Учебник «Литературное чтение» для 3 класса



Скачать 67.78 Kb.
НазваниеУчебник «Литературное чтение» для 3 класса
А.С.Пушкин
Дата17.04.2013
Размер67.78 Kb.
ТипУчебник
источник



Методическая разработка

урока по литературному чтению

в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века»


Учебник «Литературное чтение» для 3 класса

( автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)


Подготовила: учитель

начальных классов

МОУ «Васильдольская СОШ»

Полянская Н.Н.


Тема: А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя… »


Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

Показать многообразие его поэзии.

Развивать художественно-творческие и познавательные

способности.

Воспитывать интерес к чтению.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин, рисунки, записи на диске.


^ 1. Организационный момент урока. Выступление учителя.

Цель: настроить детей на работу, сообщить цель занятия и его тему.


Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Отрывок из какого произведения я вам прочитала?

^ 2. Проверка домашнего задания.

- А теперь давайте проверим, как вы запомнили содержание сказки.

- Я покажу вам рисунки к сказке, а вы найдёте в тексте строки, которые подходят к рисунку.

- И ещё одно задание. Откроем тетради на стр. 31 и разгадаем кроссворд.

- Я вижу, что вы хорошо знаете сказку. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете ещё? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и другие. Всего у Пушкина было шесть сказок).

- Но творчество А.С.Пушкина многообразно. Это и поэмы и драматические произведения, и стихи. Большинство своих стихов Пушкин написал о природе. В них он описывает все времена года.


-Посмотрите за окно. Какое время года сейчас на улице?

-Скажите, а вы любите осень? За что?

- У Пушкина любимым временем года была осень. Давайте послушаем его стихи об этом удивительном времени года.

^ 3. Звучит грамзапись пьесы «Времена года» П.И.Чайковского «Октябрь»).

Дети под музыку читают стихи «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье!».

- А.С.Пушкин написал эти замечательные стихи, иллюстрациями к вашим стихам могут служить эти рисунки, а читали ребята стихи под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского.

^ 4. Основная часть.

- Не менее красиво А.С.Пушкин описывает и зиму. Послушайте его стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».Стихотворение читает учитель.

- Давайте откроем учебник на странице 86 и найдём это стихотворение.

- Какие картины представлялись вам во время чтения? ( картины зимы, речка, закованная льдом, поля покрытые снегом).


^ 5. Словарная работа.

Когда вы слушали стихотворение, вы наверно обратили внимание, что в тексте есть непонятные для вас слова. Давайте прочитаем эти слова.

На доске:

Брега-берега (старая форма слова).

Пелена- покров, покрывало.

Недвижная река – неподвижная река.


^ 6. Повторное чтение стихотворения.

- Давайте ещё раз послушаем это стихотворение и подумаем

Как поэт называет зиму?

(Звучит стихотворение в исполнении артиста Ю. Соломина).

Беседа с детьми.

Выборочное чтение.

- Почему поэт называет зиму волшебницей? ( зима неживая, а здесь как волшебница в сказках…, колдует, устраивает чудеса).

- Какие чудеса творит «волшебница зима»? ( зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой).

- Зима действует как живое существо, как человек.


^ 7. Работа по учебнику в рубрике «Обрати внимание» стр. 87.

-Прочитайте: «В этом стихотворении А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, живом существе: называет её волшебницей, Матушкой. Она пришла, легла, сровняла, проказничает». Это олицетворение.

-Очень часто поэты используют этот приём для создания своих стихов.

-Итак, как называется литературный приём когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.

- С этим приёмом мы встретимся ещё не раз, а сейчас будем работать по группам.


^ 8. Дифференцированная работа. ( работа по карточкам).

1-я группа (сильная) Найти и подчеркнуть олицетворения в другом стихотворении А.С.Пушкина.

2-я группа (средняя) Найти и прочитать только те строки, которые относятся к иллюстрации на стр. 86.

3- группа (слабая) Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал их?

Проверка работы.


Физкультминутка.


^ 9. Работа над художественно-изобразительными средствами стихотворения и выразительностью чтения.

- Прочтите первую часть стихотворения.

- О чём говорится в этой части?

- Кто, кроме зимы, действует как живой? (Север).

- Почему вы так думаете? ( Он дохнул, завыл).

- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?

- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так, как заканчивается часть стихотворения.

Во 2- й части обращаем внимание на строки:

Пришла, рассыпалась: клоками

Повисла на суках дубов…


…Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

- давайте ещё раз прочитаем стихотворение выразительно. (чтение детьми).


^ 10. Самостоятельная работа. Работа в тетради.

-Выбор. А.С.Пушкин описывает зиму и север как живое существо.

Подчеркни олицетворения.

- соответствие. Какие картины рисует великий поэт? Напишите или нарисуйте. (Описание поля, реки, леса).


^ 11. Заключение. Обобщение.

-Сегодня мы читали стихотворение великого русского поэта А.С.Пушкина. А ещё мы умеем моделировать обложку к этому стихотворению. ( моделирование обложки).

^ 12. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Оценка работы детей.

13. Рефлексия.


Методическая разработка урока

Русский язык

5 класс.


Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

МОУ «Васильдольская СОШ»

Жиляева Г.И.


^ Тема: Что изучает синтаксис.


Цель: 1. Дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о

языке. Объяснить их неразрывную часть;

2. Развивать абстрактное ( в том числе логическое мышление ).

3. Воспитывать интерес к предмету.


Ход урока.

^ 1. Организационный момент урока.

2. Проверка домашнего задания.

3.Синтаксический разбор предложения:

Мир освещается знанием. (Повест., невосклиц., простое, распрост. )


^ 4. Введение нового материала.

Слово учителя:

- Сегодня вам предстоит узнать, что изучает раздел науки о языке – синтаксис.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений текста.

Вы уже знаете о том, что интонационные особенности речи на письме выражаются при помощи постановки специальных знаков – знаков препинания. Которые ещё называют пунктуационными.

Пунктуация – собрание правил постановки знаков препинания.


^ 5. Работа с основным теоретическим материалом на стр. 124.

6. Сообщение «Это интересно»!

Учитель:

- Послушайте новую для вас информацию о знаках препинания.


Это интересно!

Точка. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или пером в бумагу… Оказывается глагол ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова: здесь происходит чередование о и нуля звука, к и ч.


Запятая. Служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного.

Всем известно выражение: ^ Вот тут-то и запятая. Здесь слово запятая употреблено в значении «затруднение», «препятствие». Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

Расставьте, где нужно, запятые в стихотворной шутке.

кисель там варят, из резины

Там шины делают, из глины

^ Кирпич там жгут, из молока

Творог готовят, из песка

Стекло там плавят, из бетона

Плотины строят, из картона

Обложки там, из чугуна

Там варят сталь, из полотна

Кроят рубахи, из пластмассы

Посуду делают, из мяса

Котлеты стряпают, из сажи

Там ваксу делают, из пряжи

Прядут там нитки. Из сукна

Костюмы шьют…


Восклицательный знак. Ставится на письме обычно тогда, когда мы что-то произносим с волнением, с особым чувством. Мы выражаем при этом чувства удивления, удовольствия, гнева, возмущения, радости и т.д.

О значении восклицательного знака поэт А.Тетивкин пишет:

^ Ребята! В предложении стою я для того,

Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Не зря я от рождения противник тишины.

Где я, те предложения

С особым выражением

Произносить должны.

7. Работа с учебником:

- Упр.376, стр. 125 (письменно).

Утро. Тихо золотится в лучах летнего солнца гладь реки. Рыбаки пристроились на берегу реки, ждут улова.

- Упр.377, стр., 125 (письменно).

Синтаксис изучает словосочетание, предложение и их строение.

Правила употребления знаков препинания.

Фонетически разбор слова: строение.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание: правило на стр.124, упр. 378 стр. 125 (задание 1,2) .

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru