Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «основы социальной работы»



Скачать 136.46 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «основы социальной работы»
Дата15.04.2013
Размер136.46 Kb.
ТипСамостоятельная работа
источник

Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования



«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 031300


Разработчик:

ассистент кафедры «Социальной педагогики»

Черевко М.А.


Хабаровск

2010

  1. ^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:


Тема: Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность



  1. Каковы причины и источники становления социальной работы как отрасли знания.

  2. Назовите особенности социальной работы в современных условиях

  3. В чем состоит актуальность проблем социальной работы в современном российском обществе?

  4. Когда возникла социальная работа как профессия в мире, в России?

  5. Какова потребность в социальной работе, ее значение?


Тема Сущность, цели и принципы социальной работы


    1. В чем состоят ценностные противоречия социальной работы?

    2. Назовите варианты формулировки цели социальной работы.

    3. Перечислите специфические принципы социальной работы.

    4. Каковы основания для классификации функций социальной работы?


Тема Субъекты и объекты социальной работы

  1. Охарактеризуйте проблемы профессиональной компетентности социального работника.

  2. Знаниями, из каких научных областей должен обладать специалист по социальной работе?

  3. Опишите ролевой репертуар социального работника

  4. Назовите общие психологические качества и способности человека, необходимые для работы социальным работником.

  5. Перечислите, какие права, позволяющие решать проблемы клиентов, существуют у социальных работников?

  6. Соотнесите понятия «трудная жизненная ситуация» и «личностная проблема».

  7. При каких условиях личностная проблема человека формирует статус клиента социальной работы?

  8. Почему влияние в социальной работе является двусторонним процессом?

  9. Приведите пример социального партнерства специалиста и клиента при решении социальной проблемы.

  10. На каких принципах социальной работы основано социальное партнерство как особый вид социальных отношений?

Тема: Социальная работа как система

  1. Социальная работа как вид социальной системы: охарактеризуйте основные структурные компоненты;

  2. Почему социальную работу можно рассматривать как целостную систему?

  3. Определите, к какому классу систем относится система социальной работы. Аргументируйте ответ.

Тема: Психолого-педагогические аспекты социальной работы

  1. Педагогическое содержание социальной работы.

  2. Охарактеризуйте педагогические принципы и методы решения задач социальной работы.

  3. Опишите роль педагога в социальной работе.

  4. Проанализируйте современные социально-педагогические технологии.

  5. Система психологического знания в социальной работе.

  6. Охарактеризуйте психологические методы социальной работы.

  7. Психолог и социальный работник: сходства и различия.

  1. Сопоставьте функции педагога и социального работника.

  2. Как соотносится между собой психология и социальная работа в качестве научных

областей знаний?

Тема: социальная работа с семьей, молодежью, беспризорниками, престарелыми, одинокими, безработными, мигрантами и беженцами, инвалидами и др.

  1. В чем, на ваш взгляд, социальное значение института семьи?

  2. Что такое «кризис семьи»? В чем смысл появления «экспериментальных» моделей семьи?

  3. Перечислите основные задачи социального работник при работе с семьей.

  4. Какие технологии социальной работы с семьей применяют в экстренных ситуациях?

  5. Опишите технологии семейного патронажа.

  6. Перечислите объективные и субъективные условия, оказывающие влияние на социальное развитие молодежи.

  7. Составьте классификацию наиболее острых проблем современной молодежи. Аргументируйте свою точку зрения.

  8. В чем заключается специфика социальной работы с молодежью по сравнению с другими категориями населения?

  9. Перечислите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с молодежью.

  10. Сформулируйте основные направления, принципы, цели и задачи государственной молодежной политики.

  11. Молодежная субкультура и возможности социальной работы.

  12. Что входит в понятие социальной дезадаптации и каковы причины этого явления?

  13. Какие учреждения составляют структуру социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками?

  14. Как, на ваш взгляд, избежать или устранить отрицательные влияния на детей неблагополучной семьи?

  15. Какие технологии социальной работы с «трудными» подростками вы знаете?

  16. Каковы характеристики социально-демографической общности пожилых людей?

  17. Каковы особенности общения с пожилыми клиентами?

  18. Проанализируйте, каковы основные направления медико-социальной реабилитации пожилых людей? Как они реализуются на практике?

  19. Раскройте основы социального попечительства над пожилыми и престарелыми людьми в России, в других странах.

  20. Что представляет собой нормативно-правовая база социальной работы с пожилыми?

  21. Назовите основные причины, приводящие к инвалидности.

  22. Раскройте управленческие аспекты социальной защиты инвалидов.

  23. Расскажите о жизненном цикле семьи ребенка-инвалида.

  24. Каковы, на ваш взгляд, особенности социальной работы с инвалидами?

  25. Каковы основные задачи службы занятости?

  26. В чем вы видите специфику деятельности служб занятости по месту вашего жительства?

  27. Какие виды пенитенциарных учреждений вы знаете?

  28. Какова специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях?

  29. Проблемы регулирования и гармонизации отношений в пенитенциарных учреждениях.

  30. Что представляет собой технология поддержания социально-полезных связей осужденных.

  31. Какие модели поведения заключенных относительно установления социально полезных связей вы знаете?

  32. Что такое вынужденная миграция?

  33. Какие формы социальной работы приемлемы для решения проблем вынужденных мигрантов?

  34. Каковы социально-правовые различия между вынужденными переселенцами и беженцами?

  35. В чем состоит специфика социальной работы в отношении переселенцев с Севера?

  36. В чем проявляется социальная дискриминация женщин?

  37. Какие существуют правовые гарантии социальной защиты женщин?

  38. Каковы основные направления и задачи государственной политики в отношении женщин?

  39. Какие учреждения, организации, службы способны оказать содействие женщине в решении ее проблем?


Тема: Методы социальной работы: коммуникативная техника, правовой инструментарий, медико-социологические, социально-психологические и др.

  1. Назовите основные задачи в общении социального работника.

  2. Что влияет на установление отношений сотрудничества между специалистом по социальной работе и клиентом?

  3. Как вы понимаете утверждение: есть люди, которые слушают, а есть те, кто слышат?

  4. Какова роль навыков чтения в процессе коммуникативной деятельности?

  5. Перечислите умения необходимые социальному работнику для развития навыков эффективного слушания.

  6. Чем переговоры отличаются от дискуссии и спора?

  7. Назовите отличие деловых бесед от дружеских.

  8. Какое значение имеет государственно-правовое регулирование социальной работы?

  9. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

  10. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?

  11. Охарактеризуйте сущность социальной работы в здравоохранении.

  12. Как соотносятся социальная и медико-социальная работа?

  13. Какова роль медико-психологических методов в оказании помощи клиенту?

  14. Перечислите социально-гигиенические требования, которым должны соответствовать жилищно-бытовые условия клиента.

  15. Назовите формы проведения санитарно-просветительской работы в учреждениях социального обслуживания населения.

  16. Определите алгоритм оказания медико-психологической помощи клиенту, пережившему трудную жизненную ситуацию.

  17. Для каких целей используются психологические методы в социальной работе?

  18. Приведите примеры диагностических, катарсических, трансформационных, развивающих и оптимизирующих методов


Тема: Этика социального работника

  1. Профессиональная этика современного социального работника: общее и особенное?

  2. Охарактеризуйте ценности и этические проблемы практики социальной работы;

  3. Перечислите этические проблемы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.

  4. В чем, на ваш взгляд, выражены проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.

  5. Каковы особенности этического общения с клиентами - мужчинами и женщинами?


Тема: технологии социальной работы: диагностика, адаптация, реабилитация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование.

  1. Назовите типы технологий в социальной работе и определите их содержание.

  2. Как соотносятся технологии социальной работы и социальные технологии?

  3. Что означает понятие «диагностика» и в каких значениях данный термин используется в современной социальной работе?

  4. Задачи и область применения социальной диагностики.

  5. Требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики.

  6. Назовите основные методы социальной диагностики и охарактеризуйте их.

  7. Опишите технологический процесс диагностики в социальной работе.

  8. Раскройте сущность и содержание социальной профилактики.

  9. Назовите основные методы социально-профилактической работы.

  10. Какие технологии социальной работы применяются в профилактике различных групп населения? Раскройте и приведите примеры.

  11. Назовите и проанализируйте методы социальной адаптации, применяемые в социальной работе.

  12. Содержание и основные этапы технологии социальной адаптации.

  13. Содержание и значение индивидуальных и групповых методов терапии.

  14. Назовите и охарактеризуйте основные методы социальной терапии.

  15. Каковы типы социального консультирования?

  16. Дайте характеристику конкретного и программного консультирования.

  17. Каковы основные этапы консультирования?

  18. Охарактеризуйте методические приемы в посреднической деятельности социального работника.

  19. Что такое социальный проект?

  20. Каковы этапы социального проектирования?

  21. Каковы принципы социального проектирования?


Тема: Тенденции, инновации.

  1. Общее понятие об инноватике.

  2. Характеристика инновационного процесса в социальной работе.

  3. Основные этапы инновационного процесса.

  4. Тенденции в развитии социальной работы.



^ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


    1. На основе изученного Федерального закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 11.08.1995 года № 135-ФЗ, определите сущность и цели благотворительности как основной формы непрофессиональной социальной работы.

    2. Существует два взаимоисключающих утверждения о специфике социальной работы как науки. Одно из них сводится к обоснованию того, что в социальной работе объединены элементы разных наук (психологии, социологии, медицины, право и др), что она, по существу,- междисциплинарное образование, ориентированное на решение практических нужд жизни человека и общества. Другое сводится к утверждению о том, что это - самостоятельная отрасль научного знания. Докажите верность или ошибочность этих точек зрения.

    3. Обоснуйте верность или докажите ошибочность каждого из предложенных вариантов определений социальной работы:

  • социальная работа-это профессия;

  • социальная работа – это прикладная наука;

  • социальная работа – отраслевая наука;

  • социальная работа – учебная дисциплина;

  • социальная работа – специфическая форма социальной деятельности;

4. Подготовить материалы для коллективной разработки схемы «Становление теории социальной работы в России и за рубежом».

5. Составьте профессиограмму специалиста по социальной работе.

6. Дайте определение понятиям: эмпатия, аттракция, толерантность.

7. Заполните таблицу:

Уровни социальной работы

Субъекты социальной работы

Объекты социальной работы




























8. Проведите психологический анализ и составьте психологическую характеристику человека.

9. На примере конкретных социальных служб, функционирующих в ДФО, расскажите о социальной работе, направленной на профилактику девиантного поведения молодежи.

10. Составьте социальный паспорт семьи.

11. Проанализируйте содержание Закона Российской Федерации от 20 апреля 1996г. № 36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Каковы, на ваш взгляд, его достоинства и недостатки.

12.Составьте план деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении для несовершенно­летних.

13. Подготовьте и произнесите пятиминутную речь на тему «Проблемы современной молодежи».

14. Составьте письмо-просьбу на основе следующей ситуации: вашему учреждению нужны денежные средства на приобретение подарков для проведения благотворительной акции в детском доме-интернате. Адресат (на ваш выбор): администрация города, банк, кондитерская фабрика, магазин игрушек и др. При составлении письма Вам необходимо указать:

  1. Краткую информацию о вашем учреждении (организации);

  2. Кратко раскрыть проблему, которой вы занимаетесь;

  3. Дать информацию о том, кто Вас поддерживает, на какие средства существует ваше организация;

  4. Конкретные предложения о сотрудничестве.

15.В чем заключаются особенности Закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на нормативно-правовой документ.

16. Охарактеризуйте основные положения Закона Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

17. Приведите пример инновационной деятельности субъектов социальной работы.


^ 3. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

  1. Социальная работа в правоохранительной сфере.

  2. Социальная работа в области здравоохранения.

  3. Социальная работа в досуговой сфере.

  4. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

  5. Социальная работа в области защиты прав детей.

  6. Социальная работа с этническими меньшинствами.

  7. Социальная работа с военнослужащими.

  8. Социальная работа с мигрантами и переселенцами.

  9. Социальная работа в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ.

  10. Социальная работа в хосписах.

  11. Социальная работа в образовании.

  12. Кризисные центры для женщин: международный и отечественный опыт.

  13. Социальная работа в области психического здоровья.

  14. Социальная работа с сексуальными меньшинствами.

  15. Гендерные аспекты социальной работы.

  16. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными.

  17. Социальная работа с жертвами насилия.

  18. Насилие в семье.

  19. Типология семейных конфликтов.

  20. Развод: его причины и последствия для членов семьи.

  21. Социальная работа с жертвами военных конфликтов.

  22. Особенности молодежных субкультур в России.

  23. Социальные ориентиры молодежи: тенденции и проблемы.

  24. Медицинские проблемы пожилого и старческого возраста.

  25. Адаптация к старости.

  26. Международный опыт решения геронтологических проблем.

  27. Особенности социальной работы с семьей, содержащей ребенка- инвалида.

  28. Особенности трудовой реабилитации инвалидов.

  29. Социальная работа с женщинами, бывшими заключенными и женщинами, отбывающими наказание в колонии.

  30. Социальные проблемы женщин-военнослужащих.

  31. Профессиональная деформация в социальной работе.

  32. Этикет социального работника.


^ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКЛАДОВ:


Объем работы: до 10 страниц машинописного текста через полтора интервала. Структура доклада: титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы.

Доклад должна отличать актуальность темы, соответствие ее современному состоянию науки, четкая характеристика объема, описание приемов самостоятельной работы, доклад включает в себя анализ изученной монографической и периодической литературы по теме, обобщение результатов, обоснование выводов.

Во введении следует показать актуальность выбранной темы, характеристику объекта, предмета, цели и задачи работы, методов самостоятельной работы (1,5 стр.)

В основной части должен быть представлен анализ литературы по проблеме, произведен сравнительный анализ источников, обозначены имеющиеся в науке подходы к решению проблемы, изложено их краткое содержание (до 7 стр.). В заключении должны быть сделаны обобщающие выводы (до 1,5 стр.)

Завершает работу список литературы, сгруппированный по алфавитному порядку и оформленный в соответствии со стандартом ГОСТ 7.1-2003 «библиографическое описание документа, обще требования и правила».

Правила оформления: текст должен быть отпечатан на машинке или набран на компьютере и распечатан на бумаге стандартного формата А4 с одной стороны. Поля листа: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм, верхнее – 20 мм.

Работа должна содержать титульный лист, содержание (оглавление), основной текст, список литературы. Титульный лист является первой страницей работы и включает в себя наименование министерства и учебного заведения, название работы, сведения о научном руководителе, оценку, город, год.

Содержание помещается в начале работы. Оно должно отражать работы и включать в себя название разделов с указанием страниц, на которых разделы начинаются. Специальными названиями не снабжаются введение и заключение.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, которые проставляются, начиная с содержания. Титульный лист входит в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется. Если работа имеет приложения, то они располагаются после заключения и нумеруются. Нумерация приложения отражается в содержании работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru