Программа курса «Окружающий мир» Пояснительная записка



Скачать 286.36 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Окружающий мир» Пояснительная записка
И. В. Потапов
Дата08.07.2013
Размер286.36 Kb.
ТипПрограмма курса
источник

Программа курса «Окружающий мир»

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, -М, АСТ Астрель 2011 г) с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Программа скорректирована для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальном коррекционном классе 4 вида.


Программа реализуется на основе системы учебников «Планета знаний»:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.


Задачи изучения окружающего мира:

Познавательные

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

формирование основ экологической культуры;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;


Развивающие:

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);


Воспитательные:

  • социализация ребёнка;

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.


Коррекционные:

  • Развитие зрительно – моторной координации при работе на листе бумаги;

  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию;

  • Активизация зрительно – целостных образов и сенсорных эталонов;

  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей.


^ Содержание программы

Как люди познают мир (15 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

^ Мы живём на планете Земля (14 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

^ Природа вокруг нас (23 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

^ Люди вокруг нас (12 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.


^ Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир»

к концу 2 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.


ПРЕДМЕТНЫЕ
^

Человек и природа


Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.



^

Человек и общество


Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные


Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).



Познавательные


Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.



Коммуникативные


Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

  • ставить вопросы друг другу.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).



^

Примерное тематическое планирование изучения учебного материала


68 ч (2 ч в неделю)



урока
Тема урока,

страницы учебника

Задачи урока

Характеристика

учебной деятельности учащихся1

^ Как люди познают мир (15 ч)

1

2

3

О науке

С. 3—13

Дать детям первоначальное представление о науке, познакомить с ее различными отраслями. Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира. Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе; познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку;

воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.

Продолжить формирование информационной грамотности

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов.

Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.

^ Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства.

Определять время по часам.



Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.

Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.

Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

^ Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

^ Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.

Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

^ Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору)

4

^ Экскурсия в лес


Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Развивать чувство прекрасного

5

^ Экскурсия к водоёму

Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме; показать разнообразие обитателей водоема, их приспособительные признаки и некоторые взаимосвязи. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоема. Развивать эстетические чувства детей

6

7

Как учёные изучают мир

С. 14—17

Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся

8

9

Умей видеть

С. 18—21

Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним. Тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей

10

Приборы и инструменты

С. 22—23

Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых

11

12

Измерение температуры и времени

С. 24—27

Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. Учить детей измерять время по часам

13

14

Справочники, словари, энциклопедии

С. 28—31

Продолжить развивать информационную грамотность учащихся.: познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся.

15

Об искусстве

С. 32—35

Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

^ Внеклассная деятельность учащихся

С. 36—37










^ Мы живём на планете Земля (14 ч)

16

17

Что такое космос

С. 38—43

Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне;

использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.



Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

^ Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности.

18

19

Солнечная

система

С. 44—47

Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать творческие способности

20

21

Голубая планета Земля

С. 48—51

Сформировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле

22

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы. Развивать творческие способности учащихся

23

Спутник Земли — Луна

С. 52—53

Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества

24

Исследование космоса

С. 54—55

Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличили возможности ученых в исследовании космоса

25

Что такое глобус

С. 56—57

Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся

26

Почему день

сменяет ночь

С. 58—59

Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся

27

28

Как изучали

земной шар

С. 60—65

Познакомить учащихся с историей географических открытий. Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество

29

Исследование глубин морей и океанов

С. 66—69

Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания. Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу. Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Мы живем в Космосе»

^ Внеклассная деятельность учащихся

С. 70—71







Природа вокруг нас (23 ч)

30

31

Тела и вещества

С. 72—77

Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. Продолжить формирование умения работать в группе

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

^ Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.

Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

^ Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.

Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.

Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.



^ Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах.

Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.

Участвовать в коллективной подготовке театра теней.

Выражать настроение в рисунках.

Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;

^ Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха).

Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.

Использовать справочник для получения новых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

32

33

Об энергии

С. 78—83

Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту

34

35

Свет и цвет

С. 84—85

Познакомить с различными источниками световой энергии. Показать опытным путем как образуются тени от предметов. Учить работать со схемами. Развивать творческие способности учащихся

36

Зеркала

С. 86—87

Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность детей

37

О цвете

С. 88—89

Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов;

учить воспринимать красоту окружающего мира

38

39

В мире звука

С. 90—95

Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. Продолжить формирование умения работать в группе

40

41

В мире камня

С. 96—99

Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников

42

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей

Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений;

учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы

43

44

В мире живой природы. На опушке

С. 100—103

Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства

45

46

В берёзовой роще

С. 104—107

На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды

47

48

В ельнике

С. 108—111

На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой

49

50

У лесного озера

С. 112—115

Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде

51

В сосновом лесу

С. 116—117

Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни

52

Берегите лес!

С. 118—121

Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе;

познакомить с правилами поведения в лесу

^ Внеклассная деятельность учащихся

С. 122—123







Люди вокруг нас (12 ч)

53

54

Человек

в обществе

С. 124—129

Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

^ Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.



^ Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.

^ Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

55

Труд в жизни

Человека

С. 130—131

Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду

56

57

Семья

С. 132—135

Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье;

воспитывать заботливое отношение к членам семьи

58

59

Бюджет семьи

С. 136—139

Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи

60

61

Будем вежливы

С. 140—145

Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета

62

63

О друзьях-товарищах

С. 146—151

Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность;

показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей

64

Обобщение

Наблюдений

за весенними изменениями

в природе и труде людей

Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений;

учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы

Резерв 2 часа



1 Описываемая учебная деятельность в последней графе таблицы разбита на два блока: в первом — деятельность, нацеленная на формирование предметных умений, во втором — на формирование метапредметных умений (универсальных учебных действий).


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru