Рабочая программа по дисциплине «Информационные ресурсы юридических исследований» научной специальности «12. 00. 01- теория и история государства и права; история учений о праве»



Скачать 178.96 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Информационные ресурсы юридических исследований» научной специальности «12. 00. 01- теория и история государства и права; история учений о праве»
Дата22.07.2013
Размер178.96 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет
имени Ф.М. Достоевского

Кафедра «Теория и история государства и права»






УТВЕРЖДАЮ




Проректор по учебной работе




________________Т.Ю. Стукен




«____»_______________ 2011г.



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

«Информационные ресурсы юридических исследований»



научной специальности

«12.00.01- теория и история государства и права; история учений о праве»


юридические науки


форма обучения – очная

курс – 2

зачетных единиц – 1

часов в неделю – 2

всего часов – 36

в том числе:

лекции –6

практических занятий - 2

самостоятельная работа –28

аттестация – зачет


Омск 2011

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 12.00.01–теория и история государства и права; история учений о праве, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 12.00.01–теория и история государства и права; история учений о праве и учебным планом ОмГУ имени Ф.М.Достоевского. по основной образовательной программе подготовки аспирантов.

^

Составитель рабочей программы: Ящук Т.Ф., д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права, доцент.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «_____» ________ 2012 года, протокол № _____




Зав. кафедрой (______________)


Рабочая программа утверждена на заседании совета факультета (университета) «_____» ________ 2012 года, протокол № _____


Председатель совета (______________)


Согласовано:

Начальник отдела аспирантуры и докторантуры Конышева Т.Ф.


«___» __________ 2012 г.


^ 1. Цели и задачи дисциплины


Цель преподавания дисциплины: формирование знания о современных информационных ресурсах для их последующего использования в юридических исследованиях.

Задачи изучения дисциплины:

- Приобретение знаний о понятии, объеме и видах информационных ресурсов юридического содержания;

- Овладение приемами работы в информационных поисковых, библиотечных и иных системах.

- Изучение правил использования выявленных материалов в диссертационном исследовании.

- Презентация полученных научных результатов в печатаных и электронных изданиях


^ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы послевузовского профессионального образования (ОП ППО)


Дисциплина изучается аспиратами 2-го года, когда утверждены темы кандидатских диссертаций, определено поле научного поиска. В результате изучения таких дисциплин, как «История и философия науки» и «Иностранный язык» обеспечена основа для проведения диссертационного исследования на должном уровне. К началу 2-го курса аспирант обладает базовыми представлениями о состоянии юридической литературы и нормативно-правовой основе, необходимой для выполнения собственного научного исследования. Изучение дисциплины хронологически совмещено с подготовкой и сдачей к кандидатским экзаменам, что позволяет аспирантам практически применить приобретенные навыки.

Изучение дисциплины развивает навыки работы в ИПС (Консультант, Гарант, Кодекс), умения использовать информационные правовые ресурсы в практической и исследовательской работе. Аспирант получает необходимые знания о наличии электронных библиотек и их фондах. Осваивает электронные базы данных юридического содержания (официальные сайты организаций, образовательные платформы и др.). Приобретает компетенции, необходимые для работы с архивными материалами и другими документами, используемые в диссертационном исследовании.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины


Аспирант должен знать: основные электронные базы данных юридического содержания, библиотечные системы, формы систематизации и катологизации информационных материалов;

Аспирант должен уметь: находить необходимый для исследования материал, осуществлять выборку в соответствии с целями исследования;

Аспирант должен владеть: навыками верификации выявленных материалов, оценки репрезентативности и анализа, включения в текст диссертационного исследования, иных научных сочинений.

Аспирант должен владеть навыками написания и оформления основных видов научных результатов ( докладов, тезисов, статей, диссертации и т.д.).


4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий





мо-ду-

ля



неде-ли

№ те-мы


Наименование

Темы



Часы

















Всего

Лек-ции

Лабораторные

Прак-тичес-кие


СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2-й курс

1.




1

Понятие информационных ресурсов и их виды

4

2







2







2

Библиотечные ресурсы и их виды


4

2







2







3

Электронные библиотеки: правила доступа

4










4







4

Работа в электронной библиотеке

4










4

2.




5

ИПС, официальные сайты организаций

4










4







6

Материалы социологических исследований

4










4







7

Архивные материалы:

4










4

3.




8

Особенности использования эмпирических источников в теоретико-правовых и историко-правовых исследованиях

4

2







2

4.




9

Презентация полученных научных результатов: публикация, размещение в сети и др.

4







2

2

Всего

36

6




2

28


^ 5. Содержание лекционного курса и практических занятий

5.1. Содержание лекционного курса



темы

Всего

часов



лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

1

2

3

4

1.

2.

1.

Понятие информационных ресурсов и их виды

  1. Эволюция понятия информационные ресурсы в XX – начале XXI вв.

  2. Принципы классификации информационных ресурсов.

  3. Основные виды информационных ресурсов, их характеристика.




2.

2.

2.

Библиотечные ресурсы и их виды

  1. Современная библиотечная система.

  2. Характеристика крупнейших национальных библиотек.

  3. Каталоги библиотек.

  4. Принципы и правила работы в электронных и иных каталогах.

8.

2.

3.

Особенности использования эмпирических источников в теоретико-правовых и историко-правовых исследованиях

  1. Цели использования эмпирических источников.

  2. Внешняя критика источника и ее отражение в диссертационном исследовании.

  3. Правила корректного цитирования.


^ 5.2. Содержание практического занятия



темы

Всего

часов



занятия

Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

1

2

3

4

1.

2.

1.

Презентация полученных научных результатов: публикация, размещение в сети и др.

  1. Оформление отдельных видов научных работ.

  2. Правила составления аннотаций, ключевых слов, пристатейных списков литературы и другие требования.

  3. Мониторинг востребованности публикаций. Индексы цитирования.



^ 6. Задания для самостоятельной работы аспирантов




Темы

Всего

Часов

В

опросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

1

2

3

4

1

2

Сформулировать понятие информационных ресурсов.

Выделить основания для классификации информационных ресурсов.

Предложить группировки в рамках классификации.

Бачило И.Л. Информационное право РФ. Учебник для вузов. М., 2011.


2

2

Выявить основные электронные библиотеки.

Составить перечень библиотек, обладающих необходимыми фондами для подготовки диссертационного исследования.


Антокольский А.Б., Макарова Т.С. Данилина Е.А. Правовое и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. М., 2008.

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки. М., 2007.



3

4

Зарегистрироваться в электронных библиотеках.

Ознакомиться с правилами работы в электронной библиотеке.


Сайты библиотек Научная электронная библиотека eLIBRARY. RU, Университетская библиотека-

Onlin, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина


4

4

Изучить каталоги выбранной электронной библиотеки.

Получить доступ к необходимым материалам.



Сайты библиотек Научная электронная библиотека eLIBRARY. RU, Университетская библиотека-

Onlin, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина


5

4

Составить перечень необходимых материалов из ИПС.

Составить перечень официальных сайтовd организаций, материалы которых потребуются при написании диссертационного исследования.

Бачило И.Л. Информационное право РФ. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011. Информационные технологии в юридической деятельнсоти /Под ред. П.У. Кузнецова. М.: 2011.

6

4

Изучить литературу о социологических правовых исследованиях.

Изучить методику проведения социологических исследований.

Выявить материалы социологических исследований, связанные с темой диссертации.


Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. Спб, 2001.

Лапаева В.В. Социология права. М.: Инфра-М, 2011.

Сырых В.М. Социология права: учебник. М.:Юстицинформ, 2012.

7

4

Составить перечень основных государственных архивов.

Изучить сайты основных государственных архивов.

Установить необходимость использования архивных материалов в диссертации.

ФЗ от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

Официальный сайт Федерального архивного агентства: Портал Архивы России.

8

2

Дать классификацию используемых в диссертации источников.

Изучить правила заимствования эмпирических материалов и цитирования научной литературы.

Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2008.

Заимствования и плагиат. Накипь и ржавчинв в науке//Троицкий вариант. 2009. №44.tv-science.ru/2009/12/22/sonin-tabl/

9

2

Изучить основные виды презентации полученных научных результатов.

Ознакомиться с основными типичными требованиями при подготовке отдельных видов научной продукции (докладов, тезисов, статей и т.д.).

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М., 2010

Кожевников В.В. Методология и история права.Ч.I. Омск, 2008.

Ч.II. Омск, 2009.




^ 7. Оценочные средства


Оценочные средства имеют целью выявление приобретенных в результате освоения дисциплины знаний о современных информационных ресурсах юридического содержания и практических навыков по их выявлению и использованию в диссертационном исследовании. Оценка достигнутых результатов обучения происходит на зачете. К зачету предлагаются как вопросы теоретического содержания, так и практические задания. При ответе на теоретический вопрос оценивается полнота и правильность ответа. При оценке практического задания оценивается достигнутый результат, а также правильность алгоритма выполнения.


^ 7. 1. Вопросы к зачету


1.Понятие информационных ресурсов.

2. Виды информационных ресурсов, основания классификации.

3. Библиотечные ресурсы юридического исследования.

4. Основные электронные библиотеки, их характеристика.

5. Классификация источников в диссертационном исследовании.

6. Социологические материалы в юридическом исследовании, их классификацию.

7. Архивные материалы в юридическом исследовании, их классификацию.

8. Материалы официальных сайтов организаций в юридическом исследовании, их классификацию.

9. Правила цитирования в научных исследованиях.

10. Научный доклад: алгоритм подготовки и основные требования.

11. Тезисы доклада: алгоритм подготовки и основные требования.

12. Научная статья: алгоритм подготовки и основные требования.


^ 7. 2. Практические задания к зачету

1.Составить перечень библиотек, обладающих необходимыми фондами для подготовки диссертационного исследования.

2.Составить перечень необходимых материалов из ИПС.

3.Составить перечень официальных сайтов организаций, материалы которых потребуются при написании диссертационного исследования.

4. В предложенных преподавателем научных статьях показать ошибки в оформлении.

5. В предложенных преподавателем научных статьях выявить несоответствия названия, ключевых слов, аннотации, основного содержания, выводов и т д.

6.В предложенных преподавателем научных статьях выявить примеры некорректного цитирования и плагиата.


^ 8. Образовательные технологии

Все аудиторные виды учебных занятий (лекции, практическое занятие, зачет) проводятся в интерактивной форме. На лекциях и практическом занятии обязательно использование электронных средств и обращению в ресурсам интернета. Основная учебная нагрузка выпадает на самостоятельную работу аспиранта, поэтому важно правильно сформулировать ее содержание, цели и результаты. В процессе выполнения заданий самостоятельной работы и подготовки аспиранты имеют возможность получить консультации преподавателя и скорректировать свою учебную деятельность.


^ 9. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

9. 1. Основная литература


Бачило И.Л. Информационное право РФ. Учебник для вузов. М., 2011.

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки. М., 2007.


^ 9. 2. Дополнительная литература


Абрамова К.И. История библиотечного дела в СССР. М., 1980

Антокольский А.Б., Макарова Т.С. Данилина Е.А. Правовое и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. М., 2008.

Асфандиаров Б. Открытые образовательные ресурсы высшей школы и права интеллектуальной собственности // Юрист вуза. 2011. №10.

Ваше право: библиографический путеводитель по юридическим знаниям. М., 2009.

Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. Спб, 2001.

Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. Спб., 2004.

Голева И.С. Интернет как инструмент библиографического поиска. Спб., 2007.

Информационные технологии в юридической деятельности /Под ред. П.У. Кузнецова. М.: Юрайт, 2011.

Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития/ Под общ. Ред. В.В. Григорьева. М., 2010.

Лапаева В.В. Социология права. М., 2011.

Мозолин В.П., Петровичев Ю.В. Информация и право// Журнал российского права. 2004. №8. С.24-29.

Паршукова Г.Б.Методика поиска профессиональной информации. Спб.,2006.

Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии. Спб., 2008.

Погорелова М.А. Конституционное право на информацию // Юрист вуза. 2010. №10.

Понкин И.В. О некоторых проблемах системы защиты диссертаций по праву//// Юрист вуза. 2012. №5.

Управление правами в области цифровой информации: практическое руководство/ под ред. Поля Педли. М., 2008.

Сырых В.М. Социология права: учебник. М., 2012.

Шварцман М.Е. Социальные сети ученых // Университетская книга. 2012. №6.

Электронное чтение в России: опыт исследования// Университетская книга. 2012. Январь-февраль


^ 9. 3. Электронные ресурсы


Сайт Научная электронная библиотека - www.eLIBRARY. RU/

Сайт Университетская библиотека- онлайн, www.biblioclub.ru/

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина www.prib.ru/

Официальный сайт СПС «Гарант»

Официальный сайт СПС «Консультант- Плюс»

Официальный сайт СПС «Кодекс»

Официальный сайт СПС «РЕФЕРЕНТ»

Официальный сайт Федерального архивного агентства: Портал Архивы России.- www rusarchives

Официальный сайт Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ - www.scli.ru/rights/-


Дополнения и изменения в рабочей программе

за ______ / ______ учебный год


В рабочую программу







(наименование дисциплины)

для специальности (тей)







(шифр специальности (тей))

вносятся следующие дополнения и изменения:



Дополнения и изменения внес







(должность, ФИО, подпись)

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании совета факультета

(университета)







(наименование факультета (института))


«___» __________________ 20__ г.


Председатель совета (______________)

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru