Утверждена ученым советом рхту им. Д. И. Менделеева Ректор В. А. Колесников Концепция воспитательной деятельности



Скачать 155.8 Kb.
НазваниеУтверждена ученым советом рхту им. Д. И. Менделеева Ректор В. А. Колесников Концепция воспитательной деятельности
Дата08.06.2013
Размер155.8 Kb.
ТипДокументы
источник


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом РХТУ им. Д.И. Менделеева
Ректор ____________ В.А. Колесников



Концепция воспитательной деятельности

в РХТУ им. Д.И. Менделеева


Введение

Одним из основных направлений образовательной деятельности в РХТУ им Д.И. Менделеева является воспитательная деятельность, в основу которой положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования. Настоящая концепция разработана в целях реализации в РХТУ им. Д.И. Менделеева приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004г., в которых особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала обучающихся, формированию у студентов общечеловеческих ценностей.

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, активным отношением к различным сторонам общественной жизни страны и социальными ориентациями и в недалеком будущем выступит определяющей силой социально-политического, экономического и культурно­го развития России. По данным исследований в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов. Этот показатель, рассматриваемый международными органи­зациями как уровень образованности любой нации, является одним из самых высоких в мире.

За последние годы совместными усилиями руководителей всех уровней, ученых и практиков предприняты серьезные шаги по восстановлению некогда утраченной системы воспитания в вузах:

  • проведен анализ реального уровня организации внеучебной деятельности в современных условиях;

  • заложены основы создания условий для развития воспитания в образовательных учреждениях через обновление нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения, подготовки педагогических и руководящих кадров к решению задач воспитания;

  • разработаны конкретные программы и модели развития воспитательных систем на региональном и муниципальном уровнях, в конкретных образовательных учреждениях;

  • изучен и активно пропагандируется передовой опыт работы по развитию воспитания на всех уровнях образования;

  • разработаны рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования.


Цели и задачи воспитания в РХТУ им Д.И. Менделеева

Основной целью воспитания студентов в РХТУ им. Д.И. Менделеева необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, отличающегося культурой, интеллигентностью, социальной активностью, политической грамотностью, обладающего качествами гражданина-патриота, высокой общечеловеческой культурой.

Основная задача воспитательной деятельности университета – создание условий для активной жизни студентов, их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

При этом особо важна необходимость воспитания высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, то есть гражданина и патриота России, способного к высо­кокачественной профессиональной деятельности и ответственного за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, ду­ховных, культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная деятельность должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность перед обществом.

В современных социально-экономических условиях более эффективные результа­ты в области воспитания студентов могут быть получены при разумном сочетании педагогических и административных методов воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.


Основные направления и результаты воспитательной деятельности

В соответствии с поставленными целями воспитания студентов университета, в качестве основных приняты интегрированные направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитания.

Эти направления должны присутствовать в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом учебными, научными, административными подразделениями и студенческими объединениями университета.

^ Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования личности конкурентоспособного компетентного выпускника важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении студента к профессионально-трудовой деятельности и связанным с ней социальным функциям в соответствии с направлением подготовки и будущим уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает в университете как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как трудолюбие, любовь к окружающей природе, рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, творческие способности и другие качества, необходимые выпускнику для будущей профессиональной деятельности.

^ Гражданско-правовое воспитание

В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное, политическое, семейное воспитание.

Формирование социально активных студентов - граждан России является важнейшей составляющей воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания, обеспечивая тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств: любви к родной земле, политической культуры и ответственности за будущее страны, доброты, коллективизма, упорства в достижении цели, готовности к сочувствию и сопереживанию, высокой нравственности, чувства собственного достоинства, справедливости, любви к семье, высокой нравственности в семье и в обществе.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи являются проявления гражданского мужества, порядочности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения в обществе.

Показателем уровня гражданского воспитания студентов является их участие в патриотических мероприятиях, знание и соблюдение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива университета, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и общества.

Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник университета знаком с правовым и политическим устройством общества, своими правами и обязанностями, целостно и уважительно относится к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, убежден в необходимости соблюдения законодательства и руководствуется нормами права на практике, умеет пользоваться своими правами и личными свободами.

В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы качества личности, которые характеризуют связь личности и общества: гражданственность, патриотизм, толерантность, политическая культура, социальная активность, личная свобода, коллективизм, общественно-политическая активность и др.

В семейном воспитании студентов следует уделять внимание экономическим аспектам ведения домашнего хозяйства, социально-гигиенической и психологической подготовке молодежи к семейной жизни, освоению педагогических знаний, необходимых для воспитания детей. Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать устойчивость сформированной установки на воспитание культуры семейных и детско-родительских отношений, преемственность социокультурных традиций.

^ Культурно-нравственное воспитание

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологические и физическое воспитание. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию.

Интеллигентность является мерой ответственности человека за окружающий мир, его общей культуры и воспитанности, за своих близких, за их нравственное и духовное состояние. Подлинно культурный человек это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: умение любить ближнего, творить добро, развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, убежденность в необходимости выполнения норм морали, сформированность высоких моральных качеств личности, умений и навыков нравственного поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Основные критерии нравственной воспитанности:

  • положительная моральная направленность личности;

  • уровень нравственного сознания личности и его поведенческой моральной готовности;

  • глубина положительных моральных суждений воспитанников;

  • уровень реального поведения личности, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально - нравственных обязанностей.

Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, что можно рассматривать в качестве показателей эффективности воспитательной деятельности в данной сфере. В качестве показателей сформированности эстетического сознания можно выделить: понимание различных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня.

Важное значение для становления интеллигента имеет здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье, что формируется во многом системой физического воспитания в университете.

Экологическое воспитание связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность передовых идей и взглядов на проблемы взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере должно быть нацелено на изменение технократического стиля мышления и создание эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырьевых ресурсов, но и как к среде обитания, обеспечивающей устойчивое социальное и культурное развитие человечества.

В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские, волевые и физические качества, нравственно-психологическая и физическая готовность к труду и служению Родине.


Психолого-педагогические условия организации воспитательного процесса предполагает:

• Объединение личностных ориентиров человека и общественных интересов;

• органичное включение воспитательной деятельности и конкретных мероприятий в процесс профессионального становления студентов (в учебный процесс, в научно-иссле­довательскую работу);

• максимальное использование при выборе и реализации направлений и форм ра­боты со студентами возможности ведения диалога и поиска конструктивного компро­мисса;

• активное использование профессионально-корпоративных возможностей (тради­ций кафедр, факультетов, отрасли, примеров жизни и деятельности выдающихся личностей — авторитетных ученых, педагогов, специалистов) для формирования чувства корпоративности, причастности студентов к лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры;

• создание атмосферы подлинной и постоянной заботы университета о студентах, их социаль­но-педагогической поддержки;

• формирование планов воспитательной деятельности и проведение мероприятий на основе изучения интересов студентов;

• ориентации содержания и форм внеаудиторной работы со студентами на актив­ную деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в орга­низации и проведении мероприятий;

• использование в воспитательной деятельности положительного влияния наибо­лее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников;

• формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента во внеаудиторной жизни вуза (культурной, спортивной, научно-технической и др.), создание системы морального и материального поощрения студентов за положительные ре­зультаты их участия во внеаудиторной жизни вуза;

• широкое привлечение студентов к участию в научном, техническом, художествен­ном творчестве и других формах деятельности;

• создание в вузе психологической службы, подразделения социально-педагоги­ческой поддержки студентов, социологической лаборатории.

Одной из наиболее эффективных форм воспитания студенческой молодежи явля­ется вовлечение студентов в творческую деятельность, органически связанную с их профессиональным становлением (научно-исследовательскую, конструктор­скую, проектную работу). Научно-исследовательская работа студентов — необходи­мое средство формирования профессионального облика специалиста любого профи­ля. Участие студентов в научной работе выступает движущей силой их вовлечения в процесс создания материальных и духовных ценностей. Воспитательный аспект сту­денческого научного творчества имеет большое значение в деле формирования лич­ных качеств будущего специалиста. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют воспитанию у студентов вы­сокой культуры мышления. Они пробуждают подлинную сознательность и активность в выборе и реализации определенных решений, стремление к проникновению в суть проблем, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов — са­мый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способнос­тей, становления характера исследователя, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.


Управление воспитательной деятельностью в РХТУ им Д.И. Менделеева

В системе управления воспитательной деятельностью целесообразно выделить структуры, обеспечивающие ее целенаправленность, организацию и содержание.

^ Общеуниверситетский уровень.

Ученый совет университета определяет концепцию и программу развития воспитания, на­правленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспита­тельного пространства коллектива, принципы, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие инициатив, новаторских идей в области воспита­ния коллектива.

^ Служба проректора по воспитательной работе и молодежной политике разрабатывает ос­новные направления воспитательной деятельности, координирует работу вузовских, фа­культетских и кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объедине­ний, контролирует распределение выделенных средств финансово-материального фонда с целью поощрения отличившихся коллективов, студентов и руководителей научно-творческих объединений. Важной функцией службы является обобщение опыта воспитательной деятельности в университете, разработка рекомендаций по внедрению в учебно-воспитатель­ный процесс новых направлений и технологий воспитания, совершенствование систе­мы обучения и воспитания.

^ Студенческий актив изучает мнения и предложения студен­тов по совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса, качества преподавания, участвует в систематическом (ежегодном) изучении данных мониторин­га качества преподавания учебных дисциплин. Важной составляющей деятельности актива являются: проведение воспитательной работы со студентами, не входящими в состав действующих в вузе общественных организаций, научно-исследовательских, творческих объединений и коллективов; создание благоприятных условий для рацио­нального использования свободного времени студентов при решении вопросов вторичной занятости.

^ Факультетский уровень.

Функции заместителя декана по воспитательной работе:

— формирование основных направлений воспитания на факультете, разработка программ и планов воспитания с учетом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также студенческого актива; определение целей и задач воспи­тания студентов факультета;

— изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), ознакомление студентов с уставом, структурой, историей и традициями университета, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в университете и в студен­ческих общежитиях;

— изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов, пред­метных программ с целью выявления их воспитательного потенциала и возможнос­тей использования в воспитательной деятельности учебных курсов гуманитарного блока, естественнонаучных и технико-технологических дисциплин;

— организация взаимодействия преподавателей факультета и представителей об­щевузовских кафедр с целью повышения эффективнос­ти воспитания студентов;

— участие в разработке и проведении общевузовских воспитательных мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы.

В обязанности куратора группы может быть включено:

— изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях;

— планирование и реализация совместно со студенческим активом воспита­тельных мероприятий в группе, формирование организаторских умений и навыков, участие в избра­нии старосты учебной группы, а также представителей в курсовые, факультетские и вузовские органы студенческого самоуправления, «соуправления», студенческие профсоюзные, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие обще­ственные организации;

— изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;

— обеспечение реализации задач воспитательной деятельности в группе.


Кадровый потенциал воспитательной деятельности в РХТУ им Д.И. Менделеева

При решении воп­роса о формировании качественного состава преподавателей следует исходить из современноых методологических и научно-практических задач обучения и воспитания студентов, в соответствии с которыми воспитание молодежи является одной из важнейших функций образования. Преподаватель должен быть не только источником профессионального обучения, но и посред­ником между студентами и культурой, способным оказывать позитивное влияние на их становление и формирование и как специалистов, и как будущей россий­ской интеллигенции. Постановка на высоком уровне внеучебной работы тре­бует профессионального подхода в области культуры, политики, искус­ства, художественного, литературного и музыкального творчества, научно-исследо­вательской деятельности, патриотического и гражданского воспитания, физической культуры и спорта.

В целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и пе­дагогических кадров в области воспитания необходима координация деятельности университета с образовательными учреждениями и региональными органами управления обра­зованием, методическими центрами; проведение научно-практических конференций, методических семинаров, совещаний, обмена опытом работы. Значительная роль в ре­ализации данной задачи отводится Правительством региональным институтам повышения квалифика­ции работников образования.


Заключение

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу, ученым университета. Сегодня воспитание может и должно быть понято не просто как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера. Поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета. Настоящая концепция должна служить основой для создания комплексного плана воспитательной работы в РХТУ им Д.И. Менделеева, конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях и общежитиях. Воспитательная работа в университете должна морально и материально стимулироваться. Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер. Поэтому данную концепцию необходимо постоянно творчески развивать и обогащать. Для этого следует изучать положительный опыт воспитательной работы со студентами в других вузах и распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех других подразделениях университета.


При подготовке концепции использованы материалы:


1. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе (письмо Минобрнауки № 06-197 от 22.02.2006г.)

2. Приказы и другие руководящие документы Федерального агентства по образованию.

3. Концепции, программы и модели воспитательной деятельности:

- Уральского государственного технического университета

- РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

- МГТУ “Станкин”

- РГТУ им. К.Э. Циолковского (МАТИ)

- КГТУ им. А.Н.Туполева

- ПГУ им. М.В.Ломоносова


Проект концепции подготовил: Согласовано:

Проректор по воспитательной работе Проректор по учебной работе

и молодежной политике

_____________________В.Н. Таптунов ________________Ю.И. Капустин






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru