Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы силовой подготовки» по направлению 034300 «Физическая культура»



Скачать 263.25 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы силовой подготовки» по направлению 034300 «Физическая культура»
Дата25.07.2013
Размер263.25 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник

МИНИСТЕРСТВО образованиЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Адыгейский государственный университет»


«СОГЛАСОВАНО»

Ректор _______________ИФК и дзюдо

_________________________

____________________2011_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________________

__________________2011_ г.



Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Основы силовой подготовки»

по направлению 034300 – «Физическая культура»

профиль «Спортивная тренировка» Квалификация (степень) бакалавр

(Срок обучения 4 года)

^ Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры:

Биомеханики и спортивных дисциплин



от «_____» _____________ 2011_ г., протокол № _______

Рекомендовано к утверждению решением научно-методической комиссии

^ Института физической культуры и дзюдо

от «____» ____________2011 года

Рекомендовано НМС АГУ

от «_____» _____________ 2011__ г., протокол № _______

Содержание





Аннотация







^ Пояснительная записка







Рабочая учебная программа дисциплины




1

^ Цели и задачи дисциплины




2

Требования к уровню освоения содержания дисциплины




2.1

Обязательный минимум содержания дисциплины




2.2

Конечные программные требования к овладению дисциплиной




3

Объём дисциплины




3.1.

Объём дисциплины и виды учебной работы




3.2.1.

Распределение часов по темам и видам учебной работы (очное отделение)




3.2.2.

Распределение часов по темам и видам учебной работы (заочное отделение)




4.

Содержание дисциплины




4.1.

Учебно-методическая карта лекций




4.2.

Учебно-методическая карта практических занятий




4.3.

Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов




5.

Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины




6.

Содержание самостоятельной работы студентов




7.

Вопросы для подготовки и требования к зачету




7.1.

Формы и содержание текущего контроля




7.2.

Формы и содержание промежуточного контроля




7.3.

Формы и содержание итогового контроля




7.4.

Критерии оценки ответов




8.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины




8.1

Список литературы




8.2.

Перечень учебно-методических материалов, разработанных на кафедре Теоретических основ физического воспитания




8.3.

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины




9.

Глоссарий





Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) представляет собой комплект нормативных документов, дидактических материалов и методических рекомендаций, определяющий цели, содержание и способы реализации процесса обучения и воспитания по каждой учебной дисциплине основных образовательных программ и направлений и влияет на качество профессиональной подготовки выпускника по конкретной специальности/направлению.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Силовая подготовка» составлен согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений в содержание критериев государственной аккредитации, используемых при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений», и разработан в соответствии:

  • с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 – «Физическая культура» профиль «Спортивная тренировка»;

  • с письмами Минобразования РФ от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», Минобрнауки России от 23.03.2006 № 03-344; Рособрнадзора от 17.04.2006 года, №02-55-77 ин/ак.


Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов и методических рекомендаций, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки специалистов по специальности «Физическая культура», профиль «Спортивная тренировка».

УМК ориентирован на реализацию компетентностного и личностно-ориентированного подхода в обучении, при которых образовательный процесс осуществляется на основе учета личностных, интеллектуальных, мотивационных и других особенностей обучающихся, и направлен на формирование профессиональных компетенций.

В структуре УМК предусмотрены следующие направления и условия реализации личностно-ориентированного подхода:

  • индивидуальная работа;

  • модерация, вовлечение студентов в активный познавательный процесс;

  • свободный доступ к различным источникам информации, в том числе, к сети Интернет;

  • регулярный мониторинг достижений студентов и т.д.


Структура УМК и его компоненты направлены на формирование:

  • умений и навыков самообразовательной деятельности, создающей предпосылки для гибкой адаптации в меняющихся жизненных ситуациях (интеллектуальные умения, различные когнитивные и коммуникативные навыки, умение работать с разными источниками информации): разделы «Содержание курса», «Самостоятельная работа студентов», «Инновационные технологии обучения»;

  • навыков работы с профессионально значимой информацией, полученной из различных источников: Интернет, периодических изданий, учебников и т.д.: разделы: «Содержание курса», «Самостоятельная работа студентов», «Инновационные технологии обучения».

Учебно-методический комплекс предусматривает проведение лекционных и практических аудиторных занятий и самостоятельную работу студентов.

Основным направлением обучения является формирование знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины «Силовая подготовка», в рамках изучения цикла специальных дисциплин ГОС ВПО.


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Адыгейский Государственный Университет

Кафедра биомеханики и спортивных дисциплин


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Основы силовой подготовки

034300 – «Физическая культура»

профиль «Спортивная тренировка»


Майкоп 2011


Адыгейский Государственный Университет


^ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЗЮДО


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ИФК и дзюдо АГУ

Коблев Я.К. _________

«____» _________ 20___г.





Рабочая программа


Кафедра Биомеханики и спортивных дисциплин


Шифр и наимено- Силовая подготовка

вание дисциплины


Статус дисциплины Обязательная


Направление 034300 – «Физическая культура»


Формы обучения очная

Объем дисциплины 108 часов


^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ

Номер семестра
^

Учебные занятия


Число

курс.

работ


Форма

итог. аттест

Общий

объем

Аудиторные


СРС

Всего

Лек.

ПрактСем.

Инд.

7

108

554

18

36

4

50




Зачет




  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Условия развития общества требуют о будущих бакалавров физического воспитания значительно усилить воспитательную работу, воплотить в жизнь гуманные идеалы, подготовить новые поколения к непосредственному развитию цивилизованного общества.

На основе квалификационной характеристики будущего специалиста, вытекают следующие цели и задачи в подготовке будущих специалистов:

Иметь представления:

- о закономерностях, принципах и методах воспитательного процесса в сфере ФКиС, его роль и место в системе формирования личности занимающегося;

- о педагогических основах организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;

- о психолого-педагогических особенностях профессионального общения;

- о факторах, определяющих профессиональное мастерство в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Студент должен знать:

- историю становления педагогики физической культуры и спорта;

- понятийный аппарат педагогики физической культуры и спорта;

- методологию обобщающих теоретических исследований по проблематике ФКиС;

- средства, методы и принципы построения воспитательного процесса в ФКиС;

- теорию и технологию воспитания личности в коллективе и через коллектив;

- методические основы организации воспитательного пространства в сфере ФКиС с различным контингентом занимающихся;

- суть и научно-методические предпосылки профессионального мастерства специалистов по ФКиС;

- основы моделирования и прогнозирования различных сторон воспитательного процесса в физкультурно-спортивной деятельности.

Студент должен уметь и иметь навыки:

- применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технологии воспитания;

- использовать накопленные в области ФКиС духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных знаниях;

- организовывать индивидуальную, групповую и коллективную воспитательную деятельность в учебно-тренировочном или учебно-воспитательном пространствах;

- анализировать результаты воспитательной работы, видеть пути устранения и исправления недостатков в ней;

- использовать в будущей профессиональной деятельности передовые приемы воспитания личности в сфере ФКиС;

- практически реализовывать основные положения в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях в период прохождения педагогической практики, а так же по месту будущей профессиональной деятельности.


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

)

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе ;

способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность ;

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.;

стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства ;

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков ;

осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня;

использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;


владеет основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

осознает свои права и обязанности как гражданина своей страны.

Выпускник должен обладать следующими

профессиональными компетенциями:

педагогическая деятельность:

способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии;

применяет на практике основные учения в области физической культуры;

способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, • коммуникативность, толерантность;

умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий;

самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися;

умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий;

тренерская деятельность:

осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;

способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции;

способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;

умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов;

самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма;

владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека

рекреационная деятельность:

способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям;

способен заинтересовывать население, используя коммуникативные и организаторские способности, для участия в рекреационной деятельности ;

самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов;

умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся ;

способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия;

умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление

организационно-управленческая деятельность:

способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования ;

умеет практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры;

умеет разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях;

умеет составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией ;

способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий

научно-исследовательская деятельность:

способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта ;

умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик ;

владеет методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способен формулировать и представлять обобщения и выводы ;

способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности

культурно-просветительская деятельность:

владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью ;

использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях ;

владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом ;

владеет приемами формирования через средства массовой информации, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья .


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Объем дисциплины и виды учебной работы (очное отделение).

Вид работы

Трудоемкость, часы




Всего

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа







Лекции (Л)

Практические занятия

семинары (С)

Учебная практика (УП)

Индивидуальная работа

18

36


4


18

36


4


^ Самостоятельная работа (СР)

50

50

Курсовые работы (КР)

Рефераты (Р)

Другие виды СР, Подготовка к сдаче практических нормативов по технике и методике силовых видов спорта, подготовка и судейство соревнований и др.

Другие (инд.)

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, конспектирование пройденных тем практических и семинарских занятий и рубежному контролю и т.д.)


10

10


30


10

10


30


^ Вид итогового контроля

Зачет






Тематический план изучения дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы




раздела (модуля)

Наименование разделов (модулей)

и их содержание

Количество часов

Внеауд.

работа

(СР)

Всего

Аудиторная

Работа

Л

(СЗ)

ПЗ.

1

2

3

4

5

6

7




Модуль 1

10

6







10

1

Введение в т/атлетику и силовое троеборье, Классификация силовых упражнений.
















2

История развития т/атлетики и силового троеборья
















3

Обучение технике жима лежа, толчка










4

















































Модуль 2

12

4




8

10

1

Основы техники тяжелоатлетических упражнений.










4




2

Обучение технике приседания со штангой на плечах, рывка.










4




3











































Модуль 3

14

4




10

30

1

Анализ техники рывка










2




2

^ Анализ техники толчка










2




3

Анализ техники жима и приседания










4




4

Обучение технике становой тяги










2




























Итого:




14




22

50




Всего

36

14




22

50



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методическая карта лекций

№ и название

раздела (модуля)

Основные вопросы лекции

Количество часов

Модуль 1


4

Введение в силовую подготовку .Классификация силовых упражнений


  1. Определение понятия " силовая подготовка".

  2. Классификация силовых упражнений.

  3. Место и значение силовой подготовки в системе физического воспитания.

  4. Современное состояние т/атлетики в мире, России.


4

История развития т/атлетики и силового троеборья

    1. Возникновение т/атлетики и с/троеборья в России:

в) развитие т/атлетики после ВОв.

    1. Достижения советских (российских) тяжелоатлетов на Олимпийских играх.

    2. Современное состояние т/атлетики в мире, России, Кубани и Адыгее.



2

Модуль 2


Основы техники т/атлетических упражнений



  1. Понятие о технике спортивного упражнения.

  2. Основы техники толчка и рывка


8

Итого:


14


4.2. Учебно-методическая карта практических и семинарских занятий


№ и название

раздела

(модуля)

Тема практического занятия,

его краткая аннотация

Вид занятия

(форма обучения)

Кол-во

часов

Модуль 1

2

3

4

Введение в" силовую подготовку". Классификация силовых упражнений

т/атлетика как вид спорта. Исторические корни т/атлетики. Разделы т/атлетики. Классификация силовых упражнений... Место и значение силовых упражнений в отечественной системе физического воспитания. Состояние т/атлетики в России и её задачи. Меры безопасности при занятиях силовой подготовкой.



1

История развития легкой атлетики

Возникновение т/атлетического спорта. т/атлетика и Олимпийские игры. Развитие тяжелоатлетического спорта в России до революции. Участие русских спортсменов в Олимпийских играх. Тяжелоатлетический спорт после революции. Перестройка физкультурного движения на основе ГТО и ДСО. Развитие т/атлетики после Великой Отечественной войны. Выход советских тяжелоатлетов на международную спортивную арену и их достижения на Олимпийских играх. Современное состояние т/атлетики в мире, России, Кубани и Адыгее.


1

^ Обучение технике толчка и жима лежа


2


Модуль 2


Основы техники рывка и приседания со штангой на плечах

Определение понятия "Спортивная техника". Фазы движения. Характеристика внутренних и внешних сил при рывке и приседании. Основные требования к рывку и приседанию.

Периоды и фазы движений в течение цикла рывка. Взаимодействие внутренних и внешних сил. Характеристика движений по биомеханическим параметрам.


Семинар


4

Обучение технике становой тяги


Задача 1. Ознакомить с техникой становой тяги.

Задача 2. Научить правильным движениям ног .

Задача 3. научить движению туловища.

Задача 4. Обучить правильным движениям рук и плеч .

Задача 5. Совершенствование техники .


практические

4


Модуль 3


Анализ техники толчка и жима лежа

Положение туловища в зависимости от фазы толчка.. Кривая усилий , кривая наращивания скорости . Динамика изменения техники с ростом квалификации спортсмена.


2

Анализ техники рывка

Краткая история вида. Эволюция техники рывка. Характеристика фаз рывка. Подготовка к рывку, рывок. Биомеханические параметры рывка. Критерии оценки техники.


2

Анализ техники становой тяги

Определение и краткая характеристика вида. Способы держания гифа. Исходное положение перед тягой. Подготовка к тяге. Финальное усилие и его биомеханические характеристики. Кинематические и динамические параметры техники становой тяги. Критерии оценки техники.


2


Обучение техники становой тяги

Задача 1. Ознакомить занимающихся с техникой становой тяги.

Задача 2. Научить правильно держать гиф.

Задача 3. Научить фазе финального усилия.

Задача 4. Научить технике отрыва штанги от помоста.

Задача 5. Научить технике финального усилия.

Задача 6. Совершенствование элементов техники становой тяги, их индивидуализация; закрепление правильных навыков тяги в различных условиях и сдать контрольный норматив.


4


Итого:


22



    1. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов


№ и название

раздела

(модуля)


Вид

самостоятельной работы

Кол-во

часов

Сроки

выполнения

(недели семестра)

Ссылка на номер источника

по списку

литературы

Модуль 1


10


Введение в" силовую подготовку". Классификация силовых упражнений

- подготовка ответов на теоретические вопросы,

- самостоятельная работа с рекомендованными нормативными, учебными и научными источниками (изучение, конспектирование);

- выполнение дополнительных практических заданий.


2


4


4


Модуль 2


10


Основы техники рывка и приседания со штангой на плечах

- подготовка ответов на теоретические вопросы,

- самостоятельная работа с рекомендованными нормативными, учебными и научными источниками (изучение, конспектирование);

- подготовка рефератов.

-подготовка сообщений и докладов

- выполнение дополнительных практических заданий.

1


1


1


1

3


Обучение технике становой тяги


- подготовка ответов на теоретические вопросы,

- самостоятельная работа с рекомендованными нормативными, учебными и научными источниками (изучение, конспектирование);

- выполнение дополнительных практических заданий.

1


1


1


Модуль 3


30


Анализ техники становой тяги

- подготовка ответов на теоретические вопросы,

- подготовка рефератов.

1


1


Обучение техники становой тяги

- подготовка ответов на теоретические вопросы

- самостоятельная работа с рекомендованными нормативными, учебными и научными источниками (изучение, конспектирование);

- выполнение дополнительных практических заданий.


2


4


22


Итого:


50


Зачетные требования

  1. Знать теорию и методику преподавания видов силовой подготовки в объеме пройденной программы.

  2. Получить положительную оценку за технику выполнения рывка и толчка

  3. Получить положительную оценку за выполнение нормативов практической подготовленности.

  4. Набрать необходимое количество баллов, предусмотренных УМК для получения положительной оценки.


Литература по дисциплине


Наименование дисциплины

Количество экземпляров в библиотеке

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

Силовая подготовка




Л.С. Дворкин ‘’Тяжелая атлетика’’,М., 2005







А.С.Медведев’’Обязанности судейских служб на соревнованиях по тяжелой атлетике’’,М.,1982







М.Л.Аптекарь’’Тяжелая атлетика’’, М.,ФиС 1983.







С.Багадасаров’’Отечественной тяжелой атлетике115 лет’’Олимп.-2000.







Васильев С. Атлетизм: за и против//Олимп.-1977.







Гаккеншмидт Г. Путь к силе и здоровью. М., 1911.







Дворкин Л.С.Силовые единоборства.-Ростов н/Д : Феникс,2001.







Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика.-М., ФиС 1967, 1972, 1981, 1988.







Остапенко Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства//Олимп.-1994.




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru