Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-й, 3-й курсы в фгбоу впо «двггу» на 2013/2014 учебный год Направления



Скачать 263.76 Kb.
НазваниеПрограмма аттестационных испытаний для поступающих на 2-й, 3-й курсы в фгбоу впо «двггу» на 2013/2014 учебный год Направления
Дата10.07.2013
Размер263.76 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА

аттестационных испытаний

для поступающих на 2-й, 3-й курсы

в ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» на 2013/2014 учебный год


Направления:

050100.62 Педагогическое образование (Биология, Биология и химия, История, Математика и информатика, Информатика, Начальное образование, Дошкольное образование, Русский язык и литература)

Предметы: Обществознание, Русский язык


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Форма экзамена: тест

Продолжительность: 2 часа (120 минут)

Система оценки: 100-балльная

Минимальное количество баллов: 39

Критерии оценивания:

^ Блок А = 50 баллов

Блок В = 20 балл

Блок С = 30 баллов



вопроса

баллы



вопроса

баллы



вопроса

баллы

1

5

1

6

1

20

2

5

2

7

2

10

3

5

3

7




4

5

Общее количество = 100 баллов

5

5

6

5

7

5

8

5

9

5

10

5


Общие требования к уровню подготовки абитуриентов

На экзамене абитуриент должен проявить знание структуры обществознания, основные его составляющие и взаимосвязи между ними, понимать роль каждой составляющей предмета обществознания в истории человеческой культуры, их роль и значение в жизнедеятельности общества и человека, а также умение ими пользоваться.

Проблемы человека занимают существенное место в современном обществознании. Поэтому абитуриентам необходимо иметь представления о человеке как существе биологической, социальной и культурной эволюции, то есть о соотношении в человеке различных сущностных начал, проблемах бытия человека, многообразия его деятельности, содержания, сущности и смысле жизни и других проблемах наук о че­ловеке и обществе.

В последние два десятилетия обновлялись и перестраивались все сферы жизнедеятельности человека и общества, но наибольшие изменения претерпела экономическая сфера. Ее реформирование представляет собой сложный и противоречивый процесс, имеющий глубокие социально-политические и духовно-идеологические последствия. Задача абитуриентов – продемонстрировать должное знание экономической сферы жизнедеятельности общества и всего человечества.

В настоящее время важно иметь правильные представления о характере социальной структуры и социальных отношениях в постперестроечной России. Это элементы социологии социальных отношений, представляющие одну из важнейших составных частей экзаменационных заданий.

Абитуриент должен показать соответствующее понимание сущности познавательного процесса и познавательных возможностей человека, его культуру и духовный мир, сущность духовного постижения мироздания.

Современный человек – человек политический. Нет людей вне политики. Поэтому абитуриенты должны хорошо знать политическое устройство России и стран современного мира, сущность и предназначение политической системы общества.

В настоящее время резко возросла потребность не только в общей, но и в правовой культуре и правовой грамотности. И от абитуриента требуется определенное знание изменений сущности права и правоотношений в свете произошедших перемен в обществе.

Общество.

Что такое общество. Общество и общественные отношения. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие. Изменение положения человека в процессе развития общества. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Реформы в обществе. Возможность альтернативности общественного развития. Прогресс. Регресс.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Традиционное общество. Западная цивилизация. Постиндустриальная цивилизация. Современная российская цивилизация: переходный период. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Человечество как социальная общность. Многообразие, взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Развитие знаний об обществе. Представление об обществе на уровне мифологического сознания. Взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Социалисты-утописты об идеальном общественном устройстве. Взгляды Гегеля на всемирно-исторический процесс. Марксистское учение об обществе. Материалистическое понимание истории. Современные взгляды ученых на общество.

Человек.

Человек в обществе. Зависимость человека от общества. Терпимое отношение к другим людям. Роль человека в изменении человеческой жизни. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли. Формирование характера и самовоспитание

Сущность человеческой деятельности. Виды деятельности. Познавательная деятельность человека. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность человека. Трудовая деятельность человека. Социально-политическая деятельность человека и развитие общества. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Ценность жизни человека. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Понятие «личность». Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация и воспитание личности. Свобода и ответственность личности. Достоинства и недостатки человека. Индивидуальность человека.

Поступки человека. Волевые качества человека. Многообразие характеров людей.

Социальный статус личности, ее социальные роли. Социальная адаптация. Типы адаптации. Личность и мораль.

Экономика.

Экономическая сфера – одна из основных сфер общественной жизни. Факторы производства. Воздействие научно-технической революции на экономику Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Экономические отношения. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Рыночная экономика. Административно-командная (директивно-плановая) экономика. Сущность рынка. Типы рынков и взаимосвязь между ними. Закон спроса. Закон предложения. Конкуренция. Монополизм. Деньги: сущность и функции. Денежная масса. Инфляция. Ценные бумаги. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Собственность. Формы и отношения собственности – разгосударствление и приватизация. Частная собственность. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Защита права собственности.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды, ресурсы и факторы. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Россия в условиях рыночных отношений. Человек в системе экономических отношений. Деньги и их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный налог. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Предпринимательство. Коммерческие организация, их виды.

Бюджет. Формирование и распределение доходов различных групп населения. Налоги. Роль налогов в рыночной экономике. Подоходный налог. Ответственность за неуплату налогов.

Рыночный механизм и государственное регулирование экономики. Экономические реформы в Российской Федерации.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Право потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.

Социальные отношения.

Социальная сфера – одна из сфер общественной жизни. Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

Социальный статус личности и социальной группы. Оценка общественной значимости тех или иных социальных позиций, занимаемых людьми; авторитет, престиж. Социальные роли человека. Социальные гарантии.

Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции. Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Люмпены и маргиналы. Толпа как социальная общность. Социальный институт. Виды социальных институтов.

Этнос. Нация. Признаки нации: территория, хозяйство, язык, культура. Особенности национального характера. Нравы и обычаи народов. Национальное самосознание. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национализм и экстремизм. Нация в многонациональном государстве. Проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации. Малочисленные народы. Беженцы и вынужденные переселенцы.

Цивилизация. Типы цивилизаций.

Основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных гарантий социальной защиты.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуаций и способы их разрешения. Социальная ответственность граждан.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Менталитет человека. Убеждения и вера. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

Познание.

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания. Ненаучное (паранаучное) познание.

Особенности социального познания. Факты, теория, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самосознание. Самопознание.

Духовная жизнь общества.

Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Культура и цивилизация. Культура и природа. Культура и личность. Культура и искусство. Многообразие типов культуры, их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Национальное и интернациональное в культуре. Русская культура: древность и современность. Проблемы современной отечественной культуры. Особенности культуры Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии, Древнего Китая. Культура средних веков. Культура эпохи Возрождения. Защита культурных ценностей.

Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Понятие и роль науки в развитии общества. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Функции науки. Этика науки. Государственная политика в научной сфере. Научная картина мира и целостно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.

Религия. Понятие религии как формы отношения человека к миру. Функции религии. Возникновение и первоначальные формы религии. Многообразие форм религии. Религиозное сознание и мировоззрение. Религиозный культ. Религия и общечеловеческие моральные ценности. Религиозные организации. Связь религии с искусством и наукой. Религия и мораль. Религия в современном мире. Основные мировые религии. Свобода совести и вероисповеданий. Светский характер российского государства. Принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений. Равенство всех религий и религиозных объединений перед законом. Роль религии в сегодняшней духовной жизни общества.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование. Понятие образования. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Основное общее образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Образование как ценность. Образовательные учреждения. Самообразование. Значение образования для человека и общества. Права и социальная защита обучающихся.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденция развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Социальное законодательство. Социальная политика.

Политика.

Политическая сфера. Политика, ее роль в жизни общества.

Политическая власть, ее происхождение и виды. Соотношение политики и власти. Политический режим. Демократия. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Конституционное закрепление политического режима в Российской Федерации.

Политики и правители. Функции политики. Связь политики с другими сферами жизни общества. Политика и религия. Нравственность и безнравственность политики. Политика и право. Политика и экономика. Политика и культура. Политика и мораль.

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права – основополагающий принцип правового государства. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и гражданина. Разделение властей. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Общественные объединения в политической системе Российской Федерации: понятие и виды. Политические партии, их виды и функции в обществе. Политически монополизм и плюрализм. Политические конфликты, формы их разрешения в условиях правового государства. Порядок создания и прекращения деятельности политических партий и общественных объединений.

Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Роль избирателя. Избирательная система. Понятие, социальное назначение и политическая роль выборов. Политическое сознание и политическая культура. Составные элементы политической культуры: политические традиции, нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения. Политическая символика.

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Средства массовой информации: место и роль в политике. Воздействие СМИ на общественное мнение. Реформа политической системы в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина.

Право.

Понятие и сущность права. Функции права в обществе. Правосознание. Принципы права. Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источник права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной зашиты прав человека. Международное гуманитарное право.

Система законодательства. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стандартов прав человека. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Федерация и ее субъекты. Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность.

Правовая культура. Основные признаки и значение юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление.

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве.

Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Труд женщин и подростков. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок разрешения.

Семейное право. Брак: условия и порядок заключения и расторжения. Права и обязанности супругов, равенство супругов в семье, право выбора супругами фамилии. Родители и дети. Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства.


^ РУССКИЙ ЯЗЫК

Форма экзамена: тест

Продолжительность: 2 часа (120 минут)

Система оценки: 100-балльная

Минимальное количество баллов: 36

Тестирование по русскому языку позволяет выявить состояние орфографических и пунктуационных навыков экзаменующихся в условиях заданной ситуации, а также культурноречевой и грамматический уровень.

Тест содержит в себе задания с примерами, в каждом из которых есть задания по орфографии, пунктуации и культуре речи, а также по фонетике, морфемике, грамматике.

Задания по орфографии и пунктуации включают в себя весь материал, изучаемый в средней школе по данным разделам.

Задания по фонетике, морфемике, грамматике выявляют базовый уровень владения языковой теорией.

Задания по культуре речи выявляют знания орфоэпических норм русского языка, понимание значения иноязычных слов, развитость чувства языка через умение осуществлять выбор слов-синонимов, определять возможную лексическую сочетаемость, а также «чувствовать» предложения с речевыми ошибками.

Методика проведения тестирования: каждый абитуриент получает свой вариант теста с заданиями и бланк ответов с таблицей, которую он должен заполнить. После определения правильных ответов в задании абитуриент заполняет бланк ответов.

Проверка теста проводится по бланку ответов.

ОРФОГРАФИЯ

^
Правописание гласных в корне

Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Чередующиеся гласные. Гласные после шипящих и ц
^
Правописание согласных в корне

Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Непроизносимые согласные
Употребление прописных букв

Прописные буквы в собственных именах
Разделительные ъ и ь

Употребление ъ и ь
^
Правописание приставок

Приставки на и приставка с-. Приставки пре- и при- . Гласные ы и и после приставок.
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Гласные о и ё после шипящих. Гласные после ц.
^
Правописание имен существительных

Окончания имен существительных. Суффиксы имен существительных.
Правописание имен прилагательных

Окончания имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных.
^ Правописание сложных слов

Соединительные гласные о и е. Сложные слова без соединительных гласных. Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных.
^
Правописание имен числительных и местоимений

Числительные количественные, порядковые, дробные. Правописание местоимений. Отрицательные и неопределенные местоимения.
^
Правописание глаголов

Личные окончания глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов.
Правописание причастий

Окончания и суффиксы причастий. Правописание нн и н в причастиях и в отглагольных прилагательных.
^
Правописание наречий

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных выражений.
^
Правописание предлогов и союзов

Предлоги. Союзы.
Правописание частиц

Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни.
^

ПУНКТУАЦИЯ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тире между членами предложения

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире для обозначения пространственных, временных, количественных пределов.
^
Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах
^
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
^
Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами предложения

Вводные слова и предложения. Обращение. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
^

ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т.п. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
^

ПУНКТУАЦИЯ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при цитатах.

ФОНЕТИКА

Звуки и буквы. Соотношение звуков и букв
^

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


Корень, приставка, суффикс, окончание. Способы словобразования.

ГРАММАТИКА

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Синтаксис. Простые и сложные предложения. Типы односоставных предложений. Главные и второстепенные члены предложений и способы их выражения.

^ ОБРАЗЕЦ ТЕСТА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)


Часть 1 (Блок А). При выполнении заданий этой части (А1–А10) обведите кружком номер единственно правильного ответа.


А1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

  1. государством 2. обществом 3. цивилизацией 4. племенем


А2. Человек – продукт эволюций

  1. духовной и биологической

  2. биологической и социальной

  3. биологической и культурной

  4. биологической и социально-культурной


А3. Какой из признаков деятельности характерен и для животного и для человека?

  1. носит продуктивный, творческий, созидательный характер

  2. деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры и преобразует сам организм, его способности, потребности, условия жизни

  3. необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании

  4. инстинктивно приспосабливает организм к окружающей среде


А4. Процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса, называется

  1. общением 2) поведением

3) мышлением 4)все ответы неверны


А5. Общеобязательное правило поведения, установленное государством и закрепленное в нормативных правовых актах

  1. норма морали 2) норма права

3) отрасль права 4) институт права


А6. Чувственное отображение объективной реальности

  1. ощущение 2) восприятие 3) представление 4) адаптация


А7. Возникающее на ранних этапах человеческой истории повествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и разъяснить различные явления природы и общества, называется

  1. рассказом 2) религией 3) мифом 4) элегией


А8. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет количественного изменения ресурсов, называется

  1. интенсивным 2) экстенсивным 3) рациональным 4) производительным


А9. Философская концепция, согласно которой все в мире и в человеческой жизни предопределено роком и судьбой

1. фатализм 2. экзистенциализм

3. аналитическая философия 4. интуитивизм

А10. К субъектам исторического процесса НЕ относятся

  1. народ 3. промышленный переворот

  2. государство 4. отдельные личности


ЧАСТЬ 2 (Блок В). Задания В1–В3 требуют ответа в виде слова или словосочетания, последовательности букв или цифр.


В1. Вставьте пропущенные категории субъектов политики.

  1. большие социальные общности

  2. политические организации и объединения

  3. ___________________________________

  4. ___________________________________


В2. Установите соответствие между основными фазами творческого процесса и их содержанием. (К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры, в правильной последовательности в таблицу под соответствующими буквами).

фазы

содержание

А) подготовка

Б) созревание

В) вдохновение (инсайт)

Г) окончательное оформление

и проверка идеи

1) сознательная работа по развитию идеи

2) сознательная деятельность, являющаяся предпосылкой создания новой идеи

3) бессознательная работа над проблемой, вынашивание идеи

4) рождение идеи, ее переход из бессознательного в сознание




А

Б

В

Г














В3. Вставьте пропущенное слово:

«___________________________ – это общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) наносящее вред общественным отношениям и влекущее за собой юридическую ответственность»


^ Часть 3 (Блок С). Для ответов на задания этой части (С1–С3) запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ – эссе на предложенные темы. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Используя знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Ответы записывайте разборчиво.


С1. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гете)

С2. «Право заключается в силе» (латинская пословица)

С3. «Не знаю, что лучше – зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред» (Микеланджело Буонарроти)

^ ОБРАЗЕЦ ТЕСТА (РУССКИЙ ЯЗЫК)


Отметьте номера в предлагаемых заданиях, где:


1. Буква О пишется в словах:

1) ситц__вый

2) плащ__м

3) плюш__вый

4) парч__вый

5) ш__рохи


2. Буква Ь пишется в словах:

1) суп с говяж__ей тушенкой

2) улеч__ся

3) кипуч__

4) придет__ся убраться

5) намаж__те


3. Буква И пишется в словах:

1) изм__рение

2) разл__чать

3) ож__вать

4) прим__рение

5) разд__валка


4. Буква А пишется в словах:

1) предл__гать

2) подг__ревший

3) прик__саться

4) прекл__няться

5) р__стение


5. Буква Ъ пишется в словах:

1) об__ем

2) солов__иный

3) без__облачный

4) безъядерный

5) береч__


6. Буква И пишется в словах:

1) потерп__шь

2) тян__мся

3) корм__м

4) дыш__шь

5) бре__шься


7. Буква Е пишется в словах:

1) гулять по улиц__

2) встретился на репетици__

3) лежать в постел__

4) сидеть в луж__

5) носить в куртк__


8. Буква З пишется в словах:

1) и__брать

2) не__гибаемый

3) ра__продать

4) ра__думать

5) бе__домный


9. Буква Ы пишется в словах:

1) ж__лать

2) куриц__н

3) роз__ск

4) ц__пленок

5) за__грывать


10. Буква Ё пишется в словах:

1) камыш__вый

2) уч__ба

3) суш__ные

4) книж__нка

5) деш__вый


11. Буква Т пишется в словах:

1) ужас__ный

2) блес__ки

3) ненас__ный

4) доблес__ный

5) аген__ство


12. Буква Е пишется в словах:

1) пр__градить

2) пр__учить

3) пр__родный

4) пр__зидент

5) пр__рванный


13. Буква И пишется в словах:

1) отп__раться

2) зам__реть

3) зад__рающийся

4) соч__тание

5) заж__гающий


14. Частица НЕ пишется раздельно:

1) не__кошеный летом луг

2) луга не__кошены

3) не__скошенный луг

4) не__взрачный на вид

5) не__мелкое, а глубокое озеро

15. Частица НЕ пишется слитно:

1) это н__ с чем сравнить

2) не__много преувеличивать

3) не__истовый

4) не__понятное правило

5) отнюдь не__джентельмен


16. Буква А (Я) пишется в словах:

1) ла__ щий

2) долета__щий

3) маяч__щий

4) пен__щийся

5) стро__щийся


17. С дефисом пишутся слова:

1) по__летнему расписанию

2) обнять по__дружески

3) одеться по__летнему

4) чей__нибудь мяч

5) ехать по__тихоньку


18. Раздельно пишутся слова:

1) Подойди (ка) сюда.

2) Что (же) это такое?

3) Я то (же) хочу поехать туда.

4) Как (будто) потеплело.

5) Кто (нибудь) пришел?


19. Две буквы НН пишется в словах:

1) полирова__ый шкаф

2) избра__ая проза

3) участки застрое__ы

4) краше__ый мною стол

5) варе__ики


20. Одна буква Н пишется в словах:

1) рубле__ый

2) заслуже__ый

3) еди__ый

4) давле__ый

5) недюжи__ый


^ Отметьте номера, в которых:


21. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях

1) Осторожно, не нарушая всеобщего покоя ночи__пробираюсь в палатку.

2) Он мчался на станцию__сломя голову.

3) По поляне__не торопясь__бежал какой-то зверь.

4) Он рассказал об этом __спустя три года.

5) Заметив людей__ конь фыркнул.


22. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях

1) Мы с вами__кажется__знакомы?

2) По сообщениям газеты__ нельзя судить о жизни.

3) Вам это __навряд ли __понравится.

4) В Париж__вероятно__я не поеду.

5) По сообщению синоптиков__погода не изменится.


23. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях

1) И встанет день__как дым__стеной.

2) Я хотел сказать несколько слов о Федине__как о простом человеке.

3) И__как ни старался, я не мог забыть всего произошедшего.

4) Я должен был заботриться о брате__как старший

5) Облака__как птицы__плывут над землей.


24. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях

1) Мы шли__ по сплошь покрытой бурыми листьями__обочине.

2) Воздух__пахнущий туманом__врывается в комнату.

3) А он__несчастный__просит бури, как будто в буре есть покой.

4) Покрытое осенними тучами__небо отразилось в озере.

5) Внизу проплывали сопки__покрытые розовым снегом.


25. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях

1) Чуть заметно зажглись звезды__и звуки понемногу затихли.

2) Дети спали__и ничего не слышали.

3) Дорога повернула вправо__а слева показалась река.

4) На берегу горел костер__и на дорогу наносило дым.

5) В саду играл оркестр__и пел мужской хор.


26. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях

1) Уже темнело__и на небе появились звезды.

2) Ветер стал стихать__а мороз усиливаться.

3) Солдаты собрались в кучу__и указывали в поле.

4) Воздух дышит весенним ароматом__ и вся природа оживляется.

5) Он явно занервничал__ и начал собираться в дорогу.


27. Тире ставится на месте пропуска в предложениях

1) Он__был хороший поэт.

2) Знание__родник, который никогда не исчерпаешь.

3) Дело науки__служить людям.

4) Жить__ родине служить.

5) Звук__ есть колебание воздуха.


28. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях

1) Ничто не шевелилось__ни одна травка внизу, ни один лист на ветке дерева.

2) Андрей не мог оплатить счет__недавно его уволили с работы.

3) Платья, блузы, туфли__все изчезло в один миг.

4) Перед нами открывалась грандиозная панорама__ряды высоченных скал обрамляют ущелье, нависают над нами бесконечными уступами.

5) Прочтешь хотя бы неколько строк из его рассказа__тотчас же захочется писать самому.


29. Отметьте предложения с пунктуационной ошибкой

1) К удивлению всех, так странно кричал филин.

2) Зато вблизи дома, во дворе, которого рос фруктовый сад, было весело и жизнерадостно.

3) Неподалеку, наклонившись к пруду, стояла береза все еще зеленеющая и дающая листву, но уже старая.

4) Для научной работы требуется как умелый подход, так и тонкие наблюдения.

5) Снежинки опускались на землю и на лицо, на руки.


30. Отметьте примеры с ошибкой в образовании формы слова

1) более умнее

2) много килограммов

3) едь быстрее

4) шофера

5) договоры


31. Отметьте слова с ударением на втором слоге

1) красивее

2) диспансер

3) средства

4) оптовый

5) звонит

32. Какое из перечисленных слов имеет значение «беспринципный человек, занимающийся рискованными сомнительными по честности делами»?

1) фаталист

2) аскет

3) авантюрист

4) демогог

5) альтруист


33. Отметьте предложения с речевой ошибкой

1) Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

2) Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

3) Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное ухудшение.

4) Путники медленно двигались и проклинали трудности дороги.

5) Президент попросил доложить все, что сейчас происходит.




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru