Нужен ли сегодня в техническом вузе элективный курс «Русский язык и культура речи»



Скачать 33.25 Kb.
НазваниеНужен ли сегодня в техническом вузе элективный курс «Русский язык и культура речи»
Дата25.04.2013
Размер33.25 Kb.
ТипЭлективный курс
источник

УДК 4Р:378

Нужен ли сегодня в техническом вузе элективный курс «Русский язык и культура речи»

Л.И. Судакова, lingvarus@mail.ru

РХТУ им. Д.И. Менделеева, г. Москва


Уровень речевой культуры современного общества определяется не только деятельностью профессиональных филологов и журналистов, писателей, но и задается особенностями письменной и устной коммуникации многочисленных носителей языка, получивших и получающих специальное инженерное, медицинское, экономическое, юридическое образование, реализующих себя не только на профессиональном поприще, но и в СМИ, и политической деятельности.

Неоспоримым фактом на сегодняшний день является общее понижение речевой культуры нашего общества. Это выражается в падении орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности нынешних школьников, которые уже завтра станут нашими студентами. Скудеет лексический запас учащихся. Учителя средних школ жалуются, что 10-15 лет назад они говорили свободно и их понимали, теперь сказанное приходится сопровождать объяснением, расшифровкой. Молодые люди в своей речи все больше походят на печально известную героиню И. Ильфа и Е. Петрова, которая обходилась сотней слов на все случаи жизни. Возникающие пустоты заполняются словесным мусором: ну вот, как бы, короче и др. И по письменным работам, и по устным выступлениям видно, что учащиеся нередко не находят средств, чтобы выразить свою мысль, то есть существует конфликт между идеей и ее выражением.

Если раньше радио и телевидение, где к языковой норме относились очень серьезно, оказывали наибольшее влияние на развитие культуры речи, то теперь такого нет: есть разные передачи с разным уровнем речевой культуры.

И это лишь несколько причин, которыми обусловлено введение в образовательные стандарты элективного курса «Русский язык и культура речи».

На кафедре русского языка РХТУ имени Д.И. Менделеева проходят обучение русскому языку и культуре речи студенты практически всех гуманитарных специальностей, и только одна техническая кафедра – кафедра нанотехнологии и наноматериалов – сочла необходимым ввести в учебный план своих специальностей данную дисциплину. Курс культуры речи не является обязательным для студентов технических специальностей, и, видимо, этим обстоятельством обусловлено то, что лишь некоторые выпускающие технические кафедры нашего университета ощутили потребность в нем и воспринимают этот курс как развивающий умение общаться: вести диалог, дискуссию, выступать публично, работать с научным текстом, оформлять деловую документацию.

К сожалению, многие до сих пор не считают культуру речи элементом развития личности. А ведь культура речи, культура общения – это результат обучения и воспитания личности. Кафедра русского языка в техническом университете призвана разъяснять необходимость культуры речи в обществе, активно формировать как культуру речи, так и понимание того, что культурный человек, следующий престижной языковой норме, это человек избранный, что владение речевой культурой требуется для профессионального и карьерного роста, принятия на хорошую должность.

Так нужно ли сегодня в техническом вузе расширять аудиторию учащихся, слушающих элективный курс русского языка и культуры речи? Одним из аргументов в пользу этого являются отзывы студентов 4 курса, специализирующихся в области нанотехнологии и наноматериалов, которые пишут, что, по их мнению, курс «Русский язык и культура речи» из всех дисциплин гуманитарного цикла имеет самую отчетливую практическую направленность.

В качестве другого веского аргумента приведем мнение авторитетного учёного, доктора технических наук, профессора К.К. Колина, в котором убедительно обосновывается понимание того, что сегодняшние выпускники технических вузов должны свободно владеть русским языком и обладать высокой речевой культурой: «Нужно понять следующее: (…) если человек хочет заниматься наукой, наукой фундаментальной, где есть новые тонкие вещи, он должен знать свой язык. Возьмите нанотехнологии, квантовую информатику. Это совершенно новый уровень понимания процессов. Для того, чтобы человек представлял в своем сознании модели исследуемого процесса, нужно обладать богатым языком, на котором ты мыслишь. Есть принцип необходимого информационного разнообразия Эшби. То есть, если человек хочет моделировать какой-то объект или какое-то явление, то средство, с помощью которого он собирается это моделировать, должно быть по информационным возможностям мощнее, богаче того объекта, который будет исследован. Таким образом, человек, который владеет русским языком, не только говорит на нем, но и мыслит свободно, имеет преимущество перед другим, может быть, более способным и талантливым человеком, который говорит на более ограниченном (…) языке. Поэтому свободное, совершенное владение русским языком - это богатство, в том числе, в чисто прагматическом плане, с точки зрения развития фундаментальной науки, высоких технологий»1.

Литература:

1. Колин К.К. Владеть тремя языками. Русский язык: перспективы в политике и культуре. // Вузовский вестник. 2008. № 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru