Федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологической антропологии Согласовано Утверждено



НазваниеФедеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологической антропологии Согласовано Утверждено
страница1/3
Дата11.04.2013
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник
  1   2   3



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологической антропологии


Согласовано Утверждено

На заседании кафедры

____________________ Зав. кафедрой________

____________________

Протокол№__________

От__________________


Учебно- методический комплекс

По дисциплине «Экстренное психологическое консультирование»


^ Специальности: «Педагогика и Психология» 031000


Хабаровск 2008


Аннотация

Дисциплина «Экстренное психологическое консультирование» разработана для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Будущее поле деятельности этих специалистов учреждения образования: детские сады, школы, а также детские дома и интернаты. Это пространство не изолированно от всех проблем современного мироустройства, но, наоборот отражает и проявляет все существующие проблемы современного мира. Участившиеся техногенные катастрофы и аварии, угрозы психологической безопасности личности (такие как культовый контроль сознания), проблемы аддиктивного поведения, омоложение суицида, эскалация всевозможных форм насилия приводит к необходимости развития экстренной психологической помощи как особой формы психологического сопровождения в вышеперечисленных ситуациях.

Основная цель данного курса обучение будущих профессионалов умению работать с людьми в состояниях интенсивного эмоционального переживания в кризисных и травматических ситуациях, умению распознавать суицидальное поведение и степень суицидального риска. Как справедливо замечает В.Ю. Меновщиков: «…хотя любая проблема, любой кризис клиента имеет свою специфику, в принципах работы с разными клиентами гораздо больше сходства, чем различий определяемых ситуацией. И в этом смысле нам – психологам-консультантам практически все равно, с чем обратился за помощью клиент, помогающий, даже ничего не зная об этих предметах, окажет помощь, если он просто умеет ее оказывать. Гораздо более значимым, чем знание определенной проблематики, оказывает личная (личностная) готовность помогающего и его профессиональные навыки и умения.

Эту цитата емко определяет основной смысл данного курса; прежде чем работать с тяжелыми переживаниями другого человека консультанту необходимо научиться справляться с собственными страхами и управлять собственным эмоциональным состоянием. Как показывает практика, неподготовленного человека обычно пугают яркие эмоциональные переживания другого, особенно негативного спектра, включаются механизмы психологической защиты; подобное поведение есть результат западноевропейской цивилизационной установки обыденного сознания о том, «что слезы – признак слабости», «сильная личность должна быть успешной» и т.д. Поэтому стержневым моментом подготовки специалистов для работы в ситуации травматического кризиса и острой психологической боли, помимо теоретического ознакомления с особенностями различных кризисных ситуаций, является тренинг эмоциональной устойчивости и развития саморегуляции.

Курс читается на пятом курсе в 9 семестре, когда студентами освоен учебный план подготовки по специальности, что позволяет им интегрировать различные подходы в работе с кризисной личностью, используя основную схему психологического консультирования, составленную в контексте принципов экстренного вмешательства.

Экстренное консультирование – это построение «помогающих отношений» и, конечно, помогать может только тот, кто сам готов работать с собой и учиться преодолевать свой страх перед темными сторонами жизни.

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

^ Кафедра психологической антропологии


«Утверждаю»

Зав. кафедрой __________________

Галактионов И.В.

«___»_________________2009г.


Рабочая программа

По дисциплине «Экстренное психологическое консультирование»

Специальность «Педагогика и Психология» 031000

(ДПП.В.2)


Курс V

Семестр 9


2010г.


Разработчик

Старший преподаватель М.В. Рагулина

Кафедры психологической антропологии


РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологической антропологии «_________» протокол №____________


  1. ^ Цели изучения дисциплины

Данный курс является дисциплиной по выбору и не имеет четко означенных требований в нормативных документах, составленных Министерством образования и науки Р.Ф., регламентирующих объем содержания дисциплины в рамках отдельных специальностей. Экстренные консультативные службы в России организуются и как службы «Телефона доверия» и как пункты экстренной психологической помощи, имеющие в штате подготовленные бригады психологов для выезда на места трагических происшествий. Рабочая программа дисциплины, насколько позволяет отведенный для нее объем учебных часов, касается обеих форм психологической помощи населению. Главный аспекты программы – это понятие психологической травмы, психологической боли, травматического кризиса в жизни человека и проблема эмоционального выгорания самого психолога и формы восстановления его психического здоровья и эмоциональных ресурсов.

В соответствии с выделенными важными проблемами организации экстренной психологической помощи образовательными целями данного курса можно считать следующие:

  • На основе изучения опыта проживания собственной жизни и теоретического анализа дать познакомить студентов с основным спектром эмоциональных и психологических проблем человека, переживающего травматический кризис, связанный как с внешними, так и внутренними причинами.

  • Студенты должны представлять основные задачи и освоить основную схему оказания помощи, базирующуюся на универсальных принципах психологического сопровождения в условиях оказания экстренной помощи.

  • В процессе практического взаимодействия в группе студентами должны быть апробированы навыки индивидуальной и групповой работы психолога, умение подбирать соответствующие, адекватные задачам формы м методы работы.

  • Студенты должны прийти к пониманию, что основным условием эффективности и успешности работы психолога является установка на личностное развитие, которое предполагает определенные психологические формы работы с собой и обретение так называемого «клиентского опыта».

Для решения вышеизложенных задач лекционный материал преподносится в качестве тезисов для обсуждения и извлечения собственного опыта в разных жизненных ситуациях, а практические занятия проводятся с элементами тренинга, направленного на развитие рефлексии и эмоциональной саморегуляции.

^ 2.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

ДО

ОЗО

Общая трудоемкость

72

72

72

Аудиторная нагрузка

36

36

8

Лекции

12

12

4

Практические занятия

24

24

4

Самостоятельная работа

36

36

64

Вид итогового контроля

зачет

9 семестр

9семестр


^ 3.Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№пп

Тематическое распределение

Распределение часов

Всего

Л

до

Л

озо

Пр.

до

Пр.

озо

С.Р.

до

С.Р.

озо

1.

Понятие кризиса в жизни человека. Травматический кризис.

12

2

2

4




6

10

2.

Организация контакта при кризисных состояниях личности. Опасность «эмоционального выгорания» психолога – консультанта.

12

2

2

4




6

10

3.

Стресс и травматический стресс. Методы работы с ПТСР

12

2




4

2

6

10

4.

Насилие, его виды. Консультирование жертв насилия.


12

2




4




6

12

5.

Кризис утраты. Суицидальное поведение как деструктивный выход из кризисной ситуации.

12

2




4

2

6

10

6.

История и организация службы «Телефон доверия»

12

2




4




6

12




Итого

72

12

4

24

4

36

64



^ 3.2.Краткое содержание лекционного материала по обозначенным темам

Тема 1. Понятие кризиса в жизни человека. Травматический кризис.

Общее представление о кризисе, его видах, основных переживаниях, критериях кризисной ситуации. Понятие психологической безопасности личности. Психологическая боль как индикатор нарушение психологической безопасности. Функции психологической боли. Эмоциональные проявления психологической боли. Психологическая боль человека как предмет кризисной интервенции.


^ Тема 2. Организация контакта при кризисных состояниях личности. Опасность «эмоционального выгорания» психолога – консультанта.

Формы экстренного консультирования. Основные принципы и схема организации контакта. Опасность эмоционального выгорания психолога - консультанта. Фазы и симптомы эмоционального выгорания. Способы восстановления эмоциональных ресурсов.


^ Тема 3. Стресс и травматический стресс. Методы работы с ПТСР.

Признаки стресса. Понятие травматического стресса. Диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Механизм возникновения ПТСР. Факторы риска развития ПТСР. Методы работы с ПТСР.


^ Тема 4. Насилие, его виды. Консультирование жертв насилия.

Насилие. Классификация видов и форм насилия. Домашнее насилие. Консультирование жертв насилия. Особенности консультирования по вопросам домашнего насилия. Консультирование детей – жертв сексуального насилия и инцеста.


^ Тема 5. Кризис утраты. Суицидальное поведение как деструктивный выход из кризисной ситуации.

Виды жизненных утрат. Суицид как форма аутоагрессивного выхода из кризиса утраты. Факторы и «ключи» распознования сицидального риска. Определение степени риска суицида. Возможная превенция суицида. Задачи консультанта при работе с выжившим суицидальным клиентом и его близкими.


^ Тема 6. История и организация службы «Телефон доверия»

Первый телефон “для отчаявшихся”; развитие движения за рубежом и в России и их социально-географическая специфика. Международные морально-этические нормы оказания экстренной психологической помощи по телефону. Организации служб экстренной психологической помощи по телефону (РАТЭПП, IFOTES , Befriending international, Laif Line) специфика и принципы их работы. Организация службы в г. Хабаровске.

Разнообразие подходов в психологическом консультировании. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса, как основа телефонного консультирования и возможность применения других подходов, техник, методов.

Выбор и оценка качеств, необходимых консультанту.


^ 4. Содержание практических занятий с заданиями для самостоятельной работы.

Методические пояснения: Практические занятия проводятся в виде дискуссий, на которых более важным, чем теоретические изыскания по тому или иному вопросу, является умение в теоретических концепциях находить ответы на вопросы, связанные с опытом проживания собственной жизни. Поэтому обсуждение теоретических проблем в разрезе анализа собственного опыта соединяется с упражнениями, направленными на развитие рефлексии и эмоциональной устойчивости, а также упражнениями самопомощи в ситуации стресса. На занятие необходимо приносить выполненные письменно задания для самостоятельной работы.


^ Тема№1 Кризисы в жизни человека. Умение консультанта работать со своим жизненным опытом как основа профессиональной компетентности.

Основные вопросы, выносимые на дискуссию:

  1. Значение кризиса в жизни человека.

  2. Возрастные кризисы, кризисы утраты, травматический кризис как психологическая проблема.

  3. Проблема «клиентского» опыта.

  4. Консультант как личность, умеющая исследовать свой опыт.

Теоретический материал для подготовки к занятию:

Кризис – трудная жизненная ситуация, критическая ситуация, зависит от индивидуальных свойств личности (locus resistation) (Соловьева С.Л.). Кризис возникает при воздействии чрезвычайно длительных или чрезвычайно интенсивных факторов.

Кризис (от греческого решение, поворотный пункт , исход) определяют в психологии как тяжелое состояние, вызванное какой – либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни (Осипова А.А.) Кризисы развития (смысловые кризисы), кризисы утраты и кризисы травматические.

Кризис - любая ситуация , которую человек не может решить самостоятельно, ищет помощи, в том числе психологической, является кризисной (В.Ю. Меновщиков).

^ Признаки кризиса:

  1. Информационная неопределенность. (Нарастание тревоги)

  2. Обретение новых возможностей, кризис точка бифуркации, точка выбора дальнейшего пути существования (развитие, обновление или стагнация, регрессия).

  3. Трансцендирование – жизнь подводит к моменту преодоления привычных границ жизненного мира. (новые смыслы, новый взгляд)

  4. Возрастание напряженности, что проявляется в интенсификации переживаний (кризисные состояния)

^ Типы переживаний (Василюк Ф.Е).

Стресс (напряжение) – Селье понимал под стрессом неспицифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся


условиям


внутренние внешние

болезнь любое изменение привычного

длительное негативное переживание, хода жизни

апатия

усталость


Каждое изменение вызывает стресс, но не каждое является критическим. «Биопсихосоциальная концепции» болезни А.Р. Лурия помогает понять, как проявляются крайние напряжения на всех трех уровнях живого организма – человека:

Соматический уровень – все системы работают на пределе, близком к функциональным нарушениям;

Психологический уровень – пиковые эмоциональные состояния (психологическая боль);

Социальный уровень – обострение межличностных отношений (первичное нарушение отношений, вторичное изменение личности – концепция невроза В.Н. Мясищева).

Выделяют понятие психологического стресса, который является реакцией всех трех уровней человека на угрозу безопасности (социальной и психологической).

^ Психологическую безопасность личности можно понимать как определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека, вплоть до изменения его жизненного пути (Колесникова Т.И.).

Человек против своего желания вовлекается в разные жизненные коллизии (психологическое манипулирование с использование СМИ, терроризм, катастрофы, стихийные бедствия). Разрушение традиций и ритуалов, смена мировоззренческих парадигм приводит к ощущению экзистенциального одиночества, к ощущению нарушенной психологической безопасности. Это усиливает возможность развития дистресса, которое приводит к физиологическому, эмоциональному истощению, невозможности адаптации и нарушении самоконтроля.

Фрустрация (от латинского, тщетные ожидания, обман ) - состояние невозможности достижения цели из – за реальных или виртуальных препятствий, барьеров.

Физические барьеры - стена тюрьмы

Биологические барьеры – старость, болезнь

Психологические барьеры – страх несоответствия

Социально – культурные барьеры – запреты, нормы, правила

Выделяют барьеры внешние и внутренние.

Признаки фрустрационного поведения:

  • Двигательное возбуждение – беспорядочное, бесцельное движение;

  • Апатия

  • Агрессивное поведение

  • Стереотипное поведение – повторение действий, которые когда-то помогали в подобных ситуациях, но неизвестно помогут ли в этой ситуации

  • Регрессивное поведение

  • Истерики

  • Шоковые состояния, если внешние барьеры – как сверхсильные стрессоры (захват в заложники, разбойное нападение, помещение в тюрьму)

Конфликт – понятие довольно сложное, определятся как столкновение двух и более противонаправленных интенций, интересов, направленностей, ценностей (внешних или внутренних). Сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями. Если конфликт без посторонней помощи не может быть разрешен, говорят о кризисной ситуации.

Кризис – или переживания кризиса, кризисная ситуация. Кризисная ситуация и ее эмоциональное переживание зависит от содержания или типа кризиса.


Основные переживания в разных кризисных ситуациях.

Кризис развития - тревога, напряжение, беспомощность, чувство вины, чувство гнева (переживания разорванности жизни). Восстановление целостности и обретение новых возможностей приносит целую гамму стенических переживаний своей силы и способности жить.

^ Травматический кризис - депрессивные реакции (апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие), деструктивные реакции (раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть), чувство одиночества (чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты).

^ Кризис утраты – чувство психологической боли, которая является основным фоном страдания или горя. Боль бывает физическая и психологическая или душевная. Оба вида боли имеют нечто общее в динамике. Они возникают, имеют определенную интенсивность, длительность, могут исчезать и возобновляться. Человек может сам воздействовать на параметры боли. Разные люди имеют разную чувствительность к боли (Мучить себя, растравлять раны, создавать проблемы и т.д.) То есть человек может удерживать боль как средство справиться с жизненной задачей, но может и снижать степень ее интенсивности (медикаментозные средства, физиотерапевтические, психотерапевтические).

Функции боли (Абрамова Г.С.):

  1. Позволяет человеку обнаружить границы своего Я, физического и психологического («сколько могу вытерпеть давление внешнего мира»);

  2. Ставит человека перед необходимостью переструктурирования его жизненного мира.

  3. Сообщает, что есть нечто Другое, не тождественное его психическому и физическому миру.

Человек в ситуации переживания боли крайне редко понимает, что с ним происходит, переживание как правило целостно, весь организм различными способами сигнализирует об изменениях. Переживание боли актуализируют предмет, вызвавший боль.

Задания для самостоятельной работы по теме занятия:

  1. Приведите основные события жизни человека способные вызвать

а) стрессовые переживания;

б) переживания фрустрации;

в) основные типы конфликтов.

Проранжируйте составленный список событий. На первое место поставьте те, которые наиболее всего способны «выбить вас из колеи».

  1. Возраст как возможная причина психологического кризиса. Вспомните понятие возрастного кризиса. Основные возрастные кризисы в разных концепциях. Особенности возрастных кризисов.

Вспомните кризис, который пережили сами. Какое событие вызвало кризис, определите его место по рангу в вашем списке. Подробно вспомните и опишите свои эмоциональные состояния. Когда вы находились в кризисной ситуации, могли ли вы управлять событиями?


Рекомендуемая литература:

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опытУчеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000

  2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического стресса и их динамика// Психологический журнал. Т. 6. №6. 1985. с 107 – 115

  3. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. №1, 1994. с. 3-19

  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е.Василюк – М.: Изд-во МГУ, 1984.

  5. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

  6. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2002

  7. Осипова А.А. Справочник психолога при работе в кризисных ситуациях / А.А. Осипова. – Ростов н/Д :Феникс, 2005

  8. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004

  9. Селье Г. Когда стресс не приносит горя / Г. Селье. - М., 1992

  10. Черепанова Е.М. Психологический стресс / Е.М. Черепанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1996



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru