Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин



НазваниеОбеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин
страница1/16
Дата28.05.2013
Размер1.26 Mb.
ТипУчебное пособие
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»


И.И. БУЗУЕВ


ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПОДЪЕМА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН


Учебное пособие


Самара

Самарский государственный технический университет

2012

Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ


УДК 629.114-474.22 (038)

ББК 30.82

Б 90


Бузуев И.И.

Б 90 Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин: учеб. пособие / И.И. Бузуев. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. – 88 с.: ил.


Содержит сведения о конструкциях механизмов подъема, требования к конструктивному исполнению и безопасной эксплуатации элементов механизма, методики проверочных расчетов основных элементов, контрольные вопросы и задания для практических занятий.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» для выполнения практических занятий и разделов выпускной квалификационной работы. Может быть использовано студентами других технических направлений СамГТУ.


Рецензент – д-р техн. наук, проф. Г.Н. Яговкин


УДК 629.114-474.22 (038)

ББК 30.82

Б 90


© И.И. Бузуев, 2012

© Самарский государственный

технический университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Грузоподъемные машины (ГПМ) обеспечивают механизацию определенной части погрузочно-разгрузочных работ технологических процессов при монтаже технологического оборудования, в производственных и ремонтных цехах предприятий.

Характерной особенностью ГПМ является цикличность их работы, которая осуществляется по принципу переменно-возвратных движений: в одном направлении - с грузом, в обратном без груза, а процессы загрузки и разгрузки происходят во время остановки.

Безопасность эксплуатации ГПМ в значительной степени зависит от их конструктивной особенности. Разработка проектов и изготовление ГПМ осуществляется головными и специализированными организациями (предприятиями) по краностроению. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам [8, 11].

Краны охватывают обширную группу более сложных ГПМ, имеющих не менее двух рабочих движений. Они имеют несколько механизмов, установленных на общем основании, выполненном в виде металлических конструкций, и служат для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Типовыми крановыми устройствами являются: механизм подъема груза, выполненный в виде лебедки в комбинации с полиспастом, несущим грузозахватное устройство; механизм передвижения крана или какой либо его части; механизм изменения вылета, изменяющий в стреловых кранах положение грузозахватного органа (крюка); механизм вращения поворотной части крана.

Одним из основных устройств ГПМ является механизм подъема. По назначению механизмы подъема ГПМ подразделяются на три типа: грузовые, стреловые и тяговые.

  • грузовые - предназначены для подъема и опускания грузов, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары;

  • стреловые - предназначены для подъема и опускания стрелы у башенных и стреловых кранов, а также башенно-стрелового оборудования;

  • тяговые - применяются для перемещения грузовых тележек башенных, козловых, кабельных и других кранов.

Крановые механизмы подъема подразделяются по грузоподъемности (массе поднимаемого груза, от 3 до 100 т.), роду привода (с механическим, электрическим, гидравлическим), количеству приводов (одномоторные и двухмоторные), числу рабочих скоростей (односкоростные, двухскоростные и многоскоростные), количеству барабанов (с одним или двумя барабанами), а так же по другим конструктивным признакам.

В данном пособии рассматривается комплекс вопросов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию наиболее распространенных грузовых механизмов подъема ГПМ с электроприводом. Представлены следующие материалы по:

  • режимам работы механизмов и характеристикам режимов работы электрооборудования;

  • схемам компановки, их преимуществах и недостатках;

  • грузозахватным органам, крюкам, блокам и барабанам;

  • типам полипастов, их преимуществах и недостатках;

  • стальным канатам, их конструктивному выполнению, областях применения и нормам браковки;

  • способам крепления канатов и типам крюковых подвесок;

  • типам тормозных устройств и нормам браковки их элементов;

  • наиболее применяемых в конструкциях электродвигателей, редукторов, соединительных элементах и их нормах браковки;

  • приборам и устройствам безопасности;

  • требованиям оценки технического состояния (техническое освидетельствование) ГПМ;

  • методикам проверочных расчетов с примерами: оценки прочности элементов крепления каната к барабану, прочностных параметров выбранного крюка, времени пуска и торможения механизма.

Выполнение практических занятий является составной частью учебной программы по курсу «Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин» для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств». Материалы могут быть использованы студентами при выполнении практических занятий по данной дисциплине, и разделов выпускной квалификационной работы. Может быть полезно студентам других технических направлений СамГТУ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru