Конфликты социального взаимодействия в современной культуре 22. 00. 06 социология культуры, духовной жизни



Скачать 276.65 Kb.
НазваниеКонфликты социального взаимодействия в современной культуре 22. 00. 06 социология культуры, духовной жизни
Титиев Якуб Салманович
Дата25.03.2013
Размер276.65 Kb.
ТипАвтореферат
источник


На правах рукописи


Титиев Якуб Салманович


КОНФЛИКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ


22.00.06 – социология культуры, духовной жизни


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук




Майкоп – 2008



Работа выполнена в Ставропольском государственном аграрном университете


Научный руководитель: доктор политических наук, доцент

Жаде Зуриет Анзауровна


Официальные оппоненты: доктор социологических наук, доцент

^ Михайлов Андрей Павлович

кандидат социологических наук, доцент

Яхьяев Ломель Хамадиевич


Ведущая организация: Ставропольский институт управления


Защита состоится 26 декабря 2008 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.


Автореферат разослан «25» ноября 2008 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета С.А. Ляушева
^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Всестороннее изучение социального взаимодействия сложной общественной системы, находящейся в процессе трансформации, является одной из приоритетных задач социологической науки. В современный период развития российского общества, отмеченный процессами сложного качественного роста, когда принципиально меняются механизмы его устройства и функционирования, правомерно ожидать повышенного внимания к теоретическим и практическим проблемам конфликтов социального взаимодействия в современной культуре.

Одним из ведущих условий эффективного урегулирования конфликтов социального взаимодействия должен быть системный подход к этому процессу. Систематизация процесса урегулирования конфликтов заключается в комплексной оценке уровня социально-культурной обстановки в различных регионах; в комплексном характере воздействия на конфликты методами культурной, экономической, социальной и национальной политики. Актуализируется и создание многоуровневой структуры различных институтов и организаций для координации усилий по предотвращению и урегулированию конфликтов в динамике социокультурного взаимодействия.

Функция бесконфликтной социализации личности (социокультурной адаптации) определяет задачу освоения знаний и навыков, необходимых для превращения индивида в полноценного члена общества. Он должен научиться самостоятельно формировать свой образ жизни, уметь не просто приспособиться к постоянно меняющимся условиям социальной среды, но и воздействовать на нее так, чтобы по возможности приспособить к себе и своим нуждам. Именно в ходе социализации люди учатся посредством коммуникаций сначала в семье, затем в школе, в профессиональной среде, уравновешивать разум и эмоции. Особую роль здесь играют традиции, обычаи, умение, навыки и т.д., которые образуют коллективный социальный быт и уклад жизни. Современная социальная реальность, восприятие которой характеризуется в самом общем виде социокультурной корректировкой системы ценностей, отсутствием жестко структурированных нормативных моделей, своеобразно и противоречиво представлена в сознании нынешних поколений россиян.

В социальном взаимодействии функциональной основой возникновения и развития любого социального столкновения всегда является объективное противоречие, возникающее между противоборствующими сторонами. В данном контексте конфликт представляет собой одну из возможных фаз развития противоречия, возникая в процессе его нарастания, когда противоречие не получает своевременного разрешения. Возрастает актуальность обоснования концептуального положения о том, что при соответствующем опыте, потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены, или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования.

Актуальность темы исследования определяется еще и тем, что конфликт как особый тип социального взаимодействия, характеризующийся противоположностью целей, интересов и ценностей социальных субъектов, присущ любому обществу. Историческое развитие происходит через непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий и конфликтов. Урегулирование и разрешение конфликтов невозможно без понимания их сущностных характеристик. Соответственно существует потребность в комплексном анализе содержания, структуры и динамики конфликтов социального взаимодействия в культуре.

Опыт современной социологической практики показывает, что социология сталкивается с необходимостью определения новых, соответствующих состоянию современного общества, методологических подходов к проблеме конфликтов социального взаимодействия в сфере культуры.

^ Степень научной разработанности проблемы. Социологическая рефлексия природы социального взаимодействия берет свое начало в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, где обосновывается представление о том, что социальные процессы возникают и развиваются там, где создаются ассоциации взаимодействующих людей. Фундаментальное понятие «социальное взаимодействие» введено М. Вебером, который утверждал, что социология – эта наука, стремящаяся понять социальное взаимодействие, и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.

Наиболее полную разработку проблема социального взаимодействия получила у Т. Парсонса, П. Сорокина, Дж. Хоманса. П. Сорокин рассматривает социологию как науку о поведении взаимодействующих людей и его результатах. Т. Парсонс определяет социальное взаимодействие в качестве концептуального конструкта, из которого складываются системы человеческих действий. Дж. Хоманс полагает, что элементарные процессы социального взаимодействия образуют основу макросоциальных структур и институтов.

В рамках заявленной проблематики интерес представляют исходные позиции научного анализа, заложенные такими учёными, как Т. Адорно, Р. Арон, З. Бауман, У. Бек, Д. Белл, П. Бергер, Ж. Бодрийяр, И. Валлерстайн, И. Гофман, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Н.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Л. Козер, Р.К. Мертон, Р. Миллс, Дж. С. Милль, М. Мосс, Г. Спенсер, Г. Тард, Ф. Тённис, Дж. Тернер, А. Тоффлер, А. Турен, М. Фуко, М. Хоркхаймер, А. Шютц, Н. Элиас и др.

В схемах исследования культуры основные идеи раннего социологического направления были заложены ещё в XIX веке. В частности, они представлены в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. В России идеи цивилизационного направления получают развитие в работах Н.А. Бердяева, К.Н. Леонтьева, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина и др.

В конце 20-х и на протяжении 30-х годов ХХ в. ученые включились в исследование межличностных и внутригрупповых конфликтов в отдельных трудовых коллективах. При этом доминировал акцент на межличностном конфликтном взаимодействии работников и социально-психологических факторах его возникновения – П.О. Гриффин, Н.И. Могилевский, Г.А. Каменецкий, П.А. Стопани, Л.Я. Турин, А.В. Шмульян.

В разработке специальных социологических теорий, теоретических оснований социологического анализа различных сфер жизнедеятельности общества актуальны труды С.Г. Струмилина, Е.О. Кабо, Л.Е. Минца, И.Н. Дубинской, Г.С. Полляка, В.А. Зайцева и других.

В середине 60-х гг. ХХ в. востребованы работы зарубежных авторов Я. Щепаньского, Р. Кёнига, Г. Беккера и А. Боскова, отечественных исследователей Г.В. Осипова, Г.М. Андреевой, В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, Б.А. Грушина.

Аналитический обзор учебно-методической литературы по методике опроса, анализа документальных источников, наблюдения и эксперимента представлен такими авторами работ по методологии, методике и технике, как В. Гуд и П. Хатт, П. Лазарсфельд и М. Розенберг, М. Дюверже, Р. Кениг и др.

На протяжении ряда лет теоретические проблемы истинности социологического знания и обоснованности результатов социологических исследований рассматривали Э. Ноэль, Р. Пэнто и М. Гравитц, В.И. Волович, В.Н. Шубкин, Г.С. Батыгин, Ю.Н. Толстова, Л.А. Коклягина, О.М. Маслова, Е.М. Ермолаева, В.Э. Шляпентох, М.И. Жабский, Г.А. Погосян, И.А. Бутенко, В.О. Рукавишников, В.И. Паниотто, Н.Н. Чурилов, В.Г. Андреенков, Г.Н. Сотникова, Ю.И. Яковенко, В.И. Паниотто, Б.З. Докторов, В.С. Коробейников, А.И. Верховская, Г.С. Токаровский, Т.М. Дридзе, И.А. Ряжских, А.П. Куприян.

Согласно конфликтной модели общества конфликт есть норма социальной жизни, универсальное свойство общественных отношений. Ученые данного направления (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К.Боулдинг, Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томпсон, М. Рахим, Л. Козер, С. Дьюкс, Дж. Бертон и др.), полагают: чтобы понять природу конфликтов, необходимо уяснить природу социальных интересов и потребностей. Конфликт, по их мнению, является одним из видов социального взаимодействия людей, больших и малых групп, охватывающим все сферы жизнедеятельности, всю совокупность социальных отношений. Таким образом, вскрываются общие причины конфликтов и пути их разрешения.

В социологии утвердилась конфликтологическая парадигма, исходящая из понимания конфликта как нормы общественной жизни, признающая функциональность социальных конфликтов в процессе развития общества, призывающая к отказу от идей подавления конфликтов и доказывающая необходимость их институционализации и урегулирования. Разработке концептуально-теоретических проблем исследования социального конфликта с учетом российских реалий посвящены труды таких авторов, как А.В. Дмитриев, Е.И. Степанов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, В.Н. Иванов, В.Г. Смолянский, которые анализируют и развивают базовые категории конфликтологии – понятие, функции, типологию социальных конфликтов, рассматривают особенности детерминации социальных конфликтов в российском обществе, исследуют формы проявления конфликтов, разрабатывают методы их предупреждения и урегулирования.

В исследованиях Л.М. Дробижевой, А.М. Ерохина, А.А. Жирикова, Г.С. Котанджяна, В.А. Тишкова рассматриваются причины возникновения конфликтов и характер их воздействия на социально-культурные процессы в современной России.

Особое значение для темы диссертации имеют теоретические выводы, содержащиеся в трудах В.А. Авксентьева, Т.И. Афасижева, Б.Х. Бгажнокова, Г.С. Денисовой, З.А. Жаде, С.А. Ляушевой, Х.М. Казанова, А.Ю. Коркмазова, А.Н. Соколовой, К.Х. Унежева, Р.А. Ханаху, Л.Л. Хоперской, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже, Ф.С. Эфендиева и других.

В то же время ни одно крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих такое явление, как конфликтность социокультурного взаимодействия.

Таким образом, степень разработанности проблемы свидетельствует, что многие авторы различных научных направлений проявили достаточный интерес к неоднозначным и многоплановым проблемам социального взаимодействия, что подчеркивает теоретическую и практическую важность объекта диссертационного исследования. Существует значительное количество научных работ, выполненных по результатам теоретических и эмпирических социологических исследований, связанных с изучением социального взаимодействия в целом. Многочисленные исследования разнообразных аспектов изучаемой проблемы, проводившиеся в течение продолжительного времени, раскрывают ее многогранность, определяют единство ученых по ключевым методологическим вопросам, создают солидный банк эмпирических данных. Вместе с тем анализ работ показывает, что конфликты социального взаимодействия в культуре в качестве объекта социологического анализа комплексно не изучались. Несмотря на значительный объем литературы по проблеме, отсутствуют концептуальные разработки, интегрирующие теоретические, методологические и методические принципы социологического анализа конфликтов социального взаимодействия в современной российской культуре. Поэтому актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор данной темы.

В качестве объекта исследования выступает процесс социального взаимодействия в сфере культуры в современном обществе.

^ Предмет исследования – специфика и особенности конфликта в современной культуре.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ конфликтов социального взаимодействия в сфере культуры.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • рассмотреть специфику социологического подхода к анализу конфликтов социального взаимодействия;

  • исследовать конфликт как вид социального взаимодействия;

  • определить влияние, возможности и пути повышения эффективности воздействия культурных факторов на преодоление конфликтов социального взаимодействия;

  • выявить специфику применения социологической концепции культуры к реальным условиям регулирования и преодоления социальных конфликтов для стабилизирующегося социума;

  • провести социологический анализ реализации права граждан на доступ к открытой государственной информации;

  • раскрыть социокультурные основы информационного взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций;

  • выявить факторы, вызывающие рост конфликтности в социальном взаимодействии.

^ Теоретические основы исследования включают классические труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера в области феноменологизации социальных процессов; методологические конструкты социального взаимодействия в работах Т. Парсонса, П. Сорокина, Дж. Хоманса; работы Г. Беккера, И. Гоффмана, М. Келли, Р. Мертона, П. Стронга, Г. Сакса, Р. Тернера, К. Уинтера, Е. Фрейдсона, М. Фуко, включающие концептуальные методологические подходы к проблемам социального взаимодействия; социологические перспективы теорий конфликта (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Маркс, Э. Райт); социологические теории современного общества (Ш. Айзенштадт, У. Бек, Б. Белл, П. Бергер, Ж. Бодрийар, П. Бурдье, Н. Луман, Д. Ролз, А. Этциони), выявляющие организационные изменения в функционировании современного социума.

^ Методологической основой данной работы является системный подход, согласно которому любое социальное явление рассматривается как целостность, в единстве всех его связей и отношений. Системный подход позволяет рассмотреть социальное взаимодействие как систему, характеризуемую долговременными параметрами порядка, обеспечивающими самоорганизацию индивидов при взаимодействии в условиях социально ориентированной деятельности. Эти социальные параметры порядка обеспечивают достижение устойчивости и изменчивость процессов деятельности индивидов и отдельных сообществ.

Методология исследования обеспечила успешное решение проблемы отражения показателей в инструментарии – вопросах анкеты, интервью и т.д. В подготовке материалов диссертационного исследования также в разной степени реализованы такие методы, как: сравнительно-эволюционный, сравнительно-исторический, прогнозирования, аналогий, статистико-социологический. Использованы наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности, метод экспертного интервью.

На эмпирическом уровне методология исследования базируется на процедурах интерпретации и операционализации основных понятий, апробированных методах сбора и анализа социологической информации, верификации полученных данных.

В соответствии с общесоциологической традицией эмпирическая база работы определена тремя взаимосвязанными уровнями: 1) общесоциологическая теория; 2) специальные теории социологии культуры, как теории среднего уровня в исследовании по данной теме; 3) социологические исследования, как частные, эмпирические, прикладные (конкретно-социологические). К числу ведущих эмпирических показателей для проверки гипотез, отнесены следующие параметры выборки респондентов: студенты вузов г.г. Пятигорска, Ставрополя, Кисловодска – 1200 человек (в том числе из данной выборки студентов старших курсов – 685 человек); преподаватели и административные работники указанных вузов – 184 человека; представители работающего населения – 420 человек, безработные – 112 человек, пенсионеры – 127. Всего для реализации требований к эмпирической достоверности материалов диссертации на разных его этапах привлечены 1528 респондентов.

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием качественных и количественных методов исследования, корректным соотношением собственных эмпирических материалов с представительными данными социологических исследований.

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- выявлена специфика применения социологической концепции культуры к реальным условиям регулирования и преодоления социальных конфликтов для стабилизирующегося социума;

- доказано, что социальные технологии вносят значимые изменения в функционирование традиционных общественных и государственных институтов;

- установлено, что объединение информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти и местного самоуправления реализуемо с целью укрепления общенационального информационного пространства;

- показано, что эффективная информационная поддержка социокультурной деятельности государственных хозяйственных субъектов позволит им полноценно интегрироваться в общенациональное и мировое политическое и социально-экономическое пространство;

- выявлено, что среди факторов, вызывающих рост конфликтности в социальном взаимодействии, могут быть как общесоциальные (экономический кризис, обнищание населения, снижение общего уровня культуры, интеллектуальная деградация общества), так и конкретно социальные.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Современный период развития российского общества, традиционная отечественная конфликтология и соответствующая ей социологическая парадигма в качестве своего равноправного элемента предполагают конфликтологию культуры. Без этой целостной системно-аналитической основы невозможно осуществление действенного управления социальными конфликтами, налаживание эффективного социального контроля за формами и уровнем интенсивности конфликтных ситуаций. Расширение теоретического и практического потенциала социологии культуры необходимое для успешного решения этой актуальной общественной задачи и может сыграть важную роль в обеспечении стабильности и оптимизации социально-культурных отношений и процессов, прежде всего, за счет освоения инновационных ресурсов и выявления скрытых резервов развития стабилизирующегося общества.

  2. В реальной социокультурной практике основных проблем конфликта социума и власти выделяются: введение электронного документооборота, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с властью, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, дебюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам.

3. В системе социокультурной коммуникации совершенствование системы государственного управления, оптимизация структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его удержание, поэтапное переведение части государственных услуг, имеющих самостоятельную стоимость, в систему государственных сетевых сервисов, будет отвечать реальным потребностям граждан и организаций. Доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, объективно укрепит доверие к государству и проводимой им политике, будет способствовать оформлению перспектив взаимодействия по снижению конфликтности.

4. На государственном уровне следует учитывать, что преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния общества и людей. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, а конфликт выступает как необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

5. Без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное снижение конфликтности невозможно. Анализ факторов, стимулирующих рост конфликтности в социальном взаимодействии, ориентирован и на обоснование их общетеоретического и методологического фундамента для изучения региональных конфликтов. В том числе востребован анализ масштабных проблем этнической конфликтологии в региональном аспекте, который ещё не стал предметом целостного концептуального социологического исследования.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-практическая значимость результатов работы заключается в том, что его результаты дополняют и расширяют понимание роли и места конфликтов в социокультурном взаимодействии. Полученные результаты могут найти свое применение в практике социального управления, составить теоретическую базу разработки учебных курсов по социологии культуры и социологии конфлита.

^ Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного аграрного университета. Ряд положений работы, а также основные результаты исследования обсуждались и были одобрены на методологических, и аспирантских семинарах, на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития Северо-Кавказского региона» (г. Кисловодск, 2008 г.), всероссийских научно-технических конференциях (г. Москва, 2004-2007 гг.), научно-практических конференциях «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (г. Ставрополь, 2005-2006 гг.). Основные положения работы нашли отражение в научных публикациях общим объемом 5,9 п.л.

^ Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, примечаний и приложений.
^

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» показана актуальность темы исследования для социологической теории и практики культуры и духовной жизни общества, степень ее научной разработанности, выделены объект, предмет, цели и задачи работы. Определена методология, эмпирическая составляющая работы, раскрыты положения научной новизны и выносимые на защиту тезисы.


^ В первой главе «Научные основы и методы исследования конфликта в социологии культуры», состоящей из трех параграфов, определяется понятийный тезаурус концептуальных конструктов социологического анализа изучаемой проблемы, формируется категориальный аппарат диссертационного исследования.

^ Первый параграф «Методологические модели исследования конфликта в социологии» посвящен социологической категоризации понятия «конфликт». Социально-политическое реформирование и радикальные преобразования в обществе способствовали росту конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере культуры. В этих условиях одной из первоочередных проблем становится исследование проблем социальной напряженности, в частности конфликтов.

В параграфе установлено, что структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающая тождественность субъекта самому себе и качественную определенность, т.е. отличие от других фактов и явлений социальной жизни.

Методологический раздел программы по избранной теме осуществлён на основе формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи в диссертации способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий. Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако научный анализ проблем требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных.

Реализуемая методология отражает известную трехуровневую концепцию структуры социологического знания. Первый из них акцентирует внимание на логико-гносеологической функции общих социологических теорий. Второй подчеркивает значение специальных социологических теорий как прикладной логики исследования отдельных сфер социальной жизни, основных социальных институтов. Применительно к эмпирическому уровню рассматриваются методические приемы, правила сбора и анализа эмпирических данных.

В диссертации отмечается, что конфликт выступает продолжением взаимодействия между людьми. Так же, как мирное сотрудничество, он протекает в рамках культуры. Конфликт – это особый вид межличностного и межгруппового взаимодействия. Во всяком обществе существует более или менее стройная система морали, которая накладывает определенные ограничения на различные проявления людей. Подобные ограничения могут провоцировать возникновение конфликтов. Когда участники конфликта принадлежат к одному и тому же культурному кругу (к одной субкультуре), имеют значительное сходство в уровне знаний и образованности, в ценностях и идеалах, к которым они стремятся, в нормах нравственности и правилах общения, это предопределяет, что в ходе конфликта обе стороны будут придерживаться похожих взглядов на то, как должно вести себя в условиях конфликта, и что недопустимо делать в этих условиях. Характер личности, ее темперамент, ее способности, без сомнения, наложат свой отпечаток на ее поведение. Если конфликтующие стороны придерживаются разных ценностных ориентаций и разных принципов поведения, то противостояние увеличивается, и это значительно ухудшает перспективы конструктивного решения.

Сложившиеся в культуре правила честной борьбы обычно требуют, чтобы конфликтующие стороны в какой-либо сфере человеческой деятельности применяли друг против друга лишь те средства, которые соответствуют данной сфере. Но нередко бывает, что одна из конфликтующих сторон отступает от правил честной борьбы, прибегая к средствам, взятым из каких-то других областей, например, к административным, идеологическим, политическим, а то и криминальным способам силового давления на конкурента. Когда исчезает единство норм, регламентирующих поведение конфликтующих сторон, конфликты становятся особенно опасными и разрушительными.

^ Во втором параграфе «Социокультурное обоснование конфликтного взаимодействия граждан и государственных органов» показано, что особенностью процесса формирования культуры социального взаимодействия в современной России стало наличие сущностных противоречий между исторически сложившимся в стране социально-культурным генотипом и системой демократических ценностей, которые предстояло утвердить в сознании граждан. Объективная оценка реального состояния культуры социального взаимодействия в современной России потребовала рассмотрения основных условий и факторов, которые продолжают оказывать влияние на характер, направленность и интенсивность ее изменений, образуют потенциал для ее дальнейшего развития.

Осуществляя социологический анализ предметной области исследования на теоретическом уровне, автор отмечает, что понятие «социальное взаимодействие» является базовым концептуальным конструктом ряда социологических теорий, которые, при условности всякой классификации, можно объединить в модели, отличные друг от друга.

Социальное взаимодействие рассматривается в единстве институциального, коммуникативного и структурно-функционального аспектов. В институциальном – как атрибут общественных процессов и отношений; в коммуникативном – посредством различных форм межличностного коммуникативного взаимодействия; в структурно-функциональном – через систему действий, продуцирующих структуру общества. В данном контексте этот феномен выступает ключевым концептуальным конструктом социологического анализа ассоциированных форм человеческой жизнедеятельности, их структуры, функционирования и развития. Исходя из этого, социальное взаимодействие понимается как имманентное свойство социальной системы, качество межличностного, интерсоциального процесса и его парадигмальная модель.

В современной России кризис социокультурной идентичности приобрел достаточно острую форму, поскольку связан не только с переменами во внутреннем содержании системы социальных взаимодействий, но и с изменением в целом формы правления и государственного устройства страны. Кроме того, формирование новой социально-культурной идентичности в нашей стране было затруднено из-за негативного влияния психологической и социально-экономической среды. Усиливается распространение в российском обществе таких явлений, как конфликтное напряжение, обострение чувства несправедливости ко всему происходящему, ощущение невозможности влиять на протекающие в обществе процессы, недовольство существующей экономической реальностью. Сохранение государственно-патерналистских установок в сознании российских граждан, авторитарного характера власти, высокого уровня ожиданий от государства, представляют собой те традиции, которые все еще наполняют содержание нынешней культуры социального взаимодействия. Так, по данным автора, в российском обществе 30-35% граждан ориентируются на модель либерально-демократических ценностей, включающих в себя ориентацию на собственные силы, неприятие жесткой авторитарной власти, понимание свободы как набора определенных прав и гарантий самореализации. Вместе с тем носителями традиционалистской российской ментальности, ориентированной к государственному протекционизму, остаются еще почти 50% респондентов.

Нарастающая ситуация отдаления и обособления элитообразующих групп от рядовых граждан сыграла большую роль в укоренении в формирующейся культуре социального взаимодействия таких черт, как отчуждение подавляющей части населения от институтов управления и самоуправления, убеждённость большинства в том, что рядовые граждане едва ли могут повлиять на проводимую властями политику. В то же время, в условиях трансформационных изменений и существования сильных патерналистских традиций управленческий слой государства несет на себе функции референтной группы, которая в потенциале, обладая способностью мотивации граждан, должна являться основным двигателем процессов стабилизации в культуре и обществе.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

^ В третьем параграфе «Соотношение исследовательских подходов в социологии и конфликтологии» установлено, что ценности, утверждающиеся в соответствии с методологией и методикой прикладной конфликтологии в социологии культуры, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки:

  • витально-биологические, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;

  • социальные, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;

  • этические, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;

  • эстетические, интегрирующие, прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;

  • научные, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;

  • религиозные и моральные.

Проведённое исследование доказывает, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению работы. И в социологии, и в конфликтологии плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта.

Межкультурное общение и понимание – главная прагматическая ценность и социологии, и культурологии. В результате выведения научной проблемы исследователь должен не только выявить и сконструировать факты для культурологического объяснения, но и теоретически их осмыслить в концепциях социологического анализа. Комплексная экспертиза конфликта социального взаимодействия состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта.

Специфическая социологическая культура общества представляет собой структурно сложное и динамичное явление, отражающее воздействие множества различных факторов объективного и субъективного характера. Она развивается постоянно и непрерывно по мере накопления обществом культурно-исторического опыта. В этом смысле культура социального взаимодействия представляет собой определенную систему, с помощью которой общество адаптируется к окружающей среде. Социологическое содержание процесса формирования культуры социального взаимодействия в каждый конкретный момент определяется балансом соотношения социокультурных традиций и потенциала конфликтности.

^ Во второй главе «Проблема конфликта в социокультурном анализе», состоящей из трех параграфов, исследованы обстоятельства развития конфликта для микро- и макрокультурных сред, обоснована возможность предупреждения конфликта на основе творческого подхода к оценке его динамики и возможных последствий.

^ В первом параграфе «Социология конфликта в различных культурных средах» установлено, что в общественных системах различного типа в силу неоднородности социальных групп присутствует весьма широкий и противоречивый спектр интересов. Выражаясь в столкновении интересов, конфликт является одним из факторов, определяющих характер функционирования и развития системы межкультурных отношений. Внутри системы культуры конфликтные взаимодействия осуществляются по определенной схеме, понимание которой зависит от правильного анализа социальной структуры.

Следует учитывать, что способы изучения межличностного конфликта, а также существующие способы работы с ним, базируются, главным образом, на социально-психологических подходах. Эти подходы группируются по нескольким направлениям. Деятельностный подход учитывает объективный предметный мир, как основу взаимодействия индивидов, где содержание объективных условий опосредует внутренние состояния. Поведенческий подход интересуется главным образом психическим состоянием взаимодействующих в конфликте индивидов, нацелен на поиск фрустрации, лежащей в основе агрессии. Мотивационный подход изучает кооперативное и конкурентное поведение и связанные с ними формы конфликтов. Когнитивный подход рассматривает социальное поведение индивидов, считая их главным мотивирующим фактором соответствие ментальных образований, т.е. представлений и идей действиям.

В параграфе показано, что с позиций социологии, в процессе жизнедеятельности индивиды не только обмениваются информацией (содержательная сторона), устанавливают связи (коммуникативная сторона), но также вырабатывают нормы и формы совместных действий (культурная сторона). Последняя закрепляется в виде поведенческих стереотипов – латентно, а в форме писаных правил, уставов и т.п. – в явном виде.

^ Во втором параграфе «Социальное творчество как способ развития культуры общения» аргументируется положение о том, что культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом, и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности к созданию принципиально новых форм снижения конфликтности. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс, разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного.

Не менее чем в 78-82% исследованных ситуаций сознание конфликта, ощущение враждебности намерений, реакция на воображаемую или реальную угрозу, состояние подавленности, угнетения порождают превентивные или защитные действия той стороны, которая чувствует ущемленность и связывает это с действиями иных групп или людей.

Обогащение культуры происходит путем ассимилирования и синтезирования ценностей. Устойчивость развитых культур обеспечивается наличием механизмов согласования ценностей без взаимного их разрушения. Социальная культура снижения конфликтности представляет собой отношения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты. В социологии существует ряд критериев, на основании которых классифицируется культура бесконфликтного общения.

Носителями новаторства, как правило, выступают творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, способы деятельности, отличные от принятых в данном обществе. Большую роль в реализации этих идей играет степень готовности общества неконфликтно воспринимать те или иные открытия. Всякое нововведение обречено на затмение, отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества. Особенно сильное отторжение нововведений обнаруживают традиции общества.

^ В третьем параграфе «Конфликт в перспективах социокультурного исследования» отмечается, что в научном анализе конфликтного взаимодействия, явление или событие, имеющее для социолога исследовательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной системе. И оно может проявляться как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать не только объяснительные, но и прогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие конфликтных процессов в обществе и в его культуре.

В параграфе доказывается, что в межличностном конфликте, могут быть задействованы устойчивые качества личности, а не просто ее состояния, преходящие настроения, диктуемые случайными обстоятельствами. Поэтому следует отличать конфликты ситуаций от конфликтов противоречий. Первый тип, получивший значительное распространение в современном обществе, основан на неконтролируемом выбросе эмоций в случайной ситуации. Он выступает симптомом дефицита уважения и взаимоуважения. Защищая себя, свое достоинство, территорию, биополе, психический комфорт, человек демонстрирует агрессивную способность использовать неадекватно сильные конфликтогены, а затем, в связи с тревожным осознанием этой неадекватности, гипертрофирует защиту в рационализации. Во втором случае ясная осознанность противоречащих друг другу интересов в принципе может заставить участников конфликта искать компромиссы или иные средства, альтернативные открытым формам борьбы, для того, чтобы попытаться избежать больших издержек, связанных с острым конфликтом.

В развитии конфликта, в переходе его в стадию крайнего обострения многое зависит от того, как именно воспринимаются самые исходные, начальные события, приводящие к развитию конфликта, какое значение придается конфликту в массовом сознании и в сознании лидеров соответствующих общественных группировок. Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов власти. Показано, что прогнозирование в этой сфере должно быть спутником не только познавательного процесса, но и любого вида деятельности, прежде всего профилактической.

В «Заключении» подведены итоги исследования, сформулированы выводы по основным его этапам, представлена позиция автора относительно перспектив углубленного социологического исследования конфликтных изменений социального взаимодействия, сопровождающих развитие общества и культуры.


^ По теме диссертации опубликованы следующие работы:


1. Титиев Я.С. Социокультурный анализ конфликта /Я.С. Титиев // Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал. Специальный выпуск. №8. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ. - 2006. - 0,4 п.л.

2. Титиев Я.С. Модели исследования конфликта в социологии / Я.С. Титиев // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 16. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2005. - 0,42 п.л.

3. Титиев Я.С. Конфликтология социального взаимодействия: Научное издание / Я.С. Титиев - Москва: Издательство Северо-Кавказского регионального центра социологических исследований, 2007. - 5,1 п.л.


Отпечатано с авторского оригинал-макета.

Подп. в печ. 03.11.2008. Формат 60х84 1/16

Печ.л. 1,0 Изд. № 2029. Тир. 100 экз.

Полиграфпредприятие г. Ставрополь


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru