Семинар №1. Объект и предмет науки в истории социологии



Скачать 155.48 Kb.
НазваниеСеминар №1. Объект и предмет науки в истории социологии
Дата03.06.2013
Размер155.48 Kb.
ТипСеминар
источник
1. /Студентам - социология/Задания к семинарам социология.doc
2. /Студентам - социология/Исследовательский проект по истории социологии.doc
3. /Студентам - социология/ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИ1.doc
4. /Студентам - социология/ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ.doc
5. /Студентам - социология/Рейтинговая система оценки знаний по учебной дисциплине.doc
6. /Студентам - социология/СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc
7. /Студентам - социология/СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В АБОНЕМЕНТЕ БИБЛИОТЕКИ САМГТУ.doc
8. /Студентам - социология/Семинар 2 Методические рекомендации по проведению.doc
9. /Студентам - социология/ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ.docx
10. /Студентам - социология/Тематика эссе.docx
11. /Студентам - социология/Темы исследовательских проектов по прикладной социологии.doc
12. /Студентам - социология/ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ 2012 год.doc
13. /Студентам - социология/семинар 1 объект и предмет науки (тексты).doc
Семинар №1. Объект и предмет науки в истории социологии
Тематика исследовательских проектов по истории социологии
Литература для составления конспекта-рецензии
Учебник для вузов. М., 2008. Горелов А. А. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов М., 2007
Рейтинговая система оценки знаний по учебной дисциплине «социология»
Словарь терминов по социологии
Практикум по социологии М., 1999 30 10 Голенкова З. Т. Общая социология М., 2005
Методические рекомендации по проведению прикладного социологического исследования
Вводная иформация к творческим работам по социологии
Основные требования к эссе
Темы исследовательских проектов по прикладной социологии
Экзаменационные вопросы по курсу социологии
Предмет науки в истории социологии. (Исторический экскурс: что изучает социология?)

Задания к семинарам


Семинар №1.


Объект и предмет науки в истории социологии.


Доклады

  1. Социология Э.Дюркгейма

  2. Социологические взгляды П.Сорокина

  3. Теория структурации Э. Гидденса


Учебно-познавательная игра по теме (см. папка семинар №1)

Вопросы

  1. Какие социально-экономические предпосылки возникновения социологии вам известны?

  2. В чем суть позитивизма?

  3. В чем разница между объектом и предметом науки?

  4. Как интерналисты и экстерналисты объясняют изменчивость предмета науки?

  5. Перечислите основные категории социологии.

  6. Поясните, что такое «социальное» и почему это главная категория социологии.

  7. Перечислите функции социологии и раскройте подробно одну из них.

  8. Расскажите о вкладе О.Конта в социологию.

  9. Что такое мезоуровень в структуре социологического знания?

  10. Приведите примеры социологических законов. В чем разница между статическими и динамическими законами?

  11. Что такое парадигма и почему социология – это полипарадигмальная наука?

  12. В чем главное отличие структурных и интерпретативных парадигм?

  13. Сравните такие науки как социология и психология.


Задания.

  1. Существует такое выражение: познание – путь ученого незнания, т.е. постижение человеком меры собственного невежества. Как вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного.

  2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии следующие факты: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.



Семинар №2


Семинар-тренинг по прикладной социологии

(см. папку семинар №2)


Доклады

  1. Качественный подход в социологическом исследовании: от теории к практике.

  2. Интервью как универсальный, межпарадигмальный метод исследования.

Вопросы

        1. Расскажите об истоках прикладной социологии.

        2. Расскажите о двух подходах к изучению социальной реальности в прикладной социологии.

        3. Что такое жесткие и мягкие методы сбора информации?

        4. Дайте определение социологического исследования.

        5. Какие типы СИ вам известны?

        6. Перечислите этапы проведения соц.исследования.

        7. Расскажите о структуре программы СИ.

        8. Раскройте понятия объект и предмет в СИ.

        9. Что такое операционализация понятий?

        10. Какие виды гипотез вам известны?

        11. Что такое репрезентативность выборки?

        12. Какие типы выборок вам известны?

        13. Что такое контент-анализ?

        14. Как может осуществляться наблюдение в СИ?

        15. Какие виды опросов вам известны?

        16. Как структурируется анкета?



Семинар №3

Общество как система


Доклады


  1. Теория постиндустриального общества Д.Белла

  2. Концепция одномерного человека Г.Маркузе.

  3. Экономическая парадигма Гэрри Бэккера (Чикагская школа)

  4. Структурный функционализм Т.Парсонса

  5. Теория социального обмена Д.Хоманса и П.Блау



Вопросы

1. Какие теории общества вам известны?

2. Чем отличаются взгляды социологических реалистов и номиналистов на общества.

3. В чем суть системного подхода?

4. Дайте определение общества.

5. Дайте определение социальной системы.

6. Охарактеризуйте общество как систему с т.зрения ее внутренней структуры.

7. А с т.зрения взаимоотношения системы с окружающей средой?

8. Перечислите динамические характеристики соц. Системы.

9. Признаки общества с т.зрения Э.Шилза.

10. Признаки общества в отечественной социологии.

11. Расскажите о сферном подходе к анализу общества.

12. Есть ли в обществе «главные» и «второстепенные» сферы? А с т. Зрения Маркса?

13. Охарактеризуйте специфику объяснения социальной реальности в доклассический и классический периоды развития социологии.

14. Какие типологии общества классического периода вам известны?

15. Какие модели типологий общества возникают в постклассический период?


Творческие задания


  1. На любом историческом примере рассмотрите взаимовлияние четырех основных сфер общества. При этом точкой отсчета может быть кардинальное изменение в любой сфере общества.

  2. Период перестройки в России был связан с реформами в сфере экономики. Как это повлияло на развитие политической, духовной и социальной сфер общества?

  3. Назовите несколько ритуалов, существующих в современном обществе, и проанализируйте их социальные функции.

  4. С точки зрения системного подхода проанализируйте сущность и степень свободы индивида как члена общества.

  5. В чем сущность типологии обществ классического периода? Проанализируйте черты сходства и отличий у разных авторов.

  6. Некоторые религиозные деноминации в современном обществе все мягче относятся к однополым бракам. Лютеранская церковь Швеции с 01.11.2009 года приняла решение религиозно освящать однополые браки. Как вы считаете, какое влияние подобные изменения в духовной сфере окажут на другие сферы общества?

  7. Примените признаки общества к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?

  8. Порассуждайте о взаимосвязи четырех сфер общества на конкретных примерах, скажем, невыплата зарплаты кому-то из членов семьи и его политические симпатии.

9. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?

10.В какую из четырех сфер общества входят такие явления, как: забота о престарелых, голосование на выборах, обмен валюты, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.


(понятийно-терминологическая игра)


Семинар №4

Общество как социокультурная система


Доклады

1.Язык и символы как система кодов социального общения в рамках одной культурной системы (и язык и символы – это инструменты социальной дифференциации, т.к. передают мироощущение и социальные установки людей, живущих в определенной культурной среде).

2.Этноцентризм и культурный релятивизм как формы отношения к другим культурам.

3.Мировые религии их основные признаки и морально-этические нормы.

4.Христианские конфессии: сравнительный анализ.


Семинар №5

Социальная структура и стратификация общества


Доклады


  1. Исторические типы стратификационных систем (рабство, касты, сословия, классы).

  2. Концепции стратификации в науке: К.Маркс, М.Вебер, П. Бурдье, Э.Гидденс.

  3. Сравнительный анализ моделей стратификации российского и американского общества.

  4. Гендерное неравенство и стратификация.

  5. Социальная структура современного российского общества (Интернет-ресурсы).

  6. Трансформация социального неравенства в современном российском обществе

(маргинальные слои, элита, средний класс, проблема бедности)

  1. Современные формы социального неравенства.

  2. Репрезентация бедности в современном обществе: бедность не порок?



Вопросы


  1. Как строится модель социального пространства? Какие подходы здесь существуют?

  2. Что такое социальная структура общества? Что лежит в основе любой модели социальной структуры?

  3. Что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

  4. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

  5. В чем состоит отличие социального статуса от личного?

  6. Чем различаются аскриптивный статус и достигаемый статус?

  7. Что такое социальная роль? Приведите конкретные примеры.

  8. С помощью какого механизма социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли?

  9. Какова главная социальная функция статусов и ролей?

  10. Из каких компонентов состоит полный социальный статус индивида или социальной группы?

  11. В чем заключается сущность “статусной несовместимости” и “статусной кристаллизации”?

  12. Назовите параметры осей экономического подпространства.

  13. Назовите параметры осей политического подпространства.

  14. Назовите параметры осей профессионального подпространства.

  15. Сколько всего показателей необходимо измерить эмпирически, чтобы выявить полный социальный статус индивида?

  16. Как бы вы построили современную шкалу престижа профессий?

  17. Расскажите о горизонтальной структуре общества.

  18. В чем выражается сущность социальной стратификации? Почему основным показателем или признаком в ней выступает неравенство?

  19. Почему модель стратификации П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?

  20. У социального равенства есть три важных признака: равенство перед законом, равенство возможностей, равенство результатов. Что это такое?

  21. Чем различаются между собой социальное и экономическое неравенство? Как измерить то и другое?

  22. Почему в любом обществе высокие доходы получает наименьшая часть, а средние и наименьшие – большинство населения? А возможно ли такое устройство, при котором низкие доходы получает меньшинство, а высокие – большинство населения?

  23. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?

  24. Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?

  25. стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?

  26. Охарактеризуйте главные особенности теории классов К. Маркса? В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

  27. В чем суть теории классов М. Вебера? Что такое жизненные шансы и классовая ситуация? Какие три критерия положены им в основание социальной стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?



Творческие задания


  1. Нарисуйте стратификационный профиль кого-либо из членов вашей семьи. Как вы считаете, к какому слою российского общества можно отнести этот профиль?

  2. Составьте список социальных позиций, входящих в ваш статусный набор. Определите, какие из статусов являются прирожденными, приписываемыми, приобретенными. Укажите личные статусы. Какой из занимаемых вами статусов является главным на сегодняшний день? Какие роли соответствующие вашим статусам, вы исполняете с наибольшим удовольствием? Исполнение каких ролей потенциально конфликтно?

  3. Опишите любую свою роль по пяти характеристикам Т.Парсонса.

  4. Рассмотрите все аспекты социальной мобильности на примере истории членов вашей семьи или близких родственников. Выделите такие виды мобильности, как вертикальная и горизонтальная, межпоколенная и внутрипоколенная. Какими каналами социальной мобильности пользовались члены вашей семьи?

  5. Почему социальная структура представляет жесткий каркас? А может быть, для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура напоминала мягкую и гибкую систему, которую легко сжимать, наклонять, скручивать и производить иные механические движения?

  6. Вам придется проверить свои способности к научному анализу. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо проанализировать, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

  7. Составьте список социальных (религиозных, профессиональных, демографических и др.) статусов, которые существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.

  8. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

  9. Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.

  10. Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

  11. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

  12. Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.



Семинар №6


Социальные институты общества


Доклады


  1. Бюрократия как тип социальной организации у М.Вебера и Р.Мертона

  2. Современная российская бюрократия: социальная польза и вред.

  3. Социальный институт образования: история, функции, идеология.

  4. Характерные черты и проблемы молодой семьи 21 века: взгляд социолога

  5. Любовь, семья и брак в современной России – плюсы и минусы.


Вопросы


  1. Что такое семья? Раскройте это явление с разных сторон.

  2. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа.

  3. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в Вашей семье? Опишите ситуацию.

  4. Чем различаются нуклеарная и многопоколенная семья?

  5. Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой развода?

  6. Почему распадаются семьи? Приведите конкретные примеры.

  7. Почему только угроза заставляет людей полнее осознать свою принадлежность к группе? Какую роль играет здесь взаимная зависимость членов группы?

  8. Почему возникают семейные конфликты и в чем их суть? Проанализируйте конфликты в своей семье. Как они возникают и как разрешаются?


Творческие задания


1. Опишите любой социальный институт общества по следующей схеме:

А) Историческая эволюция

Б) Функции (дисфункции) в обществе

В) Социальные организации, входящие в состав института

Г) Традиции и обычаи

Д) статусы и роли

Е) Символически е и утилитарные культурные признаки

Ж) Идеология (какие ценности и нормы в обществе охраняет)


  1. Как вы думаете, с чем связана рассогласованность социальных институтов, направленных на обеспечение занятостью молодых людей?

  2. В России, несмотря на сохранение бесплатного государственного образования (наряду с коммерческим), очень многим приходится платить за учебу. Как нужно интерпретировать эти и подобные им явления – как функции, дисфункции, явные или латентные функции института образования? Ответ аргументируйте.

  3. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье – только 500 тыс. лет, а государству и того меньше – лишь 5-6 тыс. лет? То, что возникает позже, сложнее того, что возникает раньше? А может ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? А может быть, это равновеликие по сложности социальные институты? Но тогда почему одному потребовались для своего формирования миллионы, а другому – тысячи лет?

  4. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе – не одно и то же?

  5. Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:

  • муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности,

  • муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет,

  • муж выполняет свои обязанности, а жена нет,

  • муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.

Что произойдет в каждой из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

  1. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс? Поразмышляйте над этими проблемами?



Семинар №7

Личность в социологии


Доклады


  1. Конформность и социальные девиации в студенческой среде.

  2. Я-концепция Дж. Г. Мида

  3. СМИ и социализация: роль стереотипов российской рекламы

  4. Социальные мифы и их влияние на общество и личность

  5. Проблема свободы личности в современном обществознании

  6. Социология П.Бурдье.


Вопросы.

  1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

  2. В чем специфика социологического понимания личности ( в сравнении с философским и психологическим)?

  3. Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свой ответ.

  4. Опишите социальную роль студента по пяти характеристикам Т.Парсонса.

  5. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность.

  6. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к концепции габитуса.

  7. Что такое табу и как вы относитесь к социальным запретам? Должны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе?

  8. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализация взрослого человека)

  9. Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает и какие функции в обществе выполняет?

  10. Какова классификация социальных санкций?

  11. Что означает понятие самоконтроля и каково его значение в жизни общества?

  12. Как соотносятся между собою нормы и ценности?

  13. Каковы основные функции социальных норм?

  14. В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

  15. Из каких кругов состоит сконструированная П. Бергером система социального контроля?

  16. Каковы основные виды внешнего контроля?

  17. В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

  18. Как соотносятся между собою контроль и управление?

  19. Какова трактовка процесса социализации с точки зрения теории социальных ролей?

  20. На какие этапы подразделяется процесс социализации?

  21. Что такое “ресоциализация”?

  22. Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

  23. Каковы главные паттерны социализации зрелого возраста?

  24. Чем характеризуется социализация старости?

  25. Что понимается под агентами социализации и ее институтами?


Творческие задания

  1. Как вы считаете, какое поведение молодых людей можно считать девиантным? Отличается ли девиантное поведение молодых от девиаций взрослых? В чем, по вашему мнению, причина девиантного поведения молодых? Дайте аргументированные ответы.

  2. Дайте критику известных вам теорий девиантного поведения.

  3. На основе изученных материалов курса «социология», а также своего жизненного опыта придумайте и запишите «социологическую сказку» о девиациях в молодежной среде.

  4. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одеж­да, ценники на товары, реклама, светофор, окно.


Игра «Священная корова»


Семинар №8

Гендерная теория общества


Доклады


  1. Гендерная теория общества (предпосылки возникновения и развитие)

  2. Трансформация гендерных стереотипов в современном обществе.

  3. Гендер и сексуальность в современном обществе (по работам М.Фуко, Р.Коллинза, Э. Гидденса, Г. Маркузе)



Творческие задания


  1. В процессе социализации ребенок, подросток, молодой человек усваивает нормы культуры того общества, в котором взрослеет. Одновременно идет и процесс гендерной социализации. Первые представления о гендере ребенок получает в семье. Семья формирует представления о том, что значит быть хорошим мальчиком или девочкой, настоящим мужчиной или женщиной. В процессе взросления юноши и девушки осуществляют поиск подходящей им «гендерной одежды», и здесь большую роль начинают играть СМИ. Они продвигают образцы женской и мужской модельной внешности, поведения. Попробуйте описать эти образцы феминности и маскулинности, которые формирует российское кино и телевидение.

  2. Российский социолог И.Кон в своей книге «Мальчик – отец мужчины» показал, что не только комплексы, но и жизненные сценарии во многом сконструированы гендером и закладываются в основном в подростковом возрасте. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.


Игра «Золушка».


Семинар 9

Молодежь в обществе и культуре


Доклады

  1. Стиль жизни современной студенческой молодежи.

  2. Жизненные стратегии молодежи в сфере трудоустройства.

  3. Социальные практики молодых в сфере потребления материальных и духовных благ

  4. Молодежные субкультуры на Западе и в России – сходство и различие.


Игра «Конструирование молодости»


Контрольные вопросы к теме

«Социальные общности и группы»


  1. Приведите примеры номинальных социальных общностей.

  2. Чем отличаются между собой экспрессивная и конвенциональная толпа. Приведите примеры.

  3. Сравните между собой теории Лебона и Тернера. Как, по-вашему мнению, могло бы выглядеть в реальности использование этих теорий в регулировании стихийных выступлений молодежных групп мигрантов во Франции в 2009 году?

  4. Перечислите свои ингруппы. Все ли они имеют для вас одинаковое значение?

  5. Подумайте и приведите пример идеальной референтной группы, предлагаемой российским телезрителям.

  6. В чем заключается разница подходов К.Маркса и М.Вебера к таким социальным группам, как классы?

  7. Назовите характерные черты малой социальной группы и на примере своей студенческой группы продемонстрируйте проявление названных особенностей.

  8. В чем суть социометрической методики Д.Морено?

  9. Сформулируйте определение конформизма и попытайтесь обнаружить степень его проявления у членов вашей семьи, студенческой группы.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru