Рабочая программа дисциплины (модуля)



Скачать 108.47 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата09.07.2013
Размер108.47 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

(Наименование вуза, факультета)


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

Базы данных в социальной работе

(Наименование дисциплины (модуля)


Направление подготовки

040400 Социальная работа


Профиль подготовки

_____________________


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

(очная, очно-заочная и др.)


Город Хабаровск

Год 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Базы данных в социальной работе» является овладение инвариантами создания и работы с базами данных, необходимых для освоения основ информационного моделирования коммуникационных процессов в профессиональной деятельности по видам:

разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;

диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;

представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

- цикл (раздел) ООП. Дисциплина входит в Б.3 (вариативную общую часть) профессионального цикла образовательной программы бакалавра;

- взаимосвязь с другими частями ООП. Изучение данной дисциплины базируется на курсах «Основы самостоятельной работы студента», «Социальная экология», «Социология», «Социальная политика», «Социальная статистика», «Основы социального государства», «Методы исследования в социальной работе»;

- требования к «входным» знаниям, умениям, готовностям. Студент должен знать основы социальной работы, основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации, уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе, логически обосновывать высказанное положение, использовать математические модели явлений и процессов в социальной работе, владеть основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики структурной и комплексно ориентированной социальной работы, навыками работы в локальной и глобальной сети, математическими методами исследования в социальной работе;

- дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимы как предшествующие. Компетенции, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Базы данных в социальной работе», готовят студента к освоению других профессиональных компетенций через освоение дисциплин: «Управление в социальной работе», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Занятость населения и ее регулирование», «Региональные особенности организации социальной работы». Дисциплина является ядром информационной составляющей деятельности для учебной и производственных практик, выполнения курсовых и выпускной квалификационной работы бакалавра.


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать: структуру и особенности основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе, общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе

  • уметь: создавать базы данных коммуникационных процессов в профессиональной деятельности; выделять основные структурные компоненты системы социального образования;

  • владеть: навыками составления статистических отчетов, современными технологиями организации структурной и комплексно ориентированной социальной работы.



^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Базы данных в социальной работе»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













Лек

ции

Лабора

торные работы

Самостоятельная работа







1

Базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД) коммуникационных процессов в профессиональной деятельности. Принципы построения.

4

1-3

2

2

4




Цифровой минипроект в системе WEB-2

2

Жизненный цикл БД. Сферы применения баз данных.

4

4-6

4

4

8




Цифровой минипроект в системе WEB-2

3

Современные СУБД.

4

7-9

2

2

4




Цифровой минипроект в системе WEB-2

4

Типология БД. Основные понятия.

4

10-12

4

4

8




Цифровой минипроект в системе WEB-2

5

Модели данных. Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. Реляционная модель данных.

4

13-15

2

2

4




Цифровой минипроект в системе WEB-2

6

Программные комплексы и платформы БД и СУБД коммуникационных процессов в профессиональной деятельности.

4

16-18

4

4

8




Цифровой минипроект в системе WEB-2


^ 5. Образовательные технологии

Учебная дисциплина «Базы данных в социальной работе» реализуется в виде информационно-деятельностной модели обучения с использованием совмещенной методики и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в экспериментальной СДО на базе moodle (iso.khspu.ru/child_moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – свободная система управления обучением (LMS) (WEB-2)).

Предусмотрено выполнение учебного индивидуального проекта , реализация которого осуществляется по этапам, выполняемым в виде минипроектов, соотвествующим лабораторным работам.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Социальная информатика».

Каждый минипрект оценивается в 100 баллов. Зачет выставляется при получении среднего балла не менее 70.




Тема лабораторного занятия

Баллы



Принципы построения баз данных (БД) коммуникационных процессов в профессиональной деятельности.

100



Жизненный цикл БД.

100



Примеры современных СУБД.

100



Типология БД.

100



Реляционная модель данных.

100



Пример программных комплексов и платформ БД и СУБД коммуникационных процессов в профессиональной деятельности.

100


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Базы данных в социальной работе»

а) основная литература:

  1. Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом Дж. Системы баз данных. Полный курс. – М.: Вильямс, 2003. – 1088 с.

  2. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.

  3. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика – М.: Вильямс, 2003. – 1436 с.

  4. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 484 с.

  5. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. — 2000. — 350 с.

  6. Социальная информатика: основания, методы, перспективы. Отв. Ред. Н.И. Лапин. — М.: Едиториал УРСС. — 2003. — 216 с.

  7. Тоффлер Э. Шок будущего — М.: ООО «Издательство АСТ». — 2002. — 557 с.

  8. Тоффлер Э. Третья волна — М.: ООО «Издательство АСТ». — 2002. — 776 с.

  9. «Информатика» приложение к газете «Первое сентября».

  10. Журнал «Информатика и образование».


б) дополнительная литература:

  1. II международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы, книга 2, тома III, IV, - М.:1998.

  2. Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования // "Информационные ресурсы в России". М., 1997, № 5.

  3. Колин К.К. Социальная информатика. Базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования. — М: И-т проблем информатики РАН. — 2000.

  4. Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С. О государственной политике России в области формирования информационного общества // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 4 - 9.

  5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат. — 1991. — 287 с.

  6. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Штрик А.А. Информационно-коммуникационная инфраструктура - технологический фундамент информационного общества (некоторые проблемы использования зарубежного опыта) // Информационное общество, 1999, вып. 5, с. 50 - 55.

  7. Концепция информатизации образования Российской Федерации. – Бюллетень 3-4 (13-14), 1998.

  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4. – С. 3 – 31.

  9. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика./ Сост. А.А.Кузнецов, Л.Е.Самовольнова.-М.: Просвещение, 2000.

  10. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы./Сост.: А.А.Кузнецов, Л.Е. Самовольнова.- М.: Просвещение, 2000.

  11. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы».


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Moodle (iso.khspu.ru/child_moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – свободная система управления обучением (LMS) (WEB-2)).

  2. Справочник полнотекстовых журналов, доступных в Интернет - Directory of Open Access Journals , содержит информацию о 530 электронных журналах, в том числе рецензируемых научных и академических журналах, которые можно найти в свободном доступе.

  3. C.E.E.O.L.– электронная библиотека Центральной и Восточной Европы, которая предоставляет доступ к полным текстам из более чем 241 названий журналов и электронных книг по социальным и гуманитарным наукам.

  4. UNESCO Social and Human Sciences Documentation Centre, объединяющий различные базы данных по социальным и гуманитарным наукам, включая веб-сайт Social and Human Sciences Online Periodicals, который предоставляет доступ к полным текстам более чем 700 научных журналов.

  5. Сайт Института развития информационного общества (ИРИО) (www.iis.ru).

  6. Портал развития информационного общества в России (ИРИО) (http://www.russia-gateway.ru).

  7. Академическая сеть (Scientists who have Social Informatics as a research interest).

  8. Портал Международной организации по развитию информационного общества (http://www.iadisportal.org/ IADIS – International Association for Development of the Information Society).

  9. Сайт комитета по СоциоКибернетике ISA (The Research Committee 51 on SocioCybernetics (RC51) of the International Sociological Association (ISA)).


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс.

Программное обеспечение:

  • MS Office;

  • Moodle (iso.khspu.ru/child_moodle) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – свободная система управления обучением (LMS) (WEB-2)).

  • Дополнительное: MS Visual Studio.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «040400 Социальная работа».


Автор (ы) А.Е. Поличка

Рецензент (ы) _________________________


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru