Пояснительная записка Программа курса ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базо­вых знаний по биологии. Главные цели курса



Скачать 306.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа курса ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базо­вых знаний по биологии. Главные цели курса
Дата08.10.2013
Размер306.44 Kb.
ТипПрограмма курса
источник

Пояснительная записка

Программа курса ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базо­вых знаний по биологии.

Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологи­ческой культуры школьников.

Основными задачами курса являются:

  • экологизация биологических знаний,

  • развитие идей курса «Человек», направ­ленных на сохранение здоровья человека,

  • изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и орга­низм в целом.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Программа: «Экология человека. Культура здоровья» Авторы: М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина (из сборника: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 176с.

Экология человека. Культура здоровья . 8класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 144с.: ил.

В данной рабочей программе сохраняется логика построе­ния авторского курса: от общих представлений о среде обитания и усло­виях существования к конкретному влиянию основных эколо­гических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факто­ров на организм человека в целом и их воздействие на системы органов.

Программа рассчитана на 1 час в неделю и включает 5 разделов. Материал разделов распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов.

Авторская программа рассчитана на 34ч. В соответствии с базисным учебным планом на реализацию данного курса отводится 35ч, поэтому в темы «Введение» и «Заключение» добавлено по 0,5ч.

Для формирования навыков и умений практиче­ски использовать полученные знания проводятся лаборатор­ные и практические работы.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

  • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

  • о влиянии факторов окружающей среды на функцио­нирование и развитие систем органов;

  • об основных условиях сохранения здоровья;

  • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе разви­тия человеческого организма;

  • о необходимости участия в охране окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать состояние здоровья;

  • находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыха­ния, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, от­дыха и др.);

  • применять способы закаливания и ухода за кожей;

  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

  • проводить наблюдения и самонаблюдения.



Учебно - тематический план


Тема программы

Количество часов

Теоретическаячасть

Практическая часть

Раздел I. Введение

1

1




Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека

7

7




Раздел III. Влияние факторов среды на функциони­рование систем органов:

1. Опорно-двигательная система

2. Кровь и кровообращение

3. Дыхательная система

4. Пищеварительная система

5. Кожа

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность

7. анализаторы


7. Анализаторы

22


2

5

1

4

3

5


2



1

3


4

2

2


1



1

2

1


1

3


1

Раздел IV. Репродуктивное здоровье

4

4




Раздел V. Заключение

1

1




Итого

35

26

9


^ Календарно-тематическое планирование


Дата

План факт



п/п



урока

тема

примечание

^ Раздел I. Введение (1ч)







1

1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла.




^ Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека (7ч)







2

1

Экология человека как научное направление, включа­ющее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, био­тические, антропогенные.










3

2

Человек как биосоциальное существо. Связь природ­ной и социальной среды со здоровьем (физическим, психи­ческим, социальным).










4

3

Образ жизни. Здоровье. Здоровый об­раз жизни.










5

4

История развития представлений о здоровом обра­зе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с при­родой.










6

5

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека. Эт­нография.










7

6

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнит­ные поля, ионизирующая радиация.










8

7

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.




^ Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)







9

1

Условия правильного формирования опорно-двигатель­ной системы.

^ Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.







10

2

Двигательная активность. Гиподинамия. Основ­ные категории физических упражнений.




2. Кровь и кровообращение (5 ч)







11

1

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия.










12

2

Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

^ Лабораторная работа. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.







13

3

Условия полноценного развития системы кровообраще­ния.










14

4

Юношеская гипертония.










15

5

Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

^ Лабораторная работа. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.


3. Дыхательная система (1 ч)







16

1

Правильное дыхание. Горная болезнь.

^ Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыха­тельных движений.

4. Пищеварительная система (4 ч)







17

1

Состав и значение основных компонентов пищи.










18

2

Гиповитаминозы. Питьевой режим.










19

3

Вредные примеси пищи, их воз­действие на организм.










20

4

Рациональное питание. Режим питания. Диета.




5. Кожа (3 ч)







21

1

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голо­дание.










22

2

Правила пребывания на солнце. Закаливание.










23

3

Роль кожи в терморегуляции.


Лабораторная работа. Реакция организма на измене­ние температуры окружающей среды.


6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)







24

1

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

^ Лабораторная работа. Оценка температурного режи­ма помещений.







25

2

Утомление, переутомление, стресс.

^ Практическая работа. Развитие утомления.







26

3

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты.










27

4

Биоритмы. Биологические часы.

^ Лабораторная работа. Оценка суточных изменений некоторых физио­логических показателей.




28

5

Гигиенический ре­жим сна.




7. Анализаторы (2 ч)







29

1

Профилактика нарушений функционирования зритель­ного анализатора.










30

2

Профилактика нарушений функционирования органов слуха и равновесия.

^ Лабораторная работа. Острота слуха и шум.


Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)







31

1

Половые железы. Вторичные половые признаки.










32

2

Период полового созревания. Половая жизнь.










33

3

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.










34

4

Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.




^ Раздел V. Заключение (1 ч)







35

1

Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.






^ Содержание программы

элективного курса «Экология человека. Культура здоровья».

8класс


Раздел I. Введение (0,5 ч)

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.


Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

Экология человека как научное направление, включа­ющее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, био­тические, антропогенные. Человек как биосоциальное существо. Связь природ­ной и социальной среды со здоровьем (физическим, психи­ческим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый об­раз жизни.

История развития представлений о здоровом обра­зе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с при­родой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Эт­нография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнит­ные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

^ Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.

Проектная деятельность. История возникновения от­дельных экологических проблем. Группы населения и природ­но-климатические условия. Климат и здоровье.

Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигатель­ной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основ­ные категории физических упражнений.

^ Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

Проектная деятельность. Формирование навыков ак­тивного образа жизни.


2. Кровь и кровообращение (5 ч)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообраще­ния. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений дея­тельности органов кровообращения.

^ Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проектная деятельность. Здоровье как главная цен­ность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).


3. Дыхательная система (1 ч)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

^ Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыха­тельных движений.

4. Пищеварительная система (4 ч)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воз­действие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

^ Практическая работа. О чем может рассказать упаков­ка продукта (выполняется по желанию).

Проектная деятельность. Рациональное питание.

5. Кожа (3 ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голо­дание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

^ Практическая работа. Реакция организма на измене­ние температуры окружающей среды.

Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпера­менты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический ре­жим сна.

^ Практическая работа. Развитие утомления.

Лабораторные работы. Оценка температурного режи­ма помещений. Оценка суточных изменений некоторых физио­логических показателей.

7. Анализаторы (2 ч)

Профилактика нарушений функционирования зритель­ного анализатора, органов слуха и равновесия.

^ Лабораторная работа. Острота слуха и шум.

Проектная деятельность. Бережное отношение к здо­ровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).

Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.

Раздел V. Заключение (0,5 ч)

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.


^ Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос.

Рабочей программой предусматривается проведение 9 лабораторных работ ( инструкции по проведению лабораторных работ: Экология человека. Культура здоровья . 8класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 144с.: ил.).

Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.


^ Учебно-методические средства


Основная литература:


  1. Программа: «Экология человека. Культура здоровья» Авторы: М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина (из сборника: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 176с.

  2. Экология человека. Культура здоровья . 8класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 144с.: ил.


Дополнительная литература:


1. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М.Черновой «Основы экологии» / И.А. Жигарев, О.Н.Пономарёва, Н.М,Чернова. – 2-е изд., стерертип. – М.:Дрофа,2006.- 208с., ил.

2. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах: Справочное пособие.М.: Дрофа, 2007. – 128с.

3. Экология: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой.- М.: Дрофа, 2007.- 302с.: ил.

4. Экология. Элективные курсы / авт.-сост. М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2007.- 117с.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

^ Количество учебных часов:

34 часа (1 час в неделю)

В том числе:

- лабораторных работ 10

- экскурсий 2

Учебно-методический комплект:

- учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2007.

- тетрадь на печатной основе М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2007.

Дополнительная литература:

- Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. М.: Мир, 1990.

- И. А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2001

- Информационная поддержка:CD-диск «Экология».



п/п

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

по факту

по плану

Введение (1 час.)

1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла.

Изучения нового материала

Структура экологии человека, экофакторы

Называть раздепы экологии человека

Устный опрос с.8 в.1-4

п.1







I Окружающая среда и здоровье человека (7 час.)

2

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие.

комбинированный

Социальные факторы


Обьяснять состовляющие экологии

Рабочая тетрадь з. 1-4

п.1







3


Человек как биосоциальное существо.


Изучения и первичного закрепления

Природная и социальная среда.Здоровье. Образ жизни.


Давать определения зоровью, ЗОЖ, средам,образу жизни.

Задания с краткими ответами

п.2







4


История развития представлений о здоровом образе жизни.


комбинированный

Отношения к ЗОЖ на разных этапах развития общества

Называть исторические этапы

Лаб. раб. «Оценка состояния здоровья»

п.3







5


Этапы развития взаимоотношений человека с природой.


Изучения и первичного закрепления

Экологическая катастрофа.

Характеризовать этапы

Устно в. 1-5

п.4








6

Характеристика основных адаптивных типов человека.

Изучения и первичного закрепления

Антропология. Этнография. Расы. Типы телосложения.

Называть и характеризовать типы телосложения

Устно в.1-4

п.5







7

Климат и здоровье. Биометеорология.

Изучения и первичного закрепления

Климат и здоровье. Погода

Давать определения терминам

Задания с полными ответами

п.6,7







8

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Изучения и первичного закрепления

Вредные привычки, пагубные пристрастия.

Характеризовать вредные привычки

Задания на сопоставление

п.8







II Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 час.)

1. Опорно-двигательная система (2час.)

9

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы.

Изучения и первичного закрепления

Кости, мышцы. Условия развития системы.

Называть условия формирования системы, кости, мышцы

Тест 3 из 6

п.9







10

Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Комбинированный

Гиподинамия.Основные категории упражнений.

Давать определения гиподинамии

Лаб.раб. «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой»

п.10







2. Кровь и кровообращение (5 час.)

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Изучения и первичного закрепления

Факторы.Гипоксия. Анемия.

Называть природные м антропогенные факторы и их влияние на кровь

Устно 1-5

п.11







12

Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания.

Изучения и первичного закрепления

Клетки. Заболевания. Аллергия.СПИД.

Знать изменения клеток иммунной системы. Онкологические заболевания.

Лаб.раб. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

п.12







13

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Изучения и первичного закрепления

Ударный обьем. Гипертония.Работа сердца.

Называть условия полноценного развития системы кровообращения

Тексты «Найдите ошибки»

п.13







14

Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Комбинированный

Гиподинамия. Стресс.

Объяснять нарушения деятельности органов кровообращения.

Лаб. раб. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

п.14







15

Обобщение по теме « Кровь и кровообращение»

Обобщение и закрепление

Профилактические мероприятия

Объяснять профилактические мероприятия

Тест 1 из 4

п.11-14







3. Дыхательная система (1 час)

16

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Изучения и первичного закрепления

Строение дыхательной системы.Канцерогены.Болезни.

Знать строении е дыхательной системы, заболевания

Лаб.раб. «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

п.15







4. Пищеварительная система (4 часа)

17

Состав и значение основных компонентов пищи

Изучения и первичного закрепления

Состав пищи. Питательные вещества.

Знать состав пищи, роль белков,жиров, углеводов

Текст « Найди ошибку»

п.16









18

Гиповитаминозы. Питьевой режим

Комбинированный

Авитаминозы,гиповитаминозы,гипервитаминозы

Обьяснять опасность гиповитаминозов,знать признаки основных видов витаминной недостаточности

Устно 3-5

п.16







19

Вредные примеси пищи, их воздействие на организм

Комбинированный

Вредные вещества,болезнетворные организмы, заболевания

Называть вредные вещества.Знать заболевания: сальмонеллез,ботулизм

Практ. раб. «О чем может рассказать упаковка продуктов»

п.17







20

Рациональное питание. Режим питания. Диета

Комбинированный

Значение пищи, рациональное питание

Характеризовать правила приема пищи, режим питания

Тест 1 из 4

п. 18







5. Кожа (3 часа)

21

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание

Изучения и первичного закрепления

Значение и строение кожи, правила пребывания на солнце

Знать строение кожи,правила пребывания на солнце

Устно 1-4

п.19







22

Правила пребывания на солнце. Закаливание

Комбинированный

Теплорегуляция,теплоизлучение,потоиспарение. Закаливание.

Обьяснять процессы теплоотдачи.Знать правила закаливания

Устно 1-4

п. 20-21







23

Роль кожи в терморегуляции

Изучения и первичного закрепления

Терморегуляция и ее значение

Знать о роли кожи в терморегуляцц

Практ. раб. «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

п. 20







6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов)

24

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

Изучения и первичного закрепления

Строение и значение НС, утомление

Называть факторы, влияющие на НС

Лаб. раб. «Оценка температурного режима помещений»

п.22







25

Утомление, переутомление, стресс

Изучения и первичного закрепления

Утомление и переутомление

Обьяснять причины утомления и переутомление

Устно 1-4

п. 22







26

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты

Комбинированный

Здоровье. Стресс и его стадии

Называть стадии и причины возникновения стресса

Устно 1-4

п.. 25







27

Биоритмы. Биологические часы

Изучения и первичного закрепления

Биоритмы, биологические часы

Называть основные группы биоритмов и причины их нарушений

Лаб. раб. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

п.27







28

Гигиенический режим сна

Изучения и первичного закрепления

Биологические ритмы, фазы сна,сноведения

Знать значение фаз сна для организма, обьяснять общие правила гигиены сна

Задания на соответствие

п.28







7. Анализаторы (2 часа)

29

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора

Изучения и первичного закрепления

Строение зрительного анализатора

Знать причины нарушения зрения,опасности работы на компьютере

Устно 1-4

п.23







30

Профилактика нарушений функционирования органов и равновесия.

Изучения и первичного закрепления

Звук, шум, укачивание

Знать о влиянии шума на организм человека, о заболеваниях

Лаб.раб. «Острота слуха и шум»

п.24







III Репродуктивное здоровье (4 часа)

1. Половая система. Развитие организма (4 часа)

31

Половые железы. Вторичные половые признаки

Комбинированный

Половые железы, половые гормоны, вторичные половые признаки

Охарактеризовать периоды полового созревания

Устно 1-3

п.30







32

Период полового созревания. Половая жизнь

Изучения и первичного закрепления

Этапы развития организма

Знать этапы развития организма

Тест 1 из 4

п.31







33

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Изучения и первичного закрепления

Половая жизнь, беременность, факторы риска

Знать к каким последствиям ведет ранняя половая жизнь

Устно 1-3

п.31







34

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения

Изучения и первичного закрепления

Заболевания, факторы риска

Знать факторы риска, гендерные роли

Устно 1-3

п.32-34







2. Заключение (0,5 часа)

35

Здоровье как одна из главных ценностей

Обобщение и закрепление

Здоровье, здоровый образ жизни

Обьяснять, что такое здоровье, образ жизни

Устно










Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru