Монография Майкоп, 2011



НазваниеМонография Майкоп, 2011
страница1/32
Дата26.05.2013
Размер7.51 Mb.
ТипМонография
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32






С.А.Хазова


Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки


Монография


Майкоп, 2011


УДК 378:796.07

ББК 74.580

Х 15


Печатается по решению редакционно–издательского совета Адыгейского государственного университета


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор С.Н.Бегидова

доктор педагогических наук, профессор Чернышенко Ю.К.


Хазова С.А.

Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: Монография / С.А.Хазова. – Майкоп, 2011. – 24 п.л.


В монографии представлены теоретическо–методологические основы и практические подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего профессионального образования. Обоснована авторская модель данного процесса, ее структурные компоненты, критерии, этапы и уровни.

Отражен авторский взгляд на структуру и содержание конкурентоспособности как социально– и профессионально– значимого личностного качества специалиста по физической культуре и спорту. Раскрыто профессиональное и внепрофессиональное содержание конкурентоспособности в ее компонентах: конкурентоопределяющих личностных качествах, акмеологической направленности и компетентности личности.

Выявлены детерминанты конкурентоспособности специалистов, осуществляющих различные виды профессиональной физкультурно–спортивной деятельности (педагогическую, научно–педагогическую, рекреационную, управленческую). Вскрыты закономерности развития конкурентоспособности, охарактеризованы реализующие их принципы и механизмы развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту.

Охарактеризована система психолого–педагогических условий развития конкурентоспособности студентов, описано содержание конкуренторазвивающего образовательного процесса в вузе. Приведены эмпирические данные, обосновывающие эффективность разработанной модели развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение





Глава 1. Теоретические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту







1.1. Конкурентоспособность специалиста фактор повышения конкурентоспособности сферы «Физическая культура и спорт»







1.2. Конкурентоспособность как экономическая категория и характеристика личности







1.3. Содержание видов профессиональной физкультурно–спортивной деятельности




^ Глава 2. Содержание структурных компонентов конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту







2.1. Компетентность специалиста по физической культуре и спорту







2.2. Конкурентоопределяющие личностные качества специалистов по физической культуре и спорту







2.3. Акмеологическая направленность личности специалиста по физической культуре и спорту




^ Глава 3. Детерминанты развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту







3.1. Конкурентоспособность специалистов как комплексный фактор конкурентоспособности физкультурно–спортивных организаций







3.2. Моделирование системы детерминантов конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту







3.3. Модель конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту




^ Глава 4. Модель процесса подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту







4.1. Концептуальные основы организации конкуренторазвивающего образовательного процесса в вузе: закономерности и психолого–педагогические условия







4.2 Содержательно–методическая составляющая процесса развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту







4.3. Организационно–технологическая составляющая процесса развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту







4.4. Этапная организация процесса развития конкурентоспособности студентов в вузе




^ Глава 5. Опытно–экспериментальная работы по развитию конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки







5.1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента







5.2. Содержание и результаты просветительского этапа развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту







5.3. Содержание и результаты ориентационного этапа развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту







5.4. Содержание и результаты развивающего этапа развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту







5.5. Результаты контрольного этапа процесса развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту




Заключение




Список использованной литературы




Приложения





ВВЕДЕНИЕ


К важнейшим особенностям современного этапа социально–экономического развития российского общества относятся рост конкуренции на рынке услуг, усиление борьбы за потребительский спрос, повышение требований к качеству предоставляемых услуг. Особенностью непроизводственной сферы является то, что для нее характерно наличие конкуренции как между производителями однородных услуг, предназначенных для удовлетворения одних и тех же потребностей, так и между организациями и предприятиями, производящие разнотипные социально–культурные услуги. Конкурентоспособность организаций–производителей обусловливается и эффективностью их функционирования, качеством произведенного продукта, и качеством трудовых ресурсов, эффективностью труда работников.

Физическая культура и спорт является той социальной сферой, от эффективности функционирования которой существенно зависит физическое, духовное, интеллектуальное здоровье и благополучие личности и общества в целом (М.Я.Виленский, В.Н.Курысь, Н.Х.Хакунов и др.). В борьбе за свободное время, средства, интерес потребителей физическая культура конкурирует с телевидением, шоу–бизнесом, игровым бизнесом и т.д. Поэтому конкурентоспособность физкультурно–спортивных организаций, обеспечивающая рост числа потребителей физкультурно–спортивных услуг (то есть, увеличение количества физкультурников и спортсменов), является основополагающим условием усиления действенности физической культуры в современном обществе, успешного решения социальных задач физической культуры.

Одним из главных источников повышения конкурентоспособности организаций является развитие конкурентоспособности персонала как ключевого фактора, определяющего эффективность использования материальных, финансовых, информационных и других ресурсов (Е.А.Галузо, Л.А.Емельянова, С.А.Кореневский, В.Н.Шувалов и др.). Таким образом, от конкурентоспособности работников во многом зависит конкурентоспособность физкультурно–спортивных организаций и сферы физическая культура в целом, следовательно, для повышения эффективности функционирования физической культуры в современных условиях важнейшее значение имеет развитие конкурентоспособности физкультурно–спортивных кадров (М.Я.Виленский, Е.Н.Гогунов, М.М.Эбзеев и др.). В связи с этим в настоящий момент требуется переосмысление целей профессионального физкультурно–спортивного образования, модернизация его содержания в направлении подготовки конкурентоспособных специалистов.

Помимо общественного, развитие конкурентоспособности имеет для специалистов по физической культуре и спорту и личную значимость. На рынке труда специалисты олицетворяют предложение и являются «продавцами» профессиональных знаний, умений, навыков, конкурируя между собой за рабочие места (Л.М.Митина, Д.В.Чернилевский и др.). Конкурентоспособность представляет собой интегративную характеристику личности специалиста, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги (востребованность) (С.Я.Батышев, Н.В.Борисова, С.А.Потачев, С.Н.Широбоков и др.).

Глубокие структурные изменения на рынке труда привели к существенному снижению спроса на молодых специалистов, что актуализирует проблему развития их конкурентоспособности в период профессиональной подготовки. Становление конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки является условием и фактором их профессиональной и жизненной успешности в дальнейшем.

Для того, чтобы конкурентоспособность молодых специалистов можно было рассматривать как цель и ожидаемый результат профессионального физкультурно–спортивного образования, необходимо иметь четкое, непротиворечивое представление о сущности данного качества, его содержании, критериях, параметрах оценки. Только в этом случае появляется возможность организации конкуренторазвивающего образовательного процесса в вузе.

Конкурентоспособность представляет собой интегративную характеристику личности специалиста, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги (востребованность); она определяется качеством личности специалиста и качеством его профессиональной деятельности. Ее уровень зависит от степени соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям (С.Я.Батышев, Н.В.Борисова, С.А.Потачев, С.Н.Широбоков и др.).

Сущность конкурентоспособности определена, прежде всего, исходя из ее экономической этимологии; но сегодня активно осуществляется экстраполяция понятия в педагогику и психологию. В этом аспекте важной задачей является определение взаимосвязей между экономическими характеристиками, внутренними личностными факторами и образовательными условиями развития конкурентоспособности будущих специалистов.

До сих пор отсутствует однозначное представление о структуре и содержании конкурентоспособности специалистов – как в целом, так и относительно представителей разных профессий. В последние годы осуществлено множество контекстных философских, социологических, педагогических и психологических исследований, в которых, преимущественно, освещаются частные вопросы, прямо либо косвенно связанные с конкурентоспособностью личности (карьера, профессиональный успех, конкурентоспособность отдельных групп специалистов и т.д.). Отсутствует также целостное представление о внутренних детерминантах конкурентоспособности, о связи разнообразных личностных качеств и рыночных требований к специалисту. Все это в равной степени справедливо и для специалистов по физической культуре и спорту.

Образование обязано гибко и мобильно реагировать на запросы социума относительно целей, содержания и результатов профессиональной подготовки специалистов. Учитывая, что ведущим (концептуальным) требованием общества и государства к высшей школе является подготовка конкурентоспособных специалистов, необходима коррекция целей и содержания образования в соответствии с данным запросом. Для эффективного осуществления такой коррекции, необходимо в первую очередь дать теоретическую, методологическую, структурно–содержательную характеристику формируемого качества, определить его место среди категориального аппарата педагогики, взаимосвязь с различными психолого–педагогическими феноменами.


^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


1.1. Конкурентоспособность специалиста по физической культуре и спорту как фактор повышения конкурентоспособности сферы «Физическая культура и спорт»


Физическая культура и спорт – важнейшая сфера народного хозяйства, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в двигательной активности, хорошем самочувствии, сохранении и повышении работоспособности, физическом, психическом и социальном здоровье (М.Я.Виленский, Ю.Ф.Курамшин, В.Н.Курысь, Н.Х.Хакунов и др.). Основной целью и конечным результатом функционирования данной сферы является всесторонне и гармонично развитая личность, способная приносить пользу обществу благодаря долголетней эффективной профессиональной и личной жизнедеятельности (Ю.Ф.Курамшин, А.М.Максименко и др.). Именно поэтому функционирование, развитие, совершенствование сферы физической культуры и спорта всегда оказывались под пристальным вниманием государства, и сегодня являются важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации.

Сегодня физическая культура и спорт, как и все народное хозяйство страны, оказались в новых условиях. Переход к рыночной экономике поставил перед отраслью новые задачи, от решения которых зависит не только ее прогрессивное развитие, но и выживание: самостоятельный поиск дополнительных источников финансирования, расширение потребительского рынка, переориентация организаций с использования, преимущественно, административного ресурса управления развитием производственных структур на внедрение механизмов менеджмента и маркетинга и т.д. Решение новых задач требует инновационных подходов, механизмов, установок, как от представителей власти, органов управления физической культурой и спортом, так и от рядовых специалистов, работников физкультурно–спортивных организаций.

Серьезное отношение государства к физической культуре и спорту, к проблемам ее развития объясняется важнейшей социальной миссией, возложенной на данную сферу. Реализуя общие и специфические функции, физическая культура обеспечивает прогрессивное развитие личности и общества [234], повышение качества населения [492]. П.А.Рожков, находясь в должности Председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, отмечал: «Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения» [364]. Вследствие этого забота о развитии физической культуры и спорта в России вновь стала одной из важнейших, ключевых составляющих социальной политики государства.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» цели Программы обосновываются приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации следующим образом: «Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существеннымфактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина…Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры» [529].

Задачи, которые на протяжении последних десятилетий государство ставит перед сферой физической культуры и спорта, решаются не вполне эффективно. Целенаправленное развитие отрасли в соответствии с определенными государством целями и принципами также тормозится, о чем свидетельствует, в частности, то, что идентичные задачи и проблемы развития физической культуры и спорта (совершенствование материально–технической базы, совершенствование механизмов финансирования, повышение массовости физической культуры и спорта и т.д.) последовательно отражаются во всех соответствующих государственных Концепциях, Программах, Стратегиях.

При этом среди факторов, тормозящих реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, кадровые проблемы либо не указываются, либо отмечаются их частные случаи. Так, в той же целевой Программе [529] в данном контексте указано только недостаточно количество квалифицированных тренерских кадров. Хотя справиться с остальными проблемами (недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой, утрата традиций российского спорта высших достижений, отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом и др.) без реформирования системы обеспечения отрасли трудовыми ресурсами невозможно. Тем не менее, в данном – важнейшем – документе, определяющем конкретные способы и механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, среди приоритетных направлений не называется реконструкция или совершенствование системы воспроизводства физкультурно–спортивных кадров, пересмотр целевых и содержательных ориентиров профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Более того, здесь же отмечается: «Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов… На государственном уровне принимались меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Имеется ряд законов и нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, их реализация не принесла должных результатов» [529]. Очевидно, что если существует нормативно–правовая основа деятельности, увеличивается бюджетное финансирование, определены механизмы привлечения и использования внебюджетных источников финансирования и т.д., но все эти меры не приносят желаемых результатов, следует обратить внимание на тех, кто, собственно, должен использовать предоставленные государством возможности. Однако, в планируемых мерах по обеспечению решения стоящих перед отраслью задач решение кадровых вопросов не включено в разряд приоритетных. Поставленные задачи по достижению стратегической цели связаны с мотивационно–пропагандистской работой (разработка и реализация программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни), с материально–техническим обеспечением отраслевой деятельности (развитие инфраструктуры массового спорта как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, развитие материально-технической базы спорта высших достижений), социальными гарантиями граждан (обеспечение доступности занятий спортом для различных категорий граждан, в том числе разработка и применение механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан) и т.д. Кадровый аспект затронут лишь в разделе показателей эффективности реализации Программы: количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности рассматривается как показатель для контроля промежуточных и конечных результатов реализации Программы по направлению «Массовый спорт» [529].

Интересно отметить, что в Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, (действовавшей до 2005 года) совершенствование системы подготовки кадров рассматривалось в контексте решения вопросов развития физической культуры и спорта, формирования у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижения спортивных побед на международной арене [206]. Отмечалась необходимость обеспечения подготовки специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности, а также расширения спектра специальностей среднего и высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка работников сферы физической культуры и спорта. Учитывая отмеченную впоследствии в Программе низкую эффективность государственных мер по развитию физической культуры и спорту в России, не ясно, почему в программе, содержащей перечень конкретных мероприятий, призванных улучшить существующее положение, недооценивается значение обеспечения отрасли качественными трудовыми ресурсами и решения проблем их профессиональной подготовки.

В разработанной и принятой в 2009 году Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года совершенствование трудовых ресурсов обозначено как одно из направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, приведены конкретные меры по «развитию … кадрового … обеспечения физкультурно–спортивной деятельности», которые перекликаются с аналогичными задачами, поставленными в закончившей действие Концепции. В документе, в частности, отмечается: «Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:

– сформировать государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта;

– совершенствовать перечень специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта;

– оптимизировать структуру сети образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания современных университетских комплексов;

– совершенствовать систему повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;…

– сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;…» [419].

Очевидно, что ни в период действия Концепции (до 2005 года), ни в период по 2009 года (действие Программы до момента принятия Стратегии) вопросы полноценного кадрового обеспечения физической культуры и спорта решены не были. Очевидно также, что государственный заказ на подготовку специалистов по физической культуре и спорту должен исходить из потребностей отрасли как в количественном, так и, что особенно важно, в качественном отношениях.

Можно предположить, что нерешенность проблем качественной подготовки современных работников серьезно тормозит развитие сферы физической культуры и спорта, не позволяет эффективно решать финансовые, материально–технические и технологические проблемы. Этим, отчасти, и объясняется отмеченный президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым парадокс: «ресурсы для развития спорта есть, но они используются неэффективно» [366]. То есть, как отметил в 2007 году В.В.Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, «У нас деньги теперь есть и вроде ума не надо», – и добавил: «Нет, надо!» [367].

О проблемности ситуации кадрового обеспечения физической культуры и спорту прямо либо косвенно свидетельствует содержание выступлений ряда государственных деятелей, ответственных за реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта.

Выступая на расширенном заседании Коллегии Департамента физической культуры и спорта города Москвы по вопросу «Об итогах работы отрасли физической культуры и спорта в 2008 году и задачах на 2009 год», министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко отметил, что, несмотря на улучшение многих показателей по сравнению с 2002 годом, радикальных перемен, серьезных достижений, связанных с усилением роли физической культуры и спорта в решении социально–экономических задач страны, не наблюдается. Он перечислил ряд действий, призванных улучшить существующее положение, в том числе – разработку «системы мер, направленных на подготовку высококвалифицированных тренеров, инструкторов и преподавателей физической культуры» [285].

На расширенном заседании Президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год в сфере физической культуры и спорта (8 апреля 2009 года) заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Геннадий Алешин охарактеризовал достижения, недоработки, проблемы и связанные с ними задачи развития физической культуры и спорта на предстоящий период. В качестве проблемной области физической культуры и спорта он назвал уровень спортивных результатов в спорте высших достижений и отметил: «Результаты Игр в Пекине показали, что увеличение материального обеспечения, улучшение условий подготовки не всегда способствует успешному выступлению спортсменов». Решение обозначенных проблем заместитель министра связал, в том числе, с совершенствованием кадрового потенциала большого спорта, поскольку «в отрасли испытывается серьезный голод квалифицированных специалистов, в том числе управленческих кадров… С кадровой проблемой сталкиваются, как органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, так и общественные организации». А в качестве резюме было заявлено: «Необходимо активно внедрять в образовательный процесс современные средства и методы обучения с целью повышения конкурентоспособности нашего образования в международном сообществе. Образовательные учреждения должны содействовать формированию и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта» [90].

Анализируя состояние, проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России, М.М.Эбзеев обосновывает качественную подготовку специалистов по физической культуре и спорту как важнейшую отраслевую задачу, самостоятельное стратегическое направление развития отрасли «физическая культура» [530]. На наш взгляд, эта задача соответствует букве и духу действующей в настоящее время Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года и является первоочередной; ее решение обусловит возможность решения подавляющего большинства стоящих перед отраслью задач и, тем самым, обеспечит реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта.

Особая роль кадрового потенциала в развитии сферы физической культуры и спорта обусловлена особенностями процесса и содержания профессиональной физкультурно–спортивной деятельности и сущностными характеристиками отраслевого продукта.

Реализация сферой физической культуры и спорта специфических функций осуществляется посредством производства особого нематериального продукта – физкультурно–спортивных услуг оздоровительного, образовательного, рекреационного, зрелищного характера. Высокое качество и разнообразие произведенных услуг, с одной стороны, и активное потребление этих услуг населением, с другой, способствуют повышению уровня здоровья населения, эффективности профессионального труда во всех отраслях экономики, оздоровлению морального климата в обществе, повышению общей культуры граждан (В.И.Жолдак, М.И.Золотов, В.А.Квартальнов, В.И.Кожин, В.В.Кузин, Ю.Ф.Курамшин, Н.Х.Хакунов, М.М.Эбзеев и др.). С ассортиментом услуг, уровнем обслуживания, популяризацией физкультурно–спортивных услуг среди населения, привлечением потребителей в организации связаны сегодня серьезные проблемы, существенно сдерживающие развитие сферы физической культуры и спорта.

Одним из естественных следствий гуманизации общественных отношений является то, что сегодня граждане вольны самостоятельно выбирать и режим двигательной активности, и ее формы (за исключением обязательных занятий физической культурой в учреждениях общего и профессионального образования). «Если в советское время эта социальная сфера /физическая культура и спорт/ имела жесткое государственное регулирование и контроль, что обеспечивало СССР лидирующие позиции в физическом воспитании граждан и в спорте высших достижений, то за годы реформ она, по сути дела, была брошена на произвол судьбы. Достаточно сказать, что за это время было несколько реорганизаций высших органов, отвечающих за развитие сферы, и сменилось шесть руководителей федерального органа управления» [364].

В советский период развитие массовой физической культуры и спорта во многом детерминировалось из–вне, со стороны государства – путем введения норм ГТО, использования административного ресурса при формировании контингента занимающихся в организациях и на предприятиях. Таким образом, самой сфере физической культуры и спорта не было необходимости заботиться о расширении рынка потребителей физкультурно–спортивных услуг, по меньшей мере, услуг рекреационного характера. Общая политика страны, идеологические основы ее жизни подразумевали, в том числе, активное и целенаправленное вовлечение детей и юношества в спортивную деятельность, то есть, учреждения дополнительного образования в области физической культуры и спорта (ДЮСШ, СДЮШОР) также не испытывали серьезных трудностей с комплектованием контингента занимающихся. Следствием функционирования командно–административной системы государственной власти было то, что управление организациями и предприятиями отрасли заключалось, по существу, в обеспечении исполнения нисходящих приказов, распоряжений, директив; оно, по большому счету, не предполагало поиск средств, методов, путей развития производственных структур и финансирования их деятельности.

«С развитием рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта наблюдается рост конкурентной борьбы, требующий привлечения значительного объема финансовых ресурсов с целью развития отрасли и предоставления населению конкурентоспособных физкультурно-оздоровительных услуг. Переход к новым формам собственности и производственных отношений вызвал сокращение возможностей государственных социальных гарантий и отразился на состоянии всего физкультурно-оздоровительного комплекса» [511, с.3]. Сегодня физкультурно–спортивные организации обязаны активно использовать внутренние резервы (управленческий, кадровый, ресурсный потенциал) как для производства качественных услуг в широком ассортименте, так и для продвижения этих услуг, для привлечения населения к их потреблению. Это вопрос не только развития организаций и предприятий физической культуры и спорта, но и выживания всей отрасли. Заметим, что нормативные основы для повышения управленческо–экономической самостоятельности и инновационности физкультурно–спортивных организаций в государстве созданы. «В условиях демократизации страны общественные физкультурно-спортивные организации имеют возможность более активно участвовать в процессе широкого привлечения к физической культуре и спорту всех слоев населения. Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое количество волонтеров» [364].

Демократизация государственного управления в России, формирование свободного рынка привели к возникновению конкуренции во всех сферах жизнедеятельности общества. Современный этап экономического развития России, (как и мирового сообщества), характеризуется ужесточением конкуренции между различными производителями за интерес потребителей к своей продукции, что особенно ярко проявляется в сфере производства социально–культурных услуг.

Социально–культурные услуги предназначены для удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, в том числе, путем организации их досуга (В.И.Жолдак, М.И.Золотов, В.В.Кузин и др.). В процессе эволюции человечество открыло огромное количество разнообразных способов удовлетворения указанных потребностей (З.Л.Завадская, М.М.Эбзеев и др.). В связи с этим конкурентами физкультурно–спортивных организаций в борьбе за потребительский спрос являются предприятия и организации шоу–бизнеса и игорного бизнеса, производители компьютеров и информационных технологий, средства массовой информации (прежде всего, телевидение), а также многочисленные кафе, бары, рестораны и т.д. При этом работники указанных сфер, в которых изначально присутствовали конкурентные отношения, достаточно подготовлены к ведению конкурентной борьбы, к активному продвижению своих услуг на потребительский рынок, чего нельзя сказать о специалистах по физической культуре и спорту. Целевые ориентиры, установки, которые формируются у специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки, – это, своего рода, «отголоски» социалистического периода развития нашей страны, они не способствуют становлению у специалистов готовности и способности эффективно действовать в условиях конкуренции.

Кроме того, коммерциализация сферы физической культуры и спорта, приведшая к производству, преимущественно, платных услуг – зачастую, весьма дорогостоящих, стала причиной того, что многие «среднестатистические» россияне не в состоянии тратить и без того не большие средства на занятия физической культурой в свободное время, поэтому отдают предпочтение менее обременительным в финансовом отношении телевидению, компьютерным играм и т.п. Учитывая, что все большую долю в финансировании физической культуры начинают занимать внебюджетные источники (личные средства граждан, средства спонсоров), для «выживания» и развития отрасли в новых условиях, необходимо, чтобы работники были готовы к активной экономической, управленческой, маркетинговой деятельности, направленной, в конечном счете, на привлечение дополнительных средств в свою организацию.

Потребление физкультурно–спортивных услуг осуществляется гражданами в свободное время и в соответствии с их интересами и предпочтениями. Современные исследователи отмечают, что в настоящее время кризисные явления затронули не только финансовые и материально–технические аспекты функционирования физической культуры и спорта, но и ценностно–ориентационные аспекты общественного мировоззрения, «отвечающие» за физкультурно–спортивную активность граждан. Не смотря на серьезные меры, которые предпринимает российское правительство, здоровый образ жизни граждан, целесообразное проведение ими досуга, массовость физической культуры и спорта – скорее, отдаленные перспективы, нежели объективная реальность. Как отмечает Н.Х.Хакунов, сегодня «как никогда прежде обостряется необходимость массированных социальных акций по ускорению развития физической культуры. Одна из причин тому – возрастающий дефицит двигательной активности…современного человека, обусловленная машинизацией, автоматизацией, кибернетизацией производства и демобилизующими обстоятельствами внепроизводственной жизни» [492, с.9].

Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей физической культуры и спорта как социальной сферы следует признать формирование у населения мотивации к потреблению производимых услуг, заинтересованного отношения к организациям, предлагающим разнообразные занятия физической культурой и спортом в качестве содержания дополнительного образования или способа организации досуга – путем активного продвижения физкультурно–спортивных услуг на потребительский рынок.

В соответствии с теми социальными функциями, которые реализует физическая культура и спорт, а также с целями и задачами, поставленными государством перед данной сферой, можно утверждать, что усиление действенности физической культуры в современном обществе означает рост социального влияния данной сферы, повышение ее значения в жизни общества. Это предполагает: эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении нации путем становления престижности здорового образа жизни, в повышении общей культуры и профессиональной работоспособности граждан, в воспитании молодежи; совершенствование физкультурно–спортивной инфраструктуры; модернизацию образования в области физической культуры и спорта; возрождение конкурентоспособности российского спорта высших достижений. То есть, можно сказать, что стратегической целью развития физической культуры является усиление ее действенности в современном обществе.

Это, в свою очередь, актуализирует проблему подготовки современных квалифицированных кадров для сферы физической культуры и спорта, способных эффективно решать новые для отрасли задачи.

Обеспеченность качественными ресурсами, их полноценное целесообразное использование – важнейшее условие эффективности функционирования любой организации, предприятия, отрасли [270, 335, 385, 446, 531 и др.]. При этом кадровые (трудовые) ресурсы являются тем элементом системы ресурсного обеспечения, от качества которого зависит качество и характер использования остальных видов ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.), и, следовательно, достижение тактических и стратегических целей деятельности организации.

В настоящее время физическая культура явно «проигрывает» другим сферам в борьбе за привлечение потребителей, о чем свидетельствует чрезвычайно низкое количество россиян, занимающихся физической культурой и спортом (М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева, В.А.Петьков, П.А.Рожков, Н.Х.Хакунов и др.). Во многом это связано с традиционными установками профессионального образования в области физической культуры и спорта. Подавляющее большинство работников отрасли – специалисты с педагогическим образованием. Будучи достаточно квалифицированными, они, в силу сложившихся стереотипов педагогической модели физической культуры и спорта, не готовы к эффективной организационно–управленческой и экономической деятельности, необходимой для достижения успеха в условиях коммерциализации отрасли. В условиях существующего профессионального образования у них формируются ориентации на работу с четко обозначенным кругом функциональных обязанностей, с широким использованием традиционных форм организации деятельности, стабильным доходом и пр. [270]. При этом деятельность в условиях свободного рынка с присущими ему конкурентными отношениями требует от специалистов «быстрой реакции на изменение спроса на различные физкультурно–спортивные услуги; высокой мобильности и готовности к адаптации, способности оперативно изменять содержание предлагаемых физкультурно–оздоровительных и спортивных программ, форм доведения их до потребителей; склонности к поиску новых ниш для расширения профессиональной деятельности;… готовности к неопределенности и непостоянству в содержании труда, … а также заработной платы и др.» [270, с.56].

Повышение конкурентоспособности сферы физической культуры и спорта на рынке социально–культурных услуг связано с повышением конкурентоспособности составляющих ее организаций и предприятий. Конкурентоспособность и, следовательно, потенциальные конкурентные преимущества предприятий, организаций и учреждений сферы услуг физической культуры и спорта определяются эффективностью совместной деятельности персонала и ресурсными преимуществами [530].

Качество трудовых ресурсов, конкурентоспособность работников относится к числу важнейших факторов конкурентоспособности организаций. Об этом свидетельствуют результаты экономических и экономико–социологических исследований (И.А.Войцеховской, Е.А.Галузо, И.Н.Герчиковой, Л.А.Емельяновой, Р.А.Фатхутдинова, В.Н.Шувалова и др.). В частности, Е.А.Галузо отмечает: «Одним из главных источников повышения конкурентоспособности российских компаний является развитие конкурентоспособности персонала как ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении компании» [99, с.3]. Л.А.Емельянова также указывает на то, что конкурентоспособность организации находится в неразрывной связи с конкурентоспособностью персонала (руководителей, специалистов, рабочих) [146]; В.Н.Шувалов обосновывает конкурентоспособность работников как основу интеллектуально-креативных ресурсов конкурентоспособности предпринимательской структуры [527].

И.А. Войцеховская к источникам конкурентных преимуществ высокого ранга относит, наряду с новыми технологиями и сильным менеджментом, квалифицированный персонал. Инновации, как фактор сохранения конкурентных преимуществ, позволяют, по утверждению ученого, переходить к реализации преимуществ более высокого ранга, в частности, от использования дешевой рабочей силы к более рациональному и эффективному использованию трудового потенциала организации [92]. Связано это, прежде всего, с грамотным подбором и расстановкой кадров; причем организации должны иметь возможность выбирать (из достаточно большого числа квалифицированных специалистов) лучших с точки зрения соответствия внутренним требованиям, должностным обязанностям, политике фирмы и т.д.

Таким образом, конкурентоспособность специалистов является важнейшим ресурсом развития конкурентоспособности физкультурно–спортивных организаций и всей сферы в целом. А эффективное управление трудовыми ресурсами организации должно начинаться с введения инноваций в систему подготовки квалифицированных работников – в систему профессионального образования.

Сущность конкурентной борьбы обусловливает тот факт, что для достижения успеха, победы ее участники вынуждены повышать свой профессионализм, качество труда, что, в свою очередь, способствует существенному повышению конкурентоспособности организаций.

Особенности конкурентной борьбы, в которой участвует сфера физической культуры и спорта, определяют и характер конкуренции между работниками. За интерес, свободное время и средства потребителей они состязаются друг с другом в рамках производства сходных услуг (видовая конкуренция между сотрудниками ДЮСШ, СДЮШОР, в которых культивируется один и тот же вид спорта и т.п.), с сотрудниками организаций, производящих разнотипные физкультурно–спортивные услуги (функциональная конкуренция между работниками фитнес–центра, туристического клуба, тренажерного зала и т.п.) [530], а также с работниками других отраслей сферы производства социально–культурных услуг (конкуренция между работниками физкультурно–спортивных организаций и предприятий игорного бизнеса и т.п.). Это предъявляет особые требования к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, заключающиеся в формировании и развитии их конкурентоспособности.

Кадровое обеспечение физкультурно–спортивной деятельности определяется сегодня как важнейшее направление и первоочередная задача государственной стратегии развития физической культуры, одно из ведущих условий повышения эффективности ее функционирования. Подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта в Концепции развития физической культуры и спорта в России представлены как отдельное направление государственной политики в области физической культуры и спорта. Полноценное кадровое обеспечение физкультурно–спортивной деятельности в условиях рыночной экономики обосновывается М.М.Эбзеевым как условие повышения эффективности управления отраслью [530]. Автор справедливо отмечает, что потенциальные конкурентные преимущества сферы физической культуры и спорта обеспечиваются высокой степенью подготовленности работников, их конкурентоспособностью, а подготовка специалистов, соответствующих современным требованиям деятельности в условиях рыночных отношений, относится к числу стратегических задач развития данной сферы. Поскольку важнейшей отличительной чертой свободного рынка является конкурентный характер общественно–производственных отношений, то задача качественной подготовки работников сферы физической культуры и спорта может быть сформулирована как задача подготовки конкурентоспособных специалистов.

Воспроизводство трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта – задача профессионального физкультурно–спортивного образования. Качественное решение данной задачи сдерживается неготовностью образовательной системы полноценно удовлетворять потребность государства в подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы физической культуры и спорта (С.А.Кореневский, В.Г.Левченко, И.М.Скитяева, В.А.Сургучев, М.М.Эбзеев и др.).

Эффективность образования проявляется через выполняемые им социальные функции, что, в контексте нашего исследования, означает подготовку конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту. Сфера физической культуры и спорта, общество в целом испытывают постоянную потребность в квалифицированных, конкурентоспособных работниках различного профиля, тогда как не вполне адаптировавшаяся к новым условиям система образования не способна полноценно удовлетворить данную потребность. Причем мы согласны с мнением Т.Э.Кругловой и В.Б.Мяконькова о том, что одной из причин не вполне эффективного решения системой профессионального физкультурно–спортивного образования задачи подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, является неопределенность социального заказа со стороны сферы физической культуры и спорта относительно количества, качества и уровня подготовки [287].

Таким образом, реформирование содержания профессионального образования в области физической культуры и спорта, обеспечение подготовки в его рамках конкурентоспособных специалистов – актуальная задача, решение которой будет способствовать развитию физической культуры и спорта как социальной сферы.

Анализ нормативно–правовых актов, официальных выступлений представителей правительства РФ, в том числе, органов управления ФК и С, в которых определяются цели и содержание государственной политики в области физической культуры и спорта (стратегические задачи, направления, меры по развитию физической культуры и спорта, существующие в данной сфере проблемы и варианты их решения, необходимые ресурсы) позволил выделить ряд условий, реализация которых обеспечит развитие сферы физической культуры и спорта в России.

1. Организационно–управленческие условия: – организация системы управления развитием физической культурой и спортом и обеспечение эффективного взаимодействия управленческих структур разных уровней; – оптимизация структуры и содержания системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту, в том числе, научных кадров; – создание системы популяризации физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни.

2. Финансово–экономические: – возрождение физкультурно–спортивной промышленности; – разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и частно-государственного партнерства в сфере физической культуры и спорта; – совершенствование системы бюджетного и внебюджетного финансирования физической культуры и спорта.

3. Материально–технические: – расширение и модернизация сети физкультурно–оздоровительных комплексов, физкультурно–спортивных клубов, спортивных команд в образовательных учреждениях и по месту жительства; – улучшение оснащения физкультурно–спортивных организаций спортивным инвентарем и оборудованием и повышение эффективности их использования.

4. Образовательно–информационные: – модернизация системы физического воспитания различных категорий населения (разработка параметров двигательной активности, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, использование инновационных технологий в физическом воспитании населения); – развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва, студенческого спорта, спорта высших достижений; – модернизация системы подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры и спорта; – совершенствование информационно–пропагандисткой деятельности по пропаганде нравственных ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни, оказанию информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом; – разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению.

Ведущим фактором эффективной реализации указанных условий развития физической культуры и спорта является, по нашему мнению, полноценное использование кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта, а именно, – усиление конкурентоспособности физкультурно–спортивных организации посредством развития/формирования конкурентоспособности специалистов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru