Системное развитие русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе)



НазваниеСистемное развитие русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе)
страница1/4
УРАКОВА Фатима Каплановна
Дата25.03.2013
Размер0.77 Mb.
ТипАвтореферат
источник
  1   2   3   4


На правах рукописи


УРАКОВА Фатима Каплановна


СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

5-9 КЛАССОВ АДЫГЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


13.00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык в общеобразовательной и высшей школе)


Автореферат

на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Майкоп – 2010

Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»


^ Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Адыгея

^ Шхапацева Мина Хаджебиевна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

^ Хамраева Елизавета Александровна

доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет»

Шаповалова Ирина Александровна

доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела»

^ Ворожбитова Александра Анатольевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт»


Защита диссертации состоится 22 октября 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, 260, диссертационный зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».


Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»: http:www.adygnet.ru и на сайте Высшей аттестационной комиссии: http://vak.ed.gov.ru.


Автореферат разослан 22 сентября 2010 года


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук доцент Е.В. Демкина

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблематика данного исследования находится в русле поиска новых методологических решений эффективного обучения русскому языку в национальных регионах РФ.

Новые образовательные условия и ситуация, когда учащиеся, изучающие русский язык как неродной, находятся в равных условиях при сдаче выпускных экзаменов (ГИА, ЕГЭ) с выпускниками-носителями языка, обуславливают поиск обновлённых методик и максимально эффективных технологий, позволяющих не только обеспечить положительные результаты, но и единые социальные условия успешности в дальнейшем обучении. Сравнение реалий ХХ в. и наступившего ХХI века позволяет отметить и глубинные философские проблемы в образовании: в современной действительности изменились приоритеты, что проявляется и в ценностях общества (аксиологический подход в образовании), и в направлениях научных исследований, и в развитии и достижениях техники. Тезис «Образование на всю жизнь» сменился тезисом «Образование в течение всей жизни». В связи с этим изменились и образовательные цели, в частности задачи и способы обучения учащихся. Расширение представлений о самом языке и о человеке как носителе языка (антропоцентрический подход в образовании) позволяет по-иному взглянуть на процесс обучения русскому языку как неродному. По существу, в центре всей деятельности общества оказывается человек, «творящий язык» (Н.Д. Арутюнова), вводится понятие языковой личности (Ю.Н. Караулов). Личность в языковом аспекте характеризуется не столько тем, как она осведомлена в языке, сколько тем, что она может с ним делать (Г.И. Богин). В лингводидактике – научной области преподавания языковых дисциплин – языковая личность трактуется как личность, способная производить речевые поступки. Теория речевой деятельности позволяет представить модель языковой личности как совокупность языковой интуиции (чувства языка), языковой способности, владения механизмами речи (порождение, восприятие и понимание речи) и компетенций носителя языка (лингвистической, коммуникативной, речевой, социальной, культурологической).

Несмотря на качественно новый этап современной методики развития речи (обогащение ее данными других научных дисциплин, смежных с языковыми, изучающих речь и речевую деятельность), общая школьная практика по-прежнему ориентирована на систему языка. Особенно заметен этот процесс в условиях национальной школы. Несмотря на отсутствие нормативного статуса (термин «национальная школа» изменён на другой – «школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения), в данном исследовании используется именно прежний термин как традиционный, позволяющий отразить билингвальное и бикультурное содержание образования (М.Н. Кузьмин).

В последние годы в отдельных официальных документах Министерства образования и науки Российской Федерации, федеральных программах и разнообразных научных исследованиях педагогов, психологов, психолингвистов, методистов отмечается необходимость обновления содержания образования. Этот процесс связан и с переходом на новые образовательные стандарты (ФГОС), методологической основой которых является системно-деятельностный подход, практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования учащихся.

Поскольку в последнее десятилетие прошлого века уже отчетливо прослеживалась тенденция рассматривать язык и обучение языковым дисциплинам через речевую деятельность, разработчики программного документа устанавливают коммуникативно-прагматическую направленность школьного курса русского языка, которая обусловила как методический поиск сегодняшнего дня, так и необходимость пересмотра всей методики обучения русскому языку как неродному.

В поисках резервов повышения качества образования современная педагогическая наука все чаще обращается к применению системного подхода к процессам обучения и воспитания, ценность которого состоит в изучении объектов как целостных систем. Системный подход способствует повышению качества обучения за счет усиления коммуникативной ориентации школьной грамматики, приведения структуры курса в соответствие с разноплановостью его содержания. На наш взгляд, именно системное обучение русской связной речи учащихся 5-9 классов национальной школы позволит модернизировать содержание образования.

Если ранее для выпускника национальной школы основными умениями провозглашались именно предметные, то сегодняшний курс русского языка как неродного должен быть нацелен в большей степени на достижение метапредметных результатов обучения. Условия достижения метапредметных результатов – формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: 1) коммуникативные универсальные учебные действия, предполагающие владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное речевое взаимодействие и сотрудничество с окружающими, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка и др.; 2) познавательные универсальные учебные действия, помогающие формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать прочитанное и др.; 3) регулятивные универсальные учебные действия, способствующие постановке и адекватной формулировке цели деятельности; осуществлению самоконтроля, самооценке и др.; 4) личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; 5) знаково-символические универсальные учебные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала (моделирование учебного материала, выделение существенного, формирование обобщенных знаний).

Практика доказывает, что основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают системное развитие русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы, что подтверждает актуальность избранной темы.

Развитие связной речи учащихся – самостоятельный раздел методики преподавания русского языка, формировавшийся с начала ХХ в. по трем основным направлениям: обогащение словарного запаса и грамматического строя детской речи; освоение учащимися культуры речи и норм современного русского литературного языка; формирование навыков связного изложения мысли в устной и письменной речи. Связная речь в современной методике понимается и как процесс (речевая деятельность), и как определенный результат акта коммуникации, то есть речевое произведение, текст.

В настоящее время в области методики обучения русскому языку от прикладного использования текста как иллюстративного материала намечен и активно развивается речеведческий подход к тексту в системно-функциональном и функционально-стилистическом аспектах. Именно эта работа над текстом позволяет связать в единое целое языковое и речевое содержание школьного курса русского языка.

В связи с проблемами развития речи ученые стали уделять особое внимание анализу текста как эффективному способу формирования речемыслительных умений (Е.В. Архипова, Т.Г. Бирюкова, А.Д. Дейкина, А.Х. Загаштоков, К.З. Закирьянов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, С.И. Львова, В.Н. Мещеряков, А.К. Михальская, Т.М. Пахнова, Ю.В. Рождественский, Р.Б. Сабаткоев, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, Н.М. Шанский, И.А. Шаповалова, М.Х. Шхапацева, Е.А. Хамраева, С.В. Юртаев и другие). Многообразие аспектов развития связной речи учащихся, отраженных в работах названных и других авторов, свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы, а концептуальный характер проанализированных работ является для нашего исследования ценным исходным ориентиром, который должен быть учтен при моделировании методической системы развития русской связной речи учащихся национальной школы.

Умение самостоятельно создавать различные тексты является конечной целью изучения языка и развития русской связной речи в национальной школе. Однако проблема текста как единицы речевого развития учащихся остается в теории методики еще недостаточно разработанной, а многие аспекты развития русской устной и письменной речи в национальной школе требуют дальнейшего исследования. К числу наиболее актуальных лингвометодических проблем относятся: исследование текста (микротекста) как языковой и речевой единицы; установление соотношения лингвистической организации текста (микротекста) в русском и конкретном национальном языке; дальнейшее изучение закономерностей речевого развития на русском (неродном) языке; исследование методов и приемов мотивации речевой деятельности нерусских учащихся; отбор и презентация по классам языкового и речевого материала, на которых формируются языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая компетенции учащихся; поиск и создание наиболее эффективных приемов и методов обучения русскому языку. Особо острой является проблема совершенствования методической системы комплексного развития русской речи: очевидна необходимость корректировки целей, содержания, принципов и методов речевого развития учащихся, особенно относительно конкретной школы того или иного национального региона РФ.

Такое положение подтверждают результаты государственной итоговой аттестации в 9 классах за 2008/2009; 2009/2010 учебные годы по Республике Адыгея, а также данные нашего исследования, свидетельствующие о том, что уровень знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся национальных школ, как и уровень сформированных компетенций, находится на недостаточно высоком уровне. Наряду с определенными успехами следует отметить, что активный словарный запас учащихся недостаточно богат, как правило, ими используются только слова в прямом значении, учащиеся 5-9 классов не различают оттенки многозначных слов и значений слов-синонимов, что приводит к семантическим и стилистическим ошибкам в речи. Учащиеся затрудняются в использовании грамматических форм слов разных частей речи, с чем связаны ошибки в грамматическом согласовании и управлении слов. Синтаксический строй русской речи учащихся однообразен, недостаточно используются ресурсы синтаксического многообразия. Школьники не умеют правильно строить диалог, связный текст, разные формы связной речи (повествование, описание, рассуждение). Часто наблюдается нарушение лексической и грамматической сочетаемости слов, неумение употреблять языковые единицы с учетом их коммуникативной целесообразности, отсутствие логичности, последовательности, точности и выразительности речи.

Следует учитывать и тот факт, что в условиях школьного обучения учащиеся национальной школы начинают осваивать русский язык, уже владея родным языком. Это обстоятельство оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на процесс усвоения неродного языка, вызывая явления транспозиции и интерференции. Поскольку в сознании учащихся начинают одновременно функционировать разносистемные языки – в нашем случае – флективный – русский язык и агглютинативный – адыгейский язык, в национальной адыгейской школе невозможны методическая адаптация и презентация изучаемого языкового материала без учета специфики родного языка.

Именно поэтому системное развитие русской связной речи предполагает рациональную и эффективную систему тренировочных упражнений, прогнозирование, профилактику и устранение интерференции, совершенствование лингвистических методов и приемов, в частности точного определения места и роли сопоставления на разных этапах обучения и разных формах учебной работы (Н.М. Шанский). В связи с этим приобретает актуальность разработка новых методик, обусловленных развитием языковой ситуации, изменением статуса и роли русского языка в национальных республиках. Жизнью востребованы новые подходы, максимально учитывающие как потребности населения, так и условия обучения на каждом этапе и в конкретной двуязычной языковой среде.

На основе вышеизложенного в процессе обучения русскому языку в национальной школе возникает ряд противоречий:

  • между основной целью обучения русскому языку, предполагающей развитие русской связной речи учащихся и формирование коммуникативных умений и навыков на системно-функциональной основе, и низким уровнем теоретического осознания специфики данного процесса;

  • между требованиями итоговой аттестации в 9 и 11 классах и недостаточным уровнем практического владения русской связной речью учащимися национальных школ;

  • между требованиями государственного образовательного стандарта (ФГОС) по русскому языку и наблюдаемым уровнем языкового и речевого развития учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы;

  • между требованиями сегодняшнего дня по учебному предмету «Русский язык», являющегося одновременно и языком обучения с 5 класса, и низким уровнем развития речевых умений и навыков учащихся;

  • между теоретическими исследованиями в сфере речепорождения и недостаточностью учета психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся 5-9 классов в практике вопроса.

Наличие указанных противоречий позволило обозначить проблему исследования: каковы методологические и методические основания, условия и стратегические направления системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы?

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования: «Системное развитие русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы».

^ Объект исследования: процесс развития русской связной речи учащихся национальной адыгейской школы.

Предмет исследования: закономерности, условия и методы системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы.

^ Цель исследования: теоретическое обоснование, моделирование, разработка и экспериментальная проверка методики системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы, направленной на формирование коммуникативной компетенции, и универсальных (метапредметных) учебных умений в русском языке.

Научный анализ лингвистической, дидактической, психологической и методической литературы, а также данные о состоянии речевой подготовки учащихся адыгейской национальной школы помогли сформулировать гипотезу исследования, которая состоит в исходном предположении, что эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путем реализации системного подхода к определению содержания учебного материала на основе сочетания и взаимодействия функционального, коммуникативно-деятельностного, личностно ориентированного подходов.

Условиями осуществления данного подхода могут явиться следующие:

  • создание отдельной целостной методической системы речевого развития школьников адыгейской национальной школы;

  • реализация принципов построения учебного процесса на основе осознанного изучения номинативных (слово, словосочетание) и коммуникативных (предложение и текст) средств языка в единстве их значения, формы и функции, целесообразного их использования в разных коммуникативных типах речи с учетом соотношения текста и текстообразующих компонентов в русском и родном языках;

  • проектирование и реализация концепции системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы в таких стратегических направлениях, как: 1) обогащение словарного запаса учащихся; 2) формирование грамматического строя речи учащихся; 3) овладение основными речеведческими понятиями; 4) освоение учащимися культуры русской речи и норм современного русского литературного языка; 5) формирование умения строить связное высказывание;

  • направленность обучения на интеграцию знаний, полученных на уроках русского и родного языков, и активизацию универсальных учебных умений в индивидуальном сознании школьников, что приведет к успешности речепорождения как на уроках русского языка, так и в других предметах гуманитарного цикла;

  • установление психолого-педагогических предпосылок и механизмов развития русской связной речи учащихся, которая заключается в создании концепции системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы.

Для реализации поставленной цели исследования и проверки выдвинутой рабочей гипотезы в диссертации необходимо было решить следующие задачи:

1. Обосновать основные подходы к системному развитию русской связной речи учащихся.

2. Определить лингвистические основы системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы.

3. Выявить соотношение текста и текстообразующих компонентов в русском и родном языках.

4. Разработать теоретическую концепцию системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы.

5. Выявить и обосновать стратегические направления, обеспечивающие формирование прочных коммуникативных умений и навыков порождения и продуцирования связных высказываний.

6. Определить психолого-педагогические предпосылки и механизмы реализации концепции системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы.

7. Разработать методическую модель и систему развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы.

8. Определить критерии и показатели эффективности методической системы.

^ Методологической основой исследования явились положения о диалектической связи языка и общества, языка и мышления, учение о языке как средстве общения, средстве существования и выражения мысли, положение об исторической взаимосвязи общественных явлений и человеческой деятельности, единстве теории и практики, основополагающие положения лингвистики, лингводидактики, педагогики и психологии.

В работе реализуются системный, функциональный, коммуникативный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению личности и проектированию ее развития; положения современной лингвистики о многоаспектности языковых единиц, теории текста, учение о поэтапном усвоении знаний, умений и навыков.

^ Теоретическую основу диссертационной работы составили: положения о языке как уровневом системно-структурном образовании (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Р.А. Будагов, Б.Н. Головин, Ф. де Соссюр, Л.В. Щерба и др.); лингвистические концепции о тексте и текстообразовании (А.А. Акишина, А.В. Бондаренко, Н.С. Валгина, В.В. Виноградов, Н.Д. Зарубина, Г.В. Золотова, С.Г. Ильенко, М.Н. Кожина, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Н.Н. Прокопович, Ф.Ф. Фортунатов, Л.В. Щерба и др.); концепция логико-смыслового структурирования письменного текста (В.Г. Ананьев, Т.А. Дегтярева, Т.А. Ладыженская и др.); теория личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); теория методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин и др.); теория речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.); теория психофизиологических механизмов формирования связной речи (Б.Г. Ананьев, В.А. Артемов, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Щерба и др.); концептуальные положения методики обучения русскому языку как иностранному (А.Р. Арутюнов, Б.В. Беляев, Е.И. Пассов, С.В. Скалкин и др.); концептуальные положения методики изучения русского языка как родного (С.И. Абакумов, Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, М.Т. Баранов, К.Б. Бархин, Н.Ф. Бунаков, В.А. Добромыслов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.В. Напольнова, A.M. Пешковский, Н.С Рождественский, М.А. Рыбникова, И.И. Срезневский, А.В. Текучев, Л.А. Тростенцова, К.Д. Ушинский, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др.); концептуальные положения методики обучения русскому языку в национальной школе (Г.А. Анисимов, Н.З. Бакеева, И.В. Баранников, Г.Г. Буржунов, Г.Г. Городилова, Б.М. Есаджанян, А.Х. Загаштоков, К.З. Закирьянов, Р.Б. Сабаткоев, Л.Г. Саяхова, Ф.Ф. Советкин, Х.Х. Сукунов, А.Е. Супрун, Е.А. Хамраева, Л.З. Шакирова, Н.М. Шанский, И.А. Шаповалова, М.Х. Шхапацева, Н.Б. Экба и др.); концептуальные положения по проблемам двуязычия и многоязычия (З.У. Блягоз, Е.М. Верещагин, Ю.Д. Дешериев, И.Ф. Протченко, М.Х. Шхапацева, Н.Б. Экба и др.).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru