«российская академия правосудия» (г. Ростов – на Дону) программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «история»



Скачать 284.53 Kb.
Название«российская академия правосудия» (г. Ростов – на Дону) программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «история»
Дата28.07.2013
Размер284.53 Kb.
ТипПрограмма
источник




РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов – на - Дону)


ПРОГРАММА

вступительного испытания

по общеобразовательному предмету «история»

(письменный экзамен)


направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр)


Ростов-на-Дону

2012

Рекомендовано

на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин


Протокол №_8_ от « 26 »__марта____ 2012 г.


Утверждено

Учебно-методическим советом

^ РФ ФГБОУВПО «РАП»

Протокол № 8_ от «_27_ » __марта___ 2012 г.


Директор _______________Гаврицкий А.В.





ПРОГРАММА

вступительного испытания

по общеобразовательному предмету «история»

(письменный экзамен)


направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)


Программа включает:

1) Требования к знаниям абитуриентов;

2) Разделы;

3) Методика проведения экзамена;

4) Структура тестового задания;

5) Пример тестового задания;

6) Список литературы.


ИСТОРИЯ РОССИИ

^

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ АБИТУРИЕНТОВ



По­сту­паю­щие долж­ны:

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность исторического процесса;

  • периодизацию истории России; хро­но­ло­гию ос­нов­ных со­бы­тий сред­них ве­ков, но­вой и но­вей­шей Рос­сий­ской ис­то­рии;

  • содержание, особенности социально-экономического, политического развития России и основные направления, результаты ее внутренней и внешней политики на различных исторических этапах;

  • причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем истории России;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

    • систематизировать знания;

    • делать выводы;

    • формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания.

    • оперировать базовыми понятиями, терминами, формулировками;

    • подтверждать знания примерами, историческими фактами;

    • рассуждать, отвергать неверные варианты ответа;

ПРОГРАММА


Раздел I . РУСЬ ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ (VI - НАЧАЛО XVII вв.)

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние поселения людей на территории нашей страны. Города-государ­ства Северного Причерноморья. Кочевые скотоводческие племена. Тюр­кский и Хазарский каганаты.

Восточные славяне в Vl-Vlll вв.: расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседними племенами. Зарождение государственности: внутренние и внешние факторы. Города. Становление территориальных общин.

Формирование древнерусского государства в IX—X вв. Новгород и Киев. Норманнская теория. Древнерусские города. Ремесло. Торговля. Первые русские князья. Князь и дружина. Славяне, финно-угры и тюрки. Русь и Волжская Булгария. Византия и Русь. Владимир Святославович. Крещение Руси.

Русь в конце X— первой половине XII вв. Формирование крупной земельной собственности. Категории свободного и зависимого населения. Специфика общинного строя. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. "Русская Правда". Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь.

Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, пись­менность, литература, художественное ремесло, зодчество. "Повесть вре­менных лет". Повседневная жизнь и обычаи древних русичей.

Русь в XII-первой половине XIII вв. Политическая раздробленность Руси. Причины раздробленности. Формирование политических центров и становление трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства: Новгород Великий, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество. Особенности развития хозяй­ства, политических институтов, культуры русских земель удельного пе­риода. Последствия раздробленности.

Борьба Руси против агрессоров в XIII в. Нашествие Батыя, сопро­тивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее последствия. Обо­собление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-западной Руси против эк­спансии с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

Русь в середине XIII—XIV вв. Борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и Орда. Московские князья и их политика, Иван Калита. Москва — центр объединения русских земель. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Сергий Радонежский. Русь и Литва. Золотая Орда в ХШ-Х1У вв. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской.

Московское государство во второй половинеXVв. Прекра­щение зависимости Руси от Орды. Завершение политического объединения русских земель. Иван III. Изменение системы управления государством. Боярская Дума. Приказы. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян.

Государство и церковь. Ереси. Московское государство и Великое княжество Литовское в XV—XVI вв. Тюрко-татарские ханства в XV-XVI вв.

Культура и быт Московского государства во второй половине XV в. Фольклор. Книжное дело. Летописание. Литература. Общественно-по­литическая мысль. Зодчество. Фрески и иконы. Особенности культурного развития. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Московское государство в XVI в. Сословно-представительная мо­нархия. Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. "Избранная рада". Земские со­боры. Опричнина. Становление монархии.

Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Поволжья и Западной Си­бири. Отношения с Крымским ханством. Ливонская война. Народы Рос­сии в XVI в. Итоги внешней политики Ивана Грозного.

Культура и быт в XVI в. Фольклор. Просвещение. Начало книго­печатания. Литература. Развитие публицистики. Зодчество. Иконопись. Дионисий. Быт, обычаи. "Домострой".

Россия на рубеже XVI—XVII вв. Обострение социальных и полити­ческих противоречий. Династический кризис. Разрушение удельно-вотчин­ной системы. Борис Годунов. Смута. Феномен самозванства. Власть и казачество. Восстание Ивана Болотникова. Власть и земщина: противобор­ство и взаимодействие. Социальный и национальный факторы в период Смуты.

Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Начало правления династии Романовых.


Раздел II. РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII- нач. XX вв.)

Россия в XVII в.

Политический строй. Начало становления элемен­тов абсолютизма. Система приказов. Судьбы сословно-представительных институтов. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Экономическое и социальное развитие. Формирование единого эко­номического пространства России. Рост товарно-денежных отношений. Ремесло. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение ману­фактур и наемного труда. Рост городов и торговли. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Ярмарки. Окончательное закрепощение крестьян.

Самодержавие и церковь. Церковь после Смуты. Реформа патри­арха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Усиление разногла­сий между церковной и царской властью.

Народные движения. Причины и особенности народных выступ­лений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Ле­вобережной Украины и Киева к России. Русско-турецкие отношения. Крымские походы. Русские первопроходцы в Сибири и на Дальнем Вос­токе, Камчатке и Аляске.

Культура и быт в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Литература. Зодчество и живопись. Те­атр. Крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Сословный быт. Обычаи и нравы.


Российская империя в XVIII в.

Преобразования Петра I. Предпосылки преобразований начала XVIII в. Преобразования Петра I. Реформы в экономике, админис­тративно-государственной сфере, армии. Утверждение абсолютизма. Фор­мирование чиновничье-бюрократического аппарата. Оппозиция рефор­мам. Экономическая и социальная политика. Значение преобразований.

Внешняя политика Петра 1. Северная война. Основные сражения, итоги. Петербург - новая столица. Прусский и Каспийский походы. Обра­зование Российской империи. Россия и Европа в первой четверти XVIII в.

Преобразования в сфере культуры и быта. Наука. Становление системы обра­зования. Создание Академии наук. Литература и искусство. Архитектура. Изменения в быту. Значение культурного наследия петровской эпохи.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых перево­ротов. Внутренняя политика. Расширение привилегий дворянства. Ос­новные направления и итоги внешней политики.

Внутренняя политика Екатерины П. "Просвещенный абсолютизм". Проекты реформ. Уложенная комиссия. "Золотой век" российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская (областная) реформа. Ужесточение внутренней по­литики. Борьба с вольнодумством. Н.И. Новиков. А.Н. Радищев.

Социально-экономическое развитие России во 2-й половине XVIII в. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Начало разложения крепостнической системы. Социальная политика. Ужесточение крепостничества.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева: причины, цели, состав участников, основные этапы, итоги, значение.

Внутренняя политика Павла 1. Изменение порядка престолонас­ледия. Комиссия для составления законов Российской империи. Политика в отношении крестьянства. Дискуссии о личности и политике Павла 1.

Внешняя политика России во 2-й половине XVIII в. Основные направления. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присо­единение Крыма, Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Борьба с революционной Францией. Итоги и последствия внешней политики.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие системы образования. Становление отечественной науки. Академические экспедиции. М. В. Ломоносов. Русские просветители. Архитектура, скульптура, живопись, музыка: стили и направления. Крупнейшие деятели культуры, выдающиеся техники и изобретатели. Дворцы и усадьбы. Изменения в быту и обычаях дворянства, крестьян и горожан. Основные достижения культуры XVIII в. и ее крупнейшие деятели.


Россия в XIX в.

Россия в первой четверти XIX в. Внутренняя политика Александра 1. "Негласный комитет". Реформа высших органов управления. М.М. Сперанский. Н.Н. Новосильцев. Польская конституция. Политическая реакция начала 20-х гг. Итоги внутренней политики.

Внешняя политика в начале XIX в. Международное положение России и основные направления внешней политики в начале века. Русско-французские от­ношения. Тильзитский мир. Россия на Кавказе. Польский вопрос. Войны с Турцией, Ираном, Швецией. Присоединение Финляндии и Бессарабии.

Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы и силы сто­рон. Смоленское и Бородинское сражения. М.И. Кутузов. Партизанское движение. Итоги войны. Заграничный поход 1812—1814 гг. Роль России в европейской и мировой политике.

Социально-экономическое развитие в первой четверти XIX в. Указ о "вольных хлебопашцах". Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалти­ке. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Движение декабристов. Южное и Северное общества: участники, программы, цели, главные события, значение.

Россия во второй четверти XIX в. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Централизация, бюрок­ратизация государственного управления. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Укрепление социальной базы самодержавия. "Свод законов" Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Социально-экономическое развитие во второй четверти XIX в. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Новые явления в промыш­ленности и сельском хозяйстве. Реформа управления государственными кре­стьянами. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Общественное движение 30-50-х гг. Консерваторы. Либералы. За­падники и славянофилы. Социалисты.

Народы России в первой половине XIX в. Национальные отношения. Польский вопрос. Польское восстание 1830-1831 гг. Национальная по­литика самодержавия.

Кавказская война. Народы Кавказа. Причины и основные этапы войны. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Итоги войны.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Россия в европейской и мировой политике вто­рой четверти XIX в. Войны с Ираном и Турцией. Россия и Центральная Азия. Обострение Восточного вопроса. Крымская война (участники, их цели, основные сражения). Оборона Севастополя. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие системы об­разования, его сословный характер. Научные открытия. Русские перво­открыватели и путешественники. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, "золотой век" русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Быт и обычаи.

Россия во второй половине XIX в. Внутренняя политика Александра II. Реформы 60-70-х гг. Предпосылки и проекты реформ. Александр II. Отмена крепостного права. Сохранение крепостнических пережитков в порефор­менной деревне. Судебная, земская, городская, военные реформы. Д.А. Ми­лютин. М.Т. Лорис-Меликов. Историческое значение и последствия реформ.

Общественное движение 60-70-х гг. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Земский конституционализм. Революционное народничество: теория, организации, лидеры, тактика.

Внутренняя политика Александра III. Политика в крестьянском вопросе. Рабочее законодательство. Укрепление позиций дворянства. На­циональная и религиозная политика. К.П. Победоносцев.

Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завер­шение промышленного переворота, его последствия. Сельское хозяйство. Промышленность. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем. Развитие внутреннего рынка. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Начало расслоение крестьянства.

Начало индустриализации. Н.Х. Бунге. С.Ю. Витте. "Золотое десяти­летие" русской промышленности. Итоги социально-экономического развития.

Общественное движение в 80-90-е гг. Либеральное дви­жение. Кризис революционного народничества.. Распространение марксизма в России. Консервативный лагерь.

Внешняя политика 60-90-гг. Основные направления внешней политики. Ев­ропейская политика. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. Уча­стие России в военных союзах. Итоги внешней политики в 60-90-е гг.

Культура и быт во второй половине XIX в. Достижения российс­ких ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Художественные промыслы. Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.

Рост населения. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Перемены в жизни и быте горожан и крестьян.

Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Продолжение индустриализации. Первые моно­полии. Экономический кризис и его последствия. Российские предпри­ниматели. Роль иностранных капиталов. Специфика аграрного строя Рос­сии. Помещичье землевладение. Община. Противоречия социально-эко­номического развития.

Внутренняя политика Николая II на рубеже веков. Самодержавная власть в начале века. Идея народного представительства в общественном сознании и внутренней политике. В.К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский.

Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв. Инициативы России по всеобщему разоружению. Дальневосточная политика. Русско-японская война: причины, основные сражения, результаты. Сближение России с Англией. Обострение русско-германских отношений. Нараста­ние угрозы мировой войны.

Общественное движение на рубеже веков. Идеи консерватизма, либерализма, социализма, национализма в общественной жизни.

Революция 1905—1907 гг.: причины, характер, движущие силы, основные этапы и события. Манифест 17 октября 1905г. Вооруженное восстание в Москве. Основные Законы Российской империи 1906 г. Дум­ская монархия. Итоги революции. Создание и генезис политических партий. Особенности российской многопартийности.

Реформы П. А. Столыпина. Аг­рарная реформа: основные положения, ход реализации, итоги. Проекты реформ в области религиозной и национальной политики, местного са­моуправления, системы образования, улучшения быта рабочих. Полити­ка в области кооперации. Переселенческая политика. Промышленный подъем. Перестройка аграрных отношений.

Культура в начале XX в. Развитие естественных и общественных наук. Стили и течения в искусстве. "Серебряный век" русской поэзии. Русский авангард. Меценаты. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Роль Восточного фронта в войне. Война и российское общество. Кризис государственной власти.


Раздел III. РОССИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(1917 г. - НАЧАЛО XXI в.)

Февральская революция. Причины, характер, движущие силы, особенности Февральской революции. Падение монархии. Двоевластие. Временное правительство, его внутренняя и внешняя политика. Советы.

Россия в феврале-октябре 1917 г. Основные политические партии (кадеты, эсеры, большевики, меньшевики) в 1917 г. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова.

Октябрьское восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Со­ветов, его декреты. Создание правительства во главе с В. И. Лениным.

Установление советской власти в стране. Создание Советского государства. Экономическая и социальная политика новой власти. Наци­онализация банков, промышленности, земли. Созыв и роспуск Учреди­тельного собрания. Выход Советской России из мировой войны. Брестс­кий мир. Утверждение однопартийной системы.

Гражданская война: сущность, предпосылки, участники, этапы, основные фронты. "Военный коммунизм": идеология, политика, экономика. «Красный» и «белый» террор. Положение крестьянства. "Зеленые". Интервенция. Национальный фактор в войне. Причины и цена победы большевиков в войне. Итоги войны. Последствия гражданской войны. Российская эмиграция.

Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Истоки, сущность, последствия. Кре­стьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г.

Новая экономическая политика (НЭП): сущ­ность, мероприятия, противоречия, итоги.

Образование СССР. Национальная политика в 20-30-е гг. Дискуссии в партийном руководстве о принципах образования союзного государства. Политика выравнивания экономического и культурного уровня союзных республик. Этнические и социально-культурные изменения. Межнацио­нальные отношения. Противоречия советской национальной политики.

Внешняя политика советского государства в 1920-е гг.: от кон­цепции "мировой революции" к концепции построения социализма в от­дельно взятой стране. Начало осознания национально-государственных интересов руководством страны. Прорыв международной изоляции.

Политическая жизнь в 1920—1930-е гг. Обострение внутрипар­тийной борьбы. Смерть В. И. Ленина. Сосредоточение власти в руках И. В. Сталина. Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Политические процессы 1930-х гг. Конституция 1936 г.

Социалистическая индустриализация: предпосылки, источники на­копления, метод, темпы. Полное огосударствление промышленности. Пяти­летние планы. Трудовой энтузиазм масс. Итоги и цена индустриализации.

Политика коллективизации сельского хозяйства, ее эко­номические и социальные последствия. Раскулачивание. Установление колхозного строя. Голод 1932-1933 гг.: причины и масштабы. Полное ого­сударствление экономики.

Политика в области культуры. Закрепление коммунистической идеологии. Ликвидация неграмотности. Развитие общего и профессио­нального образования. Положение науки, литературы, искусства: дости­жения, трудности, противоречия. Идеологические запреты. Выдающиеся деятели отечественной науки и культуры 20-30-х гг.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. Вступление СССР в Лигу Наций, борьба за создание системы коллективной безопасности. Советско-германские договоры 1939 г., их последствия. Изменение внешнеполитического курса советского государства в 1939 г. Начало Второй мировой войны. Включение в состав СССР новых территорий в 1939-1940 гг. Советско-финская война, ее последствия.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Периодизация. При­чины поражений в начальный период войны. Крупнейшие сражения, их значение (битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, Белорусская, Берлинская операции и др.). Национально-патриоти­ческий подъем в стране. Массовый героизм на фронте и в тылу. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Воен­ная экономика. Трудовой героизм народа. Нацистский "новый порядок" на оккупированной территории, массовое уничтожение людей.

СССР и антигитлеровская коалиция.

Особенности национальной политики в годы войны. Депортация ряда народов.

Полководцы и герои войны. Г.К. Жуков. К.К. Рокоссовский. Д. М. Василевский. И.С. Конев. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Всемирно-историческое значение. Цена победы советского народа.

СССР в системе послевоенных международных отношений. "Холодная война", ее при­чины и последствия. Формирование военно-политических блоков. Би­полярное устройство мира. Внешняя политика СССР в 1945 - начале 1950-х гг. СССР и мировое коммунистическое движение. Война в Ко­рее и позиция советского руководства.

Послевоенное восстановление хозяйства. Потери СССР в войне. Экономические дискуссии. Восстановление и развитие промышленнос­ти. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие СССР в 1945-1952 гг. Реорганизация вла­стных структур. Идеологические кампании второй половины 1940-х гг. Новая волна репрессий.

СССР в середине 50-х - середине 60-х гг. Борьба за власть после смер­ти И. В. Сталина. XX съезд КПСС, его значение. "Оттепель", ее влияние на духовную атмосферу общества. Советская наука в эпоху научно-техничес­кой революции. Начало освоения космоса. Реформа образования. Противо­речия культурной политики. Деятельность Н.С. Хрущева.

Внешняя политика СССР в середине 50-х — середине 60-х гг. Полити­ка мирного сосуществования; отношения со странами "восточного" и "запад­ного" блоков, "третьего мира". СССР и события в Венгрии в 1956 г. Берлинс­кий кризис 1961 г. Карибский кризис. Итоги внешней политики.

СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. Консервативный поворот во второй половине 60-х гг. Л. И. Брежнев. Усиление позиций партийно-государ­ственной номенклатуры. Экономические реформы 1965 г.: содержание, реализация, причины свертывания. Нарастание кризисных явлений в эко­номике и социальной сфере, политике и идеологии. Достижения и проблемы науки. Судьбы научной и творческой интеллигенции. Движение диссидентов. Идеология и культура. Конституция 1977 г.

Кризис тоталитарной системы.

Внешняя политика. Достижение военно-стратегического паритета с США, его цена. Поворот к разрядке напряженности в 1970-е гг. Хельсин­кские соглашения. Ввод советских войск в Афганистан, его последствия.

СССР в середине 1980-х - начале 1990-х гг. Перестройка в СССР. М. С. Горбачев. Попытки обновления системы. Гласность. Возрождение многопартийности. Новый внешнеполитический курс. Вывод войск из Афганистана. Распад "восточного блока".

Кризисная ситуация в экономике. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение суверенитета союзными республиками.

Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ.

Россия в 1990-е гг. – начале XXI в. Становление суверенного российского госу­дарства. Б. Н. Ельцин. Начало перехода к рыночной экономике. Противо­речия и социальные последствия реформ. События октября 1993 г. Конституция 1993 г. Демонтаж системы власти Советов. Национально-региональная политика. Федеративный Договор. Война в Чечне, ее последствия. Отношения центра и регионов. Образование, наука и культура в условиях рынка. Внешняя политика Российского государства. Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество.


^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА


Экзамен проводится в форме письменной работы с тестовыми заданиями. На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут. Работа состоит из 3-х частей, включающих 30 заданий.

Часть А состоит из 20 заданий, к каждому заданию дается 5 вариантов ответа, только один из которых верный.

Часть В состоит из 6 заданий, требующих краткого ответа ( в виде одного-двух слов, сочетаний букв или цифр).

Часть С состоит из 4 заданий. В тексте на историческую тему пропущены ключевые понятия, которые необходимо вставить по содержанию материала.

При выполнении экзаменационной работы необходимо прочитать каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечать следует только после того, как понят вопрос и проанализированы все варианты ответа.

Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает затруднение, целесообразно его пропустить. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

Задания представляют собой уровень различной сложности и за их выполнение дается разное количество баллов. Баллы, полученные за выполненные задания , суммируются. Необходимо постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Максимальное количество баллов за выполненную работу составляет 100 баллов.


^ СТРУКТУРА ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

Экзаменационная работа с тестовыми заданиями в соответствии с типами заданий состоит из трех частей.

Часть А содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки абитуриента, знание понятийного аппарата, классифицировать и систематизировать факты.

Часть С содержит 4 задания с открытым вариантом ответа, и позволяют провести анализ исторического документа, поэтому необходимо указать ключевое понятие.

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложностей. Они располагаются по принципу нарастания их сложности.


^ ПРИМЕР ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ


Часть А


Внимательно прочитайте каждый вопрос и проанализируйте все предлагаемые ответы. Правильно выполнить задание вы сможете не только при условии знания конкретного материала, но и благодаря способности рассуждать, отвергать неверные варианты ответа. При выполнении заданий в бланке ответов рядом с номером выполняемого вами задания (А1-А20) необходимо поставить номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа. К каждому заданию этой части дается 5 возможных вариантов ответа, из которых только ОДИН верный.


А1. Начало создания первого письменного законодательства на Руси связано с именем:

  1. Святослава;

  2. Владимира Святого;

  3. Владимира Мономаха;

  4. Рюрика;

  5. Ярослава Мудрого.

А2. Общая черта в развитии Российского государства XV в. и государства Киевская Русь:

  1. существование вотчинного землевладения;

  2. развитые торговые связи внутри страны;

  3. регулярные созывы Земского Собора;

  4. существование приказной системы в управлении страной;

  5. частые феодальные усобицы.

А3. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве – это

  1. «Слово о погибели Русской земли»;

  2. «Задонщина»;

  3. «Повесть временных лет»;

  4. «Русская правда»;

  5. «Слово о законе и благодати».

А4. Создание Российского централизованного государства:

  1. сопровождалось быстрым развитием рыночных отношений;

  2. сопровождалось освобождением крестьян от феодальной зависимости;

  3. привело к ослаблению влияния христианской церкви;

  4. способствовало укреплению демократических форм правления;

  5. происходило в процессе борьбы против внешней опасности.

А5. В правление царя Алексея Михайловича произошло:

  1. введение Юрьева дня;

  2. создание приказов;

  3. принятие царем титула «император»;

  4. проведение реформы патриарха Никона;

  5. восстание под предводительством К. Булавина.

А6. Современниками были:

  1. Иван III и Чингисхан;

  2. Дмитрий Донской и хан Ахмат;

  3. Сергий Радонежский и Иван IV;

  4. Александр Невский и хан Батый;

  5. Темник Мамай и Юрий Долгорукий.

А7. Верно утверждение:

  1. Петр I разрешил покупку крепостных крестьян для работы на мануфактурах;

  2. понятие «протекционизм» означает неограниченную царскую власть;

  3. согласно «Табеля о рангах», порядок занятия должностей определялся знатностью происхождения;

  4. в ходе петровских реформ церковь стала независимой от государства;

  5. в XVIII веке российская армия комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности.

А8. «Кондициями» называют:

  1. завещание Анны Иоанновны;

  2. документ, определявший взаимоотношения церкви и государства;

  3. основной закон Российской империи с 1730 по 1767гг.;

  4. условия вступления Анны Иоанновны на престол;

  5. правила поведения юных дворян в обществе.

А9. «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству»:

  1. ликвидировал «Табель о рангах»;

  2. вводил в России свободу вероисповедания;

  3. освобождал дворян от обязательной службы государству;

  4. учредил дворянскую монополию на владение населенной землей;

  5. облегчал получение дворянства разбогатевшим купцам и откупщикам.

А10.Событие в период царствования Александра III:

  1. расширение прав местного самоуправления;

  2. издание «Циркуляра о кухаркиных детях»;

  3. русско-турецкая война;

  4. образование партии эсеров;

  5. ослабление цензуры.

А11. В теории «официальной народности» народность понималась как:

  1. необходимость придерживаться традиций и отсутствие социальной розни в России;

  2. главенство русского народа среди других народов империи;

  3. отражение народной жизни в литературе и изобразительном искусстве;

  4. тщательное изучение жизни простого народа;

  5. стремление вернуться к допетровскому периоду истории страны.

А12. Верно соответствие:

  1. издание устава о всесословной воинской повинности – 1803г.;

  2. перевод крестьян на обязательный выкуп - 1881г.;

  3. учреждение Государственного Совета – 1810г.;

  4. освобождение крестьян от крепостной зависимости – 1874;

  5. реформа местного самоуправления -1861г.

А13. В период 1907-1917 гг. в России произошло событие:

  1. образование «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»;

  2. убийство террористами П.А. Столыпина;

  3. созыв первой Государственной Думы;

  4. кровавое воскресенье;

  5. Морозовская стачка.

А14. «Политика военного коммунизма» в годы гражданской войны характеризуется:

  1. предоставлением концессий иностранным предпринимателям;

  2. допущением мелкого частного предпринимательства;

  3. карточным распределение всех основных продуктов;

  4. временной отменой монополии внешней торговли;

  5. открытием сельскохозяйственных кооперативов.

А15. Особенностью политического развития СССР в 1930-е гг. являлось:

  1. достижение компромисса с русской православной церковью;

  2. расширение политических связей с русской интеллигенцией;

  3. формальная демократизация политического строя;

  4. существование легальной оппозиции партийному руководству;

  5. свобода печати.

А16. Значение победы советских войск в битве за Сталинград:

  1. наступательная стратегическая инициатива перешла к советским войскам;

  2. сорван план «молниеносной войны» гитлеровского командования;

  3. произошла капитуляция гитлеровской Германии;

  4. создана антигитлеровская коалиция;

  5. в ходе войны Красная Армия впервые разгромила немцев.

А17. Хозяйственная реформа середины 60-х годов в СССР предполагала:

  1. перевод предприятий в акционерные общества;

  2. отказ от системы государственного планирования;

  3. разрешение капиталистической эксплуатации рабочей силы;

  4. передача хозяйственных функций Высшему Совету народного хозяйства;

  5. совершенствование механизма управления хозяйством и экономического стимулирования.

А18. Внутриполитический и внешнеполитический курс СССР в 1985-1991годах получил название:

  1. реформизм;

  2. ревизионизм;

  3. классовый подход;

  4. «новое мышление»;

  5. «мирное сосуществование».

А19. Событие, непосредственно предшествующее октябрьским событиям 1993г в Москве:

  1. референдум о доверии президенту и парламенту Российской Федерации;

  2. принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;

  3. победа Б.Ельцина на президентских выборах;

  4. образование ГКЧП и его поражение;

  5. распад СССР.

А20. Верно соответствие:

  1. вступление СССР в Лигу Наций – 1922г.;

  2. генуэзская конференция – 1928 г.;

  3. начало осуществление первого пятилетнего плана – 1934г.;

  4. заключение пакта о ненападении с Германией – 1939г.;

  5. принятие «сталинской конституции» - 1933г.


Часть Б

При выполнении заданий Б1-Б4 впишите в бланк ответов правильный, на Ваш взгляд ответ, в виде слова, словосочетания (Б1-Б3), последовательности цифр (Б4).


Б1. Служилые люди в Русском государстве XVI-XVIII вв., составляющие постоянное войско и получавшие жалованье деньгами, хлебом, иногда землей, занимавшиеся ремеслом и торговлей, называются…………………………………………………………..

Б2. Бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости по «Положению 19 февраля 1861г.», но не переведенные на выкуп, называются………….

Б3. Создание легальных рабочих организаций под контролем полиции начала XX века по фамилии автора этой идеи получило наименование………………………………….

Б4. Расположите в хронологической последовательности события:

  1. русско-японская война;

  2. столыпинская аграрная реформа;

  3. декабрьское вооруженное восстание;

  4. восстание на броненосце «Потемкин»;

Б5. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)

Олег

1)

«стояние» на реке Угре;

Б)

Владимир I

2)

принятие христианства на Руси;

В)

Иван III

3)

учреждение патриаршества;

Г)

Федор Иванович

4)

объединение Киева и Новгорода;



Б 6. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)

Пестель П.И.

1)

«Философические письма»;

Б)

Карамзин Н.М.

2)

«Русская правда»;

В)

Чаадаев П.Я.

3)

Конституция;

Г)

Муравьев Н.М.

4)

«Записки о древней и новой Руси»;


Часть В

При выполнении задания на месте многоточия должно стоять слово (словосочетание). Запишите ваш ответ в бланк ответов рядом с номером соответствующего задания.


В середине 50-х гг. руководство страны во главе с …(В 1) предприняло попытки сломать командно - административные методы управления. Началась реформа управления народным хозяйством, предусматривающая ликвидацию министерств и создание…(В 2). После XX съезда партии осуществляется политика ….. (В 3). В духовной жизни преобладает стремление к творческой свободе, попытки выйти за пределы круга идей и стереотипов, особенно заметно проявившееся в литературе и искусстве и получившее название…..(В 4).


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «История России. 1900–1945» под редакцией А.А. Данилова и А.В. Филиппова. «Просвещение»,2009г

  2. Алексашкина Л.Н. Интенсив. История :Экспериментальная экзаменационная работа.9 класс., «Экзамен» Москва 2009г.

  3. Алексашкина Л.Н. Интенсив. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ., «Экзамен» Москва 2007г.

  4. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. История. МО РФ. М: Просвещение (Издания 2009-2010 гг.).

  5. История: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы централизованного тестирования. М: Центр тестирования МО РФ, (Издания 2004-2008 гг.).

  6. Керов В.В. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века, АСТ.2007г.

  7. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах, «Эксмо»,М. 2007г

  8. Максимов Ю.И. История России. Краткий курс для поступающих в ВУЗы. «Экзамен» Москва 2009г.

  9. Владимирова О. В. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ "Россия в XIX веке. «Астрель», М. 2009г.

  10. Владимирова О. В. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. "Россия в XX веке (1941-2008) «Астрель», М. 2009г.

  11. Владимирова О. В. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. "История России с древности до начала XVII века" «Астрель», М. 2009г

  12. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. История / Алексашкина Л.Н., Гевуркова Е.А и др. М.: Интеллект-Центр, (Издания 2009-2010 гг.).

  13. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII –XIX вв.): Учебное пособие для 10 кл. М.: Просвещение, (Издания 2004 – 2010 гг.).

  14. Отечественная история (1917-2001) / Под ред. И.М. Узнародова. М: Гардарика, 2002.

  15. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебное пособие для 10 класса.-М.: Просвещение, (Издания 2004-2010 гг.).

  16. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. История / Алексашкина Л.Н., Гевуркова Е.А и др. М.: Интеллект-Центр, (Издания 2004-2009 гг.).

  17. Цечоев В.К., Асташин В.Е. Отечественная история: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: МарТ, 2004.

  18. Цечоев В.К., Асташин В.Е, Степанов О.В. Экспресс-репетитор по истории: Учебное пособие. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru