Формирование этнического самосознания учащихся



Скачать 50.69 Kb.
НазваниеФормирование этнического самосознания учащихся
Дата18.04.2013
Размер50.69 Kb.
ТипДокументы
источник

Закончилась работа по проблеме «Этнохудожественная направленность в формировании языковой личности». Эта работа дает большие возможности для творческого поиска, выбора материала, форм и средств работы.

Формирование творчески активной личности ученика является одной из важнейших проблем современного образования. А эффективным средством развития творческих качеств и осознание своей принадлежности к культурно-природной среде является народная традиционно-художественная культура России и ее наглядное и языковое воплощение. Язык - одно из главных проявлений культуры. Язык помогает нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. Мне хотелось бы вспомнить известные стихотворные строки П.А. Вяземского: «Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной».

Для достижения этих задач целенаправленно работала над темой «Календарные праздники и обряды на Руси» на уроках литературы, русского языка, во внеурочное время.

Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры России

Этнокультурное образование, столь актуальное для современной школы,- это целый комплекс проблем: от проектирования и создания региональных образовательных программ, учебных пособий, методических рекомендаций для учителей и учащихся по сбору, обработке, описанию этнокультурного языкового материала, технологических и методических приемов введения этого материала в ткань современного урока - до описания конкретного опыта проведения уроков с использованием текстов и материалов этнокультурного направления.

В своей работе по теме «Календарные праздники и обряды на Руси» ставила следующие цели:

- формирование этнического самосознания учащихся;

- приобщение к национально-культурным традициям средствами русского языка;

- способствование формирования исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народных праздников и традиций;

в структуре урока на разных этапах включать этнокультурологические тексты о праздниках и традициях Белгородской области;

- использовать этнокультурологический материал по изучению праздников и традиций во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Я считаю, что работа над темой «Календарные праздники и обряды на Руси» очень важна для формирования языковой личности.

На первом этапе работы по теме эксперимента мы с учащимися 5 класса провели опрос сторожил села о старинных праздниках и обрядах, а потом на их основе составили сценарий праздника «Сороки». Для того, чтобы дети познакомились с традициями русского народа, предметами быта, старинной одеждой, ремеслами, посетили с учениками этнографический музей села Купино. Школьный музей «Русская изба». Учащиеся 8 класса для них подготовили специальные экскурсии.

Уроки русского языка и литературы имеют большие возможности по работе над темой эксперимента, старалась их строить согласно требованиям современной методики, использовала различные средства наглядности, творческие задания.

На таких уроках пыталась вызвать интерес к календарным праздникам и обрядам, использовала тексты на уроках развития речи, в диктантах, самостоятельных работах. Провожу словарные работы, включая слова по теме эксперимента.

Так, при повторении темы « Правописание безударных гласных в корне слова» работали над текстом о празднике Рождества Христова. Дети узнали новые сведения о празднике, проводилась словарная работа со словом « кутья» (постная каша с изюмом и медом, обрядовое рождественское блюд о).После того, как был записан текст, были даны задания:

- Что нового вы узнали о празднике Рождества?

- Какое новое слово вы узнали?

- Найдите проверяемые гласные в корнях слов.

- Составьте предложение с любым из этих слов. При изучении темы «Имя существительное» познакомила ребят с праздником «Русские Хороводы». Дети узнали, что это самые древние праздники, для их проведения в каждое время года специально выделялось время. Чтобы водить Хоровод, нужно было знать особые песни. Водили хороводы на лугах и полянах. Были даны задания:

- Какова роль существительных в тексте?

- Найдите существительные собственные и нарицательные.

- Найдите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

- Докажите, что слово празднование является существительным. С праздником Моргостье познакомились при работе над темой «Склонение имен существительных». И так далее. Чтобы избежать длительных утомительных рассказов о календарных праздниках и обрядах, всю собранную мной информацию я разбила на отдельные фрагменты-тексты, которые по очереди включаются в цепочку соответствующих уроков. Кроме того, на своих уроках я использую метод ролевой игры, когда учащиеся выступают в роли экскурсоводов, участников праздников, зрителей. В подобные уроки органично вписываются игры-сказки, рассказы-путешествия, викторины, театральные драматизации, кроссворды.

Проведенная работа показала неисчерпаемые возможности коммуникативно-деятельностного подхода к обучению детей родному языку. Текстоцентрические уроки позволяют учащимся познавать материал учебных предметов целостно.

Знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки органически вплетаются в канву уроков литературного чтения; тексты имеют две направленности - познавательную и воспитательную. Интегрированное обучение - составная часть построения учебного процесса, направленного на формирование коммуникативной личности.

Коммуникативно-деятельностный подход не может ограничиваться только рамками урока, поэтому я старалась активизировать деятельность детей и во время внеклассной работы, пыталась вовлекать в эту работу родителей учащихся, бабушек и дедушек. В конце учебного года провела очередное тестирование, целью которого было выявление уровня знаний о календарных праздниках и обрядах. Дети показали хорошие результаты.. В результате такого подхода к организации процесса обучения, направленного на формирование коммуникативной личности на основе краеведческого материала я получила следующие результаты:

-Дети легко вступают в общение, их речь более последовательна и логична.

-Дети стараются использовать средства художественной выразительности.

-Тексты у учащихся вызывают интерес, а системная подача материала способствует формированию краеведческой и коммуникативной компетентности.

-Составлен словарь по теме «Календарные праздники и обряды на Руси»

-Разработаны и проведены экскурсии в этнографический музей «Русская изба»

-Разработаны и проведены анкеты для детей и родителей, выявляющих уровень этнокультурологических знаний о календарных праздниках и обрядах на Руси

-Собраны воспоминания старых жителей о календарных праздниках и обрядах

-Проведены внеклассные тематические мероприятия по календарным праздникам и обрядам

-Участие в областной научно-практической методической конференции «Слово в контексте народной культуры»

-Участие в территориальной научно-практической методической конференции «Этнопедагогика на уроках русского языка»

-Выступление на областной научно-практической конференции с докладом по теме: «Обогащение словаря школьника наименованиями народных игр и игрищ»

-Публикация статьи «Обогащение словаря школьника наименованиями народных игр и игрищ» в сборнике

-Внеклассные мероприятия, уроки-праздники «Светлое Христово Воскресение», «Русская ярмарка», «Масленица», «Сороки» и другие.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru