Рабочая программа по обществознанию 11 класс пояснительная записка



Скачать 353.22 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию 11 класс пояснительная записка
Дата08.07.2013
Размер353.22 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

им.Героя России В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2011 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2011 г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2011 г.




Рабочая программа

по обществознанию для 11 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2012-2013 учебный год


Учителя истории и обществознания : Молявина А.Ю.

Цай Н.Н.

Санкт-Петербург

2012


Рабочая программа по обществознанию 11 класс


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по обществознанию для средней школы (базовый уровень), программы - Обществознание, 10 - 11 классы (базовый уровень), авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, на 2012-2013 учебный год» в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

Программа рассчитана на ^ 68 учебных часа при недельной нагрузке в два часа. Изменений в авторскую программу (авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев) не вносилось. Резерв времени использован на контрольные работы в форме тестирования по типу ЕГЭ, на подготовку к ЕГЭ.

Структура рабочей программы включает:

  1. пояснительная записка;

  2. содержание дисциплины;

  3. тематическое планирование ;

  4. календарно - тематический план;

  5. требования к уровню подготовки обучающихся.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих соци­альных объектах дают социология, экономическая тео­рия, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержа­ние курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и прин­ципов поведения людей по отношению к обществу и дру­гим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гума­нистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает пре­емственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра­фия», «Литература» и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базо­вом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духов­
    но-нравственной, политической и правовой культуры,
    экономического образа мышления, социального поведе­
    ния, основанного на уважении закона и правопорядка,
    способности к личному самоопределению и самореализа­
    ции; интереса к изучению социальных и гуманитарных
    дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, правового самосознания, толерант­ности, приверженности гуманистическим и демократичес­ким ценностям, закрепленным в Конституции Россий­ской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, пра­вовом регулировании общественных отношений, необхо­димых для взаимодействия с социальной средой и выпол­нения типичных социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономичес­ких и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмыс­ливать социальную (в том числе экономическую и право­вую) информацию, анализировать, систематизировать по­лученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в жизни гражданского общества и госу­дарства;

  • формирование опыта применения полученных зна­ний и умений для решения типичных задач в области со­циальных отношений, гражданской и общественной дея­тельности, межличностных отношений, отношений меж­ду людьми различных национальностей и вероиспове­даний, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми спо­собами и средствами защите правопорядка в обществе.

50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познаватель­ной и практической деятельности.

Данная программа ориентирована на из­ложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 11 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о челове­ке в современном мире.

  • В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значитель­но углубиться в проблематику современного экономичес­кого развития.

  • Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпуск­ников школы на основе изучения проблем свободы, де­мографической ситуации, политической жизни.

  • Раздел «Правовое регулирование общественных отно­шений» характеризует основные отрасли права.

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень), выпущенными издательством «Просвещение»: для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголю­бова, для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева.

^ Для усвоения курса учащимися и подготовки к ЕГЭ считаем целесообразным использование «Пособия для подготовки к ЕГЭ» Воронцова А.В., Соболевой О.Б., Шевченко С.В.

Программа предусматривает формирование у школьни­ков общеучебных умений и навыков, универсальных спо­собов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «06ществознание» на этапе среднего (полного) общего обра­зования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классифика­ция объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, от­ражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определе­ния, приводить доказательства (в том числе от противно­го);

  • поиск нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа и извлечение необходимой ин­формации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио­визуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверно­сти полученной информации, передача содержания ин­формации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массо­вой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познаватель­ной деятельности для решения задач творческого и поис­кового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение при­емами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что про­изойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

-— создание собственных произведений, идеальных мо­делей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.


^

Требования к уровню подготовки учеников


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ч)

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (29 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо­мическая наука. Экономическая деятельность. Измерите­ли экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономичес­кого роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо­лия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе­ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен­ные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак­торные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конку­ренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основ­ные операции коммерческих банков. Финансовые инсти­туты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в об­ласти международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. За­щита прав потребителя. Экономика производителя. Рацио­нальное экономическое поведение потребителя и произво­дителя.


РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опас­ность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализа­ция индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Мно­гообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лиде­ры и ведомые.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 ч) Гуманистическая роль естественного права. Тоталитар­ное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Зако­нотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприят­ную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имуществен­ных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения бра­ка. Порядок и условия расторжения брака. Правовое ре­гулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на рабо­ту, заключение и расторжение трудового договора. Пра­вовые основы социальной защиты и социального обеспе­чения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания плат­ных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотре­ния. Особенности административной юрисдикции. Граж­данский процесс: основные правила и принципы. Особен­ности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституци­онное судопроизводство.

Заключительные уроки (2 ч)


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 11 КЛАССЕ


п/п

Наименование

названия

разделов и тем

Максимальная

максимальная

нагрузка

учащегося,

ч.

Из них

Теоретическое обучение

ч.

Контрольные

работы

ч.

Самостоят.

работа,

практикумы

ч.



Экономика

29

14

1

14



Проблемы социально-политического развития общества

15

7

1

7



Правовое регулирование общественных отношений

21

11

1

9



Повторительно-обобщающие уроки. Подготовка к ЕГЭ

3

1

-

2



Итого

68

32

3

33



Поурочное планирование

п/п

Тема урока

^ Кол-во часов

сроки изучения

Контроль ЗУН

вид проверки

Примечание

план

факт

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (29 ч)




Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо­мическая наука.

1















ПРАКТИКУМ

Экономическая деятельность. Измерите­ли экономической деятельности. Понятие ВВП.

1















Экономический рост и развитие. Факторы экономичес­кого роста.

1















ПРАКТИКУМ

Экономические циклы.

1















Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо­лия.

1















ПРАКТИКУМ

Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе­ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен­ные бумаги.

1















Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак­торные доходы.

1















ПРАКТИКУМ

Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

1















Налоги, уплачиваемые предприятиями.


















ПРАКТИКУМ

Бизнес в экономике.

1















Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

1















ПРАКТИКУМ

Источники финансирования бизнеса.

1















Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

1















ПРАКТИКУМ

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг.

1















Основы денежной и бюджетной политики.

1















ПРАКТИКУМ

Защита конку­ренции и антимонопольное законодательство.


















Банковская система. Роль центрального банка..

1















ПРАКТИКУМ

Основ­ные операции коммерческих банков. Финансовые инсти­туты


















Виды, причины и

последствия инфляции.

1















ПРАКТИКУМ

Рынок труда. Безработица.

1















Причины и экономические последствия безработицы.


















ПРАКТИКУМ Государственная политика в области занятости.

1















Мировая экономика. Государственная политика в об­ласти международной торговли.

1















ПРАКТИКУМ Глобальные проблемы экономики.

1















Экономика потребителя. Сбережения, страхование.

1















ПРАКТИКУМ

За­щита прав потребителя.


















Экономика производителя.

1















ПРАКТИКУМ

Рацио­нальное экономическое поведение потребителя и произво­дителя.


















Контрольная работа по теме «Экономика»





































РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)


1

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

1













2

ПРАКТИКУМ

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

1













3

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.


1













4

ПРАКТИКУМ

Религиозные объединения и организации в РФ. Опас­ность тоталитарных сект.


1













5

Общественное и индивидуальное сознание.

1













6

ПРАКТИКУМ

Социализа­ция индивида.

1













7

Политическое сознание. Роль СМИ в политической жизни.

1













8

ПРАКТИКУМ

Политическая идеология.

1













9

Политическая психология.
















10

Политическое поведение. Современный терроризм, его опасность.

1













11

ПРАКТИКУМ

Мно­гообразие форм политического поведения.
















12

ПРАКТИКУМ

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.


1













13

Политическое лидерство. Типология лидерства.


1













14

ПРАКТИКУМ

Лиде­ры и ведомые.
















15

Контрольная работа по теме «Проблемы социально-политического развития общества».

1













































































РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (21 ч)


1

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитар­ное правопонимание.

1













2

ПРАКТИКУМ

Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.

1













3

Зако­нотворческий процесс в Российской Федерации.

1













4

ПРАКТИКУМ

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Права и обязанности налогоплательщика.

1













5

Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.

1













6

ПРАКТИКУМ

Экологическое право. Право граждан на благоприят­ную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.


1













7

Гражданское право.

1













8

ПРАКТИКУМ

Субъекты гражданского права.

1













9

Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

1













10

ПРАКТИКУМ

Способы защиты имуществен­ных и неимущественных прав.

1













11

ПРАКТИКУМ

Семейное право. Порядок и условия заключения бра­ка. Порядок и условия расторжения брака. Правовое ре­гулирование отношений супругов.


1













12

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на рабо­ту, заключение и расторжение трудового договора.

1













13

Пра­вовые основы социальной защиты и социального обеспе­чения.
















14

ПРАКТИКУМ

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания плат­ных образовательных услуг.

1













15

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотре­ния.

1













16

ПРАКТИКУМ

Особенности административной юрисдикции.

1













17

Граж­данский процесс: основные правила и принципы.

1













18

ПРАКТИКУМ

Особен­ности уголовного процесса. Суд присяжных.

1













19

Конституци­онное судопроизводство.

1













20

ПРАКТИКУМ

Международная защита прав человека.


1













21

Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

1
















Подготовка к ЕГЭ. Тема «Экономика»

1
















Повторительно-обобщающий урок «Проблемы социально-политического развития общества»

1
















Подготовка к ЕГЭ. Тема «Проблемы социально-политического развития общества»

1















Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru