Скачать 47.08 Kb.
|
Методические рекомендации по проведению прикладного социологического исследования. Политология и социология не могут существовать, не добывая эмпирической информации самого разного вида. Инструментом изучения социально-политических явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные измерения, анализ информации, является социологическое исследование. Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Все стадии работы социолога отражены в его главном документе- программе социологического исследования. Ее составление предполагает осуществление следующих процедур. Рассмотрим на примере исследования по теме « Политическая активность студенческой молодежи»
Требования к оформлению анкеты следующие.
Вводная часть анкеты (расположить, заинтересовать респондента, стимулировать к опросу). Пояснить, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов. Подчеркнуть важность откровенности и правдивости ответов. Дать гарантии анонимности опроса. Сформулировать правила заполнения. Основная часть анкеты (последовательность вопросов, раскрывающих содержание темы исследования). Содержит три блока. Блок 1. Вступительные вопросы – заинтересовать, расположить к сотрудничеству, включить в работу. Вопросы касаются фактической событийной информации, это простые вопросы. Блок 2. Получение основной информации по теме исследования. Вопросы для выяснения оценок респондентами социальных явлений, вопросы относительно мотивов поступков, линии поведения. В конце блока – самые острые и интимные для респондента вопросы. Блок 3. Контрольные вопросы для уточнения и углубления информации. Несложные открытые и закрытые вопросы. Контрольные вопросы по тематике блока 2. Заключительная часть анкеты - паспортичка. Статус личности респондента по званию, должности, образованию, возрасту, семейному положению и т.д. Основными видами анкетных вопросов по форме выступают открытые и закрытые. В открытых вопросах после текста социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него приводится полный набор вариантов ответов. 11.Анализ и интерпретация результатов исследования. Вся информация, полученная из разных источников, пропускается через структурную модель в соответствии с задачами и гипотезами исследования, изложенными в программе. Получив исходный первичный массив информации (опросные документы, числовые показатели), социолог должен свести их в информационные таблицы, произвести ряд расчетов и получить аналитические таблицы. Основная задача этого этапа – получение статистических оценочных показателей, позволяющих провести сравнение различных подгрупп и на основе их анализа сделать достоверные выводы. Таким образом, уже на уровне программы исследования вы должны знать, как вы будете связывать между собой вопросы анкеты при обработке. Например, задача исследования по выявлению гендерных аспектов политической активности предполагает связь между полом респондента и индикаторами политической активности. |
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методика и техника проведения прикладного социологического исследования: учеб метод пособ. /Т. С. Галаева, Т. М. Петинова. – Самара.... |
Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов... | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации... |
Выступление В. В. Путина на VI съезде Всероссийского педагогического собрания (впс) – 2011 г | Государственно-конфессиональные отношения в России: проблемы социологического исследования |
Методические рекомендации устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины,... | По организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету ”иностранный язык“ по завершении обучения и воспитания... |
Организация взаимодействия специализированных учреждений для о 64 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не... | Авторы-составители: А. В. Фомичев, Е. Г. Сергеенкова, методисты по истории и обществознанию предметно-методического структурного... |
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 2014 годы |