Рабочая программа дисциплины «Кризисное консультирование»



Скачать 99.55 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Кризисное консультирование»
Дата09.07.2013
Размер99.55 Kb.
ТипРабочая программа
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины

«Кризисное консультирование»


Направление подготовки

Психология


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

_____________________________________

(очная, очно-заочная и др.)


Хабаровск 20111. Цели освоения дисциплины

Участившиеся техногенные катастрофы и аварии, угрозы психологической безопасности личности (такие как культовый контроль сознания), проблемы аддиктивного поведения, омоложение суицида, эскалация всевозможных форм насилия приводит к необходимости развития экстренной психологической помощи как особой формы психологического сопровождения в вышеперечисленных ситуациях.

Основная цель данного курса обучение будущих профессионалов умению работать с людьми в состояниях интенсивного эмоционального переживания в кризисных и травматических ситуациях, умению распознавать суицидальное поведение и степень суицидального риска. Как справедливо замечает В.Ю. Меновщиков: «…хотя любая проблема, любой кризис клиента имеет свою специфику, в принципах работы с разными клиентами гораздо больше сходства, чем различий определяемых ситуацией. И в этом смысле нам – психологам-консультантам практически все равно, с чем обратился за помощью клиент, помогающий, даже ничего не зная об этих предметах, окажет помощь, если он просто умеет ее оказывать. Гораздо более значимым, чем знание определенной проблематики, оказывает личная (личностная) готовность помогающего и его профессиональные навыки и умения.

Эту цитата емко определяет основной смысл данного курса; прежде чем работать с тяжелыми переживаниями другого человека консультанту необходимо научиться справляться с собственными страхами и управлять собственным эмоциональным состоянием. Как показывает практика, неподготовленного человека обычно пугают яркие эмоциональные переживания другого, особенно негативного спектра, включаются механизмы психологической защиты; подобное поведение есть результат западноевропейской цивилизационной установки обыденного сознания о том, «что слезы – признак слабости», «сильная личность должна быть успешной» и т.д. Поэтому стержневым моментом подготовки специалистов для работы в ситуации травматического кризиса и острой психологической боли, помимо теоретического ознакомления с особенностями различных кризисных ситуаций, является тренинг эмоциональной устойчивости и развития саморегуляции.

Целями освоения дисциплины (модуля) являются:

- использованию системы категорий и методов для решения практических задач в области оказания экстренной психологической помощи;

- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, связана с дисциплинами возрастной психологии, психологии личности, психологии эмоций, психосоматики,психологии телесности, психотерапевтическим практикумом, основными базовыми методами психотерапии, общепсихологическим практикумом и может составлять содержание одной из предлагаемых студентам практик.

Студенту, выбирающему изучение данного модуля необходимо хорошо владеть общепсихологическим анализом структуры личности, понимать психологию эмоций, знать основные концепции психологии эмоций, основные методы психотерапии и психосоматические концепции.

Освоение данного модуля осуществляется после цикла общепрофессиональных дисциплин: общей психологии, возрастной психологии, психологии эмоций, дифференциальной психологии, психологии личности, основ консультативной психологии.

Может преподаваться совместно с дисциплинами «Психологическое консультирование» и «Психологическая коррекция»


^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Изучение дисциплины предполагает формирование следующих компетенций:

ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК6, ПК7, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12,ПК13


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

Основные представление о кризисах в жизни человека

Уметь

Использовать методы снижающие степень интенсивности переживания и обеспечивающие возможность дальней психологической поддержки.

Распознавать собственные признаки эмоционального выгорания и выбирать формы их преодоления.

Владеть

Приемами оказания помощи человеку в кризисной ситуации, а также приемами самопомощи


^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет всего 108часов, 36 аудиторных часов, 18 ч. Лекций и 18 ч. лабораторно-практических занятий.



№пп


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Распределение часов

Формы текущего контроля

всего

Л

П

С.Р.

1.

Понятие кризиса в жизни человека. Травматический кризис.

9


1-2

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

2.

Организация контакта при кризисных состояниях личности.





3-4

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

3.

Стресс и травматический стресс.





5-6

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

4.

Методы работы с ПТСР






7-8

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

5.

Насилие, его виды. Консультирование жертв насилия.







9-10

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

6.

Кризис утраты.






11-12

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

7.

Суицидальное поведение как деструктивный выход из кризисной ситуации.





13-14

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

8.

Опасность «эмоционального выгорания» психолога – консультанта.




15-16

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям

9.

История и организация службы «Телефон доверия»




17-18

12

2

2

8

Работа с лекциями, подготовка к семинарским занятиям




Итого







108

18

18

72

Экзамен, подготовка программы развития саморегуляции



^ 5. Образовательные технологии

__________________________________________________________________________


Лекции, проведение, тренингов, практические занятия и семинары, открытые лекции и круглые столы с приглашением специалистов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Теоретическая подготовка к семинарским занятиям, подготовка и проведение тренинга саморегуляции (развития рефлексии и эмпатии, укрепление толерантности к агрессивным угрозам).

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

  1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование / Г.С. Абрамова. М.: «Графика», 2001

  2. Амбрумова А.Г. Телефонная психотерапевтическая помощь: телефон доверия в системе социально-психологической службы. Методические рекомендации / А.Г. Абрумова, А.М. Полев. – М.,1980

  3. Бойко В.В. Энергия эмоций /В.В. Бойко. – СПб.: «ПИТЕР», 2004

  4. Вагин И. Психология жизни и смерти / И.О. Вагин. – СПб «Питер», 2002

  5. Василюк Ф.Е. Пережить горе. О человеческом в человеке / Ф.Е. Василюк. – М.,1991

  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков - М: Издательство «Ось-89», 1999

  7. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов. – СПб.: «Речь», 2006

  8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: «Питер», 1999

  9. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – СПб.: «Речь», 2003

  10. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция /М.В. Зотов. – СПб.: «Речь», 2006

  11. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью /В.В. Козлов. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003

  12. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск, 1990

  13. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М., 1999

  14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка / А.Е. Личко. – Л., 1977

  15. Лукас К Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства / К.Лукас, Г. Сейдек. – М.: «Смысл», 2002

  16. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование /В.Ю. Меновщиков. – М., 1998

  17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование /А.Н. Моховиков. – М., 1999

  18. Моховиков А.Н. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия / А.Н. Моховиков. – М.: «Смысл», 2005

  19. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: СФЕРА, 2002

  20. Осипова А.А. Справочник психолога при работе в кризисных ситуациях /А.А. Осипова – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

  21. Пери Г. Как справиться с кризисом / Г. Пери. – М., 1995

  22. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А.О. Прохоров. - М., 2004

  23. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991

  24. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической психологии. – М., 1999

  25. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. ромек, В.А. Конторова, Б.И. Крукович. – СПб.: «Речь», 2004

  26. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб.: «Питер», 2001

  27. Синягин Ю.В. Детский суицид: психологический взгляд / Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина. – СПб.: КАРО, 2006

  28. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1982

  29. Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. – М., 1990


^ Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://www.imaton.ru

http://petropal.narod.ru/ – Интернет-ресурсы для психолога.

^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD-плейеры, видеомагнитофон, коллекция видеоматериалов, видеокамера, фильмотека, методические пособия, литература, мультимедийный проектор, ноутбук, настенные экраны, телевизор, кабинет для проведения индивидуальной консультативной работы, кабинет, оборудованный для проведения групповых форм работы, в т.ч. социально-психологического тренинга (компьютер, принтер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон).


^ Модульно-балльная система аттестации студентов по дисциплине.

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

86-100

отлично

зачтено

71-85

хорошо

зачтено

55-70

удовлетворительно

зачтено

35<

Не удовлетворит.

Не зачтено


Распределение балловых оценок по видам работ

Баллы

Виды работ

20

За оценку «отлично» на экзамене

15

За оценку «хорошо» на экзамене

10

За оценку «удовлетворительно» на экзамене

2

За присутствие на лекции, пр. занятии

8-10

За выступление на семинаре

8-10

За работу на пр. занятии, лаб. Работе

8-10

За выполнение 1 теста

8-10

За выполнение письменной контр. работы

10-20

За выполнение индив. творч. заданий

30-50

За выполнение научной работы, написание статьи по данной дисциплине


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

ПСИХОЛОГИЯ.


Автор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Рагулина М.В.

Рецензент – кандидат психологических наук, доцент Ткач Е.Н.


Программа одобрена на заседании УМК

от ____________ 2011 года, протокол № ___.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru