Обеспечение электромагнитной совместимости автомобильных систем зажигания



НазваниеОбеспечение электромагнитной совместимости автомобильных систем зажигания
страница1/3
НИКОЛАЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Дата03.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
источник
  1   2   3



На правах рукописи


НИКОЛАЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

АВТОМОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ


Специальность 05.09.03 – «Электротехнические комплексы и системы»


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук


Самара 2012

Работа выполнена на кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет» и в отделе исследования электромагнитной совместимости ОАО «АВТОВАЗ» г. Тольятти.


Научный консультант:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор технических наук, профессор

^ Зимин Лев Сергеевич


Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор кафедры

«Автоматизированные электроэнергетические

системы» ФГБОУ ВПО «СамГТУ»

^ Салтыков Валентин Михайлович


доктор технических наук, профессор кафедры «Энергоснабжение» ФГБОУ ВПО «УлГТУ»

Кузнецов Анатолий Викторович


доктор технических наук, профессор кафедры «Управление качеством и технологии в сервисе» ФГБОУ ВПО «ПВГУС»

^ Козловский Владимир Николаевич


Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» (ТГУ) г. Тольятти.


Защита диссертации состоится 5 сентября 2012 г. в 10 час. на заседании диссертационного совета Д 212.217.04 при Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) по адресу: г. Самара, ул. Первомайская, д. 18, корпус № 1, ауд. 4а.


Отзывы на автореферат (в двух экземплярах, заверенных печатью) просим направлять по адресу: 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244, СамГТУ, главный корпус, ученому секретарю диссертационного совета Д 212.217.04.

Тел. (846) 278-44-96, факс (846) 278-44-00; e-mail: aleksbazarov@yandex.ru


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СамГТУ.


Автореферат разослан «___» ____________ 2012 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.217.04
доктор технических наук, доцент



А. А. Базаров

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. В настоящее время автомобиль является преобладающим видом транспорта. В 2010 году количество зарегистрированных автомобилей превысило один миллиард единиц и продолжает расти.

Приносимая автомобилем польза обществу – неоспоримый факт. В то же время его интеграция в жизнедеятельность человека имеет и негативные стороны, одна из которых – генерируемое электромагнитное излучение, основным источником которого является система зажигания. Этот вид излучения практически всегда преобладает над другими помехами в районах интенсивного автомобильного движения в зоне до 60 м от автострад, так как основной парк автотранспорта составляют автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), оснащенные искровой батарейной системой зажигания (ИБСЗ). Их количество в настоящее время превышает 700 миллионов.

Согласно ранним исследованиям, при работе ИБСЗ в момент разряда на свече создается паразитное электромагнитное поле, представляющее собой во временной области последовательность импульсов со случайной амплитудой и длительностью от 200 нс. Помехи данного типа являются широкополосными, их спектр находится в пределах до 1 ГГц. Это нежелательный фактор, он влияет на работу высокочувствительной радиоаппаратуры, внося паразитную составляющую по приемо-передающему каналу, и индуцирует помехи в электронных схемах. Воздействия радиопомех от системы зажигания автотранспортных средств проявляются в нестабильном изображении и появлении полос на экранах телевизоров, в возникновении шумов в выходных каскадах радиоприемников, засветке экранов локаторов авиационных навигационных систем. Зафиксированы случаи, когда данные помехи от системы зажигания влияли на электронные бортовые системы, приводя к сбою в их работе или выходу из строя. Очевидно, что чем сложнее система, тем она более электромагнитно уязвима и требуется больше затрат для обеспечения устойчивой ее работы в условиях помех.

Как показали многочисленные исследования, повышенный электромагнитный фон воздействует на живые организмы, вызывая или усиливая у них различного рода функциональные изменения.

На основании вышеизложенного проблема электромагнитной совместимости (ЭМС) автомобильной ИБСЗ является важной. В этом направлении непрерывно ведутся научные изыскания. Большой вклад в решение проблемы ЭМС автомобиля внесли отечественные и зарубежные ученые: А. Д. Князев, В. А. Балагуров, М. В. Максимов, В. А. Набоких, Н. А. Володина, А. К. Старостин, В. И. Кириченко, R. E. Taylor, J. S. Hill, R. A. Shepherd, J. C. Gaddie, Hideo Kasuya, Vincent J, Colin Hamer и др. Уже на этапах разработки автомобиля конструкция системы зажигания проектируется с учетом требований обеспечения предельно допустимого уровня по излучаемым помехам. Все шире применяется математическое моделирование.

Большинство ведущих автопроизводителей имеют специализированные ЭМС центры, исследовательские и испытательные рабочие программы которых рассчитаны на длительное время.

С учетом опыта и новых тенденций совершенствуются региональные и международные стандарты. Сейчас любая новая модель автомобиля в обязательном порядке сертифицируется на соответствие требованиям по уровню излучаемых электромагнитных помех и в случае превышения установленных норм не получает одобрения типа транспортного средства.

При разработке новых ИБСЗ автомобилей и модернизации существующих необходимо стремиться к минимизации электромагнитных помех. Помимо этого, следует контролировать и обеспечивать соответствие требований ЭМС по уровню излучаемого электромагнитного поля (ЭМП) от автомобилей, находящихся в эксплуатации. В значительной мере эти цели могут быть достигнуты разработкой математических моделей, описывающих разрядные процессы; методов и алгоритмов уменьшения уровня разрядных помех и комплексной оценки качества заложенных решений; совершенствованием методик проведения испытаний, а также применением новых конструкций подавления помех.

Решение освещенных вопросов позволит повысить конкурентоспособность отечественных автомобилей, что особенно важно в связи с вступлением России в ВТО, и улучшить общую электромагнитную обстановку в стране.

Данная диссертационная работа выполнена в рамках проекта Федерального закона № 261829-5 «Технический регламент «Об электромагнитной совместимости» (ред., принятая ГД ФС РФ в 1-м чтении 02.07.10).

^ Объект исследования: автомобильная искровая батарейная система зажигания.

Цель работы: комплексное решение научно-технической проблемы ЭМС автомобильных искровых батарейных систем зажигания двигателей внутреннего сгорания на этапах проектирования, производства и эксплуатации.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи.

1. Проведен анализ современного состояния проблемы ЭМС автомобильных ИБСЗ.

2. Предложено и обосновано новое научно-техническое направление, обеспечивающее соответствие ИБСЗ требованиям ЭМС по уровню излучаемого ЭМП в процессе всего периода эксплуатации автомобиля.

3. Разработан комплекс обобщенных математических моделей процесса разрядных помех, создаваемых автомобильными ИБСЗ, учитывающий параметры, влияющие на уровень ЭМП для всех режимов работы ДВС.

4. Исследовано амплитудно-частотное распределение напряженности ЭМП от автомобилей с ИБСЗ в зависимости от электрических характеристик и компоновочных факторов.

5. Получена математическая модель комплексной оценки соответствия требованиям ЭМС по уровню ЭМП модельных рядов автомобилей, оснащенных ИБСЗ.

6. Разработан алгоритм проведения контроля уровня разрядных помех, диагностики неисправностей и обеспечения соответствия требованиям ЭМС ИБСЗ в течение всего периода эксплуатации автомобиля.

7. Разработаны методы, позволяющие обеспечить соответствие параметрам ЭМС по уровню ЭМП ИБСЗ при их неисправностях в процессе эксплуатации автомобиля.

8. Скорректированы методики расчета и проектирования автомобильных ИБСЗ с учетом обеспечения требований ЭМС по уровню излучаемого ЭМП, а также уточнены методы испытаний, позволяющие более полно проводить контроль соответствия предельно допустимым нормам.

9. Разработаны рекомендации по эффективному подавлению разрядных помех с минимизацией влияния на энергетические параметры ИБСЗ.

^ Обоснованность и достоверность результатов работы определяются корректностью математических моделей, построенных на основе фундаментальных положений общей теории систем зажигания, а также подтверждением теоретических выкладок работы экспериментальными данными, полученными в аттестованной лаборатории электромагнитной совместимости ОАО «АВТОВАЗ».

^ Методы исследования, представленные в диссертационной работе, основаны на общей теории электрических цепей, электродинамики и распространения радиоволн; на принципах работы систем зажигания и управления двигателем внутреннего сгорания.

При экспериментальных исследованиях и испытаниях использованы стандартизированные методики, а также аттестованные аппаратура и устройства для измерений лаборатории исследования электромагнитной совместимости ОАО «АВТОВАЗ».

^ Научная новизна выполненных автором работ состоит в следующем.

1. В рамках концепции технической и экологической безопасности автомобилей предложено научно-техническое направление, обеспечивающее соответствие ИБСЗ требованиям ЭМС по уровню излучаемого ЭМП в процессе всего периода эксплуатации.

2. Создан универсальный комплекс обобщенных математических моделей процесса разрядных помех, создаваемых автомобильной ИБСЗ, учитывающий параметры, влияющие на уровень ЭМП для всех режимов работы ДВС, и позволяющий решить проблемы ЭМС с учетом эксплуатационной наработки.

3. Разработана математическая модель комплексной оценки соответствия требованиям ЭМС по уровню ЭМП модельных рядов автомобилей, оснащенных ИБСЗ, позволяющая проанализировать выбранные решения с учетом эксплуатационной наработки для улучшения электромагнитной обстановки.

4. В рамках предложенного научно-технического направления разработан алгоритм проведения контроля уровня ЭМП и диагностики неисправности.

5. Предложен принцип управления ДВС, заключающийся во введении дополнительного канала обратной связи по разрядным помехам, позволяющий при увеличении уровня ЭМП из-за неисправности ИБСЗ в процессе эксплуатации автомобиля обеспечить соответствие параметрам ЭМС.

6. Предложены методы обеспечения соответствия предельно допустимым нормам разрядных помех, созданных ИБСЗ при эксплуатации автомобиля в аварийных режимах.

^ Практическая ценность работы заключается в комплексном решении крупной научно-технической проблемы создания эффективных систем ЭМС автомобильных ИБСЗ.

1. Разработано математическое обеспечение прикладных программ САПР для моделирования распределения ЭМП от автомобиля с ИБСЗ и последующего анализа принятия решений по обеспечению соответствия параметрам ЭМС.

2. Определен диапазон частот, в котором сосредоточено до 90% мощности ЭМП, создаваемых автомобилями с ИБСЗ, что позволяет сформулировать требования к частотным характеристикам бортовых измерительных устройств канала управления ДВС по разрядным помехам.

3. Определены режимы работы ДВС, на которых уровни ЭМП от ИБСЗ имеют высокие значения.

4. Даны рекомендации по учету параметров ЭМС на этапе разработки автомобильных ИБСЗ и по проведению измерений уровня излучаемых разрядных помех.

5. Разработаны новые конструкции, обеспечивающие эффективное подавление разрядных помех с минимизацией влияния на энергетические параметры автомобильных ИБСЗ.

6. Предложен принцип комплексной оценки качества выпускаемых автомобилей с ИБСЗ по параметрам ЭМС, на основании которого принимаются решения в условиях действующего производства.

7. Определен диапазон регулирования параметров ДВС, влияющих на уровень ЭМП, для обеспечения соответствия параметрам ЭМС.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Научно-техническое направление обеспечения соответствия ИБСЗ требованиям ЭМС по уровню излучаемого ЭМП в процессе всего периода эксплуатации.

2. Комплекс обобщенных математических моделей процесса разрядных помех, создаваемых автомобильной ИБСЗ, учитывающий параметры, влияющие на уровень ЭМП для всех режимов работы ДВС.

3. Комплексная оценка соответствия требованиям ЭМС по уровню ЭМП модельных рядов автомобилей, оснащенных ИБСЗ, позволяющая определить правильность выбранных решений с учетом эксплуатационной наработки.

4. Алгоритм проведения контроля уровня ЭМП и диагностики неисправности.

5. Методы обеспечения соответствия предельно допустимым нормам разрядных помех, созданных ИБСЗ при эксплуатации автомобиля в аварийных режимах.

6. Уточненные методики расчета, проектирования и испытаний автомобильных ИБСЗ для обеспечения требований ЭМС по уровню излучаемого ЭМП.

7. Технические решения, обеспечивающие эффективное подавление разрядных помех и не влияющие на энергетические параметры автомобильных ИБСЗ.

^ Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационной работы неоднократно докладывались и обсуждались на профильных совещаниях ОАО «АВТОВАЗ».

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на:

XIII юбилейной российской конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (Самара, 2006); всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Современные тенденции развития автомобилестроения в России» (Тольятти, 2004); международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (Самара, 2006); VII международной научно-технической конференции «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций» (Самара, 2006); VII международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2010); V международной научно-практической конференции «Наука – промышленности и сервису» (Тольятти, 2010); международных симпозиумах по электромагнитной совместимости и электромагнитной экологии (Санкт-Петербург, 2003, 2007 и 2009).

^ Реализация результатов работы. Разработанные устройства измерения и подавления разрядных помех от системы зажигания внедрены в отделе исследования электромагнитной совместимости и на серийных автомобилях ОАО «АВТОВАЗ», а также на автокомпонентных предприятиях автомобильной отрасли РФ. Акты внедрения прилагаются в приложении диссертации.

Разработки в области исследования, измерения и подавления разрядных помех от автомобильной системы зажигания нашли отражение в учебных пособиях и монографии для вузов.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 40 работ, в том числе 16 статей в журналах, рекомендованных ВАК, а также 9 патентов.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и содержит 254 страниц основного текста, 152 рисунка, 9 таблиц, библиографического списка из 171 наименования и приложения на 8 страницах.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении показаны актуальность проблемы, практическая значимость работы, очерчен круг вопросов, затронутых в диссертационной работе.

^ В первой главе оценено современное состояние проблемы ЭМС автомобильных ИБСЗ, которая рассматривается как источник электромагнитных помех. Показана ее актуальность из-за негативного влияния электромагнитного излучения на окружающую среду. В рамках концепции технической и экологической безопасности автомобилей с ИБСЗ предлагается комплексный подход к снижению уровня разрядных помех. Даются предпосылки и обоснование для разработки нового научно-практического направления, обеспечивающего соответствие систем зажигания требованиям ЭМС по уровню излучаемого ЭМП в процессе всего периода эксплуатации автомобиля.

Одним из первых вопросы ЭМС автомобильных систем зажигания затронул советский ученый В. А. Балагуров, отметив ее влияние на радиоприем и предложив рекомендации по минимизации излучения.

Американские ученые R.E. Taylor и J.S. Hill в 1979 г. опубликовали исследования, посвященные влиянию излучения от автомобильных систем зажигания на радары самолетов. По их сведениям, разрядные помехи вызывают засветку экрана радара при полетах авиации на высотах до 7 км. В этом случае суммарный эффект помех от потока автотранспортных средств приближался к шумовому фону. При полете на высоте 500–600 м уже четко выделялись конкретные источники излучения.

Из практики известны случаи, когда при работе автомобиля высокий уровень разрядных электромагнитных помех влиял на бортовые электронные системы. В частности, из-за сбоя электронной системы управления ДВС происходило нарушение очередности искрообразования в цилиндрах, что приводило к обратному выхлопу в выпускной коллектор, вследствие чего он разрушался.

Биологический эффект влияния ЭМП от систем зажигания на живые организмы в настоящее время еще полностью не исследован. Однако доказано, что последствия воздействия излучения в радиочастотном диапазоне существуют. Они подразделяются на соматические и генетические.

Несмотря на то что в настоящее время проблемой ЭМС автомобильных ИБСЗ занимаются ведущие автопроизводители, ее актуальность не уменьшается. Важность ее обусловливается тремя моментами. Во-первых, согласно исследованиям, техногенный фон, создаваемый потоком автотранспортных средств, оснащенных ИБСЗ, на автомагистралях и в густонаселенных пунктах в период интенсивного движения значительно преобладает над естественным и над фоном помех других типов. Наиболее высокий уровень напряженности электромагнитного поля (ЭМП) наблюдается в городах и промышленных зонах. Во-вторых, анализ показывает, что электромагнитная обстановка будет ухудшаться, так как число автомобилей с ИБСЗ растет. Ситуация усугубляется тем, что в процессе эксплуатации уровень электромагнитного излучения от системы зажигания автомобиля возрастает вследствие процессов старения различных конструкций и элементов, влияющих на параметры ЭМП. По данным зарубежных исследователей R. A. Shepherd, J. C. Gaddie и отечественного ученого В. И. Кириченко, от 17 до 48% автомобилей имеют уровень электромагнитных помех выше установленных норм. В-третьих, согласно теории случайной апертурной фазированной антенной решетки О Н. Маслова, группа автотранспортных средств может создать совместный направленный излучатель, уровень ЭМП которого на порядок выше, чем от одного автомобиля. Вероятность возникновения такого излучателя повышается с ростом числа автомобилей.

Изменение уровня излучаемых разрядных помех от системы зажигания в процессе эксплуатации обусловлено процессами старения, а также износа конструкций и элементов, такими как электроэрозия электродов свечей зажигания; термические и детонационные разрушения; износ трущихся частей газораспределительного механизма и поршневой группы ДВС; окисление и механическое разрушение помехоподавляющих элементов, контактов и цепей заземления; выход из строя элементов системы зажигания; неоптимальное дозирование топливного заряда, приводящее к загрязнению свечей зажигания, и т. д. Одни из вышеперечисленных факторов уменьшают уровень помех, другие увеличивают. Экспериментальные данные показывают, что превалируют последние (рис. 1).

Современный подход обеспечения ЭМС автомобильных ИБСЗ базируется на пороговой концепции. Предельно допустимый уровень разрядных помех регламентирован внутригосударственными и международными стандартами. Однако единый порядок оценки соответствия автомобиля нормам пока не установлен. Контролирующий орган в зависимости от своих возможностей может самостоятельно определять расстояние и тип детектора для проведения измерений.

Уровень напряженности ЭМП на нормированных расстояниях 3 и 10 м от автомобиля, измеренный квазипиковым детектором, не должен превышать следующих значений:

(1)

(2)

Измеренный пиковым детектором предельный уровень не должен превышать следующих значений:

(3)

(4)

Разность предельных уровней для различных детекторов составляет 20 дБ.




Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика напряженности ЭМП

от системы зажигания автомобиля ВАЗ 21123: 1 – пробег автомобиля 10000 км;

2 – пробег автомобиля 70000 км; 3 – пробег автомобиля 120000 км;

4 – предельно допустимый уровень (расстояние до антенны 10 м, квазипиковый

детектор)


Несовершенными являются также методы испытаний. Так, при измерении широкополосных помех режим работы двигателя задается исходя из условия количества цилиндров в блоке. При одном цилиндре частота вращения коленчатого вала устанавливается n = 2500 ± 250 мин-1, а при большем числе цилиндров n = 1500 ± 150 мин-1. В этом случае двигатель не работает в режиме, при котором уровень излучаемых помех от системы зажигания максимален.

При измерении напряженности электромагнитного поля от автомобиля ось симметрии измерительной антенны ориентируется перпендикулярно плоскости симметрии транспортного средства. Ее фазовый центр находится на линии, проходящей через середину двигателя. Измеряется вертикальная и горизонтальная электрическая составляющая ЭМП с правого и левого бортов. За результат принимается наибольшее из четырех показаний измерений. Однако в зависимости от компоновки и конструкции автомобиля регламентированные требованиями направления измерений могут не обнаруживать максимумы излучений.

По результатам испытаний партии автомобилей с ИБСЗ на ЭМС выдается заключение на ее соответствие нормам. Существующие методы оценки основаны на биномиальном и t-распределениях. Они позволяют определить соответствие автомобилей с ИБСЗ при текущих условиях. В то же время эти методы не позволяют прогнозировать динамику изменения не соответствующих требованиям ЭМС по уровню ЭМП автомобилей с ИБСЗ, а следовательно, не могут оценить качество заложенных решений по подавлению излучаемых помех.

Из-за указанных недостатков методов испытаний невозможно в полной мере оценить параметры ЭМС по уровню ЭМП и дать соответствующую оценку партии автомобилей.

На этапе проектирования для обеспечения внутригосударственных и международных требований ЭМС под конкретную автомобильную ИБСЗ закладываются определенные решения, снижающие уровень разрядных помех. Выделяют два направления:

1) уменьшение величины разрядного тока за счет увеличения импеданса высоковольтной цепи, используется практически во всех конструкциях систем зажигания;

2) уменьшение создаваемого ЭМП посредством локализации источника в замкнутом пространстве. Конкретные решения основаны на экранировании ЭМП разрядных помех.

Данные методы достаточно успешно позволяют обеспечить соответствие нового автомобиля требованиям ЭМС, но не всегда могут полностью выполнить свою функцию в процессе длительной эксплуатации. Кроме того, после сертификации контроль за соблюдением норм уровня помех законодательно не регулируется и, соответственно, не осуществляется.

С развитием вычислительной техники на этапах проектирования автомобилей, в частности с ИБСЗ, начинают применяться прикладные программы САПР, например системы трехмерного электромагнитного моделирования Microwave Studio, ANSYS, EMC-Engineer, FLO/EMC, EMSight и др. Однако их применение ограничивается рядом факторов. Во-первых, сложно найти полное аналитическое решение для геометрии конкретного автомобиля, что, соответственно, определяет погрешность расчета. Во-вторых, отсутствует математическая модель, адекватно описывающая процессы разрядных помех в зависимости от режимов работы ДВС. В-третьих, необходимы мощные вычислительные ресурсы для увеличения скорости расчетов. Сейчас даже для расчета распределения ЭМП по упрощенной модели требуется больше времени, чем для проведения измерения.

Невозможность полностью решить проблему ЭМС в период всей эксплуатации автомобилей с ИБСЗ снижает техническую и экологическую безопасность. Это и определяет актуальность данной работы. Для большей эффективности решения проблемы следует подойти к ней комплексно.

Работа ведется в четырех направлениях (рис. 2). Первое касается стадии проектирования систем зажигания с учетом обеспечения требований ЭМС по уровню излучаемого ЭМП. Второе направление охватывает область испытаний на стадиях разработки и производства автомобилей. Третье нацелено на повышение качества выпускаемой продукции за счет комплексной оценки соответствия требованиям ЭМС модельных рядов автомобилей с ИБСЗ с учетом их эксплуатационной наработки. Четвертое направление является новым и охватывает проблемы ЭМС автомобилей, находящихся в эксплуатации. Его структура представлена на рис. 3. Суть сводится к тому, что в процессе эксплуатации в автомобиле с ИБСЗ происходит измерение уровня ЭМП. Если фиксируется превышение нормы, то осуществляется диагностирование работы системы и выявляется неисправный элемент. После этого система управления ДВС переходит в аварийный режим, в котором уровень ЭМП поддерживается в установленных пределах. В этом режиме продолжается эксплуатация автомобиля до устранения неисправности в сервисном центре.





Рис. 2. Структура комплексного обеспечения требований

ЭМС автомобильных ИБСЗ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru