Программа дисциплины для специальности «Педагогика и психология»: Цели изучения дисциплины



НазваниеПрограмма дисциплины для специальности «Педагогика и психология»: Цели изучения дисциплины
страница1/4
Дата11.04.2013
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
источник
  1   2   3   4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии


Согласовано Утверждено

На заседании кафедры

____________________ Зав. кафедрой________

____________________

Протокол№__________

От__________________


Учебно- методический комплекс

По дисциплине «Психологическое консультирование»


Специальности: «Педагогика и психология» 031000,

«Психология» 024000


Хабаровск 2008


Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Рабочая программа дисциплины для специальности «Педагогика и психология»:

  1. Цели изучения дисциплины……………………………………………….6

  2. Выписка дидактических единиц ГОС…………………………………….7

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………...7-8

  4. Содержание дисциплины:

    1. Разделы дисциплины и виды занятий……………………………..8-11

    2. Виды самостоятельной работы……………………………………11-13

    3. Краткое содержание лекционного материала …………………...13-16

  5. Темы и содержание семинарских занятий…………………………..16-28

  6. Вопросы для собеседования…………………………………….........29-30

  7. Перечень учебной литературы……………………………………….31-35

Приложения…………………………………………………………………..36


^ Пояснительная записка


Понятие «психологическое консультирование» несет в себе, скорее смысловую нагрузку, нежели определяет пространство практической работы психолога. В России традиционно сложилось, что психотерапия есть область медицинской практики, соответственно заниматься ей может только специалист, имеющий диплом врача. За рубежом же психотерапия обозначает лишь вид практической деятельности, как, например, преподавательская деятельность. Поэтому очень часто эти два понятия взаимозаменяются, наряду с термином «психотерапевтическое консультирование».

Подобное происходит и в России, просто введение термина «психологическое консультирование» позволяет психологам входить в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

С учетом этого составлен данный учебно-методический комплекс. В учебном курсе также существует дисциплина «Базовые методы психотерапии». Имея это ввиду, составитель программы уделяет большее внимание общим вопросам организации консультативной работы, требованиям к личности как профессиональным показателям компетентности, пониманию специфической области работы консультанта, которая выделяется как психологическое консультирование, проблемам личностного роста и мере ответственности психолога. Особое внимание в курсе уделено таким механизмам межличностного взаимодействия как эмпатия и рефлексия.

Логическим продолжением данного курса является «Экстренное психологическое консультирование», поэтому некоторые вопросы в данном курсе только затрагиваются, а в следующем рассматриваются более детально. Например, проблема эмоционального выгорания психолога-консультанта, проблема кризиса в жизни человека, особенности ПТСР состояний и возможности их преодоления.

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


^ Кафедра психологии


«Утверждаю»

Зав. кафедрой __________________

________________Ткач Е.Н.

«___»_________________2008г.


Программа учебной дисциплины

По дисциплине «Психологическое консультирование»

Специальность «Педагогика и психология» 031000


Курс IV

Семестр 7,8


2008г.


Разработчик

Доцент М.В. Рагулина

Кафедры психологии


РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии «_________» протокол №____________



  1. ^ Цели изучения дисциплины

Данный курс изучается студентами в течение двух семестров- 7 и 8. Завершается изучение курса экзаменом.

Изучение дисциплины основывается на принципах психологического консультирования, которые получили успешное развитие как за рубежом, но в последнее время и в нашей стране.

В процессе изучения курса у студентов должно сформироваться четкое представление о сущности консультативного процесса, психодиагностического исследования для определения ведущей проблемы в русле разных методических подходов и направлений, стратегической задаче и тактике взаимодействия с клиентом, приемлемой для ее выполнения.

Для ясного понимания смысла и сущности процесса консультирования студенты должны быть хорошо осведомлены о ведущих научных представления психологии личности, семейной психологии, возрастной психологии и психологии развития.

Студенты должны быть готовы к работе с тем содержательным жизненным материалом, который несут в себе. Любой грамотный и готовый к работе психолог- консультант начинает свою практику с приобретения клиентского опыта. Это есть признанная во всем мире форма развития профессионального самосознания.

Помимо теоретических знаний и представлений, данный курс предполагает практическую работу, как со своим жизненным опытом, так и упражнения, направленные на развитие основных навыков консультирования.



  1. ^ Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности

№пп

Название дидактических единиц

1.

Теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты психологического консультирования.

2.

Этапы и фазы консультирования.

3.

Техники и методы консультирования.

4.

Этика практического психолога.

5.

Групповые и индивидуальные формы работы.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы (Педагогика и психология)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

ДО

ОЗО

7

8

7

8

Общая трудоемкость

200







200

Аудиторная нагрузка

88

60

28

24

Лекции

44

30

14

14

Практические занятия

44

30

14

10

Самостоятельная работа

112







176

Вид итогового контроля

зачет




зачет






^ Объем дисциплины и виды учебной работы (Психология)


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

ДО

ОЗО




8

7

8

Общая трудоемкость

200




160

160

Аудиторная нагрузка

88




80

24

24

Лекции

44




48

4

10

Практические занятия

44




32

2

8

Самостоятельная работа

112




80

136

Вид итогового контроля

зачет




зачет

зачет




  1. ^ Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий (Педагогика и психология)

№пп

Тематическое распределение

Распределение часов

Всего

Л

до

Л

озо

П

до

П

озо

С.Р.

до

С.Р.

озо

1.

Общие вопросы консультирования: теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты.


8

2

1

2




4

7

2.

Психолог как профессия и как личность. Личностно-профессиональные требования. Этика практического психолога. Проблема выгорания.

10

4

1

4

2

2

7

3.

Понятие психологической проблемы. Психотерапевтические отношения как особый способ общения.

18

4

2

4

2

10

7

4.

Типичные схемы и приемы консультирования в основных современных направлениях. Техники и методы консультирования.

42

4

2

10




28

40

5.

Необходимость диагностики в психологическом консультировании.

14

2




2




10

14

6.

Основные составляющие психотерапевтических отношений: рефлексия и эмпатия.

20

4

2

4

2

12

16

7.

Организация первой встречи. Заключение контракта.

20

4

2

2




14

18

8.

Понятие психологической боли и психической травмы. Типология травматических переживаний.

20

4

2

4




14

18

9.

Основы обучение психологическому консультированию. Супервизия.

12

4




4

2

4

10

10.

Групповое консультирование

16

4

2

10

2

6

12

11.

Основы коучинга.

8

2




4




2

8

12.

Частные вопросы консультирования.

14

6










2

14




Итого

200

44

14

48

10

112

176



^ Разделы дисциплины и виды занятий (Психология)

№пп

Тематическое распределение

Распределение часов

Всего

Л

до

Л

озо

П

до

П

озо

С.Р.

до

С.Р.

озо

1.

Общие вопросы консультирования: теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты.


6

2

1

2




2

5

2.

Психолог как профессия и как личность. Личностно-профессиональные требования. Этика практического психолога. Проблема выгорания.

6

4

1

2

2

2

5

3.

Понятие психологической проблемы. Психотерапевтические отношения как особый способ общения.

14

4

2

4

2

6

10

4.

Типичные схемы и приемы консультирования в основных современных направлениях. Техники и методы консультирования.

36

6

2

8




22

34

5.

Необходимость диагностики в психологическом консультировании.

10

2




2




6

10

6.

Основные составляющие психотерапевтических отношений: рефлексия и эмпатия.

16

4

2

4

2

8

12

7.

Организация первой встречи. Заключение контракта.

16

4

2

2




10

14

8.

Понятие психологической боли и психической травмы. Типология травматических переживаний.

16

4

2

2




10

14

9.

Основы обучение психологическому консультированию. Супервизия.

8

4




2

2

2

6

10.

Групповое консультирование

16

6

2

8

2

2

12

11.

Основы коучинга.

4

2




2







4

12.

Частные вопросы консультирования.

10

6










4

10




Итого

160

48

14

32

10

80

136


^ 4.2. Виды самостоятельной работы.

Тема

Виды самостоятельной работы

Продукт самостоятельной работы

Общие вопросы консультирования

Изучение научной литературы (на выбор)

Конспект анализа и сравнение разных определений консультирования

Психолог как профессия и как личность. Личностно-профессиональные требования. Проблема выгорания.

Изучение литературных источников

Конспект лекций, написание эссе «Компетентность психолога-консультанта»

Понятие психологической проблемы. Психотерапевтические отношения как особый способ общения.

Изучение литературных источников

Подготовка дискурса «Пространство психологической проблемы»

Типичные схемы и приемы консультирования в основных современных направлениях

Изучение литературных источников

Анализ любого направление практического консультирования на выбор

Необходимость диагностики в психологическом консультировании.

Изучение литературных источников

Составление схемы диагностического исследования для частного случая (см. Приложение2)

Основные составляющие психотерапевтических отношений: рефлексия и эмпатия.

Изучение литературных источников

Подготовка и участие в практических упражнениях.

Написание эссе

Организация первой встречи. Заключение контракта.

Изучение литературных источников.

Приобретение клиентского опыта

Составление примерной схемы контракта.

Понятие психологической боли и психической травмы. Типология травматических переживаний.

Изучение литературных источников

Конспект для обсуждения проблемы на семинарском занятии

Обсуждение личного опыта травматических переживаний.

Основы обучение психологическому консультированию. Супервизия.

Изучение литературных источников

Приобретение клиентского опыта

Составление программы лекции и упражнений для преподавателя –тренера.

Групповое консультирование

Изучение литературных источников. Приобретение клиентского опыта

Подготовка и проведение тренинга

Основы коучинга.

Изучение литературных источников. Приобретение клиентского опыта

Подготовка к круглому столу по проблемам коучинга.

Частные вопросы консультирования.

Изучение литературных источников. Приобретение клиентского опыта

Анализ отдельных случаев и их инсценировка




    1. ^ Краткое содержание лекционного материала по обозначенным темам.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru