Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя биологии Кулагиной Марины Юрьевны 2012 2013 уч г. Пояснительная записка



Скачать 215.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя биологии Кулагиной Марины Юрьевны 2012 2013 уч г. Пояснительная записка
Дата08.07.2013
Размер215.38 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им. Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И. Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012г.




^

Рабочая программа


по природоведению для 5 класса


учителя биологии

Кулагиной Марины Юрьевны


2012 - 2013 уч.г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 года. и примерной программой основного общего образования по природоведению.

^ Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2005

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005


Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах ( 2-5 человек);

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов

- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

^ Формы контроля знаний: итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания и презентации
^
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)

Изучение природы (5 часов)


Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

^ Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • [Примеры использования компьютера, микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

№1 Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

№2 Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

№3 Конструирование простейших измерительных приборов.

№4 Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
^

Вселенная (12 чассов)


История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. ^ Представление о Солнце как одной из звезд.

Демонстрации:

  • Модель Солнечной системы.

Таблица планет Солнечной системы.


^ Земля (18 часов)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Демонстрации:

  • Глобус.

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, воды, гранита, и т.п.)

  • Опыты, демонстрирующие горение веществ.

  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.)

Практические работы:

№ 5 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

№ 6 Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).

^ Жизнь на Земле (14 часов)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование микроскопа, и т.п.).

Практические работы:

№ 7 Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.);
^

Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)


Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). ^ Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии

  • Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы

8 Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

№ 9 Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).

№ 10 Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

№ 11 Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Резерв учебного времени -4 часа

^ Требования к уровню подготовки

учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Основная литература :

    1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2005.

    2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа,

  3. Кивотов С. А.Загадки о растениях. - М. Просвещение,1989.

  4. Соболева Л.А. Природоведение ( Рабочая тетрадь) — Саратов, Лицей, 2001

Методическая литература:

  1. Быстров А.А. Иллюстрированный школьный определитель

  2. Зверев А. Т.Экологические игры — М. Дом педагогики, 1998

  3. Евдокимова Р. М .Внеклассная работа по биологии-Саратов. Лицей, 2005

  4. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении -М.Столетие ,1997

  5. Я хочу быть здоров .(Методические рекомендации) -СпбАППО, 2004



Учебно – тематический план


п/п

Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Оборудование


Лаб. и практ.

раб.

Экскурсии

1.
^

Изучение природы


5

4

-




Демонстрации:

1.1

Изучение природы человеком. Естественные науки. Великие естествоиспытатели.

1

-

-

Проверочные вопросы

Портреты ученых-естествоиспытателей


1.2

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Оборудование для научных исследований.

Пр.р.№1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования;

Пр.р. №2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами;

Пр.р.№3. Конструирование простейших измерительных приборов.

Пр.р.№4. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. (Поиск информации в сети Internet , на компакт-дисках).


4




-

Отчет по практическим работам



  • Приборы для проведения естественно-

научных наблюдений и опытов;

  • Примеры использования различных

естественно-научных методов при изучении объектов природы.


2.

Вселенная


12

1







Демонстрации:

2.1

Гипотезы возникновения Вселенной

( по Птоломею, Копернику, Галилею, Бруно и др.)

3

-

-

Фронтальный и индивидуальный опрос



Фотографии ученых

2.2

Географические открытия и их влияние на развитие астрономии

Пр.р.№5.. Определение сторон горизонта при помощи компаса, звезд, Солнца и природных объектов.

2

1







Глобус



Карта полушарий

2.2

Солнечная система, ее состав: Солнце и планеты.

4

-

1- в планетарий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Творческие задания

  • Модель Солнечной системы;

  • Таблица планет Солнечной системы.

2.3

Космические тела. Созвездия.


3








Итоговый тематический тест






3.

Земля


18

2

1







3.1

Представления людей о возникновении Земли. Гипотезы о возникновении Земли (Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

2

-

-

Фронтальный и индивидуальный опрос





3.2

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора.

1

-

-


Творческие задания




3.3

Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.


3

-




Срезовый тест

Коллекция минералов

3.4

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси.

2




-

Фронтальный и индивидуальный опрос



Примеры простых и сложных веществ, смесей ( кислорода, воды, гранита,)

3.5

Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

1

-

-

Творческие задания




3.6

Физические и химические явления. Превращение веществ в окружающем мире (горение, гниение).

4













    • Примеры различ-

ных физических явлений: механичес-

ких (падение тел), тепловых (плавление льда)

3.7

Природные условия материков. Атмосфера, гидросфера, их составные части.


2

-

-




Глобус



3.8

Основные характеристики погоды: облачность, температура, осадки, ветер).
^

Пр.р№6. Наблюдение погоды: измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра


4

1

-

Отчет по практической работе





3.9

Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье человека.

Пр.р.№7. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких).



3

1

-


Итоговый тематический тест



Возможно как домашнее задание



4.
^

Жизнь на Земле


14

1










4.1
^

Планета Земля как среда обитания живых организмов.


1

-

-

Фронтальный и индивидуальный опрос





4.2

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы.

1

-

-




Таблицы

4.3

Среды обитания организмов.

Приспособленность организмов к среде обитания.

3

-







Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания- фотографии, коллекции, гербарии


4.4

Растения и животные разных материков.

Пр.р.№ 8. Определение растений и животных с использованием различных источников информации ( фотографий, атласов , гербариев, коллекций и др.)

3

1

-

Отчет по практической работе


Фотографии, гербарии, коллекции

4.5

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, пустыни, тропики

4

-

-

Фронтальный и индивидуальный опрос


  • Карта полушарий;




4.6

Жизнь в морях и океанах.

2

-

1- в зоологический музей

Итоговый тематический тест




5.

Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни.


17

3

-







5.1

Научные представления о происхождении человека.


2

-

-







5.2

История географических открытий. Великие путешественники-первоотк-

рыватели далеких земель.


3




-

Фронтальный и индивидуальный опрос


  • Карта полушарий;

  • Глобус




5.3

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества.

Пр.р.№9 Знакомство с экологическими проблемами своей местности и путями их решения( на примере утилизации мусора, экономного использования воды, энергии).

3

1

-


Презентация

результатов работы




5.4

Биологическое разнообразие, его обеднение.и пути сохранения организмов. Красная книга РФ.

1

-

-

Доклады





5.5

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Профилактика вредных привычек.

Пр.р.№10. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития , сравнение показателей своего развития с возрастными нормами


4




-

Отчет по практической работе


Примеры положительного влияния здорово

го образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека



5.6

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями грибами и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи.

Пр.р.№11. Овладение способами оказания первой медицинской помощи

при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействия ядовитых растений.

3

1

-

Зачет по практическим навыкам

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности

5.7

Контрольно-обобщающий урок за курс природоведения

1
















Итого:

Резервное время:

66

4

11

2







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru