Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0



НазваниеУчебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0
страница1/8
Дата26.05.2013
Размер1.32 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8


История систем образования и воспитания: дооктябрьский (дореволюционный) период


Учебно-методический комплекс


Майкоп 2008

УДК 37.0

ББК 74.03

Р 76

Печатается по решению кафедры педагогики и педагогических

технологий и редакционно-издательского совета

Адыгейского государственного университета


Авторы-составители: М.Р. Кудаев, Ф.Н. Апиш


История систем образования и воспитания: дооктябрьский (дореволюционный) период. Учебно-методический комплекс. Блок 2. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008. – с.


Пособие содержит информацию по соответствующему модулю курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту. Даны задания корректирующего (программированного) контроля и вопросы, которые могут быть использованы как преподавателем, так и студентом для самопроверки при самостоятельном освоении учебной информации. Для полного усвоения содержания текстов читателю предложены словари к каждому модулю.


© Адыгейский госуниверситет, 2008.

^ Модуль 5. россия: народная педагогика (до XI в.)


1. Реферативное изложение учебной информации по учебникам

Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).


История русской педагогики берет свое начало в глубокой древности. Правда, от древних времен до нас дошло слишком мало прямых свидетельств о методах обучения и воспитания детей. Однако современная археология, лингвистика, востоковедение дают достаточно материала для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи знаний, умений и навыков от старшего поколения к младшему.

Цели и задачи обучения и воспитания подрастающих поколений в древние времена, как и в последующие исторические эпохи, определялись общественно-экономическими и геополитическими факторами.

В те далекие времена, когда славяне жили первобытной общиной, в детях прежде всего нужно было воспитывать качества, необходимые человеку для его нелегкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с враждебными ему силами природы, а также набегами чужеземных племен. Задолго до того, как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты феодальной государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания подрастающих поколений. Опыт этого находил отражение в фольклоре, во всех его неисчерпаемо разнообразных жанрах.

  • ^ Какие качества нужно было воспитывать в детях при первобытнообщинном строе?

Исключительно важную роль в воспитании подрастающего поколений играли произведения устного народного творчества. Фольклор был учебником жизни в самом истинном значении этого слова. При этом следует иметь в виду, что отношение фольклора к древности условно: и позднее, вплоть до нашего времени, произведения устного народного творчества продолжают выполнять важные воспитательные функции. Но совершенно очевидно, что до появления письменности фольклор в воспитании играл несравненно бóльшую роль.

Источником изучения народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и прочее.

  • ^ Что является источником изучения народной педагогики?

В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. От нее ребенок получал знания языка, усваивал понятие об укладе жизни, обычаях племени, религиозные представления. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики-идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов народная педагогика прочно сохраняла свои позиции.

  • ^ Кто является главным лицом в традиционном воспитании?

  • Когда утвердился отец как воспитатель?

Важный исторический этап в развитии педагогики связан с образованием феодального государства на Руси.

В IX-X вв. происходят процессы созревания феодальных отношений. Вводившееся при Владимире христианство (988г.) должно было укрепить связи между отдельными частями Киевского государства, а школы – служить орудием воздействия на массы в целях подчинения их господствующим классам, государственной власти и христианской церкви. Князья и церковь, заботясь о распространении «учения книжного», способствовали распространению новой, христианской веры, подготовке священников, грамотных людей для нужд государственного управления.

Однако христианизация Руси не означала полного разрыва с язычеством. Народные педагогические воззрения переплетались с языческими представлениями о силах природы, суевериями, в воспитании продолжали использоваться заговоры, заклинания, магические действия, хотя решающая роль в развитии умственных способностей детей принадлежала стихийно-материалистическим взглядам старшего поколения.

В процессе труда человек постепенно приходил к пониманию того, что ряд окружающих объектов внешнего мира существует независимо от него, его сознания. Эта стихийная уверенность в существовании объективной реальности ежедневно подтверждалась жизнью. Поэтому в народной педагогике нашли отражение не только иллюзорные представления о силах природы, но и реалистические взгляды на природу и ее влияние на воспитание. Наблюдая за приметами погоды, дети усваивали, что существует определенный порядок в природе, который не зависел от желания человека, хотя представление об изменениях в природе носило суеверный характер.

  • ^ Какова роль христианства в становлении и развитии народных педагогических воззрений?

Таким образом, в народных педагогических воззрениях соединились два представления, и это единство обусловлено противоречиями в самом процессе познания, уровнем познания.

Несмотря на существовавшие противоречия, наличие суеверных представлений, народная педагогика акцентировала внимание на воспитании, основой которого было умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности.

Народная педагогическая мысль выражалась в устных произведениях, творимых по особым, специфическим законам словесной передачи информации, которые были связаны прежде всего с аграрно-календарными обрядами. Ученые давно установили огромное влияние аграрно-календарной поэзии на воспитание детей. Пастушеские песни и обряды, циклы весенних, летних, осенних ритуальных, венчальных песен – вот далеко не полный перечень средств воспитания.

Особое место в народной педагогике занимали пословицы. В них наиболее четко была сформулирована педагогическая мысль в форме наставлений, поучений, советов, предупреждений, в них излагались жизненно важные истины, которые освещались мудростью народа.

Пословицы не отражали, подобно мифам, фантастических представлений человека. Чего не было в действительности, того не было в пословицах. Они стоят в ряду тех источников, которые больше всего лишены субъективизма и сохранили хоть и фрагментарные, но достоверные сведения о педагогических реалиях далеких времен. Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Время возникновения пословиц установить трудно, но их содержание, подтверждающееся показаниями археологических и этнографических источников, дает возможность с достаточной полнотой представить ход исторического развития воспитания, выявить элементы педагогики в то далекое время.

В процессе развития общества пословицы приспособлялись к новым условиям, модернизировались, но первооснова их осталась прежней.

  • ^ Назовите средства воспитания народной педагогики.

  • Как с помощью пословиц передавался народный опыт воспитания?

Экономическое и политическое развитие Древней Руси дохристианской поры породило множество форм и проявлений педагогической культуры, достаточно высокой для тогдашнего уровня духовной жизни. К сожалению, многое из этого достояния безвозвратно утрачено. Кроме войн, пожаров, вражеских нашествий значительная вина в этом церкви: по ее повелению истреблена оригинальная языческая скульптура, не записывались мифы, преследовалась аграрно-бытовая обрядность, устное народное творчество, музыка. Предавались забвению многие другие творения культуры дохристианского времени, в том числе народные притчи, бывальщины, приговоры и т.п., имевшие воспитательное значение.

  • ^ Какова роль церкви в развитии дохристианской педагогической культуры?

В народной педагогике учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Так называемая материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей младшего возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т.п.) с физическими упражнениями. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом.

  • ^ Какие средства и приемы воспитания использовались в материнской педагогике?

С помощью традиций создавались основы трудового, нравственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Выполняя заветы предков, исполняя обычаи и обряды, наследуя традиции, дети включались в трудовую деятельность – сбор плодов, уборка урожая, рыболовство, бортничество, – усваивали социальную практику как необходимое. В передаче опыта были запрограммированы нравственные качества личности, которые отвечали той или иной ступени развития общественных отношений. Определенные педагогические функции выполняли и средства воспитания, начиная от колыбельных песен, приговоров и пестушек, кончая сказками, легендами и преданиями. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных педагогических воззрений людей того времени. Все формы и методы воспитания выступали как конкретная реализация приобретенного опыта через трудовые, нравственные, эстетические традиции, которые доносили до новых поколений обычаи предшественников. Обычаи строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведения личности в той или иной сфере жизни и деятельности, касались межличностных отношений, требуя проявления таких нравственных качеств, как вежливость, тактичность, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей т.п.

Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Если обычаи передавали детям конкретные образцы конкретных поступков, действий, указывали, что следует, а чего не следует делать, то традиции формировали такие социально значимые качества, как дисциплинированность, исполнительность, честность, а также трудовые навыки и умения.

  • ^ Назовите формы и методы воспитания народной педагогики.

  • Какие педагогические функции выполняли народные средства воспитания?

В процессе воспитания особое значение придавалось соблюдению запретов (табу). Ими определялась хозяйственная, социальная жизнь и поведение человека. Рациональные в большинстве случаев по своему значению табу выражали запрет как требования, предъявляемые обществом к его членам, включая детей, но трактовка этих требований принимала в явлениях табу иллюзорный характер, окутывалась анимистическими, магическими и другими формами.

Основой нравственных отношений являлась общинная собственность на средства производства. Современный труд, коллективное пользование орудиями труда, его результатами порождали чувства взаимной выручки. Высшим идеалом добра считались такие качества, как сила, храбрость, выдержка, самообладание. Требовалось, чтобы человек был закаленным, имел сильное тело и столь же стойкую психику. Только при такой физической и психической подготовке, продиктованной условиями материальной жизни общества, была возможна жизнь того времени. На это была направлена вся система воспитания, отвечавшая требованиям к индивиду со стороны общества.

  • ^ Опишите образ идеального человека X–XI веков.

Укрепление феодального государства, расширение его международных связей, особенно с Византией – наследницей античной культуры, утверждение христианства сопровождалось дальнейшим развитием просвещения. Появляются школы при церкви и грамотных людей для государства. Усложняется обучение ремеслу. Возникают библиотеки, ведется переписка книг. Развивается устное народное творчество.

В былинах, повестях, в выдающемся произведении того времени – «Слове о полке Игореве» – воспеваются мужество и храбрость богатырей, защитников родной земли, от посягательства врагов, отражаются мечты народов о труде на благо родины.

Педагогические идеи греков, римлян, восточных народов были представлены в таких переводных сборниках, как «Изборники», «Пчела», «Измарагд» и др. Появляются оригинальные рукописные произведения. Замечательными памятниками древнерусской литературы и педагогической мысли конца ХI в. является «Поучение князя Владимира Мономаха детям».

  • ^ Что способствовало развитию просвещения в Древней Руси?

  • Как осуществлялось взаимообогащение педагогических идей разных народов?

Огромный ущерб развитию культуры и просвещения нанесло монголо-татарское иго. При разрушении городов погибали школы, библиотеки, рукописи и др. культурные ценности.

Однако и в эти тяжелые годы на Руси продолжалось развитие культуры. «Мастера грамоты» по договоренности с родителями учили детей чтению, письму, а иногда счету и пению.

Объединение отдельных княжеств вокруг Москвы способствовало освобождению русских земель от монголо-татарского ига. Быстрое развитие и укрепление централизованного многонационального феодального Российского государства сопровождалось развитием науки, искусства, литературы, просвещения. При церквах и монастырях значительно возрастает число училищ.

  • ^ Как происходило развитие культуры и просвещения на Руси во время монголо-татарского ига?

Огромным событием в развитии культуры было возникновение книгопечатания. В 1574 г. первопечатник Иван Федоров составил и издал печатный букварь для детей, отличавшийся гуманистическим содержанием, прогрессивными методическими идеями и художественными достоинствами. Букварь Федорова явился основой для последующих азбук и букварей, в частности первого иллюстрированного букваря Кариона Истомина.

В 1687 г. открывается славяно-греко-латинская академия.

Идеи о первоначальном воспитании и обучении малолетних детей были составной частью общепедагогических взглядов деятелей древнерусского просвещения.

Яркое представление о взглядах на семейную жизнь и воспитание того времени, основанного на строгой дисциплине, требовании безусловного подчинения детей старшим, утверждения в них «страха божьего» дает «Домострой».

  • ^ Каковы взгляды на воспитание и обучение детей у деятелей древнерусского просвещения?

  • Чем знаменателен 1574 г. в области просвещения?

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием народной педагогики, т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В классической педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел Я.А. Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика». На традиции семейного воспитания опирался И.Г. Песталоцци. Непосредственным развитием положений народной педагогики являются принцип культуросообразности воспитания, разработанный Ф.А. Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая педагогическую систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиционного воспитания получил в ведущих педагогических направлениях ХХ в., в том числе в педагогической антропологии.

В российской педагогической теории термин «народная педагогика» впервые употребил К.Д. Ушинский в методическом руководстве для учащих по его книге «Родное слово».

Во второй половине ХХ в. тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению многих традиционных форм воспитания. Народная педагогика находит отражение не только в устной традиции, но и в художественном творчестве, научно-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой педагогической культуры.

  • ^ Какова роль народной педагогики в становлении и развитии научной педагогики?

  • Кто из отечественных педагогов впервые использовал «народную педагогику» как научный термин?


Попытайтесь самостоятельно дать определение представленным здесь понятиям и терминам, а затем с помощью приводимого ниже словаря проверьте, правильно ли понимаете Вы эти слова.


1. Геополитический фактор 10. Фрагментарные

2. Кристаллизоваться 11. Педагогические реалии

3. Этнографический 12. Модернизировать

4. Антропологический 13. Нравственное

5. Археологические 14. Эстетическое

6. Мемуарная литература 15. Бортничество

7. Этнокультурные общности 16. Табу

8. Мифы 17. Анимистические формы

9. Субъективизм 18. Демократизация.


Словарь

Геополитический фактор – географические, территориальные, природные факторы, обуславливающие конкретную политику государства.

Кристаллизоваться – образование чего-либо из составных веществ

Этнографический – изучающий быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

Антропологический – характеризующий исторически наследственно устойчивые признаки физического строения, которые характеризуют группы людей на определенной территории.

Археологические – изучающие историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры, которые находят при раскопках.

^ Мемуарная литература (от франц. mйmoires, от лат memoria - память) литература в жанре мемуаров, разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы», подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть.

^ Этнокультурные общности – общности, характеризующиеся совокупностью черт представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой.

Мифы – сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о легендарных героях, вымысел. Это древнее народное сказание о богах или героях. Это фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают: героические мифы; и этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.

Субъективизм – личное, пристрастное отношение к чему-либо. Это мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. Сущность - абсолютизация активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания.

Фрагментарные – являющиеся фрагментом, сохранившиеся лишь в отрывках, обломках, фрагментах. Отрывочный, неполный.

^ Педагогические реалии – предметы, задачи, методы, составляющие специфику данной науки, требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой - создания условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.

Модернизировать – придать чему-либо современный облик, переделать что-нибудь на новейший лад.

Нравственное – категория философии, обозначающая совокупность норм, определяющих поведение человека.

Эстетическое – категория эстетики, анализирующая эмоциональные, духовные отношения человека ко всем предметам и явлениям общественной жизни. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Бортничество – сбор мёда диких пчёл; произошло от слова «борть» – дупло дерева, бортевое пчеловодство. Это начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчел в дуплах (бортях) деревьев для получения меда. Был распространён у племён населяющих территорию Восточной Европы с глубокой древности, в частности, у славян.

Табу – у первобытных народов - запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет. Распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. В языкознании - слово, употребление которого запрещается (вследствие религиозных верований, суеверий, цензурных запретов, боязни грубых выражений).

^ Анимистические формы – приписывающие всем предметам душу. Верующий в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека

Демократизация – процесс утверждения принципов демократии; установление и развитие демократического строя. Это процесс, направленный на устранение иерархии руководства в различных организациях, партиях и общественных учреждениях посредством установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях.

Литература

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII веков /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

  2. Педагогика народов мира. История и современность /К.И. Салимова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 293 с.

^ 2. Тезисное представление учебной информации

Рекомендация студенту. Воспроизведите основное содержание учебной информации (модуль 5) с опорой на эти тезисы, придерживаясь логической последовательности. Критически осмыслите и усовершенствуйте тезисы.


Исторически значимые события и характеристика периода («исторический фон») – что это было за время, что в это время произошло в стране, государстве, обществе.

Формирование этнокультурных общностей. Образование феодального государства на Руси. IX-Х вв. – происходит процесс созревания феодальных отношений. Вводится христианство в 988г. Нашествие монголо-татаров.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

Системы воспитания, господствующие воспитательные типы. Школа и ступени обучения («педагогические бытие») – как учили и воспитывали, распространенные типы школ (практика обучения и воспитания)

Мать была первым и главным лицом в воспитании ребенка. Народные традиции семейного воспитания: обычаи, обряды, реликвии, церемониалы, умственное развитие, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности, организация жизни и самодеятельности. Средства: устное творчество (связано с магией и суевериями): аграрно-календарные обряды, пословицы, поговорки, народные притчи, бывальщины, приговоры. Передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. Факторы воспитания: природа, слово (мысль), труд (деятельность), быт, обычай, религия, традиции, игра, общение, приобщение ребенка к языковой культуре. Средоточие народной педагогики – семья (идеи, традиции, опыт).

1687 г. – открытие славяно-греко-латинской академии.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

2. Педагогика народов мира: История и современность /К. Салимова. – М.: Пед общество России, 2000. – 293 с.

Идеи, системы взглядов, концепции теории в вопросах обучения и воспитания («педагогического сознания») – воспитательные идеалы, кто и что определяло педагогическое сознание.

Цель и задачи обучения определялись общественно-экономичес­кими факторами.

Цель: воспитать личность, готовую отразить набеги чужеземных племен, к борьбе с враждебными силами природы; такие качества личности, как трудолюбие, почитание старших, дисциплинированность, честность, исполнительность.

Четко выражена идея необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания.

Умственное развитие

Формирование нравственных качеств в центре внимания

Подготовка к трудовой деятельности

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.


Имена просветителей, мыслителей, ученых, деятелей теории и практики воспитания, образования. Их вклад (основные сочинения, научные труды и практические дела) – кто есть кто.

«Поучение князя Владимира Мономаха детям».

«Слово о полку Игореве».

Букварь для детей И. Федоров – 1574 г.

Переводные сборники «Изборники», «Пчела», «Измарагд» и др.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин/ Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.


Наиболее значимые события в системе образования стран (страны), реформы, если они проводились, изменения политики властей в отношении образования – как происходило развитие системы образования.

Изменение в распределении воспитательных функций. Роль отца как воспитателя утвердилась после возникновения института семьи.

Открываются школы при церквах. Возникают библиотеки, ведется переписка книг.

Огромный ущерб развитию культуры и просвещения нанесло монголо-татарское иго. При разрушении городов погибали школы, библиотеки, рукописи и другие культурные ценности.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.


История и современность («связь времен») – что пришло к нам оттуда, сохранилось в том или ином виде

Народная педагогика – основа для развития педагогической науки.

Термин «народная педагогика» впервые употребил К.Д. Ушинский («Родное слово»)

II половина ХХ в. – возрождение традиционных форм воспитания.

Народная педагогика отражается в устной традиции, в художественном творчестве, публицистике.

Я.А. Коменский «Материнская школа», «Великая дидактика».

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.


Специфически дошкольный компонент информации – что в этот период реализовано в теории и практики дошкольного воспитания (наиболее значимо и интересно)

Материнская педагогика (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т.п. + физические упражнения).

Словесное и эмоциональное воздействие на ребенка.

семейное
^

Дошкольное воспитание

общественное


Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.


^ 3. Представление учебной информации в виде схемоконспектв.

Рекомендация студенту. Расшифруйте приведенные схемоконспекты и изложите, используя в качестве «зрительной опоры», связный рассказ. Критически проанализируйте их содержание и оформление и предложите свои варианты схемоконспектов.


^ 4. Примеры псевдотестов по учебной информации

Рекомендации преподавателю и студенту. Здесь даны псевдотесты, в соответствии с которыми можно проверить, насколько усвоена учебная информация по модулю, и разработать самостоятельно задания по содержанию модуля.


1. В чем выражаются цели воспитания в народной педагогике?

а) в образе идеального человека;

б) в образе гуманного человека.

2. Роль отца как воспитателя утвердилась…

а) с формированием рода, племени;

б) после зарождения государственности;

в) после возникновения института семьи.

3. Первый печатный букварь составил…

а) Иван Федоров;

б) Карион Истомин;

в) Кирик Новгородец.

4. Какие средства включает в себя и считаются основными в так называемой материнской педагогике?

а) сочетание словесного и эмоционального воздействия с физическими упражнениями;

б) запреты;

в) физические наказания.

5. Пословицы от мифов отличаются тем, что …

а) они лишены субъективизма;

б) они выражают фантастические представления людей;

в) выражают языческое мировоззрение.

6. Что такое табу?

а) образцы рекомендованных поступков;

б) запрет;

в) физические упражнения.

7. В ходе воспитания через обычаи получали:

а) социально-значимые качества;

б) трудовые навыки и умения;

в) указания к действиям.

8. Чем были обусловлены цели и задачи обучения и воспитания детей в древние времена?

а) социально-экономическими факторами;

б) морфологическими факторами.

9. Пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел:

а) Ушинский К.Д.;

б) Толстой Л.Н.;

в) Коменский Я.А.

10. Идея народности воспитания определяла педагогическую систему:

а) К.Д. Ушинского;

б) Ф.А. Дистервега.

Ключ:


^ Внимательно прочитайте строчки из хрестоматии и укажите верный ответ.


Строчки из хрестоматии по истории педагогики

Название произведения


1. Что является замечательным памятником древнерусской литературы и педагогической мысли конца 11 века?

А - «Букварь»

Б - «Слово о полку Игореве»

В - «Родное слово»

Г - «Домострой»

Д - «Поучение князя Владимира Мономаха детям»


2. Это произведение отличается гуманистическим содержанием, прогрессивными методическими идеями и художественными достоинствами.

3. Это произведение дает яркое представление о взглядах на семейную жизнь и воспитание того времени.

4. В этом методическом руководстве для учащихся К.Д. Ушинского впервые употребил термин «народная педагогика»?

5. Выдающееся произведение того времени, в котором воспевается мужество и храбрость богатырей.


Ключ: 1Д; 2А; 3Г; 4В; 5Б.


^ Внимательно прочитайте вопросы и в каждом случае выберите верный ответ.


Вопрос

Ответ

1.Что является источником изучения народной педагогики?

а) Иван Федоров


б) запреты


в) словесное и эмоциональное воздействие с физическими упражнениями


г) Я.А.Коменский


д) отец


е) традиции


ж) К.Д.Ушинский


з) фольклор


и) мать


к) пословицы

  1. Кто является главным лицом в традиционном воспитании?

  1. Назовите средство воспитания, которое занимало особое место в народной педагогике.

  1. Назовите форму воспитания народной педагогики.

  1. Чья роль как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи?

  1. В процессе воспитания особое значение придавалось соблюдению «табу». Что это?

  1. Идея народности воспитания определяла педагогическую систему этого педагога.

  1. Кто составил и издал первый печатный букварь?

  1. Что включает в себя материнская педагогика?

10. Кто из педагогов рассмотрел пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание?

Ключ: 1з; 2и; 3к; 4е; 5д; 6б; 7ж; 8а; 9в; 10г.


^ Внимательно прочитайте вопросы и в каждом случае выберите верный ответ.


Вопрос

Ответ

  1. Что такое «табу»?

а) 988 г.


б) «Слово о полку Игореве»


в) традиции


г) К.Д.Ушинский


д) 1574 г.


е) «Поучение князя Владимира Мономаха детям»


ж) запрет


з) Иван Федоров


и) 1687 г.


к) «Домострой»

  1. В каком году составили и издали первый букварь?

  1. Замечательным памятником древнерусской литературы и педагогической мысли конца 11 века является ...

  1. Назовите форму воспитания народной педагогики.

5. В этот год открывается славяно-греко-латинская академия.

6. Это произведение дает яркое представление о взглядах на семейную жизнь и воспитание того времени.

  1. Кто составил и издал печатный букварь для детей?

  1. Выдающееся произведение того времени, в котором воспеваются мужество и храбрость богатырей.

  1. В каком году Русь приняла христианство?

10. Кто впервые употребил термин «народная педагогика».

Ключ: 1ж; 2д; 3е; 4в; 5и; 6к; 7з; 8б; 9а; 10г.


^ Задание: «Старинные русские меры длины»

До 16-17 вв. русскими мерами длины служили пядь и локоть (малые) и простая сажень, маховая сажень, косая сажень, верста.

Позже появляются новые меры: аршин, четверть и вершок.

Попробуйте самостоятельно указать верное определения их, чтобы затем сверить с эталонным ответом. (Заметим, что в учебных книгах того периода они активно использовались).

1. Пядь



А. Расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (от 19 см. до 23 см.)

Б. Расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (от 38 до 46 см.)

В. Расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (примерно 152 см.)

Г. Расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (примерно 176 см.)

Д. Расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см.)

Е. Расстояние в 500 саженей (примерно 1,08 км.)

И. Расстояние в 1000 саженей (примерно 2.16 км.)

К.Мера длины, равная трети сажени (72 см.)

Л. Мера длины, состоявшая четвертую часть аршина (18 см)

М. 1/16 часть аршина (4,5см.)

2. Локоть



3. Сажень простая



  1. Сажень маховая




  1. Сажень косая




  1. Верста путевая




  1. Верста межевая




  1. Аршин




  1. Четверть




10. Вершок

Эталон: 1А; 2Б; 3В; 4Г; 5Д; 6Е; 7И; 8К; 9Л; 10М.


^ 5. Контрольные вопросы (для 15 – 20-минутного письменного экспресс-опроса):

Вариант 1.


  1. Как повлияла христианизация Руси на процесс развития педагогической мысли?

  2. Перечислить средства народной педагогики.



Вариант 2.


  1. Какие качества и умения воспитывались у детей в первобытном обществе?

  2. Какие памятники народной педагогики вы можете назвать?



Вариант 3.


  1. Какую роль играли пословицы в народной педагогике? Назовите основные особенности пословиц.

  2. Кто ввел термин «народная педагогика»?

^ 6. Вопросы для контроля и самоконтроля:


        1. На какие этапы можно разделить историю народной педагогики?

        2. В чем нашел воплощение воспитательный опыт народа в Древней Руси?

        3. Когда появились первые учебные заведения на Руси?

        4. Кто являлся первым и главным лицом в традиционном воспитании?

        5. Для какого периода на Руси характерна взаимосвязь педагогических воззрений с языческими анимистическими представлениями о природе?

        6. К какому периоду относится становление народной педагогики?

        7. Какие факторы оказывали влияние на цели воспитания?

        8. Какие формы, методы и средства воспитания народной педагогики Вы можете назвать?

        9. Когда появился первый букварь на Руси? Назовите его автора.

        10. Когда появилась первая академия на Руси?

        11. Кто из педагогов-классиков обращался к идеям народной педагогики?

        12. В каком издании впервые встречается термин «народная педагогика»? Назовите автора издания.

        13. Какова роль традиционного воспитания на современном этапе развития общества?



Модуль 6. Россия: православная педагогика (XIXVII вв.)


^ 1. Реферативное изложение учебной информации по учебникам

Рекомендация студенту: сформулируйте вопросы к отрывкам учебной информации (они помечены знаком «»).


Не одну тысячу лет по обе стороны среднего течения Днепра жили славянские земледельческие племена. К началу IX в. здесь образовалось крупнейшее государство Европы – Русь. Оно успешно отражало набеги кочевников, воевало с Византией, было известным во многих частях света. Могущество и великолепие Киевской Руси воспеты в древних былинах, половецких песнях, скандинавских сагах. О ней с уважением писали арабские и персидские географы, византийские историки-летописцы.

В конце Х в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. Русские князья, купцы строили церкви и монастыри. В церквях звучали проповеди смирения, кротости, милосердия. В общественное сознание вкоренялась идея христианского братства. Вместе с тем в народе продолжали сохраняться традиционные обычаи и верования, с которыми церкви предстояло вести длительную борьбу.



На развитие просвещения на Руси огромное влияние оказывала Византия. Средствами этого влияния были церковь и книга. Для Византии Х в. характерно то, что ее ученые обратились к сочинениям отцов золотого века христианской письменности, усваивая лучшее из созданного в прошлом. От греческой русская церковь восприняла завет строгого охранения православия в противовес католической западной церкви с ее нововведениями.



Христианство на Руси быстро распространялось. Возникла потребность в подготовке грамотных людей на церковное служение. Эту цель преследовало повеление Владимира (980-1015 гг.), о чем свидетельствует запись 988 г. В ней говорится, что князь Владимир приказал «поймати» детей знатных родителей и «дати их на ученье книжное». О просвещении проявлял большую заботу князь Ярослав (1015-1054 гг.). Сам он любил книги, читал их днем и ночью. Он собрал в Киевском соборе библиотеку, организовал переводы книг с греческого на славянский язык. Поставляя по городам и селам священников, князь назначал им жалование с условием, что они будут учить детей прихожан. В Новгороде Ярослав основал училище на 300 детей для подготовки священников и государственных чиновников.

Великий князь Всеволод (1078 – 1093) материально поддерживал училище, а его дочь Янка основала женское училище для обучения рукоделиям, грамоте, письму, пению. Смоленский князь Роман Ростиславович свои средства расходовал на устройство училищ и содержание учителей. Галицкий князь Ярослав Осмысло открыл училища, призывал монахов обучать детей грамоте. Радетелем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович (1216-1218 гг.) Владея несколькими языками, он тратил большие средства на приобретение книг для библиотеки и переводов книг с греческого. Князь завещал училищу свой дом во Владимире, библиотеку, несколько волостей.



Училища основывались преимущественно в местах пребывания епископов – в Киеве, Новгороде, Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах и селах, и это позволяет делать вывод, что образование на Руси получило со времени крещения довольно широкое распространение. Такой вывод подтверждается и берестяными грамотами, найденными в наше время археологами при раскопках в Новгороде, а затем в Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери, Звенигороде, Галицком, Москве. Грамоты датируются ХI-ХV вв. При раскопках во всех древнерусских городах найдены писала – орудия письма на бересте.



Чему же и как учили в то далекое время?

Первыми предметами обучения были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени – греческий язык. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и даже «убогих», т.е. детей бедных родителей. Первыми учителями были привезенные князем Владимиром греки, затем священники, впоследствии же и миряне, «мастера грамоты». Главной целью обучения было обучение благонравию, чистоте и смиренномудрию. Методы – «учити не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковым рассуждением».



Следует отметить, что религиозная педагогика в Древней Руси не была одномерной: в ней проявлялись различные мировоззренческие тенденции. Наряду с православно-ортодоксальной, ставшей официальной идеологией в Московской Руси, существовала рационалистическая тенденция, не исключавшая светских элементов культуры. Так, в Киевской Руси, где монополия церкви в сфере, например, книжного дела была относительной, а просвещение было достаточно широко распространено – не случайно появились произведения, во многом опиравшиеся на нравственные ценности дохристианского периода Руси. Это, например, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям».

Одним из выдающихся памятников педагогики ХI–ХII вв. является «Поучение Мономаха детям». В нем отражены воспитательные идеалы Древней Руси как слияние двух начал – воспитательных традиций древних славян и православия, ставшего государственной религией. В нем заложены принципы православной педагогики, которым суждено было стать основой ее последующего развития на века. С другой стороны, в «Поучении» изложены простые нормы нравственности, получившие религиозную санкцию. Это трудолюбие, честность, почитание старших, помощь нуждающимся, гостеприимство и т.д.

Вообще после смерти Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) в Киевской Руси усиливались центробежные тенденции к обособлению отдельных князьями. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к единению русских земель перед лицом опасности со стороны кочевых орд татаро-монголов не был услышан князьями. Разрозненные княжества не смогли противостоять намного превосходящими силам завоевателей, вторгшихся на Русь в первой трети ХIII в. Варварское нашествие, установившееся более чем двухвековое господство татаро-монголов нанесло огромный урон русскому просвещению. Еще недавно бывшая единым государством во главе с великим князем киевским Русь распадалась на юго-западную и северо-восточную. В огне пожаров уничтожались центры просвещения – церкви и монастыри, и казалось, уже никогда цивилизация не возродится на русской земле. Приняв на себя страшный удар, Древняя Русь заслонила собой страны Западной Европы, создав тем самым благоприятные условия для развития их культуры.



А что же педагогика православия? В Киевской Руси она укоренилась столь глубоко, что смогла пережить трагические последствия разделения Руси и столь длительное владычество татаро-монголов, но и сыграть важную роль в преодолении страха перед угнетателями, в собрании сил для борьбы против государственности.

Объединителем русских земель теперь выступает Московское княжество. Восстановление государственности идет рука об руку с утверждением религиозной нравственности. Исподволь происходит возрождение былых форм просвещения при монастырях, церквях, у «мастеров грамоты». Монастырь являлся школой религиозного просвещения. В нем готовили лиц для занятия высших ступеней церковной иерархии. Монастырское образование предполагало переписку книг, иконопись, создание мелодики церковных песнопений.



В ХV в. в Северо-восточной Руси получили широкое распространение частные школы. Наличие мелких училищ давало возможность каждому «хотящему учиться» овладевать первоначальной грамотой. Более высокие степени достигались путем самообразования, которое зависело от любознательности каждого, наличия книг, воли и способности. Но успешное обучение практиковалось далеко не везде. В послании архиепископа Новгородского Геннадия митрополиту Симону состояние грамотности в Новгородском крае характеризуется как низкое. Архиепископ просит митрополита походатайствовать перед царем Иваном III о том, чтобы по его царскому указу «училища учинити» для подготовки священнослужителей.

В середине следующего века по указу царя Ивана IV Васильевича созываются соборы (1547, 1549, 1551 гг.) с целью «исправления церковного благочиния, государственного управления и всякого земного строения». Среди неустроенных была и сфера образовательная. В постановлениях Стоглавого собора шла речь о плохом обучении грамоте, следствием чего была «порча» богослужебных книг, суеверия, ухудшение нравов.



По совету митрополита Макария Иван IV Васильевич решил завести типографию. В Москве начиналась имевшая грамотное значение для российского просвещения деятельность Ивана Федорова. Он был не только первопечатником на Руси, но и выдающимся просветителем – гуманистом, поставившим целью своей жизни «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Отпечатанный им «ради скорого младенческого научения» в 1574г. «Букварь», составленный по буквослагательному методу, послужил образцом для последующих изданий.

О направленности русского воспитания ХVI в. в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник эпохи того времени «Домострой», служивший настольной книгой не одного поколения русских людей. Появление «Домостроя» при Иване IV закономерно. Дом (семья) должен быть ячейкой государства. И подобно тому как в семье (доме) муж требовал беспрекословного послушания, так в государстве воля царя предполагала безусловное повиновение подданных, прежде всего – бояр.

Между периодом процветания Киевской Руси и появлением «Домостроя» временная дистанция в пять столетий. Однако неизменными оставались гуманные идеи православной педагогики.



Разделение Руси на юго-западную и северо-восточную как одно из последствий татаро-монгольского ига обусловило некоторые различия их исторических судеб. Юго-запад оказался перед угрозой католической экспансии, одним из орудий которой было образование. Для противодействия иезуитам князь Острожский в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг православной направленности. Но более эффективно католицизму противостояли возникшие с ХV общины различных сословий – братства, стремлением которых был христианский образ жизни. Братства выступают за православие и создают свои училища – во Львове (1587 г), Вильне (1588 г.), Бресте (1592 г.), Могилеве (1596 г.). В этих же целях киевский митрополит Петр Могила создает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, которая позже стала называться Киевской академией. Подобно европейским образовательным учреждениям Коллегия предлагала своим воспитанникам курсы филологии, математики, логики, естествознания, метафизики. Среди методов обучения важное место отводилось диспутам.

Для развития российского просвещения весьма благотворным было влияние братских школ и Киевской академии. Царь Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) приглашает в Москву ученых из Киева. Одновременно боярин Ф.М. Ртищев собирает ученых людей для переводов церковных книг. Возглавил эту деятельность Епифаний Славинецкий, один из образованнейших людей своего времени. По окончании Киево-Могилянской коллегии он продолжал образование за границей и по возвращении принял монашество. Им переведены на русский светские сочинения по медицине, политике, педагогике; составлены словари – «Лексикон филологический», «Лексикон греко-славяно-латинский». С его именем связано распространение педагогического сочинения «Гражданство обычаев детских». В проповедях Е. Славинецкого звучал призыв к царю и «прочим могущим» «устраивать училища везде ради малых детей».

Вскоре в Москву прибыл ученый-педагог Симеон Полоцкий. Здесь он учредил Спасскую школу, а затем стал руководителем образования в семье царя Алексея Михайловича.



История сохранила наибольшее количество сведений об учебных заведениях второй половины ХVII в, когда возникает ряд новых училищ: греко-латинская школа при Чудовом монастыре, училище словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева и др. Процесс создания учебных заведений венчала основанная по инициативе Симеона Полоцкого в 1687 г. высшая школа – Славяно-латинская академия, воспитанники которой внесли большой вклад в дальнейшее развитие российского просвещения.



Итак, после крещения Руси на многие века господствующей становится педагогика православная. К народной педагогике она относилась в целом отрицательно; вместе с тем была вынуждена считаться с наиболее чтимыми и устойчивыми, сложившимися до христианизации традициями. Из народной православная воспринимала те элементы, которые не противоречили ее догматам. Христианская религия являлась основополагающим началом развития педагогической мысли и деятельности образованных учреждений в течение ХI-XVII вв. Влияние православия на образование было длительным и всеохватывающим. К середине XVII в. сложилась цельная система православного образования.

Православная педагогика была предназначена для всех сословий, как для богатых, так и для бедных. Ее средствами была книга, проповедь, молитва, пост, исповедь. В центре православной педагогики воспитание верности православному учению и церкви, «страха божия», «строение души человека» в соответствии с религиозными принципами.

В православной педагогике усвоение знаний сопряжено с развитием добродетелей в человеке – религиозного восприятия мира, любви к ближнему, благочестия, трудолюбия, милосердия.



Попытайтесь самостоятельно дать определение представленным здесь понятиям и терминам, а затем с помощью приводимого ниже словаря проверьте, правильно ли понимаете Вы эти слова.

1. Сага 12. Смиренномудрие

2. Жалование 13. Православно-ортодоксальная

3. Прихожане идеология

4. Радетель 14.Рационалистическая тенденция

5. Волость 15. Светский

6. Берестяные грамоты 16. Благочиние

7. Писало 17. Экспансия

8. Посадские 18. Иезуит

9. Убогие 19. Братства

10. Миряне 20. Метафизика

11. Благонравие 21. Догматы


Словарь

Сага (от др. сканд. saga) - сказание, легенда.

Жалование - денежное вознаграждение за работу, службу.

Прихожане - верующий, принадлежащий к какому-нибудь приходу.

Радетель – покровитель; человек, который радит кому-нибудь.

^ Волость - в древней Руси: местность, область подчиненная одной власти.

Берестяные грамоты - древнерусская грамота, выцарапанная на полоске кусочки береста.

^ Писало - орудие письма на бересте.

Посадские – в Московском государстве торгово-промышленный класс, составляющий главную массу городского населения.

^ Убогие - 1) крайне бедные, нищие; 2) немощные, жалкие.

Миряне – люди, живущие в миру.

Благонравие - отличительно хорошее поведение

Смиренномудрие - отсутствие гордости

Православно-ортодоксальная идеология – система взглядов, придерживающаяся православного религиозного учения, которая считается, единственно верным.

^ Рационалистическая тенденция - оторванная от чувственного мира.

Светский - отвечающий понятиям и требованием света, принадлежащее к свету.

Благочиние - приличие, благопристойность. В православном церковном управлении: священник, выполняющий административные обязанности по отношению к нескольким церквям.

Экспансия - расширение, распространение. Это политика, направленная на экономическое, политическое подчинение других стран, на расширении сфер влияния, на захват чужих территорий. Обозначенное стремление империалистических государств к захвату новых территорий, колоний, рынков в других странах

^ Иезуит - член «общества Иисусу», могущественной католической духовной организации.

Братства – содружества, общины различных сословий.

Метафизика – философское учение, утверждающее неизменность раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира. Материалисты считают, что это антинаучные измышления о «духовных первоначалах» бытия, о предметах, недоступных чувственному опыту.

Догматы – основные положения в религиозном учении, считающиеся (церковью) непрележной истиной и не подлежащей критике. Это положения, принимаемые за непреложную, непререкаемую истину, признаваемые бесспорным и неизменным без доказательств.


Литература

  1. Салимова К.И. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 295 - 301.

  2. История педагогики. Часть I и II: Учебное пособие для пед. институтов /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997г.

  3. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская педагогическая энциклопедия, илл. Т.1: А – М, 1993.

  4. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская педагогическая энциклопедия, илл. Т.2: М – Я, 1999.

  5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

^ 2. Тезисное представление учебной информации

Рекомендация студенту. Воспроизведите основное содержание учебной информации (модуль 6) с опорой на эти тезисы, придерживаясь логической последовательности. Критически осмыслите и усовершенствуйте тезисы.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru