Методические указания для студентов дневного отделения Хабаровск 2011 Содержание Пояснительная записка



Скачать 313.86 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов дневного отделения Хабаровск 2011 Содержание Пояснительная записка
Дата11.04.2013
Размер313.86 Kb.
ТипМетодические указания
источник



Конев Ю.А.


экспериментальная Психология



Методические указания для студентов дневного отделения


Хабаровск 2011

Содержание

1.Пояснительная записка.............................3


2.Тематическое содержание курса семинарских, практических занятий, самостоятельной работы и методические указания по изучению тем..........................................................4


3. Требования к уровню знаний.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену................ 13


4. Учебно-методическое обеспечение

дисциплины............................................. 14


5.Тестовый контроль по курсу..................................................................16





1. Пояснительная записка


Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»

^ Целью настоящего курса является знакомство студентов с методологией психологического эксперимента.


Требования к уровню освоения содержания курса

По завершению курса студент должен

знать: основные категории и их взаимосвязи, методы, принципы, закономерности экспериментального исследования;

уметь: анализировать причинно – следственную связь между явлениями; формулировать выводы о том, какие именно механизмы лежат в основе психологических феноменов, приводят к их возникновению и влияют на развитие;

иметь представление об основных проблемах экспериментальной психологии, об особенностях проведения психологических исследований и перспективах развития фундаментальной психологической науки.


Базой методических указаний является программа по экспериментальной психологии, которая включает три взаимосвязанных направления (модуля), представляющих материал об особенностях экспериментальных исследований.

К каждой теме предложены методические рекомендации, контрольные вопросы, практические задания и задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

Курс «Экспериментальная психология» общим объемом 24 часа изучается в течение семестра и завершается зачетом.


^ 2. Тематическое содержание курса практических занятий, самостоятельной работы и

методические указания по изучению тем


Раздел (модуль)1. ВСТУПЛЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Тема 1. История экспериментальных учений. Эксперимент в различных психологических школах (2часа) (лекция).

Задание: выявить основные особенности различных экспериментов. Проработать вопрос «Эксперимент в различных психологических школах».

^ Цель: разобрать различные эксперименты


Ответить на вопросы:

  1. Как реализовывался метод экспериментальной интроспекции в лаборатории Вундта?

  2. В чем сходство и различия бихевиористской схемы экспериментов в психологического исследовании и психологических экспериментах?

  3. Каким образом психологическое экспериментирование выполняет свою интегрирующую функцию в психологической науке?

  4. Каков вклад исследований Л. Фехнера, Г. Эббингауза, Э. Л. Торндайка и К. Левина в становление экспериментального метода в психологии?

  5. Как представлен естественный эксперимент в концепции Лазурского?


Методические указания по подготовке к практическому занятию по теме 1.

Для более полного понимания терминов рекомендуется начать составлять терминологический словарь. Опишите понятия: эксперимент, наука, теория, психологические школы.

Литература: Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.- 381 с.


^ Тема 2. Методология экспериментального психологического исследования. (2 часа практическое занятие)

Задание: изучить методологию экспериментального исследования.

Проработать вопрос «Принципы и структура научного исследования».

Цель: Изучить структуру и логику психологического исследования.

Порядок работы: прочесть в книге Готтсданкера Р. «Основы психологического эксперимента», с.8- 21, в учебнике Дружинина В.Н., с. 11-24, 48-74, 250-269..


Ответить на вопросы:

1. Зачем проводятся эксперименты, дублирующие реальный мир?

2. Почему эти эксперименты обсуждаются в книге первыми?

23. Как осуществляется организация эксперимента?

4. Как протоколировать эксперимент?

5. В чем состоят этапы протоколирования экспери­мента?

6. Что включается в основные разделы эксперимен­тального отчета?

7. Виды экспериментов

8. Что такое гипотеза

9.Причины искажения экспериментальных данных

10.Этапы экспериментального исследования.


Литература: 1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Мир, 1982. 220 с.


Тема 3. Этические и правовые аспекты психологических исследований (2 часа практическое занятие)

Задание: изучить этические и правовые аспекты психологических исследований

Проработать вопрос: «Правовое регулирование психологических исследований»

Цель: Изучить этические и правовые принципы и правила психологических исследований с участием людей.

Порядок работы: прочесть Кодекс профессиональной этики психологов (на примере американской психологической ассоциации) в учебном пособии 1.Вачков И.В. и др. Введение в профессию «психолог». – М.: -МПСИ, 2002.с.280-327,443-458.

2.Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид //Вопр. психологии. 1990. № 5.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. С.203-220.

Ответить на вопросы:

1.Какие юридические документы регулируют взаимодействие между психологом и клиентом, с какой целью они создаются?

2.Назовите основные «этические» документы

3. Назовите виды научного мошенничества.

4.Назовите требования к публикациям по результатам научных исследований.


Литература:

1.Вачков И.В. и др. Введение в профессию «психолог». – М.: -МПСИ, 2002.с.280-327,443-458.

2.Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид //Вопр. психологии. 1990. № 5.

3.Конституция РФ.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).


Тема 4. Классификация исследовательских методов в психологии (2часа) (лекция)

Задание: изучить методы психологического исследования.

Проработать вопрос: Классификация методов психологического исследования по различным критериям.

Цель: изучить методы психологического исследования.

Порядок работы: прочесть в учебном пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» с. 24-48, пособии Корниловой Т.В. «Экспериментальная психология: теория и методы» с.33-47.

Ответить на вопросы:

1. Классификация методов научного исследования по этапам научного исследования.

2.Классификация методов психологического исследования на основе способов взаимодействия исследователя и предмета исследования.

3. Классификация эмпирических методов психологического исследования на основе исследовательской цели.

4.Неэкспериментальные психологические методы.

5. Метод наблюдения.

6. Метод беседы.

7. «Архивный метод».


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.


Раздел (модуль) 2. Планирование и проведение психологических экспериментов.


Тема 1. Теория психологического эксперимента (2часа) (лекция)

Задание: Разобрать типологию экспериментальных исследований и структуру психологического эксперимента

Проработать вопрос: «Теория психологического эксперимента»

Цель: Разобрать типологию экспериментальных исследований и структуру психологического эксперимента.

Порядок работы: разобрать теоретические вопросы в пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» с. 74-112, пособии Корниловой Т.В. «Экспериментальная психология: теория и методы» с.48-65, 134-146.


Ответить на вопросы:

1. В чем заключается основное отличие экспериментального метода от метода наблюдения?

  1. Какими нормативами регулируется исследовательская деятельность экспериментатора?

3. В чем заключаются основные условия для реализации причинного вывода?

4. Как схематически изобразить возможность смешений переменных, приводящих к артефактным выводам об исследуемой зависимости?

5. Что такое каузальная гипотеза?

6. Какие переменные присутствуют в формулировках экспериментальной гипотезы?

7. Какие проблемы возникают при переносе нормативов каузального вывода, сложившихся применительно к физикалистскому пониманию причинности, в психологические эксперименты?

8. Что такое конкурирующие теории и конкурирующие гипотезы? Каковы их источники?

9. Как осуществляется управление независимыми переменными в психологическом эксперименте?

10. Как понимать термины «третьи переменные» и «третьи гипотезы»?

11. В чем заключается основное различие между интраиндивидуальными и межгрупповыми схемами психологических экспериментов?

12. Чем определяется возможность распространения выводов об экспериментальной зависимости на других испытуемых?

13. Как определить различие между дополнительными и побочными переменными?

14. Чем отличаются экспериментальные модели в лабораторных и, так называемых искусственных экспериментах?

15. Что подразумевается под комплексными переменными?


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.


Тема 2. Планирование эксперимента и контроль переменных (4 часа)

(2часа лекция)

(2 часа практическое занятие)

Задание: Изучить порядок планирования эксперимента

Проработать вопрос: как планируется психологический эксперимент.

Цель: Изучить порядок планирования эксперимента, а затем составить собственный план экспериментальных исследований.

Порядок работы: разобрать теоретические вопросы в пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» с. 112-133, пособии Корниловой Т.В. «Экспериментальная психология: теория и методы» с.104-134 , Готтсданкера Р. «Основы психологического эксперимента» с.50- 94 .

Задание для самостоятельной работы:

Ответить на вопросы:

1. Какие источники артефактов позволяют контролировать план?

2.Проработайте планы для одной независимой переменной.

3. Проработайте планы для одного испытуемого.

4. Проработайте планы для одной независимой переменной и нескольких групп.


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Мир, 1982. 220 с.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.


Тема 3. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. (2часа) (лекция)

Задание: изучить доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Корреляционные исследования.

Проработать вопрос: как строятся доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

Цель: изучить доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Корреляционные исследования.

Порядок работы: разобрать теоретические вопросы в пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» с. 133--168, пособии Корниловой Т.В. «Экспериментальная психология: теория и методы» с.104-134 , Готтсданкера Р. «Основы психологического эксперимента» с.50- 94 .


Ответить на вопросы:

1. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента?

2.В чем состоит преимущество планирования по методу «латинского квадрата» по сравнению с использованием полногог факторного плана?

3.В каких случаях прибегают к схемам уравнивания?

4.Каковы особенности многомерного эксперимента?

5.В чем различие конвергентного и дивергентного подходов при планировании кросскультурных исследований?

6.Каковы способы контроля внешней и внутренней валидности применяются в писхогенетическом исследовании?


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Мир, 1982. 220 с.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.


Тема 4. Выбор стратегии и планов экспериментального исследования. (2часа) (лекция)

Задание: Проработать исследовательскую программу в эксперименте. Анализ ресурсов эксперимента.

Проработать вопрос: как проанализировать ресурсы эксперимента.

Цель:. Анализ ресурсов эксперимента.

Порядок работы: разобрать понятие стратегии психологического эксперимента по учебному пособию Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» с. 224-231,изучите, как определяется оценка стоимости эксперимента по конспектам лекций.


Ответить на вопросы:

1. как планировать ресурсы, необходимые для проведения эксперимента?

  1. какие ресурсы необходимы для проведения эксперимента?


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Мир, 1982. 220 с.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.


Раздел (модуль) 3. АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Тема 1. Измерение в психологии. (2 часа практическое занятие)

Задание: Изучить элементы теории психологических измерений. Виды психологических измерений.

Проработать вопрос: как применять психологические измерения.

Цель: изучить виды психологических измерений.

Порядок работы: разобрать теоретические вопросы в пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» с. 169-192.

Ответить на вопросы:

1.Какие основные типы шкал используются в психологических исследованиях?

2.В чем состоит отличия классической модели теста от теории выбора ответа?

3.Что такое «логит»?

4.Каким должно быть число уровней трудности заданий в тесте?

5.В каких случаях применяется шкалограммный анализ?


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).


Тема 2. Анализ и интерпретация результатов экспериментов. (2 часа практическое занятие)

Задание: изучить вопросы интерпретации и обобщения результатов исследования

Проработать вопрос: интерпретации и обобщения результатов исследования

Цель: научиться интерпретировать и обобщать результаты исследования

Порядок работы: разобрать специфику интерпретации и обобщения результатов исследования в пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология», с. 203-207.


Ответить на вопросы:

1.Количественный анализ в психологических экспериментах.

2. Качественный анализ и интерпретация результатов экспериментов.

3.Общая схема интерпретации результатов психологических экспериментов.

Методические указания по подготовке к практическому занятию по теме 3.

Проанализируйте собственный эксперимент. Какие схемы интерпретации были применены.

Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).


Тема 3. Наглядно – графическое представление результатов исследований. (2 часа практическое занятие)

Задание: изучить форму представления результатов исследования.

Проработать вопрос: как представлять результаты исследования

Цель: научиться представлять результаты исследования

Порядок работы: разобрать форму представления результатов исследования в пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология», с. 207-220.

Ответить на вопросы:

1.Визуализация результатов научного исследования.

2. Требования к составлению таблиц и построению графиков.

3.Основные требования к языку научного отчета.

4.Структура и оформление письменного научного отчета.

5.Структура выступления по представлению результатов научного исследования.

Методические указания по подготовке к практическому занятию по теме 4.


Литература:

1.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).


^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Программа разработана с учетом внедрения модульной системы организации учебного процесса.

Формой итогового контроля является зачет.

Планирование и проведение собственных экспериментов – обязательное условие для сдачи зачета – все студенты защищают свои работы, защита зачисляется как один из вопросов.

Перечень вопросов к зачету по всему курсу


1. Экспериментальная психология как наука.

2. Научное исследование: виды, типы, структура.

3. Методология и этапы психологического исследования.

4. Гипотеза: виды, типы, структура.

5. Научная проблема и теория (понятие и классификация).

6. Общая характеристика психологической теории.

7. Методы психологического исследования: понятие, классификация.

8. Наблюдение: виды, содержание, ошибки наблюдения и способы их преодоления.

9. Архивный метод (понятие, виды).

10. Беседа: виды, содержание.

11. Понятие о психологическом измерении. Виды шкал.

12. Этические принципы проведения психологических исследований человека.

13. Эксперимент: понятие, виды переменных, виды эксперимента.

14. Факторный план.

15. Экспериментальные планы с одной независимой переменной и одной экспериментальной группой.

16. Корреляционное исследование.

17. Организация проведение экспериментального исследования.

18. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

19. Экспериментальная выборка: репрезентативность, приемы формирования репрезентативных выборок.

20. Экспериментальные планы с одной независимой переменной и несколькими группами.

21. Планы экспериментов для одного испытуемого.

22. Валидность эксперимента: понятие, виды.

23. Психологическое измерение и виды шкал.

24. Доэкспериментальные планы.

25. Квазиэкспериментальные планы.

26. Формы представления результатов исследования.

27. Требования к оформлению научной статьи.

28. Проблема влияния личности испытуемых на результаты исследования.

29 Проблема влияния личности экспериментатора на результаты исследования.

30. Понятие о психологическом тестировании.


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. Перечень обязательной (основной) литературы.


1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Мир, 1982. 220 с.

4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПБ, Изд-во Социально-психологический центр - СПБ; 1996 г. 391 с.

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

6.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие/ Под ред. Т.ВА.Корниловой. М.: Форум; Инфра-М, 1998.

7.Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии// Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т.2.

8.Экспериментальная психология. Практикум: Учебное пособие/ Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В.Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002.


^ 4.2. Перечень дополнительной литературы.


1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 г. – 2001 с.

2. Буреш Я. И др. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения: Пер. с англ. Е.Н. Живописцевой / Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П.; Под ред. Батуева А.С., - М.: Высш. шк., 1991. – 399 с.:ил.

3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., Изд-во ЛГУ. 1984.

4. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. Издание второе. М.: ИП РАН, 1994. – 164 с.

5. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с.

6. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психо­логии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

7. Корнилова Т.В. Психологический эксперимент в системе исследо­ва­тель­ских методов в высшей школе. М.: Изд-во МГУ, 1993. 74 с.

8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие для ВУЗов. (Под общей редакцией Корниловой Т.В.). – М.: Издательская группа «ФОРУМ» – «ИНФРА-М», 1998. – 296 с.

9. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ ЧеРо; 1997 г. – 255 с.

10. Лакин Г.Ф. Биометрия. Учебное пособие. – М., Высшая школа, 1990. – 352 с.

11. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971. 207 с.

12. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики.– СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с. (Серия «Секреты психики»).

13. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии.– СПб: Издательство «Питер», 2000. – 336 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

14. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент \ Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В.Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985. Ч.1. С.3 - 14.

15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПБ, Изд-во Социально-психологический центр – СПБ; 1996 г. 350 с.

16. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология.– СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.- 272 с. (Проект «Главный учебник»).

17. Солсо Р.Л., Хомер Х. Джонсон, М. Кимберли Бил. Экспериментальная психология (практический курс). - СПб, Изд-во ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, «Издательский дом Нева», М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001 г., 528 с.

18. Стивенс С. Математика, измерение и психофизика. \\ Экспери­мен­таль­ная психология. Под ред. С.Стивенса. Т.1. 1950.

19. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. \\ Избр. труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.2. С. 281 - 309; 310 - 317.

20. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: «Прогресс», 1987. – 234 с.

21. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Ростов- на-Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

22. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988 г. 208 с.

23. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 1-2. М.: Прогресс, 1966. С.13 - 156.

24.Мамардашвили М.К. Наука и культура // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 1999.

25.Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже М: Прогресс, 1966. Вып. 1, 2.


Базовыми учебниками учебной дисциплины являются: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПБ: Издательство «Питер», 2001. – 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.- 381 с.


^ 5. Тестовый контроль по дисциплине

«Экспериментальная психология»


Вариант 1


  1. Внешние переменные, не связанные с конкретными событиями, а представляющие собой изменение самих испытуемых (взросление, усиление голода, усталость) называются факторами:

а) естественного развития

б) фона (истории)

в) статистической регрессии

г) тестирования

  1. Внешние переменные - конкретные события, которые могут произойти между первым и вторым измерениями в эксперименте, называются факторами:

а) естественного развития

б) фона (истории)

в) статистической регрессии

г) тестирования

  1. Неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп (экспериментальной и контрольной) в ходе эксперимента называют фактором:

а) отбора испытуемых

б) экспериментального отсева

в) статистической регрессии

г) инструментальной погрешности


  1. Когда группы отбираются на основе крайних показателей (оценок) имеет место фактор:

а) отбора испытуемых

б) отсева в ходе эксперимента

в) статистической регрессии

г) инструментальной погрешности


  1. Истинный экспериментальный план характеризуется:

а) наличием как экспериментальной, так и контрольной выборок

б) необходимостью рандомизировать контрольную и экспериментальную группы

в) синхронностью воздействий в экспериментальной и контрольной группах

г) все ответы верны


  1. «План Соломона» для 4-х групп относится к:

а) доэкспериментальным планам

б) истинным экспериментальным планам

в) квазиэксперментам

г) экспериментам полного соответствия


  1. Метод «плацебо в слепую» или «двойной слепой опыт» позволяет контролировать эффекты:

а) плацебо

б) Хотторна

в) аудитории

г) Розенталя (Пигмалиона)


  1. Фактор присутствия внешнего наблюдателя (экспериментатора), вызывающий изменение поведения человека в эксперименте, получил название эффекта:

а) плацебо

б) Хотторна

в) аудитории

г) Розенталя (Пигмалиона)


  1. Какой фактор может влиять на выраженность эффекта аудитории (как в сторону усиления, так и снижения):

а) степень референтности (значимости для испытуемого) наблюдателя или группы лиц, создающих влияющее окружение

б) сложность выполняемой задачи

в) личностные особенности испытуемых (тревожность)

г) все ответы верны


  1. На механизмах внушения и самовнушения основан эффект:

а) плацебо

б) Хотторна

в) аудитории

г) Розенталя (Пигмалиона)


11. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом, характеризует тест с точки зрения его:

а) валидности

б) достоверности

в) надежности

г) репрезентативности


12. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:

а) селекцией

б) статистической регрессией

в) экспериментальным отсевом

г) естественным развитием


13. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним понятия «валидность»:

а) внутренняя

б) внешняя

в) операциональная

г) конструктная


14. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается валидность:

а) внутренняя

б) внешняя

в) операциональная

г) конструктная


15. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

а) внутренней

б) внешней

в) операциональной

г) конструктной


16. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые экспериментатором переменные относятся к переменным эксперимента:

а) независимым

б) зависимым

в) побочным

г) внешним


17. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

а) независимой

б) зависимой

в) побочной

г) внешней


18. Автором естественного эксперимента является:

а) Р. Готтсданкер

б) А.Ф. Лазурский

в) Д. Кэмпбелл

г) В. Вундт


19. С помощью экспериментального метода проверяют гипотезы о наличии:

а) явления

б) связи между явлениями

в) причинно-следственной связи между явлениями

г) корреляции между явлениями


20. Возможность исследователя «вызвать» какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

а) наблюдения

б) эксперимента

в) контент-анализа

г) анализа продуктов деятельности


21. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

а) И.М. Сеченов

б) Г.И. Челпанов

в) В.М. Бехтерев

г) И.П. Павлов


22. Первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джеймсом

б) Г. Эббингаузом

в) В. Вундтом

г) Х. Вольфом


23. Длительное и систематическое наблюдение, позволяющее анализировать психическое развитие одних и тех же людей на различных этапах жизненного пути, принято называть исследованием:

а) пилотажным

б) лонгитюдным

в) сравнительным

г) комплексным


24. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объекта, с целью его познания, является:

а) экспериментом

б) контент-анализом

в) наблюдением

г) методом анализа продуктов деятельности

25. Степень соответствия идеального эксперимента (идеальной модели) теории отражает валидность:

а) теоретическая

б) внутренняя

в) внешняя

г) операциональной

26. Лабораторный эксперимент - это эксперимент с высокими показателями валидности:

а) теоретической

б) внутренней

в) внешней

г) конструктной


27. Естественный эксперимент - это эксперимент с высокими показателями валидности:

а) теоретической

б) внутренней

в) внешней

г) операциональной


28. Надежность – это:

а) точность измерения

б) воспроизводимость результатов исследования

в) устойчивость результатов, полученных с помощью определенной методики, во времени и по отношению к побочным переменным

г) все ответы верны


  1. Корреляционные или «пассивно-наблюдающие» исследования проводятся для проверки гипотез:

а) о связях между независимой и зависимой переменными

б) об общих причинных факторах, лежащих в основе множественных показателей одних и тех же базисных процессов

в) о ненаблюдаемых связях между латентными переменными

г) о связях между переменными, измеренными как сопутствующие во времени или последовательно одна за другой для одних и тех же объектов


  1. Выберите правильное определение. «Эффект Хотторна» – это:

а) влияние присутствия внешнего наблюдателя на поведение человека

б) влияние отношения испытуемых к исследованию на их поведение и продуктивность

в) влияние неосознанных действий экспериментатора, стремящегося подтвердить свою гипотезу, на результаты эксперимента

г) влияние внушения и самовнушения испытуемых на результаты эксперимента


^ Вариант 2 (усложненный)


  1. Надежность – это:

а) точность измерения

б) воспроизводимость результатов исследования

в) устойчивость результатов, полученных с помощью определенной методики, во времени и по отношению к побочным переменным

г) все ответы верны

  1. В экспериментах, улучшающих реальный мир, главным образом возникают сложности, связанные с:

а) внутренней валидностью

б) устранением систематического смешения

в) внешней валидностью

г) устранением несистематического смешения


  1. Любые изменения во времени, имеющие линейный характер, контролируются в эксперименте с небольшим количеством проб, при использовании:

а) схемы случайной последовательности проб

б) схемы регулярного чередования проб

в) схемы позиционно уравненной последовательности проб

г) все ответы верны


  1. Если эксперимент по своему проекту позволяет получить те же результаты, что и эксперимент полного соответствия, то он обладает:

а) внешней валидностью

б) операциональной валидностью

в) внутренней валидностью

г) конструктной валидностью


  1. Корреляционные или «пассивно-наблюдающие» исследования проводятся для проверки гипотез:

а) о связях между независимой и зависимой переменными

б) об общих причинных факторах, лежащих в основе множественных показателей одних и тех же базисных процессов

в) о ненаблюдаемых связях между латентными переменными

г) о связях между переменными, измеренными как сопутствующие во времени или последовательно одна за другой для одних и тех же объектов

  1. Эксперименты, дублирующие реальный мир, позволяют:

а) сделать выводы, имеющие широкое приложение к реальности

б) сделать выводы, позволяющие распространить результаты на популяцию

в) сделать выводы на базе ограниченной практики в повседневной жизни

г) все ответы верны


  1. Безупречный эксперимент – это:

а) эксперимент, в котором устранены все источники систематических смешений

б) эксперимент, в котором бесконечное число проб применяется к бесконечному числу испытуемых, позволяющий учесть бесконечное число побочных переменных

в) эксперимент, полностью копирующий реальность

г) все ответы верны


  1. Повышение надежности в эксперименте достигается путем:

а) сокращения несистематической изменчивости

б) организации хода эксперимента и его протоколирования

в) увеличения числа проб

г) все ответы верны

  1. Эксперимент отличается от пассивных методов исследования тем, что в нем:

а) переменные рассматриваются как существующие до момента измерения

б) отсутствует процесс рандомизации

в) переменные представлены как результаты использования методик измерения

г) эффект воздействия (одной переменной на другую) связывается с манипуляцией переменной


  1. Интерпретация, как метод построения простых теоретических объектов – это:

а) логическая демонстрация того, что установленный в эмпирическом исследовании факт является неслучайным, закономерным

б) построение высказываний, задающих область и границы применения термина, понятия

в) процедура поиска эмпирических данных, их конкретизация

г) подведение новых случаев под известные положения, утверждения


  1. Квазиэкспериментальное исследование отличается от эксперимента:

а) по уровню обобщения результатов

б) по способам контроля побочных переменных

в) по характеру проверяемых гипотез

г) все ответы верны


  1. Выберите правильное определение. «Эффект Хотторна» – это:

а) влияние присутствия внешнего наблюдателя на поведение человека

б) влияние отношения испытуемых к исследованию на их поведение и продуктивность

в) влияние неосознанных действий экспериментатора, стремящегося подтвердить свою гипотезу, на результаты эксперимента

г) влияние внушения и самовнушения испытуемых на результаты эксперимента


  1. Внутренняя валидность – это степень правомерности вывода об экспериментальной гипотезе, по сравнению с выводом:

а) идеального и бесконечного экспериментов

б) эксперимента с полным соответствием независимой, зависимой и уровнями всех дополнительных переменных

в) безупречного эксперимента и эксперимента полного соответствия

г) все ответы верны


  1. Схожесть метода экспертных оценок и метода экспертного проектирования в:

а) наличии готового объекта, подлежащего оценке

б) наличии строгих процедурных правил работы экспертов

в) наличии заданной шкалы, т. е. заранее обусловленного ассортимента суждений

г) все ответы верны


  1. В факторном эксперименте проверяются:

а) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных на зависимую

б) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно – как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия другой

в) комбинированные экспериментальные гипотезы;

г) все ответы верны


  1. Рандомизация – это стратегия:

а) использования реальной группы

б) отбора парных эквивалентов в экспериментальную и контрольную группы

в) моделирование выборки методом случайного отбора

г) приближенное моделирование группы


  1. Внешняя валидность тем выше:

а) чем лучше решены проблемы соответствия переменных

б) чем ближе эксперимент к идеальному

в) чем больше побочных переменных было подвергнуто контролю

г) верных ответов нет


  1. Выберите правильное определение: «Квазиэксперимент – это:

а) эксперимент в «полевых» условиях

б) исследование с ограничениями в формах экспериментального контроля

в) метод сбора данных для отбрасывания несостоятельных каузальных гипотез

г) метод проверки каузальных гипотез при отсутствии функционального контроля независимых переменных


  1. Формирование выборки испытуемых должно подчиняться:

а) правилам соблюдения операциональной валидности

б) правилам соблюдения внутренней валидности

в) правилам соблюдения внешней валидности

г) все ответы верны


  1. Применение метода наименования к ситуации отсутствия теоретического объекта приводит к появлению:

а) эмпирического полуобъекта теории

б) нуль-объекта

в) логического полуобъекта теории

г) все ответы не верны


  1. «Эффект Пигмалиона» контролируется:

а) методом обмана

б) методом «двойной слепой опыт»

в) методом скрытого эксперимента

г) все ответы означают одно и тоже


  1. Какая из перечисленных схем экспертных процедур наиболее адекватна в тех случаях, когда необходимо полностью исключить феномен центростремительного давления в группе экспертов:

а) однотуровые групповые процедуры с очным взаимодействием

б) использование групп экспертов без взаимодействия

в) итеративные групповые процедуры с очным взаимодействием

г) итеративные групповые процедуры с заочным взаимодействием


  1. Процедура первичного контроля в эксперименте заключается в:

а) организации и протоколировании эксперимента

б) стабилизации известных побочных переменных

в) подборе адекватного количества проб и точности экспериментальных процедур

г) все ответы верны

24 . Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в исследованиях:

а) психофизиологических

б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т.п.)

в) психологии личности и социальной психологии

г) психогенетических


25. К многомерным статистическим методам не относится:

а) многомерное шкалирование

б) факторный анализ

в) кластерный анализ

г) корреляционный анализ




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru