Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для 8 класса разработана на основе «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения умк «Православная культура»



Скачать 144.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая программа по православной культуре для 8 класса разработана на основе «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения умк «Православная культура»
Дата17.07.2013
Размер144.9 Kb.
ТипРабочая программа
источник

пояснительная записка

Рабочая программа по православной культуре для 8 класса разработана на основе «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения УМК «Православная культура» для средней школы», в соответствии с программой УМК «Православная культура. классы», построенной на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» МО РФ., письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», приказа управления образования и науки от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»

^ Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура » на базовом уровне в 8 классе:

  • ознакомление с духовно-мировоззренческими основами культуры,

  • изучение православной религиозной традиции и православной литературы,

  • изучение влияния Священного Писания и Священного Предания на древнерусскую и русскую литературу различных жанров,

  • ознакомление с православным образом жизни и духовно-нравственными основами православной нравственности, морали и этики,,

  • воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры,

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям русской культуры,

  • формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.

^ Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой предмета «Православная культура» в 8 классе осуществляется на основе УМК Автор: Рыжова Т.В., главный редактор АНО «Инфофонд» кандидат педагогических наук

Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 7-8 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

^ Изменения, внесенные в рабочую программу отсутствуют.

Количество часов.В школьном учебном плане на изучение «Православной культуры» отводится в 8 классе 2 час из регионального компонента. Таким образом, в 8классе за год должно быть проведено 35 часов.

^ Основные формы организации учебной деятельности – урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-зачёт, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-консультация, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-соревнование урок с дидактической игрой, урок-деловая игра, урок-ролевая игра.

^ Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся– контрольные работы, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы конкурсов и выставок

(Приложение).

требования к уровню подготовки учащихся:

знать/ понимать:

  • содержание произведений древнерусской литературы жанров «Слово» и жития.

  • содержание произведений древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения.

  • содержание произведения «Слово о полку Игореве»;

  • отличительные черты древнерусской литературы;

  • отличительные черты «княжеского» периода православной эстетической программы.

  • отличительные черты «царского» периода православной эстетической программы.

уметь:

  • сопоставлять жанры древнерусской литературы и выделять их общие и отличительные признаки;

  • сравнивать образы русских князей и монгольских ханов;

  • сопоставлять православные эстетические программы «княжеского» и «царского» периодов;

  • объяснять православные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности;

  • описывать местные памятники истории и культуры;

учебно-тематический план

Глава 5. «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 21 час.

Глава 6. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы» — 15 часов.

календарно-тематическое планирование




п/п


Наименование разделов темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические

сроки прохождения


^ Глава 5 «Многообразие жанров древнерусской литературы» - 14часов.



Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра повести.

Стояние на Угре: историческое событие и чудо, с ним связанное.

1









Изучение «Повести о стоянии на Угре »

1









«Повесть о битве на Калке»

1









«Повесть о Темир - Аксаке»

1









Куликовская битва: историческое событие и его отражение в Летописной повести о Куликовской битве.


1










Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Повесть как жанр древнерусской ли-ры» .

1









Зарождение и развитие в древнерусской ли-ре жанра сказания

Христианские подвиги князей Михаила Черниговского Василько Ростовского - исторические события и их отражение в сказаниях


1









«Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»

1









«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери»

1









Нашествие Едыгея и оборона Москвы: историческое событие и чудо Владимирской иконы Богородицы, связанное с ним.

1









Обобщение и систематизация знаний уч-ся по теме «Сказание как жанр древнерусской ли-ры»

1









Зарождение и развитие в древнерусской ли – ре поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха».

1









Домострой и «Изборник» Святослава 1076 г., их роль в установлении православных нравственных устоев.

1









Обобщение и систематизация знаний по теме: «Древнерусская ли-ра об установлении духовных устоев на Руси»

1









Контрольная работа по главе: «Многообразие жанров древнерусской ли-ры»

1









Контрольная работа по главе: «Многообразие жанров древнерусской ли-ры».

1









Защита творческих работ по произведениям древнерусской литературы жанров «Слово» и жития.

1









Контроль знаний по произведениям древнерусской литературы жанров «Слово» и жития.

1









Защита творческих работ по произведениям древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения.

1









Контроль знаний по произведениям древнерусской литературы жанров повести, сказания и поучения.

1









Компьютерный контроль знаний по главе «Многообразие жанров древнерусской литературы».

1










^ Глава 6. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы» — 15 часов.












Исторические события о которых. повествует автор «Слово о полку Игореве».

1









«Слово о полку Игореве».

1









«Слово о полку Игореве». Систематизация и обобщение знаний учащихся.


1









«Слово о полку Игореве». Самоконтроль и коррекция знаний учащихся.

1









Контроль знаний по материалам § 6.1

1









Открытие и изучение «Слово о полку Игореве».

1









Воспевание Русской земли автором «Слова о полку Игореве» и обязательные для это«Слово о полку Игореве» го жанра фольклорные традиции песен и плачей в «Слове о полку Игореве»



1









Высокое ораторское искусство и патриотическое возвание автора «Слова о полку Игореве»


1









Контроль знаний обучающихся по § 6.3

1









Контрольная работа по теме: «Воспевание образа Русской земли и яркое обличение губительности княжеских раздоров для целостности русского государства автором «Слова»


1









Заочное путешествие по упоминаемым в «Слове о полку Игореве» местам.


1









Контрольная работа по главе «Слово о полку Игореве»- памятник древнерусской литературы»

1









Закрепление и обобщение знаний за курс 8-го класса


1









Итоговая контрольная работа за курс 8-го класса

1







содержание программы.

ГЛАВА 5. «Многообразие жанров древнерусской литературы» — 21час.

Параграф 5.3 «Повесть как жанр древнерусской литературы» — 6 часов.

Определение места Киевской Руси среди народов мира, происхождение славянской письменности в «Повести временных лет». Выделение Божьего благословления и Божией помощи во вставных летописных повестях. Православные традиции в повествовательном жанре. Описание чудесной помощи Божией Матери и Небесного воинства в борьбе русских православных людей против Орды. Отражение исторических событий и поиск смысла нашествия на Русь татаро-монголов в библейском толковании в «Повести о битве на реке Калке», «Повести о Темир Аксаке» и «Стоянии на реке Угре». «Повесть о Куликовской битве»: сравнительный анализ ее содержания и выразительных средств повести с «Задонщиной»

Параграф 5.4. «Сказание как жанр древнерусской литературы» — 5 часов.

Описание божественной природы описываемых в сказаниях событий и чудес, являемых при событии. «Сказание о Борисе и Глебе». Особое почитание на Руси Владимирской иконы Божьей Матери, рассказы о чудотворности иконы в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери». Рассказ о покровительстве Руси Божьей Матери через чудо от Владимирской иконы Богородицы в «Сказании о нашествии Едыгея». Новый для русского религиозного сознания идеал мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» — памятник древнерусской литературы о новых русских мучениках за православную веру.

Параграф 5.5. «Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси» — 3 часа.

Значение поучительной литературы для установления православного уклада жизни на Руси и воспитания новых нравственных начал в русском человеке на основе христианских заповедей. Домострой о воспитании детей на христианских заповедях уважения к родителям. Наставление детям о праведной жизни в «Изборнике» Святослава 1076 года как основа христианского воспитания. Владимир Мономах и его «Поучение».

^ ГЛАВА 6. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы» — 14 часов.

Параграф 6.1. «Слово о полку Игореве» — древнейший исторический документ Руси» — 10 часов.

Изложение в «Слове о полку Игореве» исторических событий и отражение православной культуры, духовности и быта русского народа. Православные традиции отношений между братьями, между мужем и женой, между отцом и сыном, православные традиции отношения к Родной Земле в «Слове». Превращение автором «Слова» незначительного в русской истории воинского поражение князя в огромную духовную победу православного русского народа.

Параграф 6.2. «Открытие и изучение «Слова» — 1 час.

История нахождения рукописи «Слова» графом А. И. Мусиным-Пушкиным. Исследование подлинности «Слова». Упоминание «Слова» в других древнерусских произведениях в связи с другими историческими событиями. Связь «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».

Параграф 6.3. «Воспевание образа Русской земли и яркое обличение губительности княжеских раздоров для целостности Русского государства автором «Слова» — 2 часа.

Отражение православных традиций отношения к родной земле, осознание необходимости единства Руси как целостного государства для защиты православной веры, призыв о недопустимости ведения распрей между православным русским народом, необходимость спасения единой православной Руси как мирового оплота православной веры в «Слове».

формы и средства контроля;

  • на проведение контрольных работ – 7 ч;

Текст в руководстве по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7 – 8 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.,стр 99;стр.104;стр.106; стр.115; стр.123.

- на проведение урока защиты рефератов - 2 час.

перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература.

Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 62 с.

Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура» / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 152 с. 

Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 220 с.

Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 136 с.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

^ Дополнительная литература.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования/А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с.

Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.

Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. - 504 с.

Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.

Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.

Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с.

Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса "Творческая мастерская учителя" / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2004. - 272 с.

Шипов Я. Православие: словарь школьника/ Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004. - 320 с.

Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. - Белгород: ООО "Логия", 2005. - 104 с.

Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. - Белгород: ООО "Логия", 2005. - 40 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru