Рабочая программа дисциплины (модуля)



Скачать 134.97 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата10.07.2013
Размер134.97 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

(Наименование вуза, факультета)


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Компьютерно-опосредованная коммуникация в социальной работе

(Наименование дисциплины (модуля)


Направление подготовки

040400 Социальная работа


Профиль подготовки

_____________________


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

(очная, очно-заочная и др.)


Город Хабаровск

Год 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Компьютерно-опосредованная коммуникация в социальной работе» является овладение инвариантами компьютерно-опосредованной коммуникации, необходимых для освоения основ информационного моделирования коммуникационных процессов в профессиональной деятельности по видам:

разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;

диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;

представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

- цикл (раздел) ООП. Дисциплина входит в Б.3 (вариативную общую часть) профессионального цикла образовательной программы бакалавра;

- взаимосвязь с другими частями ООП. Изучение данной дисциплины базируется на курсах «Основы самостоятельной работы студента», «Социальная экология», «Социология», «Социальная политика», «Социальная статистика», «Основы социального государства», «Методы исследования в социальной работе»;

- требования к «входным» знаниям, умениям, готовностям. Студент должен знать основы социальной работы, основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации, уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе, логически обосновывать высказанное положение, использовать математические модели явлений и процессов в социальной работе, владеть основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики структурной и комплексно ориентированной социальной работы, навыками работы в локальной и глобальной сети, математическими методами исследования в социальной работе;

- дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимы как предшествующие. Компетенции, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Компьютерно-опосредованная коммуникация в социальной работе», готовят студента к освоению других профессиональных компетенций через освоение дисциплин: «Управление в социальной работе», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Занятость населения и ее регулирование», «Региональные особенности организации социальной работы». Дисциплина является ядром информационной составляющей деятельности для учебной и производственных практик, выполнения курсовых и выпускной квалификационной работы бакалавра.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать: основные понятия, методы и приемы использования средств компьютерно-опосредованной коммуникации; структуру и особенности основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе;

  • уметь: использовать в профессиональной деятельности возможности компьютерно-опосредованной коммуникации для информационного моделирования коммуникационных процессов в профессиональной деятельности; выделять основные структурные компоненты системы социального образования, культуроцентричность основ обеспечения его качества;

  • владеть: навыками работы со средствами компьютерно-опосредованной коммуникации в компьютерной сети Интернет для информационного моделирования коммуникационных процессов в профессиональной деятельности, современными технологиями организации структурной и комплексно ориентированной социальной работы.



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Компьютерно-опосредованная коммуникация в социальной работе»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













Лек

ции

Лабора

торные работы

Самостоятельная работа







1

Коммуникация. Средства коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

4

1-3

2

2

4




Цифровой минипроект в системе WEB-2

2

Электронные социальные среды.

4

4-6

4

4

8




Цифровой минипроект в системе WEB-2

3

Компьютерные коммуникации их культурное и социальное значение.

4

7-9

2

2

4




Цифровой минипроект в системе WEB-2

4

Компьютерно-опосредованные коммуникации и новые медиа.

4

10-12

4

4

8




Цифровой минипроект в системе WEB-2

5

Средства Интернет, инициирующие формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации.

4

13-15

2

2

4




Цифровой минипроект в системе WEB-2

6

Использование для информационного моделирования коммуникационных процессов в профессиональной деятельности в Дальневосточном федеральном округе.

4

16-18

4

4

8




Цифровой минипроект в системе WEB-2


^ 5. Образовательные технологии

Учебная дисциплина «Компьютерно-опосредованная коммуникация в социальной работе» реализуется в виде информационно-деятельностной модели обучения с использованием совмещенной методики и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в экспериментальной СДО на базе moodle (iso.khspu.ru/child_moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – свободная система управления обучением (LMS) (WEB-2)).

Предусмотрено выполнение учебного индивидуального проекта , реализация которого осуществляется по этапам, выполняемым в виде минипроектов, соотвествующим лабораторным работам.


^ 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Компьютерно-опосредованная коммуникация в социальной работе».

Каждый минипрект оценивается в 100 баллов. Зачет выставляется при получении среднего балла не менее 70.




Тема лабораторного занятия

Баллы



Средства коммуникации.

100



Электронные социальные среды.

100



Компьютерные коммуникации их культурное и социальное значение.

100



Компьютерно-опосредованные коммуникации и новые медиа.

100



Средства Интернет, инициирующие формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации.

100



Использование для информационного моделирования коммуникационных процессов в профессиональной деятельности в Дальневосточном федеральном округе.

100


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Социальная информатика»

а) основная литература:

  1. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Автореферат диссертации, Ярославль: Изд-во Ярославского ГПУ, 2003. - 23 с.

  2. Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского, М.: "Можайск-Терра", 2000. - 432 с.

  3. Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике. Вып.4. - М. 1965. С. 126 -138.

  4. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование. // Сибирь. Философия. Образование. №6, 2002

  5. Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти. - М.: Че Ро. 2000. С. 564 - 582.

  6. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. Пер. с англ., СПб: Символ-Плюс, 2000. - 512 с.

  7. Розина И.Н. Постановка задачи: исследование синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании. // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Media and Culture of Learning, 2002 - с.476-480

  8. Уваров А.Ю. Пространство задач информатизации школы. Информатика, №23, 2002. - с. 2-9

  9. Уваров А.Ю. Открытая учебная архитектура. Электронный научно-педагогический журнал "Эйдос", 1999

  10. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. — М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА М). — 2000. — 432 с.

  11. Дятлов А. Принципы информационного общества // Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 2000, вып. 2, с. 77 – 85. (http://www.iis.ru/infosoc/2000/200001/200001.ru.html).

  12. Ершова Т.В Информационное общество и развитие России // Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 2001, вып. 2. (http://www.iis.ru/infosoc/2000/200001/200001.ru.html).

  13. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л., Филлипов В.М. Открытое образование – стратегия XXI века для России / Под общей редакцией Филлипова В.М. и Тихомирова В.П. // Изд-во МЭСИ, М., 2000 – 356 с.

  14. Засурский Я.Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 2000, вып. 1, с. 59 - 62.

  15. Засурский Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 2001, вып. 3, с. 57 - 58. (http://www.iis.ru/infosoc/2000/200001/200001.ru.html).

  16. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф. — 2000 (http://probib.narod.ru/social/naputis.html).

  17. Колин К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. — М: И-т проблем информатики РАН. — 2000.

  18. Социальная информатика: основания, методы, перспективы. Отв. Ред. Н.И. Лапин. — М.: Едиториал УРСС. — 2003. — 216 с.

  19. Тоффлер Э. Шок будущего — М.: ООО «Издательство АСТ». — 2002. — 557 с.

  20. Тоффлер Э. Третья волна — М.: ООО «Издательство АСТ». — 2002. — 776 с.

  21. Ястребова Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России // Педагогика, 2000, с. 87-97.


б) дополнительная литература:

  1. II международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, тома III, IV, - М.:1998.

  2. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Научно-аналитический журнал «Информационное общество», 1999, вып. 1, с. 36 - 40.

  3. Засурский Я.Н. Информационное общество в рамках международного сотрудничества // Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 2000, вып. 1, с. 59 - 62.

  4. Колин К.К. Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации//Научно-техническая информация. Сер. 1. № 5. М.: ВИНИТИ, 1995.

  5. Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // "Информационные ресурсы в России". М., 1997, № 5.

  6. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема // "Дистанционное образование". М., 1998, № 4.

  7. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Alma mater (Вестник высшей школы). М., 1999, № 10.

  8. Колин К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. — М: И-т проблем информатики РАН. — 2000.

  9. Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С. О государственной политике России в области формирования информационного общества // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 4 - 9.

  10. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании:(Информологический аспект): Учебное пособие/ Под общей редакцией В.А.Извозчикова. — СПб.: Образование. — 1997. — 210 с.

  11. Райков А. Н. Развитие России и единое информационное пространство// Российский фонд фундаментальных исследований, «Вестник РФФИ», 1999, № 3 (17). С. 29–34.

  12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат. — 1991. — 287 с.

  13. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Штрик А.А. Информационно-коммуникационная инфраструктура - технологический фундамент информационного общества (некоторые проблемы использования зарубежного опыта) // Информационное общество, 1999, вып. 5, с. 50 - 55.

  14. Урсул А.Д. Социальная информатика: состояние и перспективы // Высшее образование в России, № 1, 1994, с. 63-72.

  15. Черешкин Д.С. О государственной программе построения информационного общества в России // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 14 - 16.

  16. Чернецов М.М. Информатика и проблемы становления ноосферы. — М. — 1991.

  17. Якушев М.В. Информационное общество и правовое регулирование: новые проблемы теории и практики // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 40 - 43.

  18. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983, p. 29.

  19. Концепция информатизации образования Российской Федерации. – Бюллетень 3-4 (13-14), 1998.

  20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4. – С. 3 – 31.

  21. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика./ Сост. А.А.Кузнецов, Л.Е.Самовольнова.-М.: Просвещение, 2000.

  22. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы./Сост.: А.А.Кузнецов, Л.Е. Самовольнова.- М.: Просвещение, 2000.

  23. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы».


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Moodle (iso.khspu.ru/child_moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – свободная система управления обучением (LMS) (WEB-2)).

  2. Вершинская О. Н. Существующие модели построения информационного общества//Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 1999, вып. 3, с. 53 - 58. (http://www.iis.ru/infosoc/2000/200001/200001.ru.html).

  3. Вершинская О.Н., Мельников И.И., Тюрюканова Е.В. Воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на российское общество// "КомпьюЛог&Мой компьютерный журнал, 1999. (http://www.compulog.ru/compulog/1999/archive/a4.html)

  4. Русаков А.И., Улисков Е.А. Информационное общество в регионе. Современный этап развития//Научно-аналитический журнал "Информационное общество", 1999, вып. 4 (http://www.iis.ru/infosoc/2000/200001/200001.ru.html)

  5. Новости интернета (http://www.cnews.ru http://net.compulenta.ru www.infox.ru/themes/hi-tech/ www.lenta.ru/internet).

  6. Сайт Института развития информационного общества (ИРИО) (www.iis.ru).

  7. Портал развития информационного общества в России (ИРИО) (http://www.russia-gateway.ru).

  8. Академическая сеть (Scientists who have Social Informatics as a research interest).

  9. Портал Международной организации по развитию информационного общества (http://www.iadisportal.org/ IADIS – International Association for Development of the Information Society).

  10. Сайт комитета по СоциоКибернетике ISA (The Research Committee 51 on SocioCybernetics (RC51) of the International Sociological Association (ISA)).


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс.

Программное обеспечение:

  • MS Office;

  • Moodle (iso.khspu.ru/child_moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – свободная система управления обучением (LMS) (WEB-2)).

  • Дополнительное: MS Visual Studio.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «040400 Социальная работа».


Автор (ы) А.Е. Поличка

Рецензент (ы) _________________________


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru