Из опыта работы по апробации фгос в рамках образовательного учреждения



Скачать 129.29 Kb.
НазваниеИз опыта работы по апробации фгос в рамках образовательного учреждения
Дата17.07.2013
Размер129.29 Kb.
ТипДокументы
источник

Из опыта работы по апробации ФГОС в рамках образовательного учреждения.


Стандарты второго поколения в начальной школе предполагают, что ребёнок должен не только научиться читать, считать и писать, но и самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность.

«Портрет выпускника начального общего образования»:

-Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

-Владеющий основами умения учиться.

-Любящий родной край и свою страну.

-Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

-Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра.

- Умеющий высказать своё мнение.

- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Отличие Стандартов второго поколения от действующей системы:


ФГОС - 2004

ФГОС - 2009

Важен процесс

Важен результат

Обязательный минимум содержания образования

Цели образования как система ключевых задач

Требования к уровню подготовки учащихся в контексте предмета

Развитие:

Личностное,

Социальное, познавательное,

коммуникативное


В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который строится на психологической основе, особой организации учебной деятельности. УМК «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100» реализуют такой подход. Наши педагоги давно работают по данным учебно – методическим комплектам, поэтому имеют преимущество в переходе на новые стандарты.

В мае 2010 года проведено собрание для родителей будущих первоклассников «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения », на котором познакомили родителей с учебно – методическими комплектами, целями и задачами организации пилотной площадки, учебным планом.

До 1 сентября была написана основная образовательная программа школы для 1 класса на основе примерной, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

80% из примерной программы остаётся то, что заложено в примерной программе и только 20% корректирует образовательное учреждение. Мы вносили коррективы в пояснительную записку, дополнили раздел: Информация о школе, в раздел «Программы отдельных предметов» внесли учебные программы УМК «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100». В остальных разделах тоже корректировали, вносили изменения с учётом деятельности школы.


Основная образовательная программа определяет:

1. Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

2.Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность.

3.Развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. 4.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа имеет следующую структуру:

1.Пояснительная записка, которая раскрывает

- цель реализации программы: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.;

- принципы и подходы к формированию основной образовательной программы;

- общую характеристику основной образовательной программы.

^ 2. Планируемые результаты:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


^ 3. Учебный план. Он отличается только внеурочной деятельностью.

4. Программа формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

^ 5. Программы отдельных предметов.

6. Программа духовно – нравственного развития, воспитания.

Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Для реализации программы мы поставили следующие задачи:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;



обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Обучающиеся 1 классов изучают теоретический курс «33 урока здоровья».

^ 8. Система оценки достижения планируемых результатов.

С введением ФГОС второго поколения изменяется оценка достижений обучающихся: итоговое оценивание проводим в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребёнка как в чисто учебной среде (освоение основных понятий, предметных учебных навыков..), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией..), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребёнка в различных областях, т.е. отслеживаем предметные, метапредметные и личностные результаты.

Педагоги заполняют листы наблюдений, результаты диагностик, промежуточных работ, что составляет портфолио ученика. На заседании рабочей группы была принята единая структура портфолио, в которую включены разделы:

  • Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы.

  • Результаты диагностик.

  • Выборки детских работ.

Предмет

Выборки детских работ

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Диктанты, изложения, сочинения.

Дневники читателя.

Иллюстрированные авторские работы.

Материалы самоанализа и рефлексии.

Математика

Математические диктанты.

Мини – исследования и мини- проекты.

Модели, решения задач.

Окружающий мир

Дневники наблюдений.

Интервью, творческие работы.

Аудиозаписи устных ответов.

Музыка

ИЗО

Технология

Аудио-, фото- и видео- материалы.

Продукты собственного творчества.


Физическая культура

Видео – материалы.

Дневники наблюдений и самоконтроля.

Самостоятельные работы.

Материалы самоанализа и рефлексии

  • Результаты и материалы тематических работ.

  • Результаты и материалы итогового контроля.

  • Достижения во внеурочной деятельности.

Изменилась рабочая программа у педагогов. Она имеет другую структуру, в части календарно – тематического планирования. Теперь оно имеет следующую структуру:



Название раздела

Количество часов по разделу

Тема урока

Дата реализации

Планируемые результаты по разделу

Планируемые учебные ситуации на уроке
















Предметные

Метапредметные




3

Отношения между предметами и между множествами предметов

3

Введение понятия «столбцы» и «строчки». Знакомство с таблицей

7.09

Познакомить с алгоритмом работы по таблице.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Использование математического словаря и символов.



Одно из главных отличий новых стандартов для начальной школы от уже существующих - это организация внеучебной деятельности .

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеучебная деятельность по 10 ч в неделю, их мы разделили так:

Направление


Количество часов

^ Название курса

Автор программы

спортивно-оздоровительное


3

«Подвижные и неподвижные игры»

«Аэробика для малышей»

«33 урока здоровья»

О.А. Степанова


Г.С. Лисицкая


художественно - эстетическое

2

«Весёлые нотки»


«Терапия творчества», «Театр»

Е.Д. Критская,

Г.П. Сергеева,

Т.С. Шмагина

И.А. Генералова


научно - познавательное


2

Риторика

«Наблюдаем, исследуем»


Ладыженская Т.А.

Рудякова О.Н.,

Скопинцева М.Ю.



военно - патриотическое;


2

«Мир родного края глазами души»

«На пороге школы»

З.М. Пиманова


С.В. Самыкина

проектная деятельность, общественно – полезный труд

1

«Информатика в играх и задачах»

А.В. Горячев

     По каждому направлению, на курсах ТОГИРРО, педагогам был предложены авторские программы, которые были изучены на заседании рабочей группы . Педагоги первых классов выбрали те, с методикой которых хорошо знакомы.

Они разработали программы кружков, клубов по данным направлениям и в соответствии с планированием проводят занятия. Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, КВНов, олимпиад, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов по корпоративной модели.

Одной из новых составляющих ФГОС является процедура организации и проведения диагностики, которая должна стать началом электронного мониторинга качества современного образования, как на уровне образовательного учреждения; региона; Российской Федерации. Диагностика обучающихся первых классов осуществляется 4 раза в год:

Стартовая диагностика проводится в сентябре. Диагностика отличается от диагностики Екжановой……..

Цель:

1.Выбрать показатели для надёжного прогноза успешности обучения первоклассника.

2.Разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Для стартовой диагностики были использованы методики:

  • «Рисунок человека», используется для исследования общего уровня развития ребёнка.

  • «Графический диктант». Данная методика определяет способность точно выполнять указания взрослого, возможность самостоятельно выполнять задания по образцу, способность к ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики.

  • Методика «Образец и правило» выявляет уровень организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.

  • Методика «Домики» определяет эмоциональное отношение к школе.

Адаптационная диагностика была проведена в октябре.

Цель: выявить уровень адаптации первоклассников. Форма проведения – наблюдения учителей, работающих в первых классах.

Результаты стартовой и адаптационной диагностик используются:

  • Учителями для определения общего уровня учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребёнком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников.

  • Родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе.

  • Психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребёнка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником.

  • Администрацией школы.

  • Представителями органов управления образованием разного уровня, специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования.



В январе для обучающихся 1 классов будет проведена промежуточная диагностика, а в конце учебного года – итоговая диагностика.

В мае проводится контрольная работа (интегрированного) характера. Целью работы является – проверить умение применить знания в незнакомой ситуации, умение анализировать, коммуникативную грамотность.

Для обучающихся первых классов организовано двухразовое питание, динамический час, на котором дети разучивают игры на свежем воздухе, общаются друг с другом, занимаются общественно – полезным трудом. Режим дня для обучающихся первых классов составлен на заседании рабочей группы:

Начало занятий 8 – 30

1 урок 8.30-9.05

2 урок 9.25-10.00

3 урок 10.20.-10.55

4 урок 11.15-11.50

Обед - 12.00-12.20

Динамический час (на улице)– 12.20-13.00

Занятия по внеурочной деятельности:

1 13.00-13.35

2. 13.50-14.25

Для предотвращения перегрузки обучающихся, учителя составили расписание на каждого ученика, в котором отслеживают посещения занятий по внеурочной деятельности. (Расписание кружков, секций раздаётся).

^ Апробация ФГОС в образовательном учреждении в 1-х классах выявила проблемы:

1. Недостаточно профессиональный уровень педагогов при составлении программ по внеурочной деятельности.

2.Большая загруженность педагогов и учащихся первых классов.

3. Организация двухразового питания (малообеспеченным семьям трудно оплатить двухразовое питание).

4. Одно из требований, которое предъявляется к педагогу по новым стандартам - это умение применять ИКТ. Уровень компетентности учителей 1 классов в этом году недостаточен.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru