Кафедра психологии Согласовано Утверждено



НазваниеКафедра психологии Согласовано Утверждено
страница1/8
Дата11.04.2013
Размер1.46 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

психологии зав. кафедрой__________

Протокол №_________

от__________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


«Педагогическая антропология»


Специальность: 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»


Хабаровск

2008

АННОТАЦИЯ

1. Цели учебной дисциплины.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая антропология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассчитан на профессиональную подготовку выпускника для получения дополнительной квалификации «Учитель иностранного языка». Учебный курс включает в себя отдельные темы из психологических дисциплин: общая, возрастная, социальная, педагогическая психология, психодиагностика и психолингвистика.

Основной целью курса «Педагогическая антропология» является - в систематическом виде изложить современные представления о природе человеческой психологии, о её специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также представить систему категорий и понятий, с помощью которой психологическая наука выражает все многообразие проявлений человеческой реальности, сформировать у будущего педагога интерес к познанию другого человека и самопознанию. Кроме того, дать развернутый анализ существующих понятий и теорий об условиях, противоречиях, механизмах, движущих силах, направлениях, формах и результатах психического развития человека; изучение основных закономерностей развития и функционирования психики человека как особой формы жизнедеятельности; основных представлений о психических процессах и состояниях человека, их специфике в учебной деятельности вообще, и в процессе изучения иностранного языка, в частности.

В курсе «Педагогическая антропология» рассматриваются основные условия, механизмы и закономерности развития психики в процессе онтогенеза, психологические особенности развития личности на различных возрастных этапах и их учет в учебно-воспитательном процессе. Курс знакомит с психологией межличностного общения, межгрупповыми отношениями и взаимодействиями, методами психодиагностики различных сфер личности учащихся. Содержание программы предполагает повысить общую психолого-педагогическую культуру студентов, необходимую для эффективного осуществления педагогической деятельности.


^ 2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).


Курс «Педагогическая антропология» имеет непосредственную связь с общей и возрастной психологией, социальной психологией, психодиагностикой, педагогикой, психолингвистикой, межкультурной коммуникацией, этнопсихологией и является дополнительным циклом психолого-педагогических дисциплин, необходимым для получения квалификации «Учитель иностранного языка».


^ 3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины

В ходе овладения учебной дисциплиной студенты должны изучить основные категории психологической науки; иметь представление о предмете и методах психологической и педагогической антропологии; психологии и её месте в системе наук; уметь ориентироваться в основных направлениях современной психологической науки; знать основные функции психики и особенности развития психики в процессе онтогенеза и филогенеза; ознакомиться с основными теоретическими подходами к проблеме личности в психологии; знать основные познавательные процессы их индивидуально- психологические особенности в процессе изучения иностранного языка; иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения и деятельности; знать основы психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; получить определенные навыки работы с современными методами психологической диагностики. Студенты должны уметь осуществлять перенос теоретических научных знаний в практику повседневной жизни.

Понимание и знание психологии человека, условий развития субъективной реальности составят необходимую основу для построения профессионально грамотного педагогического процесса, для выявления механизмов общения и сотрудничества педагогов и воспитуемых, в конечном счёте – для реализации целей развивающего образования.


^ Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности



^ Основные дидактические единицы и разделы дисциплины педагогическая антропология (психологический блок)

1

Педагогическая антропология: объект и методы исследования.

2

Психология: объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. История развития психологического знания и основные направления.

3

Психолого-педагогическое знание как ядро педантропологии.

4

Роль и место психологии в подготовке педагогических кадров.

5


Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики (филогенез, онтогенез).

6

Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

7


Мозг и психика. Структура психики. Социально-историческая природа сознания. Структура сознания.

8



Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Психическая регуляция поведения и деятельности.

9


Познавательные процессы. Структура познавательного процесса. Язык и специфика познавательной деятельности человека.

10

Ощущения и восприятие.

11

Внимание. Возрастные особенности развития внимания. Развитие внимания в процессе учебной деятельности.

12

Память. Развитие памяти при обучении иностранному языку.

13

Мышление. Виды и формы мышления. Интеллект. Развитие мышления в процессе обучения иностранному языку.

14

Воображение. Творчество. Этапы творческого воображения. Воображение в процессе обучения иностранному языку.

15

Общение и речь. Психологическое содержание видов речевой деятельности. Психологические механизмы речевой деятельности.

16

Психология личности. Личность как субъект деятельности.

17

Способности и одаренность. Развитие способностей в процессе обучения иностранному языку.

18

Личность и проблема эмоционально-волевой регуляции. Темперамент. Эмоции и чувства. Воля. Индивидуально-типологичес- кие особенности личности в процессе обучения иностранному языку.

19

Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.



^ Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема




^ Виды учебной работы

Объем в часах по формам обучения

1

Общая трудоемкость

184*

2

Аудиторные занятия

88

3

Лекции

36

4

Семинары/практические занятия

52

5

Курсовые работы




6

Самостоятельная работа

96

7

Вид итоговой аттестации

^ Зачет (2 семестр), экзамен (3 семестр)


*Примечание: данная дисциплина преподается в течение двух семестров (второй и третий) - соответственно представлено две рабочие программы.





^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


^ Кафедра психологии


«Утверждаю»:

зав. кафедрой___________________


________________________

(подпись, Ф.И.О. зав.кафедрой)

«_______» ________________200 _г.


^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Педагогическая антропология (психологический блок)


Специальность: 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»


Курс 1, 2

Семестр 2, 3


2008

Оборотная сторона титульного листа


Разработчик


Доцент Психологии ___________ Дутчина О.Б.

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)


рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии


______________ протокол № _____

(дата)


^ Задачи учебной дисциплин

Программа дисциплины "педагогическая антропология» (психологический блок) разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Она рассчитана на общепрофессиональную подготовку студентов дневного отделения гуманитарного университета. Представленная программа по учебной дисциплине «Педагогическая антропология (психологический блок)» для специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» предусматривает развитие психологической культуры студентов, их творческой индивидуальности и самостоятельности в профессиональной подготовке; приобщает к наиболее актуальной проблематике современной психологической науки и практики; знакомит с противоречиями и нерешенными вопросами общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Курс базируется на широких междисциплинарных связях (педагогика, философия, социология, этнопсихология, психолингвистика, методика преподавания иностранного языка, введение в межкультурную коммуникацию и др.).

Целью изучения данного курса является не просто формирование у студентов знаний, а умения оперировать ими при психологическом анализе и оценке явлений человеческой психики, т.е. навыков (социально-психологического, психолого-педагогического, антропологического и т.д.) мышления. Задачи изучения данного курса: осмысление данных об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов, о воздействии этих факторов на поведение и поступки людей; социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях; изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

Содержание программы имеет как теоретическую основу осмысления изучаемых явлений, так и практическую. На занятиях широко применяются активные методы обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения (дискуссии, «круглый стол», «деловая игра», конкурсы творческих работ с их обсуждением и др.).


ПРИМЕЧАНИЕ: При составлении программы учитывалось то, что некоторые аспекты данного курса уже рассмотрены в курсе дисциплины «Психология и педагогика». В связи с этим акцент делался на те разделы, которые были ранее не изучены, а уже изученные темы раскрываются на более углубленном уровне, ориентированном, прежде всего на специальность.


^ Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности

В разделе размещаются все дидактические единицы стандарта по данной дисциплине



^ Основные дидактические единицы и разделы дисциплины педагогическая антропология (психологический блок)

1

Педагогическая антропология: объект и методы исследования.

2

Психология: объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. История развития психологического знания и основные направления.

3

Психолого-педагогическое знание как ядро педантропологии.

4

Роль и место психологии в подготовке педагогических кадров.

5


Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики (филогенез, онтогенез).

6

Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

7


Мозг и психика. Структура психики. Социально-историческая природа сознания. Структура сознания.

8



Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Психическая регуляция поведения и деятельности.

9


Познавательные процессы. Структура познавательного процесса. Язык и специфика познавательной деятельности человека.

10

Ощущения и восприятие.

11

Внимание. Возрастные особенности развития внимания. Развитие внимания в процессе учебной деятельности.

12

Память. Развитие памяти при обучении иностранному языку.

13

Мышление. Виды и формы мышления. Интеллект. Развитие мышления в процессе обучения иностранному языку.

14

Воображение. Творчество. Этапы творческого воображения. Воображение в процессе обучения иностранному языку.

15

Общение и речь. Психологическое содержание видов речевой деятельности. Психологические механизмы речевой деятельности.

16

Психология личности. Личность как субъект деятельности.

17

Способности и одаренность. Развитие способностей в процессе обучения иностранному языку.

18

Личность и проблема эмоционально-волевой регуляции. Темперамент. Эмоции и чувства. Воля. Индивидуально-типологичес- кие особенности личности в процессе обучения иностранному языку.

19

Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.



^ Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема




^ Виды учебной работы

Объем в часах по формам обучения

1

Общая трудоемкость

184*

2

Аудиторные занятия

88

3

Лекции

36

4

Семинары/практические занятия

52

5

Курсовые работы




6

Самостоятельная работа

96

7

Вид итоговой аттестации

^ Зачет (2 семестр), экзамен (3 семестр)


*Примечание: данная дисциплина преподается в течение двух семестров (второй и третий) - соответственно представлено две рабочие программы.


^ Тематическое планирование дисциплины (ДО)



^ Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семинары

Практические

Самост работа

Продукт самостоятельной работы

1

Педагогическая антропология: объект и методы исследования. Психолого-педагогическое знание как ядро педантропологии.

3

1







2

Тест №1

2

Психология: объект, предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. История развития психологического знания и основные направления.

Роль и место психологии в подготовке педагогических кадров.

7

1

2




4

Тест №1

Реферат

3

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики (филогенез, онтогенез).

22

4

8




10

Тест №2, №3

Творческое исследов

4

Психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность как субъект деятельности.

20

4

6




10

Тест №8

Реферат

5

Мозг и психика. Структура психики. Социально-историческая природа сознания. Структура сознания. Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Психическая регуляция поведения и деятельности.

14

2

4




8

Тест №2, № 4

Творч.

работа

6

Познавательные процессы. Структура познавательного процесса. Язык и специфика познавательной деятельности человека.

8

2

2




4

Тест №4, №5

Реферат

7

Ощущения и восприятие. Внимание. Возрастные особенности развития внимания. Развитие внимания в процессе учебной деятельности.

18

4

6




8

Тест №5, №6

Реферат или творч. работа

8

Память. Развитие памяти при обучении иностранному языку. Мышление. Виды и формы мышления. Интеллект. Развитие мышления в процессе обучения иностранному языку.


20

4

6




10

Тест №6

Реферат или творч. работа

9

Воображение. Творчество. Этапы творческого воображения. Воображение в процессе обучения иностранному языку.


16

4

6




6

Тест №6

Реферат или творч. работа

10

Общение и речь. Психологическое содержание видов речевой деятельности. Психологические механизмы речевой деятельности.

16

2

2




12

Тест № 9

Реферат

11

Личность и проблема эмоционально-волевой регуляции. Темперамент. Эмоции и чувства. Воля.

8

2

2




4

Тест №7, №8

Реферат или творч. работа

12

Индивидуально-психологические особенности личности в процессе обучения иностранному языку. Способности и одаренность. Развитие способностей в процессе обучения иностранному языку.

14

2

2




10

Тест №8

Реферат

или

Творческая работа

13

Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

18

4

6




8

Тест№10

Творческая рабта

14

Итого

184

36

52




96

Зачет

Экзамен

Примечание: Тематический план включает в себя темы и содержание дисциплины 2 и 3 семестра; в конце 2 семестра студенты сдают зачет, в конце 3 семестра – экзамен.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru