Рабочая программа по литературе 5А, 5Б, 5В 2012-2013 уч г. Пояснительная запискА



Скачать 427.47 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе 5А, 5Б, 5В 2012-2013 уч г. Пояснительная запискА
страница1/3
Дата19.04.2013
Размер427.47 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3
1. /Рабочие программы/Рабочая программа по литературе 5А, 5Б, 5В.docx
2. /Рабочие программы/Рабочая программа по литературе 5Г, 5Д.doc
3. /Рабочие программы/Рабочая программа по литературе 5Е.doc
4. /Рабочие программы/Рабочая программа по русскому языку 5А, 5Б, 5В.docx
5. /Рабочие программы/Рабочая программа по русскому языку 5Г, 5Д.doc
6. /Рабочие программы/Рабочая программа по русскому языку 5Е.doc
Рабочая программа по литературе 5А, 5Б, 5В 2012-2013 уч г. Пояснительная запискА
Рабочая программа по литературе 5Г, 5Д
Рабочая программа по литературе 5Е
Рабочая программа по русскому языку 5А, 5Б, 5В
Рабочая программа по русскому языку 5Г, 5Д
Рабочая программа по русскому языку 5Е



«Согласовано»

на заседании кафедры

«30» ноября 2012г.


Рабочая программа

по литературе

5А, 5Б, 5В


2012-2013 уч.г.


Пояснительная запискА

Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений и учебника «Литература». 5 класс. В 2 частях. (Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова).– М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.


Программно-методическое обеспечение:

Литература. 5 класс. Методические рекомендации. Под редакцией проф. Б.А. Ланина;

Литература. 5 класс: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. (Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова). - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.


Программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе литература содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Цели обучения русской литературе в 5 классе:

-Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Требования к результатам изучение предмета «Литература» в 5 классе основной школы.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и

познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты по литературе в этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Учащиеся 5 класса должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся 5 класса должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни;

  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

  • Уметь пользоваться интернет - ресурсами:

-обзор сайтов;

-поиск художественных текстов, иллюстраций;

-создание тематических презентаций и коллективных проектов;

-публикация собственных произведений на тематических сайтах.


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455ч. Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел

Часы

Введение

1

Повторение

1

Раздел «Истоки литературы. Фольклор»

9

Раздел «Басня»

6

Раздел «Литературная сказка»

37

Раздел «От сказки - к фантастике»

1

Раздел «Среди ровесников»

37

Раздел «Наедине с поэтом»

11

Уроки повторения и обобщения

2

Итого

105



ПЯТЫЙ КЛАСС

Введение (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


Повторение (1ч.)

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


Раздел «Истоки литературы. Фольклор» (9ч.)

Понятие о сказке и её особенностях.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

Сказка «Царевна-лягушка». Сказка «Василиса Прекрасная». Язык сказок. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Интерпретации сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Теория литературы.

Сказка. Сюжет. Фабула. Сравнение. Метафора. Пословица. Поговорка. Загадка. Олицетворение. Зачин. Концовка.


Раздел «Басня» (6ч).

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Демьянова уха», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Мораль. Комическое. Юмор.

Раздел «Литературная сказка» (37ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне»- поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. А.С. Пушкина.

Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение. Чтение фрагментов поэмы наизусть. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном. Образ Людмилы. Встреча витязя с живой головой. Финал поэмы.

Анализ текста и выразительное чтение. Составление характеристики героя, написание и редактирование работ.

Теория литературы. Художественный вымысел. Поэма и сказка.


Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец» Композиция сказа. Образ Синюшки. Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл

заглавия сказа. обсуждение сказов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Сказка-быль «Солдат и царица». «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виталий Георгиевич Губарев. Краткий рассказ о писателе. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал».


Раздел «От сказки - к фантастике» (1ч)


Евгений Львович Шварц. Краткий рассказ о писателе. «Сказка о потерянном времени».


Раздел «Среди ровесников» (35ч.)


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Сергей Петрович Алексеев. Краткий рассказ о писателе. Повесть «История крепостного мальчика». Понятие жанра исторической повести. Крепостное право и дети. Образ Митьки. Человеческое достоинство и гордость. О подвиге и героизме. Образ Суворова.

Теория литературы. Эпические жанры (развитие представлений). Понятие жанра исторической повести. Достоверность и вымысел.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Повесть «Слепой музыкант». Образ Петруся, Эвелины. Влияние природы и искусства на формирование внутреннего мира человека.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Рассказ «Детвора», «Мальчики». Образы детей: Володи Королев и господин Чечевицына. Описание характеров героев через портрет.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. Роман «Лето Господне». Глава «Чистый понедельник».


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Лев Абрамович Кассиль. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Повесть «Кондуит и Швамбрания». Мир мечты и реальности. О приключениях двух рыцарей Лёльки и Оськи в поисках справедливости.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Мустай Карим. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Радость нашего дома». Ямиль и Оксана.

Юрий Павлович Казакова. Рассказ «Тихое утро». Формирование внутреннего мира героев, нравственных качеств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание, сопереживание.

Урок внеклассного чтения:

Владислав Петрович Крапивин. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Оранжевый портрет с крапинками».

Фазиль Искандер. Рассказ «Мальчик и война». Афористичность языка автора.

Теория литературы. Авторская оценка (начальные представления).

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Раздел «Наедине с поэтом» (11ч.)


А. С. Пушкин. «Зимний вечер». «Зимнее утро». Лирика. Стих .Ритм. Рифма.

Лирика XIX века: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фет Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лирика XX века: С.А. Есенин «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

О.Э. Мандельштам, Н.А. Заболоцкий, Б.Л. Пастернак Н.М. Рубцов

Урок внеклассного чтения: вечер поэзии «Пейзажная лирика».


Уроки повторения и обобщения (2ч.)


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru