«Рассмотрено» Руководитель мо / Вознюк О. В. Протокол № от сентября 2012 г. «Согласовано»



Скачать 142.46 Kb.
Название«Рассмотрено» Руководитель мо / Вознюк О. В. Протокол № от сентября 2012 г. «Согласовано»
Дата16.07.2013
Размер142.46 Kb.
ТипПротокол
источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богородская основная общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/ Вознюк О.В.

Протокол № от « ___ » сентября 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________Дробинина Л.Я.

« _____ » сентября 2012г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_____________/Беляева Т.В.

Приказ № ______

от « ___ » сентября 2012г.



Программа кружка «Православная культура»

в 1 классе


Автор: Пожарова Н.В,

учитель православной культуры


2012 - 2013 учебный год

^ Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по православной культуре составлена на основе программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры» Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2010

Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Программа взята за первый год обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Цель: формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

Задачи:

Образовательные:

• изучение православной религиозной традиции;

• изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

• изучение православной этики

• изучение истории христианства;

Развивающие:

• творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

Воспитательные:

• воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

• воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

• воспитание чувства патриотизма.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ православной культуры на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к программе по основам православной культуры. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся знаний и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.


^ Содержание программы

Программа работы кружка (33 ч.) рассчитана на учащихся 1 класса.

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часов

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 часа.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

^ Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

^ Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

^ Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. И др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

^ Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. «СЕМЬЯ» – 4 ч.

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).


^ Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.


^ Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Примечания

1.

Нерукотворная красота природы

7.09







2

Рукотворная красота культуры

14.09







3.

Человек – созидатель культуры

21.09







4.

Музеи как хранилища предметов культуры

28.09







5.

Государственная Третьяковская галерея

5.10







6.

Государственный Русский музей

12.10







7.

Библиотеки – хранилища культуры

19.10







8.

Человек – хранитель культуры

26.10







9.

Евангелие

9.11







10.

Икона и иконостас

16.11







11.

Святая Троица

23.11







12.

Иверская икона Божией Матери

30.11







13.

Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

7.12







14.

Понятие «храм – дом Божий»

14.12







15.

Россия – общая Родина всех её россиян

21.12







16.

Древнейшие города России

28.12







17.

Москва – столица России

11.01







18

Поэты и художники России – о Москве

18.01







19.

Культура как совместное творчество народа

25.01







20.

Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский,

1.02







21.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

8.02







22.

Историческая связь слов и понятий: «Русь», «русы», «русские», «русская культура».

15.02







23.

Историческая связь слов и понятий: «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

22.02







24.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура»

29.02







25.

Представление о православии

7.03







26.

Христос Спаситель

14.03







27.

Сын Бога. Богородица

21.03







28.

Христос как Спаситель мира

4.04







29.

Христос – Искупитель человечества

11.04







30.

Семейные православные традиции в Русской культуре

18.04







31.

Традиционное отношение к иконе в православных семьях

25.04







32.

Владимирская и Казанская иконы Божией Матери

16.05







33.

Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец»

22.05









ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: ОПК, 2008.

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.





Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru