2

За выполнение на отлично практических материалов

5 баллов




^ ИТОГО: премиальных баллов

10 баллов




Допуск к теоретическому зачету и экзамену

26 баллов




Теоретический зачет, экзамен







«отлично»

30 баллов




«хорошо»

25 баллов




«удовлетворительно»

20 баллов



Пересчет суммы баллов в оценки

Менее 56

«неудовлетворительно»

56-70

«удовлетворительно»

71-85

«хорошо»

86-100

«отлично»

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru