"Преподаватель высшей школы"



Скачать 143.13 Kb.
Название"Преподаватель высшей школы"
Дата29.05.2013
Размер143.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Самарский государственный технический университет


Факультет повышения квалификации преподавателей


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

слушателя ФПКП по дополнительной профессиональной

программе для получения дополнительной квалификации

"Преподаватель высшей школы"


Методические рекомендации




Самара – 2006


Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе для получения дополнительной квалификации

"Преподаватель высшей школы"

Методические рекомендации.

Составители: профессор, д-р техн. наук Михелькевич В.Н.

профессор, д-р пед.наук Нестеренко В.М.


Даются методические рекомендации по выбору тематики выпускных квалификационных работ слушателей, по построению композиции и объему рукописи квалификационных работ. Изложены требования к оформлению квалификационных работ и порядок их защиты в Государственной Аттестационной Комиссии.

Составлены на основе Методических рекомендаций министерства образования Российской Федерации (письмо № 14-55-345 ин/15 от 15.05.2000г. "О высшем послевузовском профессиональном образовании").


Рекомендованы Научно-методическим Советом факультета повышения квалификации преподавателей Самарского государственного технического университета.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Концепция дополнительного образования на факультете повышения

квалификации преподавателей ………………………………………………………………. 4




  1. Тематика выпускных квалификационных работ ……………………………………….. 5




  1. Структура и объем выпускной квалификационной работы …………………………… 6



3.1. Структура выпускной квалификационной работы …………………………………..6





3.2. Содержание структурных элементов выпускной квалификационной работы …….6




3.3. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы ……………… 7




  1. Организация выполнения выпускной квалификационной работы ……………………..8




  1. Защита выпускной квалификационной работы ………………………………………….8




Приложение №1. Титульный лист ……………………………………………………………9




Приложение №2. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы ….…..10




Приложение №3. Примерная тематика выпускных квалификационных работ ………….11







  1. Концепция дополнительного образования на ФПКП


Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) является структурным подразделением университета, обеспечивающим подготовку по дополнительной профессиональной образовательной программе в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", утвержденной Минобразованием России 08.05.2001года. Основными задачами ФПКП по подготовке преподавателей высшей школы являются:

  • передача слушателям знаний и практических навыков в профессиональной и психолого-педагогической областях;

  • обеспечение методической поддержки в практическом освоении слушателями новых методов, форм и средств обучения;

  • содействие слушателям в приобретении ими навыков профессиональной компетентности и общей педагогической культуры.

Необходимость обеспечения высокого качества образовательных услуг и удовлетворенности потребителей выпускников вуза резко поднимают требования к уровню компетентности и профессионализма преподавателей высшей школы. Обучение на факультете способствует адаптации молодых и начинающих преподавателей к новым жизненным реалиям, обеспечивая повышение уровня их компетентности и упреждающую социальную защищенность на рынке труда.

Тенденция повышения уровня требований к профессиональной компетентности преподавателей вузов диктуется также нарастающими процессами интеграции России в европейское и мировое образовательное пространство. Ассоциация «Европейский преподаватель инженерных вузов» разработала квалификационные ориентиры преподавателей технических университетов, в соответствии с которыми, преподавательские должности ассистентов могут занимать специалисты, например, инженеры, имеющие второе - психолого-педагогическое образование с квалификацией "Преподаватель высшей школы" или степень магистра педагогики. Соответственно, на должность доцента могут претендовать специалисты, имеющие кроме ученой степени кандидата наук дополнительную квалификацию инженера-педагога или кандидата педагогических наук. Должности же профессоров могут занимать ученые (например, доктора наук), имеющие дополнительную психолого-педагогическую подготовку, подтвержденную дипломами доктора педагогических наук или инженера-педагога высшей квалификации.

Согласно основным тенденциям развития технологии высшего образования, в учебных планах ФПКП по дополнительной профессиональной программе "Преподаватель высшей школы", основное внимание уделяется освоению психолого-педагогического компонента и информационных технологий обучения. Реализуемая на факультете технология обучения слушателей учитывает особенности обучения взрослых людей, основные постулаты которого таковы:

  • специалист, уже имеющий основное высшее образование, обучается для решения жизненно важной для него конкретной проблемы и рассчитывает на немедленное применение результатов обучения;

  • обучение производится в процессе работы, поэтому слушатели продуктивно изучают только то, что, по их мнению, им изучать необходимо;

  • взрослый человек в учебной деятельности стремится к самостоятельности, к самореализации, самоуправлению;

  • специалист обладает некоторым опытом, который может быть эффективно использован при его обучении;

  • слушателю принадлежит ведущая роль в процессе обучения, поэтому процесс обучения организуется в виде совместной деятельности обучаемого и обучающих.

На практике эти особенности проявляются в ограниченном объеме обязательных академических занятий, в вариативном выборе учебных дисциплин, в доминировании самостоятельного изучения дисциплин, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы слушателя.


Наиболее полно эта специфика проявляется при выполнении выпускной квалификационной работы. Это: индивидуальный выбор темы и дидактической направленности, самостоятельность выполнения и защита результатов педагогической разработки перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК).


  1. ^ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ.


Квалификационная работа слушателя – это одно из возможных решений научно-методической или учебно-методической задачи обеспечения качества и эффективности учебного занятия, как образовательной услуги.

Решение задачи осуществляется на основе:

  • теоретических знаний и практических навыков, полученных слушателем при обучении на ФПКП по дополнительной профессиональной программе "Преподаватель высшей школы";

  • собственного педагогического опыта по созданию, учебно-методических пособий и других видов обеспечения учебного процесса, по проведению педагогических исследований;

  • проведенного анализа и обобщений практического научно-педагогического опыта и теоретических разработок, заимствованных в отечественных и зарубежных публикациях.

Тематика квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать современному уровню и перспективам развития соответствующих областей вузовской педагогики, а по своему содержанию отвечать задачам подготовки преподавателей высшей школы.

Тема квалификационной работы должна быть направлена и обеспечивать решение четко сформулированной задачи повышения познавательного качества одного из видов занятий (лекции, семинара, лабораторной работы, практического занятия, курсового проекта и т. п.). Это возможно на основе собственного педагогического опыта или наблюдений за учебным процессом, выполняемым другими преподавателями, по интересующей слушателя дисциплине. Задача должна быть из области реального учебного процесса. На основе анализа должно быть понято, почему не достигается требуемая результативность занятия и что необходимо сделать для обеспечения качества учебного процесса, путем его проведения в управляемых условиях. Необходимо выбрать новые педагогические технологии и решить вопрос о методах и средствах, необходимых для реализации выбранной технологии. Оценка эффективности предлагаемого решения задачи обязательна.

Темы выпускных квалификационных работ предлагаются научными руководителями, назначаемыми из числа ведущих научно-педагогических работников университета. Выбор темы выпускной квалификационной работы производится слушателем.

Конкретные темы работ согласовываются с руководителями кафедр или отделов университета с целью максимального удовлетворения интересов, как самого слушателя, так и научно-педагогических школ, где они работают.

Окончательное утверждение тем квалификационных работ производится проректором по учебной работе по представлению деканата ФПКП. Изменение тем квалификационных работ после их утверждения не допускается.

Примерная тематика квалификационных работ слушателей ФПКП СамГТУ приведена в Приложении №3.



  1. СТРУКТУРА и объем ВЫПУСКНОЙ квалификационной работы.




    1. Структура выпускной квалификационной работы.


Структурно работа включает следующие разделы и элементы:

  • титульный лист (Приложение №1);

  • задание на выполнение работы (Приложение №2);

  • аннотация (не более 500 знаков);

  • обоснование актуальности решаемой задачи, включая библиографический поиск и анализ прототипов со ссылками на использованные первоисточники;

  • формулировка цели и постановка учебно-методической задачи исследования;

  • обоснование выбора целевой функции и технологии решения поставленной задачи;

  • реализация решения учебно-методической задачи;

  • обоснование признаков ценности выполненной работы, формулировка новых результатов, имеющих учебно-методическое значение;

  • информация о степени внедрения результатов работы;

  • заключение об апробации полученных результатов на методических конференциях и семинарах;

  • выводы по результатам работы;

  • список использованной литературы.




    1. Содержание структурных элементов выпускной квалификационной работы.


Титульный лист и задание рекомендованного образца (Приложение №1 и №2) должны быть полностью оформлены и подписаны автором, научным руководителем и деканом ФПКП.

^ Аннотация работы должна быть краткой (в 2-3 предложениях) и полно отражать суть выполненной работы и ее практическую ценность.

Обоснование актуальности решаемой задачи должно быть выполнено на основе работы с различными источниками и материалами (книгами, статьями, отчетами и т.п.). Оценка актуальности должна проводиться с позиции потребностей практики высшего образования. Автор должен показать, что уже достигнуто, почему этого не достаточно и что предстоит сделать для решения задачи. Другими словами, автор выявляет наиболее значимые причины снижения эффективности учебного занятия и разрабатывает предложения по их устранению.

^ Постановка цели и задач работы. Под целью понимается прогнозируемый результат, который автор собирается получить. После определения цели работы следует сформулировать также задачу, которую необходимо решить для достижения поставленной цели.

^ Обоснование выбора модели и методов исследования.

Необходимо дать краткое определение объекта исследования. Объект исследования – это вид учебного занятия или самостоятельной работы студента, в пределах которых формулируется и разрешается учебно-методическая задача. Модель – это совокупность требований, которым должно соответствовать учебное занятие для обеспечения его качества.


Кратко, следует указать на какие педагогические идеи и концепции автор опирается при разработке темы. На основании обзора и анализа известных моделей и методов реализации прототипных решений автор выбирает модель, процедуры и действия, наиболее целесообразные в применении для обеспечения качества учебного процесса.

^ Реализация решения поставленной задачи.

В этом основном (по объему и содержанию) разделе работы отображается последовательность процессов и процедур, а также определяются ресурсы, необходимые для реализации модели, с логическими или расчетными доказательствами, графическими иллюстрациями, качественными и количественными оценками и результатами. В этом разделе могут быть представлены также алгоритмы реализации прикладных программных модулей или конструктивных решений.

^ Обоснование признаков учебно-методической ценности заключается в ответе на вопрос: применялась ли ранее в прототипных решениях выбранная автором технология обучения и насколько она полезна как учебно-методическая разработка. При каких условиях автор претендует на новизну использования такой технологии.

^ Реализация и практическая ценность работы должны быть подтверждены краткой оценкой автором достигнутых результатов и внешней рецензией.

Апробация полученных результатов подтверждается ссылкой на опубликованные статьи, тезисы докладов, выступления на научно-методических конференциях и семинарах.

^ Выводы по результатам работы должны содержать ряд пронумерованных по порядку пунктов, в которых перечисляются основные результаты выполненного исследования.

^ Список литературы должен содержать перечень источников, на которые сделаны ссылки в рукописи работы.


    1. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.


Законченная выпускная квалификационная работа оформляется в виде рукописи (пояснительной записки) с общим объемом 40-45 страниц текста. Рукопись оформляется на стандартных листах бумаги формата А 4.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию. Работу следует выполнять с использованием компьютера в редакторе Microsoft Word. Рекомендуемый размер шрифта – 12 через 1,5 интервала. Работа должна быть сброшюрована в папке или переплетена. Иллюстрированные материалы (фотографии, компьютерные распечатки, диаграммы, графики и т.п.) размещаются по тексту рукописи.


  1. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.


По каждой квалификационной работе деканат ФПКП назначает научного руководителя. Слушатель совместно с руководителем формулирует тему выпускной квалификационной работы и оформляет задание на ее выполнение. Оформленное и подписанное в соответствии с Приложением №2 задание на выпускную квалификационную работу представляется деканатом на утверждение проректору по учебной работе, после чего слушатель может приступить к самостоятельному его выполнению. Научный руководитель осуществляет руководство выпускной квалификационной работы на основе постоянных консультаций в количестве часов согласно нормам.

Полностью законченная и оформленная работа предъявляется научному руководителю, который дает по ней официальный письменный отзыв.

Законченная квалификационная работа должна пройти рецензирование на соответствующей кафедре. Рецензию подписывает заведующий кафедры.

Допуск к защите выпускной работы осуществляется деканатом ФПКП.


  1. Защита выпускной квалификационных работ.


Защита слушателем квалификационной работы производится в Государственной аттестационной комиссии в форме доклада. Сроки защиты определяются графиком учебного процесса.

Члены государственной комиссии в результате заслушивания доклада, ответов на вопросы, знакомства с содержанием рукописи квалификационной работы, отзыва по ней научного руководителя и рецензии дают общую оценку работы. Защита слушателем квалификационной работы протоколируется в соответствии с требованиями Минобразования РФ. Тема выпускной квалификационной работы и оценка вписываются в диплом, утвержденный приказом Минобразования России от 02.11.1999. № 754 "Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании", (зарегистрирован распоряжением Минюста России от 20.01.2000г. № 2065).


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный технический университет


Факультет повышения квалификации преподавателей


^

Выпускная квалификационная работа


на тему


__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Слушатель __________________________ ___________________ ____________________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)


Научный

руководитель __________________________ ___________________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)


Декан ФПКП _____________________________________ ________________________ ________________________ (подпись) (ФИО.) (дата)


Самара, 200 год

Приложение 2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный технический университет


Факультет повышения квалификации преподавателей


ЗАДАНИЕ


на выполнение выпускной квалификационной работы

слушателю ФПКП ___________________________________

(Ф.И.О.)

Тема работы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Срок представления законченной работы к защите: _________________________________


Научный

руководитель __________________________ ___________________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.) (число)


Слушатель __________________________ ___________________ ____________________

(подпись) (Ф.И.О.) (число)


Самара 200 год.

Приложение №3

^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

выпускных квалификационных работ слушателей


  1. Разработка новой методики проведения практического занятия на тему:

"__________________________" по дисциплине "__________________________"


  1. Повышение эффективности практического занятия на тему:

"__________________________" по дисциплине "__________________________" на основе методики решения физических задач, базирующейся на принципе теоретических обобщений;


  1. Разработка методики выполнения лабораторной работы

"__________________________" по дисциплине "__________________________"


  1. Лекция на тему:

"__________________________" по дисциплине "__________________________"

с использованием методики многокритериальных ценностей профессора З.Д. Жуковской


  1. Повышение эффективности и качества курсового проектирования по дисциплине "__________________________" на основе специализированных пакетов машинных программ.




  1. Лекция на тему:

"__________________________" по учебной дисциплине "__________________________"

с использованием принципов и технологий проблемного обучения.


  1. Содержание и организация курсового проектирования по учебной дисциплине "__________________________".




  1. Разработка и внедрение в учебный процесс методов и средств машинного контроля знаний студентов по учебной дисциплине "__________________________" с использованием карт контроля.




  1. Обеспечение познавательной активности студентов на лекции по теме: "__________________________" на основе вопросно -развивающего метода.




  1. Технология и организация научно-исследовательской работы студентов по теме: "__________________________".




  1. Организационно-методические основы проведения практического занятия на тему: "__________________________" по учебной дисциплине "_______________________".




  1. Повышение обучающей возможности лекция на тему: "__________________________" путем демонстрации виртуальных моделей мультимедиопроектора.



Самара 2006 год.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru