Методические рекомендации по курсу "Управлению персоналом" предназначены для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений экономического факультета управления бизнесом Института открытого бизнес-образования



Скачать 268.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по курсу "Управлению персоналом" предназначены для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений экономического факультета управления бизнесом Института открытого бизнес-образования
Дата15.04.2013
Размер268.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Дегтева М.П.


Программа, экзаменационные билеты, темы рефератов, тесты и список рекомендуемой литературы по курсу


"Управление персоналом"


Москва, 2006


Содержание



1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе…. 3

2. Программа курса………………………………………………. 5

3. Примерные темы рефератов………………………………….. 10

4. Экзаменационные вопросы…………………………………… 12

5. Тесты……………………………………………………………. 16

6. Список литературы…………………………………………… 26


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Программа и методические рекомендации по курсу "Управлению персоналом" предназначены для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений экономического факультета управления бизнесом Института открытого бизнес-образования.

Основной целью курса "Управление персоналом" заключается в формировании прочных теоретических знаний о сущности и задачах деятельности по управлению персоналом, а также в формировании у студентов практических навыков по принятию управленческих решений в области работы с персоналом, что будет способствовать в дальнейшем принятию эффективных управленческих решений.


^ Главная задача курса - дать студентам ясное представление о сущности деятельности по управлению персонала на уровне организации и показать, что научно обоснованная и продуманная система работы с кадрами во многом определяет эффективность и конкурентноспособность предприятия.

Предметом курса является являются принципы и методы управления персоналом организацией.


Курс «Управление персоналом» изучается студентами в процессе третьего года обучения и предполагает наличие необходимых знаний на основе предметов, «Менеджмент», «Организационное поведение» «Теория организаций», «Разработка управленческих решений», "Управленческое консультирование" и ряду других предметов.


В результате изучения данного курса студенты должны будут знать:

 концептуальные основы управления персоналом;

 основные понятия дисциплины, а также особенности функционирования системы управления персоналом на предприятии;

 историю развития кадрового менеджмента;

 технологии планирования, набора и отбора персонала;

 систему мотивации персонала;

 управление социальным развитием персонала;

 систему оценки и аттестации персонала;

 основы управления трудовыми отношениями;

 особенности организационной культуры.


В результате изучения дисциплины управления персоналом студенты будут уметь:

 Принимать управленческие решения в отношении организационной структуры персонала;

 Принимать управленческие решения по формированию и изменению организационной культуры предприятия;

 Анализировать и составлять отчеты о состоянии кадрового потенциала предприятия;

 Прогнозировать, диагностировать и оптимизировать состояние трудовых отношений на предприятии;

 Разрабатывать и осуществлять кадровую политику предприятия;

 Разрабатывать и применять систему мотивации персонала;

 Разрабатывать и использовать систему отбора и найма персонала;

 Разрабатывать и применять систему аттестации персонала.


Программа применима к различным уровням экономического образования, в том числе и последипломного, и к разным формам обучения, с внесением соответствующих корректив по учебным планам заданных специальностей.


Навыки, полученные студентом в результате изучения курса «Управления персоналом», используются для конкретного применения в промышленной и производственной сфере.

Для освоения курса «Стратегический менеджмент» используются лекции, семинарские занятия; выполняются практические и контрольные работы, учебные задания; обсуждаются рефераты, доклады, сообщения; организуются коллоквиумы; проводится тестирование.


^ 2. ПРОГРАММА КУРСА


Раздел I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ


Тема 1. Принципы организации управленческой среды.

Понятие управленческой среды. Принципы организации управленческой среды - научной обоснованности (объективности), приоритета человеческих ресурсов, демократии, оптимального сочетания централизации и демократизма, иерархичности и обратной связи, разделения труда, социального и экономического в управленческой среде.


Тема 2. ^ Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

Принципы организации управленческой среды.

Организационная структура управления персоналом. Система управления персоналом в структуре управления предприятием. Функциональные подсистемы - подсистема планирования и маркетинга персонала, подсистема управления наймом и учета персонала, подсистема управления трудовыми отношениями, подсистема обеспечения нормальных условий труда, подсистема управления развитием персонала, подсистему социальным развитием предприятия, подсистема организационной структуры управления, подсистема правового обеспечения системы управления персоналом.

Формирование целей, функций и структуры - важнейшие задачи построения системы управления персоналом организации.

Этапы создания организационной структуры системы управления персоналом и ее элементы.


Тема 3. ^ Информационное, правовое и нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом

Принципы формирования информационного фонда службы управления персоналом.

Правовое регулирование трудовых отношений, уровни правового регулирования правовых отношений. Функции юридического отдела организации.

Нормативно-методическое обеспечение деятельности системы управления персоналом - коллективный договор, положение о подразделении, должностная инструкция (сущность, содержание, способы разработки нормативной документации).


Тема 4. ^ Философия, принципы и методы управления персоналом.

Философия организации. Характеристика японской, американской, российской философии управления персоналом. Принципы управления персоналом - единства распорядительства, сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации управления персоналом, контроля исполнения решений, отбора, подбора и расстановки кадров и др.

Методы управления персоналом - административные, экономические и социально-психологические.


^ Раздел 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА


Тема 5. Персонал как объект управления

Персонал как объект управления. Организационная, ролевая, функциональная, штатная и социальная структура предприятия. Классификация персонала промышленного предприятия - персонал основных видов деятельности (производственный и управленческий персонал) и вспомогательных видов деятельности.

Показатели по обороту персонала. Информация о персонале - типы документации, формы отчетности, личное дело сотрудника,

Планирование персонала. Основные планы организации и их роль в определении количественного и качественного состава кадров организации. Планирование потребностей в персонале. Цели кадрового планирования. Задачи, решаемые в процессе кадрового планирования. Методы прогнозирования потребности в персонале. Планирование мероприятий по достижению или поддержанию количественного и качественного соответствия между будущей потребностью в персонале и его наличием по прогнозу.


Тема 6. ^ Найм, подбор и увольнение персонала.

Маркетинг персонала. Функции маркетинга персонала: информационная, коммуникационная, организационная, аналитическая, исследовательская.

Процесс набора кадров. Штатное расписание и фонды оплаты труда. Выявление вакантных мест. Анализ содержания работы вакантных профессий. Методы анализа. Изучение имеющихся или разработка новых должностных инструкций. Минимум содержания должностной инструкции. Определение требований к кандидату на вакантное место (спецификация работы). Формирование требований к набору. Источники найма персонала. Сравнительный анализ эффективности источников набора.

Процесс отбора кадров. Макет беседы с кандидатом на вакантное место. Оценка персонала. Тестирование. Вопросы этики психологического исследования личности.

Темперамент и профессия. Формирование рабочих групп с учетом темперамента. Учет психологии гендерных различий в трудовой деятельности.

Заключение трудового контракта. Содержание типового трудового контракта. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения между работодателем и работником при заключении трудового контракта и трудового соглашения

Увольнение персонала. Методы сокращения персонала.


^ Раздел 4. СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА


Тема 7. Адаптация персонала

Профессиональная и организационная адаптация персонала. Методы и приемы адаптации. Программа адаптации.

Этапы адаптации - знакомство, ориентация, действенная адаптация, функционирование.

Проблемы управления, решение которых требует оценки персонала: подбор и расстановка кадров, улучшение использования кадров, совершенствование организации труда, улучшение структуры системы управления, повышение уровня квалификации кадров. Методы оценки персонала. Сравнение уровней эффективности методов оценки. Качества управленческого персонала, подлежащие оценке.

Подготовка процедуры аттестации: подготовка методики деловой оценки, формирование аттестационной комиссии, Формирование комплекта документации. Разработка требований к аттестационным характеристикам. Организация аттестации. Анализ результатов аттестации: оценка труда, оценка персонала, проведение собеседований по результатам аттестации, организация хранения данных. Поведенческие ошибки экспертов при проведении аттестации. Организация процедуры увольнения работника по инициативе администрации. Текучесть кадров. Потери, связанные с текучестью кадров. Методы сокращения текучести кадров.


Тема 8. ^ Планирование деловой карьеры.

Система управления профессиональным ростом руководителей и специалистов. Основные принципы и содержание основных функций управления. Управление продвижением по службе. Особенности продвижения по службе в Японии и США.

Критерии отбора специалистов для подготовки резерва руководителей: степень мотивации, личностный потенциал, разносторонность подготовки, творческие способности. Процесс планирования и подготовки резерва руководителей: определение ключевых должностей, определение требований к руководителям, определение потребностей развития, подготовка индивидуальных планов развития, оценка готовности к новой должности, адаптация.

Типы, этапы карьеры и потребности по А. Маслоу. Профессиональная карьера, определение. Внутриорганизационная карьера, модели внутриорганизационной карьеры. Процесс управления карьерой, средства развития карьеры. Преимущества планирования и управления карьерой для сотрудника и для организации. Личная беседа как метод работы с кадрами.

Карьерограмма. Профессиональное развитие работника и законодательные основы подготовки и переподготовки кадров.


^ Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ


Тема 9. Социальное партнерство

Социальное партнерство. Трехсторонние соглашения и коллективные договоры. Правовая основа, условия, методы и средства реализации социального партнерства. Расширение спектра выплат, льгот и услуг социального характера работникам и пенсионерам.


Тема 10. ^ Создание благоприятного социально-психологического климата в организации.

Профилактика конфликтов. Правила и этические нормы для руководителя, позволяющие предотвращать или управлять конфликтной ситуацией. Совершенствование коммуникаций. Обеспечение открытости и свободы общения работников, максимизация творческого взаимодействия между ними. Типы лидерства. Характеристика малых групп. Целевой и ситуационный подходы к управлению персоналом.


^ Раздел 6. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА


Тема 11. Теории мотивации.

Содержательные теории мотивации: Д.Маккеланда, А.Маслоу, К.Алма. Двухфакторная теория Херцберга.

Процессуальные и комплексные теории мотивации. Теория ожидания Врума, теория справедливости, интеграционная модель Портера-Лоулера, модель человеческих взаимоотношений.

Теории X, Y, Z.


Тема 12. ^ Управление трудовой мотивацией.

Основные государственные гарантии оплаты труда работников.

Нормирование труда и формы заработной платы - повременная, сдельная.

Тарифная система, элементы тарифной системы.

Участие персонала в прибылях и собственности предприятия. Оценка и самооценка проделанной работы.

Методы и формы нематериального стимулирования работников.


^ Раздел 8. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА


Тема 13. Управление развитием персонала.


Причины, вызывающие необходимость обучения и переподготовки. Процесс профессионального обучения. Определение потребности в профессиональном обучении. Формирование бюджета обучения. Определение целей и критериев оценки эффективности обучения. Разработка программ и выбор методов обучения. Особенности обучения на рабочем месте и вне рабочего места. Виды и техника обучения. Обучение новых сотрудников, обучение работников новым навыкам в работе, периодическое повышение квалификации и т.д. Использование тренажеров в процессе обучения, лекции, дискуссии, телепередачи, ролевые игры, ротация, стажировка и т.д.


^ Раздел 9. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Тема 14. Управление социальным развитием


Использование различных видов социальных и гуманитарных технологий для улучшения социальной среды предприятия. Направления социального развития: совершенствование социальной структуры персонала, повышение образовательного, профессионального и культурного уровня работников, раскрытия нравственного и интеллектуально-профессионального потенциала каждой личности, улучшение условий труда, обеспечение социальных гарантий, обеспечение питания на производстве, отдыха и лечения, жилищно-бытового обслуживания, поддержание оптимальных и межличностных и межгрупповых связей.

Необходимые условия социального развития организации.


^ 3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Внешняя и внутренняя среда организации.

  2. Структура персонала организации.

  3. Цели и задачи управления персоналом, структура системы управления персоналом.

  4. Стратегия развития фирмы и кадровая политика предприятия.

  5. Методы управления персоналом.

  6. Требования к менеджеру по кадрам и содержание его деятельности.

  7. Планирование персонала.

  8. Кадровая политика организации.

  9. Жизненный цикл предприятия и кадровая политика предприятия.

  10. Современные методы нематериального стимулирования труда сотрудника.

  11. Набор и отбор персонала. Источники найма персонала.

  12. Методы аттестации персонала.

  13. Интервью как метод работы по отбору персонала.

  14. Методы оценки персонала.

  15. Психологическое тестирование. Вопросы этики психологического исследования личности.

  16. Учет психологии гендерных различий в трудовой деятельности.

  17. Психология труда и профессиография.

  18. Адаптация и обучение персонала.

  19. Организация процесса адаптации нового сотрудника.

  20. Технологии профессионального обучения.

  21. Управление развитием персонала.

  22. Сокращение кадров. Увольнение работника.

  23. Текучесть кадров.

  24. Управление профессиональным ростом руководителей и

специалистов.

  1. Процесс планирования и подготовки

резерва руководителей.

  1. Карьера: типы и этапы.

  2. Процесс управления карьерой.

  3. Личная беседа как метод работы с кадрами.

  4. Способы совершенствования системы оплаты и стимулирования труда.

  5. Основные направления повышения эффективности системы управления персоналом.

  6. Социальное партнерство.

  7. Профилактика конфликтов в организации.

  8. Совершенствование информационного обеспечения системы управления персоналом.

  9. Совершенствование коммуникаций в организации.

  10. Методы оценки эффективности системы управления персоналом.


^ 4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


БИЛЕТ №1

1. Понятие и структура кадровых ресурсов.

2. Макет беседы с поступающими на работу.

3. Работа с молодыми специалистами.


БИЛЕТ №2

1. Система приема на работу.

2. Методы оценки персонала.

3. Повышение качества трудовой жизни.


БИЛЕТ №3

1. Система работы с кадрами на производстве.

2. Комплексный подход к оценке руководителя.

3. Организаация аттестации персонала.


БИЛЕТ №4

1. Источники комплектование штата предприятия.

2. Качества управленческого персонала, подлежащие оценке.

3. Организация процедуры увольнения работника.


БИЛЕТ №5

1. Стадии деловой жизни человека.

2. Психологическая карта личности сотрудника.

3. Этика увольнения.


БИЛЕТ №6

1. Учет возрастных особенностей при планировании трудового пути работника.

2. Темперамент и профессия.

3. Содержание труда - удовлетворенность трудом.


БИЛЕТ №7

1. Учет психологии половых различий в трудовой деятельности.

2. Личная беседа как метод работы с кадрами.

3. Структура административного персонала на предприятии.


БИЛЕТ №8

1.Профессионально-квалификационная модель руководителя.

2. Управление продвижением по службе.

3. Организационные аспекты аппарата административного управления.


БИЛЕТ №9

1. Основные принципы подбора кадров.

2. Профессиональная адаптация.

3. Органические функции административной работы руководителя.


^ БИЛЕТ №10

1. Методы подбора кадров.

2. Социально-психологическая адаптация.

3. Служебные совещания как форма административной работы.


БИЛЕТ №11

1. Понятие и структура кадровых ресурсов.

2. Методы оценки персонала.

3. Повышение качества трудовой жизни.


^ БИЛЕТ №12

1. Система приема на работу.

2. Комплексный подход к оценке руководителя.

3. Организация процедуры увольнения работника.


БИЛЕТ №13

1. Система работы с кадрами на производстве.

2. Качества управленческого персонала, подлежащие оценке.

3. Этика увольнения.


^ БИЛЕТ №14

1. Источники комплектования штата предприятия.

2. Психологическая карта личности сотрудника.

3. Содержание труда удовлетворенность трудом.


^ БИЛЕТ №15

1. Стадии деловой жизни человека.

2. Темперамент и профессия.

3. Структура административного персонала на предприятии.


БИЛЕТ № 16

1. Учет возрастных особенностей при планировании трудового пути работника.

2. Личная беседа как метод работы с кадрами.

3. Организационные аспекты аппарата административного управления.


^ БИЛЕТ №17

1. Учет психологии половых различий в трудовой деятельности.

2. Управление продвижением по службе.

3. Органические функции административной работы руководителя.


^ БИЛЕТ №18

1. Профессионально-квалификационная модель руководителя.

2. Профессиональная адаптация.

3. Служебные совещания как форма административной работы.


^ БИЛЕТ №19

1. Система приема на работу.

2. Методы подбора кадров.

3. Социально- психологическая адаптация.


БИЛЕТ №20

1. Понятие и структура кадровых ресурсов.

2. Макет беседы с поступающими на работу.

3. Служебные совещания как форма административной работы.


^ БИЛЕТ №21

1. Системы работы с кадрами на производстве.

2.Методы оценки персонала.

3. Работа с молодыми специалистами.


БИЛЕТ №22

1. Источники комплектования штата предприятия.

2. Комплектный подход к оценке руководителя.

3. Организация аттестации персонала.


^ БИЛЕТ №23

1. Стадии деловой жизни человека.

2. Качества управленческого персонала, подлежащие оценке.

3. Повышение качества трудовой жизни.


^ БИЛЕТ №24

1. Учет возрастных особенностей при планировании трудового пути работника.

2. Психологическая карта личности сотрудника.

3. Организация процедуры увольнения работника.


^ БИЛЕТ №25

1. Учет психологии половых различий в трудовой деятельности.

2. Темперамент и профессия.

3. Этика увольнения.


6. ТЕСТЫ


Тест 1

1. Составлением штатного расписания и определением необходимого количества работников в подразделениях занимается преимущественно:


а) отдел кадров предприятия;

б) отдел труда и заработной платы предприятия;

в) линейные руководители подразделений;


2. Организационная культура - это:


а) этические и нравственные нормы поведения

б) система производственных взаимосвязей между подразделениями

в) система ценностей, образцов поведения, способов организации трудовой деятельности, принятые на предприятии


3. Сильная конкуренция между сотрудниками характерна для:


а) для японской модели управления персоналом;

б) для американской модели управления персоналом;

в) для российской модели управления персоналом.


4. Модель Херсея и Блоншарда - это:


а) ситуационная модель управления;

б) модель оптимальных отношений между подразделениями в организации;

в) модель оптимальной структуры персонала предприятия.


5. Тест 16 РР Кэттелла направлен на:


а) выявление степени проявления определенных личностных качеств;

б) изучение общего уровня развития интеллекта и других способностей;

в) тест на определение способностей к управлению руководителя


6. Нормальная текучесть кадров составляет для организации:


а) 0 - 5% численности сотрудников в год

б) 5-10% численности сотрудников в год

в) 0 % численности сотрудников в год


7. Горизонтальное развитие внутриорганизационной карьеры предполагает:


а) получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные отношения с руководством и т.д.

б) перемещение в другую функциональную область деятельности, расширение и усложнение задач;

в) длительная работа на одном рабочем месте.


8. Оплата труда в зависимости от стажа характерна :


а) для японской модели управления персоналом;

б) для американской модели управления персоналом;

в) для российской модели управления персоналом.


9. Активное делегирование полномочий характерно для:


а) авторитарного стиля руководства;

б) попустительского стиля руководства;

в) демократического


10. Организация управления по типу "А" характеризуется:


а) низким уровнем сотрудничества;

б) высокой производительностью;

в) отношениями между сотрудниками, строящимися по формуле

"доверие, такт, близость"


Тест 2


1. Превентивная кадровая политика - это политика, при которой:

а) руководство фирмы имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для влияния на нее.

б) руководство имеет не только прогноз развития ситуации, но и

средства воздействия на нее (антикризисная кадровая программа,

мониторинг ситуации и т.д.);

в) руководство не имеет выраженной программы действия, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.

Кадровая политика предприятия, при которой руководство осуществляет контроль за негативными симптомами в


2. Символический уровень организационной культуры включает:


а) язык, лозунги, стиль оформления помещения, архитектура, стиль оформления сувенирных и рекламных материалов;

б) описание миссии предприятия, стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием

в) нравственные ценности, этические и религиозные взгляды сотрудников предприятия


3. К группе технических исполнителей относят:


а) служащих, выполняющих вспомогательные работы в управленческом процессе

б) рабочих вспомогательных подразделений - ремонтных, инструментальных, транспортных, складских

в) разработчиков технологической и проектной документации


4. Показателем текучести кадров является :


а) численность всех сотрудников уволившихся из организации за определенный период;

б) численность всех сотрудников, уволившихся из организации за определенный период по субъективным причинам;

в) отношение численности всех уволившихся за определенный период к общей численности сотрудников предприятия;


5. Модель поведения Стинсона-Джонсона базируется на:


а) мотивационной теории ожидания;

б) ситуационной теории руководства;

в) теории групповой динамики в малых группах


6. Референтная группа - это:


а) группа, нормы и правила которой служат для личности образцом;

б) группа наиболее уважаемых и сотрудников на предприятии;

в) стадия развития малой группы.


7. Наибольшее распространение в России получила модель карьеры :


а) "змея"

б) "лестница"

в) "трамплин"


8. Теорию мотивации А. Маслоу можно отнести :


а) "содержательным теориям мотивации"

б) "процессуальным теориям мотивации"

в) "комплексным теориям мотивации"


9. Наиболее эффективно продуктивная деятельность протекает:


а) при максимальном уровне мотивации;

б) при невысоком уровне мотивации;

в) при среднем и высоком уровне мотивации.


10. Жесткий отбор и расстановка кадров характерны для такой стратегии фирмы, как:


а) стратегия прибыльности

б) предпринимательская стратегия

в) стратегия динамичного роста


Тест 3


1. Кадровый потенциал организации - это:


а) специалисты высокого профессионального уровня

б) специалисты с большим трудовым стажем на конкретном предприятии

в) весь персонал предприятия


2. Какой фактор начиная с середины XX века в наибольшей степени влияет на содержание и формы организации труда в России?


а) международное разделение труда

б) научно-техническая революция

в) введение всеобщего восьмилетнего, а затем и обязательного среднего образования


3. Модель человеческих отношений Э.Майо предполагает, что производительность труда зависит прежде всего :


а) от удовлетворенности в работе, которую дают признание, чувство выполненной работы, удовлетворенности социальных потребностей.

б) взаимоотношений сотрудников в коллективе;

в) отношения руководства к сотруднику и его деятельности.


4. Партисипативная стратегия в управлении персоналом предполагает:


а) децентрализацию ответственности и участие работников в управлении и прибыли;

б) жесткую авторитарность управления;

в) высокую степень конкуренции между сотрудниками.


5. Модель, предполагающая постоянное перемещение сотрудника по различным подразделениям по итогам аттестации с изменениями функций называется:


а) "змея"

б) "лестница"

в) "перепутье"


6. Направления и методы социального развития предприятия определяется:


а) государственными стандартами и нормативами;

б) определяются руководством предприятия;

в) как государственными стандартами и нормативами, так и

руководством предприятия.


7. Когнитивный конфликт:


а) борьба личностей;

б) борьба точек зрения;

в) межгрупповой конфликт.


8. Кадровый аудит - это:


а) оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегиям развития;

б) оценка соответствия системы оплаты труда государственным нормативам;

в) оценка соответствия навыков, знаний и умений руководящего состава предприятий требованиям профессиональной деятельности.


9. Организация типа Z характеризуется


а) высокой степенью бюрократизации

б) всесторонней заботой о людях

в) жесткой конкуренцией


10. В соответствии с принципами организации рабочего пространства цветовое оформление помещения для работы, требующей большой сосредоточенности должно быть окрашено:


а) в малонасыщенные оттенки холодного цвета;

б) в яркие теплые тона (желтый, оранжевый);

в) в светлые неяркие тона (белый, серый, бежевый)


Тест 4


1. В каком документе провозглашаются права и свободы человека, в том числе право каждого на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, равную зарплату за равный труд?


а) Всеобщая декларация прав человека

б) Конституция РСФСР

в) Кодекс законов о труде


2. Штатная структура организации - это:


а) количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников

б) характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составу, уровню образования, семейному положению

в) характеристика коллектива по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям.


3. Высокая социальная эффективность функционирования коллектива - это:


а) высокий уровень качества жизни всех сотрудников;

б) участие организации в жизни региона, благотворительная и спонсорская деятельность;

в) высокий уровень производительности, продуктивность предприятия.


4. Организация типа Z является


а) японской моделью организации

б) американской моделью организации

в) американской разновидностью японской организации


5. Конформность - это:


а) подчинение личного мнения групповому во избежание конфликтов

б) наличие стойких позитивных установок в общении

в) высокая стрессоустойчивость


6. Основная функция организационной культуры - это:


а) поддержание трудовой дисциплины на предприятии

б) создание ощущение групповой идентичности всех членов организации, образ коллективного "мы"

в) создание и поддержание производственных связей между подразделениями организации


7. Открытая кадровая политика - это политика, которая предполагает:


а) возможность поступления на работу в организацию на любую должность

б) включение нового персонала только с низшего должностного уровня

в) активное привлечение специалистов для выполнения разовых работ на предприятии


8. Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать и не бояться ответственности в организации, придерживающейся такой стратегии, как:


а) предпринимательская

б) стратегии динамичного роста

в) ликвидационной стратегии


9. Теория мотивации А.Маслоу относится:


а) к содержательным теориям мотивации;

б) к процессуальным теориям мотивации;

в) теориям человеческих взаимоотношений.


10. Органическая организационная культура - такая, при которой :


а) сотрудники разделяют коллективные ценности, ориентированные на неформальный авторитет руководителя, на личностную оценку-поддержку со стороны руководителя;

б) работают профессионалы, ориентированные на собственный профессиональный рост

в) сотрудники технологически дисциплинированы, работают по заранее определенным правилам, ориентируются на мнение руководства.


Тест 5


  1. Структура системы управления персоналом организации зависит от:


а) рыночной ситуации

б) государственных нормативных регламентирующих документов

в) целей, задач и структуры производственной деятельности предприятия


  1. Административные методы управления персоналом базируются:


а) на власти, дисциплине, имеют прямой характер воздействия

б) на использовании экономических интересов людей

в) на использовании морального воздействия и социального механизма управления



  1. Функциональная структура предприятия представляет собой:


а) состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственными подразделениями

б) система распределения обязанностей между подразделениями и руководством

в) характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и половому составам,

уровню образования, семейному положению.


4. Для японской модели управления характерны отношения с подчиненными:


а) семейные

б) формальные

в) смешанные


5. Закрытая кадровая политика - это политика, которая предполагает:


а) возможность поступления на работу в организацию на любую должность

б) включение нового персонала только с низшего должностного уровня

в) конфиденциальность при распределении оплаты труда, заданий и т.д.



  1. Теория мотивации Херцберга относится:


а). к содержательным теориям мотивации;

б) к процессуальным теориям мотивации;

в) теориям человеческих взаимоотношений.


7. Наибольшее распространение в Японии получила модель карьеры :

а) "змея"

б) "лестница"

в) "трамплин"


8. Термин "обогащение труда" означает:

а) повышение материального вознаграждения за трудовую деятельность;

б) выполнение более сложной работы, которая дает возможность раскрыть потенциал личности и усиливает содержательный аспект труда;

в) расширение материальной базы предприятия.


9. Метод автономизации, применяемый при оплате труда руководителя предполагает:


а) выплаты руководителю составляют определенный % от общей суммы , заплаченной за данную работу;

б) оплата труда руководителя оговаривается заранее, до выполнения работ и не ставится в зависимость от работы коллектива;

в) предполагает регулярный пересмотр оклада руководителя в зависимости от эффективности его организации.


10. Социальное развитие предприятия - это:


а) создание для работников надлежащих условий труда и быта, улучшение этих условий;

б) развитие всесторонних связей с общественностью через благотворительные акции, с помощью средств массовой информации;

в) участие предприятия в общественной жизни региона.


Рекомендуемая литература:


  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. – М., 2000.

  2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. – М., 2001Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

  3. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., С.И.Самыгин. "Управление персоналом". Ростов-на-Дону, 2004.

  4. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие. – М., 2004.

  5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. – М., 1999.

  6. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии. – М., 2002.

  7. Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. – М., 2002.

  8. Маслов Е.В.Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М., 2000.

  9. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. – М., 2002.

  10. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие. – М., 2001.

  11. Платонов Д.И. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М., 2000.

  12. Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – М., 2002.

  13. Таундсенд Р. Секреты управления. – М., 1991.

  14. Уткин. Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М., 2000

  15. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю., Базарова, Б.Л.. Еремина. – М., 2003.

  16. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М., 2001.

  17. Цветаев В.М. Управление персоналом: Учебное пособие. – Питер, 2003.

  18. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. – М., 1993.

  19. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. – М., 1996.

.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru