Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» icon

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области»

Реклама:



Скачать 278.34 Kb.
НазваниеНетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области»
Дата17.04.2013
Размер278.34 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /АПО-Масловская С.А/АПО.rtf Масловская С.А..rtf
2. /АПО-Масловская С.А/Заявка.doc
3. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь1.doc
4. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь2.doc
5. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь3.doc
6. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь4.doc
7. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь5.doc
8. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь6.doc
9. /АПО-Масловская С.А/Приложение ь7.doc
10. /АПО-Масловская С.А/Профессиональная карта педагога.doc
11. /АПО-Масловская С.А/Согласие.doc
12. /АПО-Масловская С.А/рецензия .doc
Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области»
Масловской Светланы Александровны, учителя истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области» по теме (проблеме): «Нетрадиционные формы урок
Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г. К. Селевко)
Традиционные и нетрадиционные формы урока (Результаты педагогических наблюдений за последние 3 года)
Жизнь и быт сельского населения в19 веке
Урок истории в 10 классе по теме «Наш край. Жизнь и быт сельского населения в 19 веке» (на базе музея «Русская изба»)
Внеклассное мероприятие в 9 классе по теме «Освобождение Нового Оскола от немецко-фашистских захватчиков» (на базе музея боевой славы)
Приемы, проводимые во время экскурсии в музее «Русская изба»
Мастер-класс. Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры через использование сюжетно-ролевых игр
Профессиональная карта педагога
Я, Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу средняя общеобразовательная школа №4 г
В последние годы российская система школьного образования претерпела большие изменения

ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения

квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Нетрадиционные формы уроков истории как средство

повышения качества знаний школьников


Автор опыта: Масловская Светлана Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №4 г. Новый Оскол

Белгородской области»


Новый Оскол, 2011 год

Содержание

1. Информация об опыте………………………………………………3-9

2. Технология опыта…………………………………………………...9-13

3. Результативность опыта…………………………………………….13-15

4. Библиографический список…………………………………………16

5. Приложение к опыту………………………………………………...17


1. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта. Свою педагогическую деятельность осуществляю в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол Белгородской области».

В школе обучается 367 человека, состав школьников неоднороден и по уровню развития, и по социальной принадлежности. Школа всегда отличалась сплоченным, работоспособным коллективом, в котором царит атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения учителей, учеников, родителей. Главный принцип в работе школы - гуманизм, доброжелательное отношение к детям и родителям. Школу окружает благоприятное соседство – семьи наших учеников. Значительная часть семей связана со школой: учились дети, внуки, имеются школьные учительские династии. Эта особенность является важнейшим потенциалом в учебно-воспитательном процессе школы.

Зарождение представленного опыта связано с переходом на новые общеобразовательные программы, как показала практика, не все ученики по ряду своих физиологических особенностей могут её освоить. Школьникам необходимо овладеть большим объемом исторической информации, владеть доскональными знаниями понятийного аппарата, умениями критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформировать свое суждение о важнейших исторических событиях. Все это говорит о необходимости совершенствования учебного процесса.

Проведённая в начале работы диагностика, показала снижение качества знаний по истории среди учащихся 8 «а» класса. В течение 2007-2008 учебного года качество знаний изменилось на 22%: с 86% по итогам первого полугодия снизилось до 64% к концу второго полугодия (табл.1).

Таблица 1

Качество знаний учащихся по истории.


Учебный год

Класс

Количество учащихся,(чел.)

Качество знаний

I полугодие, %

Качество знаний

II полугодие, %

2007-2008

8 «а»

26

86

64


Снижение качества знаний связано с изменением мотивационной основы учащихся, вступивших в подростковый возраст, частой сменой учителей по предмету.

Необходимость создания условий для повышения качества знаний привела к поиску новых эффективных путей реформирования учебно-познавательной деятельности, учитывающей современные требования к образованию.

Современный уровень развития образовательной системы требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

Актуальность темы. В последние годы российская система школьного образования претерпела большие изменения. Главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Среди учащихся 7-9 классов (всего 73 чел.) была проведена анкета «Потребности учащихся в традиционных и нестандартных формах урока»(табл.2).

Таблица 2


Результаты анкетирования учащихся 7-9 классов.



Класс

7-9

Количество уч-ся

Очень нуждаются

Скорее нуждаются

Затрудняются

ответить

Скорее не нуждаются

Совершенно не нуж-

даются




Традиционная форма урока

73

39%


29%


32%


0%

0%




Нестандартная форма урока

73

61%


21%


18%


0%

0%




Анализ итогов анкетирования показал, что учащиеся лучше усваивают учебный материал, когда он выдаётся в нестандартной форме. Что ещё раз указывает на актуальность опыта, его практическую востребованность обучающимися.

Проблема качества знаний в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Окончательно завершился переход на государственную итоговую аттестацию в новой форме (ГИА) (9 класс) и единый государственный экзамен (ЕГЭ) (11 класс). История, как учебный предмет, обладает большими возможностями, каждый год процент учащихся сдающих историю в новой форме по желанию увеличивается. Прежде всего, это связано с увеличением количества специальностей в вузах, требующих сдачи этого предмета как профилирующего. Социальный заказ общества в области обучения истории выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Таким образом, анализ опыта работы педагогов, своего опыта, позволил выявить объективное противоречие между необходимостью повышения качества знаний учащихся по истории и современной системой преподавания, недостаточно учитывающей возможности нетрадиционных форм уроков в повышении качества знаний. Решение данного противоречия стало основной целью данного опыта работы.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Нетрадиционные формы урока помогают сформировать базовые понятия курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивать интеллект, эрудицию, расширять кругозор. В итоге повышается качество знаний учащихся.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 по июнь 2010 года. Методы обучения складывались у автора постепенно, на протяжении его педагогической деятельности.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен единой системой учебной деятельности по истории с 5 по 11 классы. Опыт тесно связан со школьным образовательным процессом в целом, так как реализует методическую тему школы: «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых технологий с учетом индивидуальных запросов учащихся с ориентацией на национальные традиции».

Теоретическая база опыта.

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории в школе.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока? В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход рассматривает НФУ как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса, по мнению О.В. Трофимовой, все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. (14,17)

Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второго подхода придерживаются А.М. Новиков и А.В. Андюхов, которые трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д. (11,21) Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ, как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

Существуют разные трактовки и мнения на термин «нетрадиционная форма урока». В учебном пособии И.П. Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков, в том числе уроки - деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа «Поле чудес» и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах. (13,117) Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. (Приложение №1, 2). Основными элементами данной структуры являются:

  • концептуальная основа

  • содержательная часть обучения

  • процессуальная часть.

По мнению О.В.Трофимовой НФУ – это…: «интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)».(14,16)

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает:

  • использование «методов прямого доступа»;

  • стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит НФУ, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно–оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. (15,4)

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Подростковый возраст характеризуется психологами как переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность НФУ – очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках – играх или на уроках – дискуссиях. В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.). Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».(5,2) НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока – игры показывает В.М. Букатов: «Для педагога, работающего в социоигровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогике не «передача знаний», а формирование поколения. Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. (3,23)

Таким образом, использование современных НФУ - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи, а именно повысить качество знаний.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в систематизации приёмов используемых на различных этапах нетрадиционных уроков, в разработке авторских приёмов которые используются в работе автора.


Раздел II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики качества знаний учащихся при использовании нетрадиционных форм урока в обучении истории.

Из цели вытекают задачи:

  • изучить педагогическую литературу по применению нетрадиционных уроков в образовательном процессе;

  • изучить влияние нетрадиционных уроков на качество знаний учащихся;

  • разработать эффективные приёмы работы для нетрадиционных уроков.

У каждого педагога существуют свои наработки, методы и средства применяемые на нетрадиционных уроках. Исходя из своего опыта работы, пришла к выводу, что наиболее эффективно повышают качество знаний учащихся такие нетрадиционные уроки, как урок-игра и экскурсия. Итак, урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, «прочувствовать» изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Из своего педагогического опыта сделала вывод, что проведение сюжетно-ролевых игр на занятиях всегда вызывает живой интерес у всех школьников. В игре не бывает равнодушных. Она, как никакой другой метод, отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Мотивация - энергетическая основа познания и мышления. Эффективность и характер мыслительной деятельности зависит от характера мотивов, включенных в эту деятельность. На репродуктивном уровне усвоения знаний и приёмов работы учащихся, как правило, свойственны прагматические мотивы, ситуативный интерес. На конструктивном и творческом уровнях решающими являются разнообразные познавательные и социальные мотивы. Мощный мотивационный заряд несут в себе проблемное обучение, метод мозговой атаки, дидактические игры, система отношений в классном и школьном коллективе, личность учителя. Сюжетно-ролевую игру, возможно, применять на всех ступенях обучения.

Сюжетно-ролевая игра – особый вид деятельности, в котором дети берут на себя определённые роли и в игровых условиях воспроизводят их.

Сюжет – это та сфера деятельности, которая отображается в игре.

Роль – единица игры.

Сюжетно-ролевая игра, по Эльконину Д.Б., способствует не только становлению общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка, развитию самоконтроля и рефлексам. Развиваются психические процессы, мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. У детей появляются интерес к истории, развивается творческое мышление и воображение, что в целом позволяет повысить качество знаний по предмету.

Цели игры: инсценировка игры учит учащихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в разрешение которых существенно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, структура отношений, тон, мимика, интонация и т. д.

  • Сообщается тема, цель и пробуждается интерес.

  • Сообщаются общие правила сотрудничества.

  • Сообщаются критерии оценки учебной деятельности и организационный регламент.

  • Назначаются и инструктируются эксперты и секретарь.

  • Излагается исходная информация.

  • Если вопросов по информации нет, ведущий распределяет роли, инструктирует их исполнителей, просит покинуть учебное помещение на несколько минут, чтобы войти в образ.

  • За время отсутствия исполнителей ведущий инструктирует оставшихся и распределяет между ними задания. Они должны следить за манерой выступления ( каждый или группа следят за определенным исполнителем), ее соответствие закрепленной должности или общественной функции, за выразительность, ясностью, понятностью речи, за силой воздействия и т. д.

Приглашаются исполнители, разыгрывают ситуацию, изображают отношения для достижения цели. (Приложение № 3) Во время игры мешать исполнителям запрещается. Зрители следят за игрой и делают пометки.

Затем проводится трех ступенчатый анализ игры по ранее установленным критериям. Каждый сам оценивает, затем консультируется с соседом, последним сообщает оценку тот слушатель, которому было поручено следить за этим показателем. Выступающему можно задавать вопросы и возражать.

За время накопления материала, мною были проведены разные сюжетно-ролевые инсценировки на уроках, например, "Сватовство", "Посиделки", "Колядки" и др. (Приложение №4)

Другой нетрадиционной формой, которую использую на уроках истории как средство развития познавательной деятельности школьников является экскурсия. В МОУ «СОШ №4 г. Новый Оскол» вот уже 15 лет существуют три школьных музея разной направленности:

  • этнографический

  • история школы

  • боевой славы

Музеи выполняют нетолько воспитательную функцию, но и образовательную. Многочисленные музейные уроки и экскурсии этому пример. (Приложение № 5)

Экскурсия - это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  • реализуется принцип наглядности обучения;

  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

  • расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний; в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

  • играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. В методике проведения экскурсии выделяют три блока: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие.

Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 10 до 20 минут. Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Для этого автор составил ряд экскурсионных приёмов, что способствует лучшему усвоению материала. (Приложение № 6) Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для них:

  • написать сочинения, подготовить доклады,

  • составить альбомы,

  • сделать спецвыпуски газет,

  • подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п.

В своей работе практикую после прослушивания материала экскурсии, написание эссе или всё завершается подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями. В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану учителя предметника или классного руководителя.


Таким образом, думается что учитель, осознавая репродуктивную силу такой формы работы, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока через экскурсионный материал.

Раздел III. Результативность опыта

Для проверки результативности деятельности учителя по организации образовательного процесса по истории при использовании нетрадиционных форм урока, были определены следующие показатели повышения качества знаний:

1) качество знаний учащихся (по итоговым отметкам за учебный год);

2) результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса (по экзаменационным отметкам);

3) участие обучающихся в предметных олимпиадах.

Анализ качества знаний учащихся показал, что на протяжении последних трех лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Общая успеваемость, т.е. количество школьников с положительными отметками по итогам года («3», «4», «5»), стабильна и составляет 100 %, таким образом, учеников, имеющих отметку «2», по истории нет.

Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5» за последние 3 года в среднем по классам выросло с 64% до 70%.

Например, в 8 «А» классе в 2007-2008 учебном году качество знаний составило 64%, а в 2008-2009 – 66% т.е. увеличилось на 2% , в 2009-2010 - 70 %, наблюдается увеличение качества знаний на 6 %.

Несмотря на то, что качество знаний соответствует среднему уровню, тем не менее наблюдаемая положительная динамика указывает, что использование нетрадиционных форм урока позволило ряд учеников классов перевести на более высокий уровень усвоения материала и повысить качество знаний в целом (табл. 3).

Таблица 3


Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5», %


Класс

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010



53%

57%

64%



42%

52%

60%



64%

66%

70%



58%

61%

67%

10

64%

66%

70%


Таким образом, проведение нетрадиционных уроков и использование эффективных приемов дали положительные результаты по первому показателю – качество знаний учащихся.

По второму показателю – результаты итоговой аттестации учащихся 11 классов (по экзаменационным отметкам) - можно также отметить положительные результаты (табл.4).


Таблица 4

Результаты сдачи учащимися экзаменов в новой форме по истории России.


Вид аттестации

Класс

Количество учащихся, сдававших экзамен, чел.(%)

Качество знаний, %

Районный показатель, %

Областной показатель, %

ЕГЭ 2008

11

5 (25)

77

56,84

50,34

ЕГЭ 2009

11

9 (37)

64

47,7

54

В 2010 году 11 класс отсутствовал, поэтому экзамен не сдавался. Качество знаний выпускников 11 классов по истории России составило 70%, что выше областного показателя на 17 % и районного на 14 %, что доказывает эффективность опыта работы учителя по использованию нетрадиционных форм уроков с целью повышения качества знаний.

По третьему показателю – участие обучающихся в предметных олимпиадах – количество школьников, занимающих призовые места в олимпиадах на районном уровне, возросло с 3 учащихся в 2007-2008 учебном году до 6 учащихся в 2009-2010 учебном году (см. рис.).




Рис. Количество победителей и призеров муниципальных

олимпиад по истории, чел.

Итоги работы доказывают результативность деятельности учителя по третьему показателю – участие обучающихся в предметных олимпиадах.

Положительные результаты нетрадиционных форм уроков направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного “очеловеченного” исторического материала. Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникать в суть исторических явлений. Заставляют функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. НФУ создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности. Нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету.

Несмотря на высокую степень эффективности НФУ в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. (2,7) От традиционных форм уроков не следует отказываться. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся и высокому качеству знаний.


Библиографический список.

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для

учителя/Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДОС, 2004г.


2. Боголюбов Л.Н. Урок в обществоведческом курсе. // Обществознание в

школе. №2,1998 г.

3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр/В.М. Букатов. -

М.: 1997.-96 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский .- М.:

Просвещение, 1991 .- 364 с.

5. Выготский Л,С. Культурно-историческая концепция – Режим доступа:

http://revolution.allbest.ru/psychology/00068870_0.html

6. Идрисов А. Е. Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения


истории. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/104757

7. Кулагина С.А. Сто игр по истории. Пособие для учителя/ С.А. Кулагина. –

М.: Просвещение, 1983г.

8. Кучерук И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках истории / И.В. Кучерук. - М.:1991. –

278 с.

9. Кучерук И.В. Учебные игры по истории/ И.В Кучерук// Преподавание

истории в школе. - 1989.-№4.- с.91-99

10. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм

занятий/ Л.С. Николаева, Л.И. Лесных // Специалист. – 1992.-№2.- с. 221

11. Новиков А.М. Введение в методологию игровой деятельности/ А.М.

Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс /И.П. Подласый. – М.: Владос,

1999.- 575 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

14. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся

/ О.В. Трофимова// Преподавание истории и обществознания в школе. -

2003.-№1.- с.16-22

15. Фрадкина Ф.И. Игровые технологии как средство активизации

познавательного интереса учащихся. – Режим доступа:

http://ithistory.ucoz.ru/index/igrovye_tekhnologii_na_urokakh_istorii/0-62


Приложение к опыту

1. Приложение №1 – Таблица «Традиционные и нетрадиционные формы урока» (автор Г.К. Селевко)

2. Приложение №2 – Таблица «Традиционные и нетрадиционные формы урока» (Результаты педагогических наблюдений за последние 3 года).


3. Приложение №3 – Приём «ролевая игра» к уроку «Наш край в 19 веке».


4. Приложение №4 - Пояснительная записка к уроку «Наш край. Жизнь и быт сельского населения в 19 веке»


5. Приложение №5 - Пояснительная записка к внеклассному мероприятию в 9 классе по теме «Освобождение Нового Оскола от немецко-фашистских захватчиков»


6. Приложение №6 – Таблица. Приемы, проводимые во время экскурсии в музее «Русская изба»


7. Приложение №7 - Мастер-класс. Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры через использование сюжетно-ролевых игр

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconРабота с историческими источниками как условие повышения качества знаний учащихся по истории Автор опыта: Севальнева Алла Николаевна, учитель истории моу «сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconАвтор опыта: Величко Александр Анатольевич, учитель профессиональной подготовки моу «Ярская сош новооскольского района Белгородской области» г. Новый Оскол 2012 г. Содержание
Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район Белгородской области»

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconЭссе на тему: «Если хочешь жить по-настоящему, живи так, чтобы творить» Автор: Церковнова Валентина Владимировна, учитель истории, обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №41»
Церковнова Валентина Владимировна, учитель истории, обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №41» городского округа...

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconСоздание условий для сохранения и изучения учащимися школы этнокультурного наследия народов Республики Адыгея Гордиенко Наталья Вячеславовна, учитель истории и обществознания мбоу «сош №18»
Гордиенко Наталья Вячеславовна, учитель истории и обществознания мбоу «сош №18», руководитель объединения дополнительного образования...

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconПротокол №1 заседания методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры
Знакомство и обсуждение инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных...

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconУправление образования администрации муниципального района «Новооскольский район» Активизация познавательной деятельности как средство повышения качества знаний
Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как...

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconЧемёркина Ксения Александровна Новый Оскол, 2012 программа деятельности : программа
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Новый Оскол, Белгородской области

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconИспользование проектной деятельности как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии Автор опыта: Мигрина Людмила Яковлевна, учитель технологии моу «сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Использование проектной деятельности как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconУчебно-тематический план повышения квалификации педагогов образовательных учреждений по программе «Современный мир и историческое образование школьников» Цель
Цель: Создать условия для осмысления и расширения опыта учителей истории в реализации фгос и примерной программы по истории для основной...

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconОтчет о работе методического объединения
В 2011-2012 учебном году мо учителей истории и обществознания осуществляло свою работу, исходя из методической темы школы: «Развитие...

Нетрадиционные формы уроков истории как средство повышения качества знаний школьников Автор опыта: Масловская Светлана Александровна, учитель истории и обществознания моу «сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области» iconСтепаненко Лариса Борисовна г. Новый Оскол образовательная программа
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области»

Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
Документы


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
Документы