Методические рекомендации по проведению прикладного социологического исследования



Скачать 47.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению прикладного социологического исследования
Дата03.06.2013
Размер47.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
1. /Студентам - социология/Задания к семинарам социология.doc
2. /Студентам - социология/Исследовательский проект по истории социологии.doc
3. /Студентам - социология/ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИ1.doc
4. /Студентам - социология/ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ.doc
5. /Студентам - социология/Рейтинговая система оценки знаний по учебной дисциплине.doc
6. /Студентам - социология/СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc
7. /Студентам - социология/СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В АБОНЕМЕНТЕ БИБЛИОТЕКИ САМГТУ.doc
8. /Студентам - социология/Семинар 2 Методические рекомендации по проведению.doc
9. /Студентам - социология/ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx
10. /Студентам - социология/Тематика эссе.docx
11. /Студентам - социология/Темы исследовательских проектов по прикладной социологии.doc
12. /Студентам - социология/ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ 2012 год.doc
13. /Студентам - социология/семинар 1 объект и предмет науки (тексты).doc
Семинар №1. Объект и предмет науки в истории социологии
Тематика исследовательских проектов по истории социологии
Литература для составления конспекта-рецензии
Учебник для вузов. М., 2008. Горелов А. А. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов М., 2007
Рейтинговая система оценки знаний по учебной дисциплине «социология»
Словарь терминов по социологии
Практикум по социологии М., 1999 30 10 Голенкова З. Т. Общая социология М., 2005
Методические рекомендации по проведению прикладного социологического исследования
Вводная иформация к творческим работам по социологии
Основные требования к эссе
Темы исследовательских проектов по прикладной социологии
Экзаменационные вопросы по курсу социологии
Предмет науки в истории социологии. (Исторический экскурс: что изучает социология?)

Методические рекомендации по проведению

прикладного социологического исследования.


Политология и социология не могут существовать, не добывая эмпирической информации самого разного вида. Инструментом изучения социально-политических явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные измерения, анализ информации, является социологическое исследование.

Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Все стадии работы социолога отражены в его главном документе- программе социологического исследования. Ее составление предполагает осуществление следующих процедур. Рассмотрим на примере исследования по теме « Политическая активность студенческой молодежи»

  1. Описание проблемной ситуации и формулировка ее в целостно-нейтральной форме. По этой проблеме достаточно публикаций, как в периодической печати, так и в специализированных журналах, например «Социс», «Полис», «Общественные науки и современность» и др.

  2. Определение объекта исследования, т.е. той социальной общности, которая будет исследоваться ( в нашем случае- это студенческая молодежь либо СамГТУ, либо г. Самары).

  3. Определение предмета исследования, т.е. тех сторон объекта, которые интересуют социолога в свете данной проблемы (мнение, отношение студентов к проблеме, причины подобного отношения и их активность в этой сфере)

  4. Определение цели исследования, т.е. выяснение того, насколько данная проблема может быть разрешена и как это может повлиять на социальные процессы в обществе, т.е. в данном случае целью исследования будет как раз измерение уровня политической активности, а также факторов, влияющих на нее.

  5. Задачи исследования формулируются в соответствии с целью исследования (в нашем примере возможно выдвижение следующих задач: а) выявление мотивации участия в выборах, б) гендерный аспект политической активности, в) связь политической активности с личностными характеристиками и т.д.)

  6. Логическая интерпретация основных понятий заключается в том, чтобы в программе были зафиксированы точные определения используемых понятий, а также в том, чтобы в анкете не было слов, которые могут быть непонятны или неверно истолкованы. Кроме того, в данном исследовании есть понятия, нуждающиеся в операционализации, т.е. те, которые не могут быть непосредственно измерены. Например, понятие «политическая активность» предполагает проводить ее измерение через такие индикаторы, как: а)интерес к политике; б)информированность в сфере политики; в)личное участие в политической жизни. Тогда мы сможем выделить как минимум три группы респондентов с разными уровнями полит. активности: высокий, средний, низкий.

  7. Формулирование гипотез исследования, т.е. выдвижение предположений для объяснения изучаемых явлений, которые надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы должны быть конкретными и касаться только предмета исследования .В нашем примере возможно выдвижение таких гипотез: а) Политическая активность студентов связана с активностью личности вообще. Если личность пассивна, то маловероятно проявление ею активности в политической сфере. Б) Отношение студентов к политике зависит от уровня политической культуры. В) Политическая активность студентов зависит от уровня доверия к действующим в политике личностям.

  8. Формирование выборочной совокупности, т.е. отбор части генеральной совокупности, среди которой будет проводиться непосредственно опрос. Если объект исследования достаточно однороден и составляет не менее тысячи человек, то достаточно опросить 10% генеральной совокупности. В других случаях объем выборки может быть рассчитан специальными средствами.

  9. Сбор и обработка первичной социологической информации. Получаемую в ходе социологического исследования информацию можно разделить на два блока: объективная информация – это информация, собранная по статистической отчетности за прошлые временные интервалы, показатели оценок реальных процессов деятельности исследуемого объекта и его состояния на момент исследования; субъективная информация- информация, оценивающая мнения респондентов о предмете исследования, их установки, ценностные ориентации.

  10. Определение методов сбора первичной социологической информации, т.е. определение конкретного метода, с помощью которого мы хотим получить информацию. Это могут быть такие методы, как интервью, наблюдение, анализ документов, анкетный опрос и др. Рассмотрим более подробно основной метод сбора социологической информации - анкетный опрос.

Требования к оформлению анкеты следующие.

  1. Все смысловые разделы начинаются вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом, абзацем или интервалом в тексте.

  2. Анкета сопровождается четкой инструкцией о правилах заполнения – как отвечать на вопросы: подчеркнуть, обвести кружком, написать и т.п.

  3. Все варианты ответов на вопросы должны иметь сквозную нумерацию для удобства и самоконтроля респондента.

  4. Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу, он должен располагаться на одной полосе.

  5. Анкета должна иметь следующую структуру:

Вводная часть анкеты (расположить, заинтересовать респондента, стимулировать к опросу). Пояснить, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов. Подчеркнуть важность откровенности и правдивости ответов. Дать гарантии анонимности опроса. Сформулировать правила заполнения.

Основная часть анкеты (последовательность вопросов, раскрывающих содержание темы исследования). Содержит три блока. Блок 1. Вступительные вопросы – заинтересовать, расположить к сотрудничеству, включить в работу. Вопросы касаются фактической событийной информации, это простые вопросы. Блок 2. Получение основной информации по теме исследования. Вопросы для выяснения оценок респондентами социальных явлений, вопросы относительно мотивов поступков, линии поведения. В конце блока – самые острые и интимные для респондента вопросы. Блок 3. Контрольные вопросы для уточнения и углубления информации. Несложные открытые и закрытые вопросы. Контрольные вопросы по тематике блока 2.

Заключительная часть анкеты - паспортичка. Статус личности респондента по званию, должности, образованию, возрасту, семейному положению и т.д.

Основными видами анкетных вопросов по форме выступают открытые и закрытые. В открытых вопросах после текста социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него приводится полный набор вариантов ответов. 11.Анализ и интерпретация результатов исследования. Вся информация, полученная из разных источников, пропускается через структурную модель в соответствии с задачами и гипотезами исследования, изложенными в программе. Получив исходный первичный массив информации (опросные документы, числовые показатели), социолог должен свести их в информационные таблицы, произвести ряд расчетов и получить аналитические таблицы. Основная задача этого этапа – получение статистических оценочных показателей, позволяющих провести сравнение различных подгрупп и на основе их анализа сделать достоверные выводы. Таким образом, уже на уровне программы исследования вы должны знать, как вы будете связывать между собой вопросы анкеты при обработке. Например, задача исследования по выявлению гендерных аспектов политической активности предполагает связь между полом респондента и индикаторами политической активности.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru