Концепция воспитательной деятельности в двггу



Скачать 154.29 Kb.
НазваниеКонцепция воспитательной деятельности в двггу
Дата10.07.2013
Размер154.29 Kb.
ТипЗакон
источник

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Концепция

воспитательной деятельности в ДВГГУ


Рассмотрена и обсуждена

на заседании ученого совета

университета

«___» «_____________» 200_ г.


Хабаровск

Проект

Концепция воспитательной деятельности в ДВГГУ


Введение

Источники разработки концепции

Концепция разработана в соответствии с документами, определяющими нормативно - правовое поле для ведения воспитательной работы в ДВГГУ:

  • Конвенция ООН о правах человека

  • Федеральные законы: «Об образовании» (1992 г.); «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 26.08.96г.), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.95г. № 98).

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756- р от 29.12 2001 г.)

  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 18.12.2006 г., №1760 - р)

  • Межведомственная программа «Студенчество России». (от 24.12.2003г., № 9 - пр)

  • Целевые государственные программы по воспитанию молодежи: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»; «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»; «Развитие единой образовательной информационной среды»; «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

  • Закон Хабаровского края «Об основах молодежной политики в Хабаровском крае» (24.12 1999г. № 175)

  • Постановление Губернатора Хабаровского края «О состоянии работы и перспективах реализации государственной молодежной политики в Хабаровском крае» (от 14.05.2007 г., № 96 - пр)

  • Устав ГОУ ВПО «ДВГГУ»

  • Концепция Дальневосточного государственного гуманитарного университета. – Хабаровск, 2007



Методологическую основу разработки концепции составили:

- идеи современной философии образования;

-теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования;

- традиции, практика и перспективы развития системы высшего профессионального образования в России и в Хабаровском крае;

- анализ социально-экономической и социально-педагогической ситуации в Хабаровском крае;

- реальный процесс функционирования и развития образовательной системы ДВГГУ, проявляющиеся в нем противоречия; анализ запросов студентов и преподавателей университета;

- анализ имеющихся ресурсов – социокультурных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых – для осуществления преобразований.


Основные разделы концепции:

В концепции воспитательной деятельности в ДВГГУ раскрыты:

  1. Ценностные ориентиры воспитания студента в вузе.

  2. Воспитательная миссия университета.

  3. Приоритетные задачи воспитания студентов в университете

  4. Основные идеи реализации воспитательной миссии ДВГГУ.

  5. Основополагающие принципы воспитательной деятельности

  6. Основные направления воспитательной деятельности.

  7. Мониторинг системы внеучебной воспитательной деятельности.

  8. Условия, необходимые для реализации концепции воспитательной деятельности.

  9. Модель организации ВР.

  10. .Заключение


Основная часть.


1. Ценностные ориентиры воспитания студента в вузе.

В качестве приоритетных ценностных ориентиров воспитательной деятельности ДВГГУ выступают:

- студент как человек – в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее – иными словами, его судьба.

- честь и достоинство – как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально-направленной самореализация.

- личное и общественное благо – как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни студента личностного и коллективистского начал.

- созидание – как основа достойной человека жизни; созидание мира, природы, культуры, другого, себя самого, базирующиеся на освоении отечественной и мировой культуры, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

- свобода и ответственность, право выбора – как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и создания в университете демократического уклада жизни.

- развитие – как основной смысл профессиональной деятельности педагогического коллектива, способствующей развитию творческой индивидуальности студента.

- профессиональная компетентность – как условие решения профессиональных проблем (задач), стоящих перед будущим специалистом в условиях модернизации общества и системы образования в России.


2. Воспитательная миссия университета - координация, интеграция и поддержка студенческих инициатив в различных сферах жизнедеятельности; разработка и реализация студенческих гуманитарных и социальных проектов


3. Приоритетные задачи воспитания студентов в университете:

  • воспитание студентов как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира;

  • воспитание студентов как профессионально компетентных специалистов, способных решать профессиональные проблемы на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора средств ее решения

  • противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения студентов

  • творческая разработка и внедрение новых воспитательных технологий;

  • целенаправленная работа по адаптации студентов- первокурсников;

  • внедрение здоровьесберегающих технологий воспитания студентов, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

  • дальнейшее развитие культурно-досуговой сферы деятельности студентов;

  • формирование у студентов навыков самоорганизации, развитие моделей и форм студенческого самоуправления;

  • подбор и повышение квалификации кадров, осуществляющих в ДВГГУ воспитательную, социальную работу со студентами и выполнение программ по молодежной политике.


4. Основные идеи реализации воспитательной миссии ДВГГУ.

Условно их можно объединить в три группы:

- идеи первой группы связаны с учебной работой,

  • осуществление воспитания студента в контексте целей и задач, содержания профессионального образования; отбор содержания воспитательной деятельности при опоре на основную образовательную программу

  • реализация воспитательной миссии ДВГГУ в единстве учебной и внеучебной деятельности.

-

идеи второй группы связаны со студенческой жизнью

  • ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

  • развитие сети разнообразных студенческих объединений, сообществ студентов и преподавателей. Их взаимодействие с детскими и молодежными объединениями (организациями), имеющими позитивные программы;

  • вариативность, добровольность и право выбора студента участвовать в решении значимых для него личных и общественных проблем как необходимое условие личностного и профессионального становления студента;

  • сохранение исторических и создание новых традиций университета, институтов и факультетов.

-

идеи третьей группы связаны с административным управлением и самоуправлением студентов

  • сбалансированное системное сочетание административного управления и самоуправления студентов. Создание органов студенческого самоуправления в связи с потребностью решения самими студентами конкретной проблемы в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете;

  • усиление роли институтов и факультетов в воспитании студентов. Создание системы межфакультетских и межкафедральных связей для реализации воспитательной функции образования.

  • открытость воспитательной системы университета – усиление роли партнерских связей в реализации воспитательной функции образования

  • гибкость системы воспитательной деятельности в ДВГГУ, возможность ее саморазвития



^ 5. Основополагающие принципы воспитательной деятельности в ДВГГУ

Для воплощения воспитательной миссии при реализации концепции воспитательной деятельности взяты за основу принципы деятельности коллектива ДВГГУ (концепция ДВГГУ ): аксиологические (принципы-ценности), непосредственно вытекающие из ценностных оснований и процессуальные (принципы - условия):

  • принцип психологической безопасности

  • принцип экологичности

  • принцип оптимального соотношения инноваций и традиций

  • принцип со-бытийности и событийности

  • принцип мобильности и гибкости

  • принцип непрерывности и совершенствования воспитательного процесса

  • принцип оптимального соотношения децентрализации и централизации: управление, соуправление, самоуправление



6. Основные направления воспитательной деятельности:

- профессиональное воспитание;

- нравственное воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- физическое и здоровьесберегающее воспитание;

- социальная защита студенческой молодёжи;


Содержание воспитания студентов в ДВГГУ обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране.


^ .Профессиональное воспитание студентов ДВГГУ включает в себ

      • Внедрение в учебный процесс инновационных, диалоговых форм образования;

      • Работа по развитию компьютерной грамотности и навыков работы с информационными системами, включая создание студенческих Интернет-клубов;

      • Проведение конкурса профессионального мастерства среди студентов, в т.ч. региональных;

      • Проведение конкурса «Лучший выпускник университета»;

      • Организация студенческих педагогических отрядов для работы в детских и молодежных лагерях отдыха, детских клубах;

      • Организация и проведение предметных олимпиад среди студентов;

      • Организация и проведение регионального конкурса социально-значимых проектов «Моя инициатива в образовании»

      • Создание и развитие сети разнообразных студенческих объединений, сообществ студентов и преподавателей.

      • Организация работы студентов по благоустройству территории университета, его учебных корпусов и общежитий как формы их причастия к сохранению и совершенствованию материально-технической базы университета, ответственности за ее сохранение.


^ Нравственное воспитание студентов ДВГГУ включает в себя:

      • Дальнейшее развитие оптимальной социопедагогической воспитывающей среды, направленной на формирование нравственных установок личности студента, психологической саморегуляции, самооценки на основе общих моральных принципов;

      • Повышение уровня нравственной и профессиональной культуры преподавательского корпуса (воспитание примером);

      • Проведение работы по ознакомлению студентов-первокурсников с Кодексом корпоративного поведения, правилами поведения в университете и проживания в общежитиях университета;

      • Организация работы по привитию навыков речевой и поведенческой культуры в студенческой среде;

      • Включение в систему работы со студенческой молодежью форм и методов, способствующих проявлению и формированию чувства долга, ответственности, сострадания, бескорыстия (волонтерские отряды для работы в детских домах, домах ребенка, доме ветеранов и др.).


^ Гражданско-патриотическое воспитание студентов предполагает:

  • Включение в систему внеучебной работы оптимизирующих форм, способствующих формированию у них гражданского самосознания, умений оценивать то или иное политическое или социально общественное явление и ориентироваться в современном социально-политическом пространстве, вести диалог с представителями разных религиозных конфессий, идеологических направлений и культур (проведение политических дискуссий, активизация работы постоянно действующей молодежной общественной приемной в университете, участие в работе молодежных общественных палат при Законодательной Думе Хабаровского края, городской Думе г.Хабаровска, в молодежном общественном движении «Мой край» и др.);

  • Проведение внеучебных мероприятий, способствующих развитию культуры межнационального общения у студентов: круглых столов с иностранными студентами, обучающимися в вузе, студенческих фестивалей художественного творчества с участием иностранных студентов, проведение дней культуры стран, изучаемых в вузе языков, проведение мероприятий, связанных с ознакомлением студентов с культурой и обычаями малых народностей Приамурья и др.

  • Развитие системы гражданско-патриотического воспитания студентов через проведение фестивалей военно-патриотической песни и поэзии «Виктория»; конкурсов «Защитники Отечества», расширение экспозиции музея университета,

  • Развитие системы студенческого со-управления воспитательным процессом в вузе как формы реализации практической потребности студентов в социализации и утверждении своих профессиональных и гражданских позиций;

  • Стимулирование интереса студентов к разнообразным формам участия в жизни университета и общественных молодежных движениях и организациях;

  • Развитие вузовской системы информации о планировании и реализации программ молодежной политики в университете: издание газеты, создание сети информационных стендов в учебных корпусах, проведение встреч с администрацией вуза «Задай вопрос ректору» и др.


^ Ххудожественно-эстетическое воспитание студентов в ДВГГУ предполагает:

        • Стимулирование культуротворческого процесса в вузе, создание эмоционально-привлекательной атмосферы студенческой жизни в ДВГГУ и условий для реализации творческого потенциала студентов;

        • Развитие студенческого художественного творчества как особой формы самореализации и жизнедеятельности молодежи ( студии СТЦ)

        • Поддержка молодежной субкультуры (КВН, авторская песня, рок, др. формы);

        • Поощрение инициативы и творческих успехов студентов;

        • Развитие эстетического кругозора студентов (организация выставок художественного творчества, концертов мастеров искусств в университетских стенах, проведение встреч с деятелями искусства и культуры, обсуждение спектаклей, фильмов и т.д.)

        • Организация выставок творчества преподавателей, студентов и сотрудников университета;

        • Организация конкурсов и фестивалей самодеятельного студенческого творчества внутри университета;

        • Участие студенческих творческих коллективов в конкурсах и фестивалях городского, краевого и регионального уровней.


^ Физическое и здоровьесберегающее воспитание студентов включает в себя:

  • Формирование культа здорового образа жизни в студенческой среде, противостояния социально-негативным проявлениям среди молодежи (наркомании, табакокурению и др.);

  • Проведение спортивных соревнований по разным видам спорта между факультетами университета;

  • Проведение традиционных спартакиад «Золотая осень», «Е.Дикопольцева»,

  • Участие университетских команд в межвузовских соревнованиях;

  • Развитие материально-технической базы кафедры физвоспитания и спортклуба университета, оборудование спортивных комнат в общежитиях;

  • Проведение анализа социально-психологических проблем студенчества.

  • Проведение медицинского обследования состояния здоровья студентов


Социальная защита студенческой молодежи в ДВГГУ предполагает:

  • Развитие эффективной системы стипендиального обеспечения студентов;

  • Разработку системы материального и морального стимулирования студентов за активную жизненную позицию, достижения в области студенческой науки, искусства, спорта,

  • Эффективную реализацию действующего законодательства в отношении студентов из малообеспеченных семей, студентов – сирот и студентов – инвалидов;

  • Улучшение бытовых условий проживания студентов в общежитиях:

  • Развитие студенческого самоуправления в общежитиях;

  • Организация досуга студентов в общежитии;

  • Организацию санаторно-курортного лечения студентов с хроническими заболеваниями (при наличии средств);

  • Развитие движения студенческих трудовых отрядов;

  • Развитие системы информационно-правового обеспечения студентов.



7. Мониторинг системы внеучебной воспитательной деятельности.

- системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития воспитательной системы;

- оценка процесса и оценка результата.


10. Условия, необходимые для реализации концепции воспитательной деятельности.

  • развитие нормативно-правовой базы: разработка подразделениями университета планов, проектов, программ и положений по организации видов и форм воспитательной работы в институтах и факультетах;

  • создание методической базы для обеспечения воспитательного процесса по разным направлением воспитательной деятельности;

  • разработка системы морального, материального стимулирования творчества студентов во всех областях студенческой жизни – учебе, науке, искусстве, студенческом самоуправлении применительно к новым условиям финансирования вуза;

  • привлечение вузовских преподавателей и специалистов для профессиональной работы со студентами во внеучебное время;

  • проведение мониторинга воспитательной деятельности;

  • адресное, моральное и материальное стимулирование руководителей студенческих коллективов, преподавателей, кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе, директоров институтов, деканов факультетов за вклад в развитие воспитательной работы;

  • административное выделение и закрепление за органами студенческого самоуправления постоянных помещений для работы;

  • развитие взаимодействия с широким кругом социальных партнеров при решении задач воспитательной деятельности со студентами;

  • дальнейшее совершенствование модели ВР в ДВГГУ.



11. Модель организации ВР.

Модель организации ВР в ДВГГУ строится на основе органического единства учебного и воспитательного процессов.. Вместе с тем необходимым и правомерным является разделение его на разные формы – воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время – в связи с объективным существованием двух форм вузовской деятельности: собственно образовательной и социальной. Для каждой из этих форм свойственны специфические задачи, средства, функции и содержание.

Предлагаемая модель организации воспитательной работы в ДВГГУ- модель развития педагогически воспитывающей среды - состоит из ряда взаимосвязанных звеньев: учебно-воспитательная работа и внеучебная работа кафедр, по своим профилям развивающих кругозор и профессиональные умения и навыки студентов; деятельность деканатов по организации учебно-воспитательной и внеучебной работы на факультете и институте по формированию органов студенческого самоуправления; деятельность спортклуба при кафедре физвоспитания по формированию у студентов потребности в занятиях физической культурой и спортом; деятельность студенческого творческого центра по развитию творческого потенциала студентов; организация студенческого самоуправления как важнейшего условия работоспособности и жизнестойкости предлагаемой системы воспитательной работы; возможности вневузовской культурной среды с целью расширения культурного кругозора студентов, формирования у них ценностных ориентаций; деятельность совета университета по социальной и воспитательной работе .

Совет по воспитательной и социальной работе является коллегиальным органом, задача которого - определение основных направлений и стратегии воспитательной работы в ДВГГУ, перспективное планирование и контроль за выполнением стратегических планов ВР в университете. Комиссия работает под руководством проректора по УВиСР и утверждается приказом ректора университета.

Интегрирующее построение всех звеньев данной модели, как показывают результаты практической ее апробации в течение ряда лет, способствует формированию творческой активности у студентов и выпускников ДВГГУ.


Заключение.

Определяя основные направления внеучебной работы, миссию воспитательной деятельности, модель организации в ДВГГУ, мы рассматриваем воспитание как процесс, который не может быть подвергнут абсолютной алгоритмизации и стандартизации, так как всегда предполагает учет индивидуальный способностей его участников – студентов и преподавателей.

Реализация данной Концепции выявляет творческий личностный подход каждого из субъектов ВР. Очевидно, что успешная реализация Концепции воспитательной деятельности ДВГГУ возможно при условии, если она будет признана всем университетским сообществом и станет неотъемлемой частью совместной деятельности администрации, преподавателей и студентов.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru