Вводная иформация к творческим работам по социологии



Скачать 83.75 Kb.
НазваниеВводная иформация к творческим работам по социологии
Дата03.06.2013
Размер83.75 Kb.
ТипТворческая работа
источник
1. /Студентам - социология/Задания к семинарам социология.doc
2. /Студентам - социология/Исследовательский проект по истории социологии.doc
3. /Студентам - социология/ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИ1.doc
4. /Студентам - социология/ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ.doc
5. /Студентам - социология/Рейтинговая система оценки знаний по учебной дисциплине.doc
6. /Студентам - социология/СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc
7. /Студентам - социология/СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В АБОНЕМЕНТЕ БИБЛИОТЕКИ САМГТУ.doc
8. /Студентам - социология/Семинар 2 Методические рекомендации по проведению.doc
9. /Студентам - социология/ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx
10. /Студентам - социология/Тематика эссе.docx
11. /Студентам - социология/Темы исследовательских проектов по прикладной социологии.doc
12. /Студентам - социология/ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ 2012 год.doc
13. /Студентам - социология/семинар 1 объект и предмет науки (тексты).doc
Семинар №1. Объект и предмет науки в истории социологии
Тематика исследовательских проектов по истории социологии
Литература для составления конспекта-рецензии
Учебник для вузов. М., 2008. Горелов А. А. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов М., 2007
Рейтинговая система оценки знаний по учебной дисциплине «социология»
Словарь терминов по социологии
Практикум по социологии М., 1999 30 10 Голенкова З. Т. Общая социология М., 2005
Методические рекомендации по проведению прикладного социологического исследования
Вводная иформация к творческим работам по социологии
Основные требования к эссе
Темы исследовательских проектов по прикладной социологии
Экзаменационные вопросы по курсу социологии
Предмет науки в истории социологии. (Исторический экскурс: что изучает социология?)

ВВОДНАЯ ИФОРМАЦИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ ПО СОЦИОЛОГИИ


Вы начинаете изучать науку социологию. В самом общем виде социология - это наука об обществе, которое состоит из людей. Наука, которая пытается обнаружить некие закономерности, по которым это общество функционирует и развивается, и определить также массовые закономерности поведения людей, составляющих основу общества.

Наука социология занимается разными полезными вещами – разрабатывает понятия, теории, методы, проводит эмпирические исследования. Однако, честно говоря, социологию не интересует открывание мира и осмысление жизни человеком для себя. Получается, что, изучая социологические теории, студент учится изучать других, не зная ничего о себе, не имеет систематической возможности и инструментария, чтобы разобраться с принципиальными сторонами окружающего его общества и принципиальными аспектами своей собственной жизни.

Предлагаемые вам творческие работы – это инструмент самоактуализации, самопознания, осмысления своей собственной жизни, которая также являет собой элемент социального мира.

Умение анализировать себя, свое настоящее и прошлое, коллизии своей собственной жизни – это то, что вы приобретете в ходе выполнения творческих работ.


Творческая работа № 1

Эссе «МОЯ ГРУППА»


В процессе жизни мы все включены в огромное количество групп – больших и малых, формальных и неформальных. Человек вообще не может жить, не вступая во взаимодействие с другими людьми. Есть группы, к которым мы принадлежим независимо от нашего желания – это наша семья, родственники. Есть группы, которые мы выбираем сами – это наши друзья. А есть группы, в которые мы попадаем для реализации определенной цели – это учебные и трудовые коллективы. Такие группы называют формальными или целевыми, т.к. организация людей в такие группы связана с достижением определенной цели – приобретение специальности, выпуск продукции, продажа и т.д.

Если взять студенческую группу, то цель ее существования – приобретение знаний для того, чтобы стать специалистом. Но как же отличаются студенческие группы! В одних уважают тех, кто идет к этой цели прямо, т.е. действительно учится, и его хорошие отметки соответствуют усилиям, которые он затрачивает. В других больше уважают тех, кто умеет, не затрачивая особых усилий, может быть путем изворотливости, получать хорошие отметки. В третьих – вообще считают, что в вузе невозможно ничему научиться в профессиональном плане, и поэтому главное – совместное время препровождение. Получается, что в разных коллективах ваше положение зачастую зависит не от того, разделяете ли вы формальные цели группы (получение профессии), а от того, совпадают ли ваши установки, нормы и жизненные ценности с теми, которые одобряются в группе. Более того, под давлением группы ваши ценностные ориентации и установки могут меняться, поскольку любая малая группа требует от своих членов определенного уровня конформизма.

А теперь ЗАДАНИЕ.

Вы должны написать эссе о вашей учебной группе.

  1. Опишите, какой она была в самом начале, как шел процесс объединения таких разных людей, попавших в одну группу волей случая. Как вы адаптировались друг к другу?

  2. Какие нормы взаимоотношений существуют в вашей группе, что ценится всеми, а что отвергается, за что хвалят, и за что осуждают.

  3. Чувствуете ли вы свою принадлежность к группе, или каждый в ней сам по себе.

  4. Проследите динамику изменения групповых норм, отношений, а также динамику изменений, происходящих с вами лично в процессе трехлетнего совместного существования.

  5. Изменилось ли отношение членов группы к вам лично за эти годы, и изменилось ли ваше отношение к группе.

  6. Оцените свое положение в группе – кто вы – лидер или аутсайдер, человек, вызывающий симпатии членов группы, или, наоборот, пренебрежение?



Вам может показаться, что эссе всех членов группы будут похожими, однотипными, но на самом деле это не так. Ведь каждый член группы не только индивидуален, он еще и занимает в группе вполне определенное положение, а значит – смотрит на группу «со своей колокольни».

Ваше эссе не должно быть не слишком маленьким, ни слишком большим, страницы 2-3.

Желаю удачи!


Творческая работа № 2.


СОЦИАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

( ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ УРОДИЛСЯ?)



индивид не рождается членом общества. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества…

Профессор, изображающий интеллект, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди…

В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого играет.

Питер Бергер


Вам предлагается выполнить письменное задание, цель которого – написать свою социальную биографию. Это попытка пропустить факты индивидуального жизненного пути через призму исторически значимых событий, которые определили судьбу вашего поколения, то есть попытка сформировать навыки социологического видения мира.

Вот вы – такой, какой есть сегодня. Почему вы такой? Наверное, уже не раз задавали себе этот вопрос. И ответы были разные: такой, потому, что телец по гороскопу; такой, потому, что родился сразу тихим, замкнутым; такой, потому, что в школе дразнили лопоухим; такой, потому, что в семье часто бывали скандалы; такой, потому, что родители прививали мне чувство ответственности и т.д.

Я предлагаю вам попробовать найти и другие ответы. Вы родились в социальной организации (роддоме), росли в семье (социальном институте общества и малой группе), учились в школе, сейчас – в университете, потом будете работать в организации и т.д. Вся ваша жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых вами в конкретных институтах. Смена ролей – это одновременно и смена уровня зрелости личности. И если вы учтете влияние общества и истории, то из вашей обычной биографии получится социальная.

В основе упражнения лежит статья выдающегося американского социолога Райта Миллса «Социологическое воображение». Термины «заботы» и «проблемы» являются ключевыми в этой работе. «Заботы» – это частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни человека, осознаваемые им и, поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. «Проблемы» носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества. Системой координат при вашем анализе будут служить человеческие заботы и социальные проблемы, то есть микро - и макрособытия.

Три момента – биография, история, общество – будут служить у вас точкой отсчета изучения самого себя. Человек – социальный тип, которого можно понять, только пропустив его биографию через призму социальных взаимодействий с другими людьми. Каждому поколению выпадают свои исторически важные события, повлиявшие на личную судьбу. Если брать историю России, то это поколение хрущевской оттепели, афганской войны, чеченской войны, перестройки, которые отличаются друг от друга личной и социальной биографией, психологией и мировоззрением, отношением к жизни и ценностными ориентациями, наконец, поколенной памятью. Их и надо отразить в социальной биографии.

Это сложная работа, но она облегчится, если вы будете следовать инструкции:

  • Цель работы – изучить взаимодействие личности и общества и таким образом узнать, каковы те социальные факторы, которые влияют на вашу жизнь и вашу индивидуальность.

  • Составьте план автобиографии, где надо описать свое воспитание, личный опыт, состав и характер семьи, а также важнейшие обстоятельства, повлиявшие на ваше развитие. Это будет первая часть работы. Фактически, в этой части работы вы отвечаете на вопросы; «Кто я? Какой я?» и пытаетесь найти ответы в своих индивидуальных характеристиках, генетической предрасположенности, зависимости от семьи и ее традиций, сложившихся не за одно поколение. Здесь можно попробовать составить генеалогическое древо вашей семьи, а заодно и узнать побольше об истоках своего «Я».

  • Вторая часть работы предполагает анализ вашей биографии в контексте отношений с людьми и общественных событий, ведь как бы мы не относили свои личностные характеристики на счет наших родителей и предков, предки-то тоже жили не в вакууме, а в обществе, и зачастую становились такими, какими их хотело видеть общество. Также и вы, наследуя традиции в целом, в чем-то их меняете, адаптируясь к новым условиям.


Ни с кем не надо обсуждать, что и как писать, это ваше личное творчество. У кого-то получится лучше, у кого-то хуже, но главным для вас должен стать опыт анализа, который вы приобретете в процессе этой работы.


Творческая работа №3

ЭССЕ «МОЕ ПОКОЛЕНИЕ»


Вам предлагается выполнить творческую работу по социологии в форме эссе


В 1838 году М.Ю.Лермонтов описал свое поколение в стихотворении «Дума».

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно – малодушны,

И перед властию презренные рабы.

Так тощий плод до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли:

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом».

В сущности это и есть эссе в стихотворной форме. Кстати, идея этого стихотворения легла в основу романа «Герой нашего времени», а Лермонтов в ту пору был немногим старше вас – ему было 24 года.

Задание

Итак, вам надо написать эссе фактически о своем поколении, к которому вы ощущаете причастность, на нормы и ценности которого вы ориентируетесь в своей повседневной жизни, порой даже не отдавая себе в этом отчета. Конечно, я не жду от вас стихов (а, впрочем, почему бы и нет?), но надеюсь увидеть в этом эссе ваши (а не интернетовские) мысли и чувства, надежды и разочарования по поводу людей, с которыми вы себя идентифицируете хотя бы с точки зрения возраста.

Желаю удачи!

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru