«Неучастие в политике не освобождает от ее последствий» Отто фон Бисмарк
- это публичное единоборство двух участников, каждый из которых стремится показать своё ораторское преимущество над партнером; - это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т.д.). Дебаты – это: Не поиск истины; Не переговоры или убеждение; Это способ так разбить мнение соперника, чтобы ваше мнение стало единственно верным!
Подготовка к дебатам 1. Тема. В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение: «Политика – грязное дело!», «Современная молодежь слишком инфантильна», «Яйцо появилось раньше курицы». 2. Участники. В дебатах принимают участие все (одна часть – спикеры, председатель, секретарь и эксперты, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы). Схема размещения участников:
Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия происходят следующим образом: "вторые номера" обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса); "третьи номера" формулируют контраргументы и поддержки; "четвертые номера" подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый спикер команды "О", который защищает антитезис.
Выступающие | Время, мин | Действия | У1 | 5 | Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса | О4 и зрители | 2 | Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1 | О1 | 5 | Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис) | У4 и зрители | 2 | Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1 | У2 | 4 | Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса | О1 и зрители к У2 | 2 | Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию | О2 | 4 | Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса | У1 и зрители к О2 | 2 | Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию | У3 | 4 | Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса | О2 и зрители | 2 | Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения | О3 | 4 | Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса | У2 и зрители | 2 | Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию | У4 | 4 | Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме | О4 | 4 | Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕХНИКИ ДЕБАТОВ Проявляйте инициативу Играйте только на поле соперника (он отбивается) Играйте только на «публику» Переходите на личность Апеллируйте к аудитории Сводите аргументы соперника к абсурду Последнее слово за вами Подмена тезиса
СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ:
 |