Из опыта работы по апробации фгос в рамках образовательного учреждения



Скачать 103.32 Kb.
НазваниеИз опыта работы по апробации фгос в рамках образовательного учреждения
Дата17.07.2013
Размер103.32 Kb.
ТипДокументы
источник

Из опыта работы по апробации ФГОС в рамках образовательного учреждения.

Стандарты второго поколения в начальной школе предполагают, что ребёнок должен не только научиться читать, считать и писать, но и самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность.

«Портрет выпускника начального общего образования»:

-Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

-Владеющий основами умения учиться.

-Любящий родной край и свою страну.

-Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

-Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра.

- Умеющий высказать своё мнение.

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Отличие Стандартов второго поколения от действующей системы:



ФГОС - 2004

ФГОС - 2009

Важен процесс

Важен результат

Обязательный минимум содержания образования

Цели образования как система ключевых задач

Требования к уровню подготовки учащихся в контексте предмета

Развитие:

Личностное,

Социальное, познавательное,

коммуникативное



В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который строится на психологической основе, особой организации учебной деятельности. УМК «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100» реализуют такой подход. Наши педагоги давно работают по данным учебно – методическим комплектам, поэтому имеют преимущество в переходе на новые стандарты.

В мае 2010 года проведено собрание для родителей будущих первоклассников «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения », на котором познакомили родителей с учебно – методическими комплектами, целями и задачами организации пилотной площадки, учебным планом.

До 1 сентября была написана основная образовательная программа школы для 1 класса на основе примерной, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

80% из примерной программы остаётся то, что заложено в примерной программе и только 20% корректирует образовательное учреждение. Мы вносили коррективы в пояснительную записку, дополнили раздел: Информация о школе, в раздел «Программы отдельных предметов» внесли учебные программы УМК «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100». В остальных разделах тоже корректировали, вносили изменения с учётом деятельности школы.


Основная образовательная программа определяет:

1. Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

2.Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность.

3.Развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. 4.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа имеет следующую структуру:

1.Пояснительная записка, которая раскрывает

- цель реализации программы: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.;

- принципы и подходы к формированию основной образовательной программы;

- общую характеристику основной образовательной программы.

^ 2. Планируемые результаты:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

^ 3. Учебный план. Он отличается только внеурочной деятельностью.

4. Программа формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

^ 5. Программы отдельных предметов.

6. Программа духовно – нравственного развития, воспитания.

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

^ 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Для реализации программы мы поставили следующие задачи:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Обучающиеся 1 классов изучают теоретический курс «33 урока здоровья».

^ 8. Система оценки достижения планируемых результатов.

С введением ФГОС второго поколения изменяется оценка достижений обучающихся: итоговое оценивание проводим в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребёнка как в чисто учебной среде (освоение основных понятий, предметных учебных навыков..), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией..), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребёнка в различных областях, т.е. отслеживаем предметные, метапредметные и личностные результаты.

Педагоги заполняют листы наблюдений, результаты диагностик, промежуточных работ, что составляет портфолио ученика. На заседании рабочей группы была принята единая структура портфолио, в которую включены разделы:

  • Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы.

  • Результаты диагностик.

  • Выборки детских работ.

Предмет

Выборки детских работ

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Диктанты, изложения, сочинения.

Дневники читателя.

Иллюстрированные авторские работы.

Материалы самоанализа и рефлексии.

Математика

Математические диктанты.

Мини – исследования и мини- проекты.

Модели, решения задач.

Окружающий мир

Дневники наблюдений.

Интервью, творческие работы.

Аудиозаписи устных ответов.

Музыка

ИЗО

Технология

Аудио-, фото- и видео- материалы.

Продукты собственного творчества.


Физическая культура

Видео – материалы.

Дневники наблюдений и самоконтроля.

Самостоятельные работы.

Материалы самоанализа и рефлексии

  • Результаты и материалы тематических работ.

  • Результаты и материалы итогового контроля.

  • Достижения во внеурочной деятельности.

Изменилась рабочая программа у педагогов. Она имеет другую структуру, в части календарно – тематического планирования. Теперь оно имеет следующую структуру:



Название раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Дата реализации

Планируемые результаты по разделу

Планируемые учебные ситуации на уроке



Одно из главных отличий новых стандартов для начальной школы от уже существующих - это организация внеучебной деятельности .

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеучебная деятельность по 10 ч в неделю, их мы разделили так:

Направление


Количество часов

^ Название курса

Автор программы

спортивно-оздоровительное


3

«Подвижные и неподвижные игры»

«Аэробика для малышей»

«33 урока здоровья»

О.А. Степанова


Г.С. Лисицкая


художественно - эстетическое

2

«Весёлые нотки»


«Терапия творчества», «Театр»

Е.Д. Критская,

Г.П. Сергеева,

Т.С. Шмагина

И.А. Генералова


научно - познавательное


2

Риторика

«Наблюдаем, исследуем»


Ладыженская Т.А.

Рудякова О.Н.,

Скопинцева М.Ю.



военно - патриотическое;


2

«Мир родного края глазами души»

«На пороге школы»

З.М. Пиманова


С.В. Самыкина

проектная деятельность, общественно – полезный труд

1

«Информатика в играх и задачах»

А.В. Горячев

     По каждому направлению, на курсах ТОГИРРО, педагогам был предложены авторские программы, которые были изучены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов. Педагоги первых классов выбрали те, с методикой которых хорошо знакомы.

Они разработали программы кружков, клубов по данным направлениям и в соответствии с планированием проводят занятия. Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, КВНов, олимпиад, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов по корпоративной модели.

Одной из новых составляющих ФГОС является процедура организации и проведения диагностики, которая должна стать началом электронного мониторинга качества современного образования, как на уровне образовательного учреждения; региона; Российской Федерации. Диагностика обучающихся первых классов осуществляется 4 раза в год.

Цель диагностик:

1.Выбрать показатели для надёжного прогноза успешности обучения первоклассника.

2.Разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Для стартовой диагностики были использованы методики:

  • «Рисунок человека», используется для исследования общего уровня развития ребёнка.

  • «Графический диктант». Данная методика определяет способность точно выполнять указания взрослого, возможность самостоятельно выполнять задания по образцу, способность к ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики.

  • Методика «Образец и правило» выявляет уровень организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.

  • Методика «Домики» определяет эмоциональное отношение к школе.

Адаптационная диагностика была проведена в октябре.

Цель: выявить уровень адаптации первоклассников. Форма проведения – наблюдения учителей, работающих в первых классах.

Результаты стартовой и адаптационной диагностик используются:

  • Учителями для определения общего уровня учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребёнком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников.

  • Родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе.

  • Психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребёнка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником.

  • Администрацией школы.

  • Представителями органов управления образованием разного уровня, специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования.



В январе для обучающихся 1 классов проводится промежуточная диагностика, а в конце учебного года – итоговая диагностика.

В мае проводится контрольная работа (интегрированного) характера. Целью работы является – проверить умение применить знания в незнакомой ситуации, умение анализировать, коммуникативную грамотность.

Результаты диагностик помогают, как заместителю директора, при организации контроля индивидуальной работы педагогов с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности. По результатам диагностик спланирована работа творческой группы учителей начальных классов, рабочей группы, заседаний психолого - педагогического консилиума.

Для обучающихся первых классов организовано двухразовое питание, динамический час, на котором дети разучивают игры на свежем воздухе, общаются друг с другом, занимаются общественно – полезным трудом. Режим дня для обучающихся первых классов составлен на заседании рабочей группы:

Начало занятий 8 – 30

1 урок 8.30-9.05

2 урок 9.25-10.00

3 урок 10.20.-10.55

4 урок 11.15-11.50

Обед - 12.00-12.20

Динамический час (на улице)– 12.20-13.00

Занятия по внеурочной деятельности:

1 13.00-13.35

2. 13.50-14.25

Для предотвращения перегрузки обучающихся, учителя составили расписание на каждого ученика, в котором отслеживают посещения занятий по внеурочной деятельности. (Расписание кружков, секций раздаётся).

^ Апробация ФГОС в образовательном учреждении в 1-х классах выявила проблемы:

1. Недостаточно профессиональный уровень педагогов при составлении программ по внеурочной деятельности.

2.Большая загруженность педагогов и учащихся первых классов.

3. Организация двухразового питания (малообеспеченным семьям трудно оплатить двухразовое питание).

4. Одно из требований, которое предъявляется к педагогу по новым стандартам - это умение применять ИКТ. Уровень компетентности учителей 1 классов в этом году недостаточен.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru