Рабочая программа по литературе для 11 класса (общеобразовательное обучение, базовый уровень) на 2012-2013 учебный год



Скачать 455.39 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 11 класса (общеобразовательное обучение, базовый уровень) на 2012-2013 учебный год
страница1/2
Дата08.07.2013
Размер455.39 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И.Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.




Рабочая программа

по литературе для 11 класса

(общеобразовательное обучение, базовый уровень)

на 2012-2013 учебный год


Составитель: Соколова Наталья Владимировна


Санкт-Петербург

2012


^ Пояснительная записка


Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа курса литературы для 11 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089. с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника под редакцией Агеносова В.В.

В данное время класс работает по учебнику Агеносова В.В. Русская литература XX века в 11 классе Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях. Под ред. В.В. Агеносова. 5-е изд. М.: Дрофа 2000

Программа рассчитана на 2012-2013 год и предусматривает ^ 105 часов (3 часа в неделю) в течение 35недель.

Рабочая программа составлена Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Задачи изучения литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

^ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№п./п.

Содержание

Часы на изучение

Развитие речи

( в том числе)

Внеклассное чтение

(в том числе)

1

Введение. Заключение

1+3







2

Проза начала века

13

2

2

3

Поэзия «серебряного века»

28

2

3

4

Литература 20-40 годов

30

3

4

5

Литература 50-80 годов

27

2

4




Итого 102 часа

102

9

13



^ Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения курса литературы в 11 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Компетентности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Перечень учебно - методического обеспечение

  1. Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2006

  2. Русская литература XX века в 11 классе Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях. Под ред. В.В. Агеносова. 5-е изд. М.: Дрофа 2000

Дополнительная литература

  1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М.: «Дрофа», 2002

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006

  3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006

  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: «Экзамен», 2008

  5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А

  6. Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века). М. «Просвещение», 2002

  7. Я иду на урок литературы, 11 класс М.: «Первое сентября»,2002

  8. Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М.: 2001

  9. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов

  10. Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997

  11. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М.: уч. - науч. Центр «Московский лицей»,1995



^ Календарно-тематическое планирование уроков литературы 11 класс

№ урока

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Межпредметные связи

Сопутствующее повторение

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2




Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся.


2


Тестирование.


История


Литературные направления.


Стр. 10-14

3





И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность.


1


Чтение наизусть

стихов, анализ.


История.


Анализ лирического стихотворения.


Наизусть стихи.

4




И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение.

1

Урок объяснения нового материала.

История.

Символ.

«Чистый понедельник»

5




Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».


1

Комплексный анализ текста.

Обществознание.

«Темные аллеи»

«Темные аллеи»

6-7




Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи».



2

Уроки внеклассного чтения.

Музыка

Отзыв

Биография Куприна.

8




А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести

«Олеся».

1

Чтение, анализ.

Музыка.

Биография.

Стр. 47-56.

9-10




Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

2

Хронологическая таблица.

Музыка.

Реализм.

Готовиться к сочинению.

11




Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.


1

Сочинение.

Русский язык.

Требования к сочинению.

Биография Горького.

12




М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

1

Сообщение учащихся.

История.

Романтизм.

Читать «На дне».

13





«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.


1


Таблица-схема.


ИЗО.


Драма.

«На дне»-2-3 действие.


14-15




Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия.


2

Сообщение учащихся.

Обществознание.

Драма.

Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению.

16




Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Урок развития речи

История.

Жанр драмы.

Отвечать на вопросы.

17




Русский символизм и его истоки.

1

Тестирование.

История.

Биография.

Сообщение учащихся.

18




В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

1

Анализ стихов.

ИЗО.

Литературные направления.

Сообщение учащихся.

19




Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый.


1

Внекл. чтение.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

20





Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.


1


Лекция.


История, русский язык.


Биография.


Наизусть стихи.

21




^ Н.С, Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики.

1

Беседа.




Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

22





Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

1

Семинар.

ИЗО.


Литературные направления.

Готовиться к сочинению.

23




Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.


1




Русский язык.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

24




А.А.Блок. Жизнь и творчество. А.А. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Анализ стихов.

Музыка.

Литературоведческие термины.

Анализ стихов.

25




Тема страшного мира в лирике А. Блока.

1

Анализ стихов.

ИЗО.

Романтизм.

Наизусть стихи.

26




Тема Родины в лирикеА. Блока.

1

Семинар.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

27-28




Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

2

Обучение выразительному чтению.

Музыка.

Обучение выразительному чтению.

Готовиться к сочинению.

29




Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.



1


Беседа.


История,

География.


Литературные направления.


Индивидуальные задания.

30




С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.


1



Семинар.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

31




Тема России в лирике С. Есенина.



1

Семинар.

Музыка.

Требования к сочинению.

Наизусть стихи.

32




Любовная тема в лирике С. Есенина.

1



Практикум.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

33




Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

1

Практикум.

История.

Анализ эпизода.

Индивидуальные задания.

34




Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

Внекл. чтение

История.

Литературоведческие термины.

Индивидуальные задания.

35




Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1

Семинар.

ИЗО.

Литературные направления.

Инд. задания.



36-37





Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.


2


Семинар.


История, география.


Классическая

русская литература.


Стр. 125-139.

38





Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.



1




Лекция. Беседа.



История.




Биография.



Наизусть стихи.


39-40




В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

2

Лекция. Беседа.



История.



Литературные направления.


Наизусть стихи.


41




Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского.

1

Беседа.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Подготовиться к семинару.

42




Тема поэта и поэзии.

1

Семинар.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

43





Р.р. Сочинение по лирике А.Блока,

С. Есенина, В. Маяковского.


1


Лекция. Беседа.


Музыка.


Требования к сочинению.


Индивидуальные задания.

44




Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.



1


Чтение по ролям. Пересказ содержания.


Музыка.


Биография.


Индивидуальные задания.

45




^ М. А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

1

Беседа.

История.

Биография.

Индивидуальные задания.

46-47




История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

2

Практикум.

Обществознание.

Отзыв.

Конспект критический статей.

48-49





Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова.



2


Сочинение.


Обществознание.


Требования к сочинению.


Готовиться к сочинению.




50





Зачетная работа за 1 полугодие.


1


Урок контроля.


Русский язык.


Требования к сочинению.


Индивидуальные задания.

51-52




А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор.

2

Внекл. чтение.

История.

Отзыв

Отвечать на вопросы.

53




^ А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.


1

Лекция. Беседа.

Практикум.

История.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.

54




Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

1

Практикум.

ИЗО.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

55-56




^ А. А. Ахматова. Поэма «Ре­квием». Особенности жан­ра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

2

Практикум.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

57-58




^ О. Э. Мандельштам. Исто­ризм поэтического мыш­ления, ассоциативная ма­нера письма. Мифологиче­ские и литературные обра­зы в поэзии Мандельштама.


2

Лекция. Практикум.

История.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.




59-60





^ М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеоб­разие поэтического стиля.


2


Лекция.


История, русский язык.


Анализ лирического стихотворения.


Готовиться к сочинению.

61




Р.р. Сочинение по творчеству А.Ахматовой, О.Мандельштама и М. Цветаевой.

1

Сочинение.

Русский язык.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

62




^ М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы»


1

Семинар.

История.

Отзыв

Сообщение учащихся.

63-64




Картины жизни донских казаков на страницах ро­мана «Тихий Дон».


2

Практикум.

История.

Эпос.




65-66




«В мире, расколотом на­двое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григо­рия Мелехова.

2

Практикум.

История.

Реализм.

Сообщение учащихся.

67




Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

Музыка.







68




Мастерство М. Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

ИЗО.

Диалектизмы.

Готовиться к сочинению.

69-70




Р.р. Сочинение по творчеству М. Шолохова.

2

Сочинение.

Русский язык.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

71-73




^ Литература периода Великой Отечественной войны.

Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова, Ю. Бондарева, К.Воробьева, В.Быкова, М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева.


3

Семинар.

История.

Отзыв. Рецензия.

Анализ стихов.

74-75




^ Литература 50 – 90-х годов. Поэзия 60-х годов.

2

Анализ стихов.

ИЗО.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

76-77




^ А. Т. Твардовский. Фило­софская лирика. Тема па­мяти в лирике поэта.


2

Практикум.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

78-79




^ Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.


2

Обучение выразительному чтению.

Музыка.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.




80-81




Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и револю­ции.



2


Внекл. чтение


История,

География.


Литературные направления.


Чтение и анализ повестей.

82-84




^ А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор»

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы чело­века в тоталитарном госу­дарстве.


3



Семинар.

История.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

85




^ В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. Ис­тория создания книги «Ко­лымские рассказы».


1


Внекл. чтение

История.

Отзыв

Индивидуальные задания.

86




^ Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.



1



Практикум.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Сообщение учащихся.

87-88




«Деревенская» проза. В.П.Астафьев «Царь – рыба». Человек и природа.



2

Практикум.

История.

Анализ эпизода.

Отвечать на вопросы.

89-90




^ В. Г. Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой».

Тема памяти и преемственности поколении.


2

Внекл. чтение

История.

Литературоведческие термины.

Сообщение учащихся.




91





^ Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий.

Особен­ности «бардовской» по­эзии.



1


Семинар.


История, география.


Классическая

русская литература.


Стр. 125-139.

92




«Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен».


1

Внекл. чтение.

История.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

93




^ А. В. Вампилов. Современ­ная драматургия. Психоло­гизм пьесы «Утиная охота».

1

Внекл. чтение.





Драма.




94




^ Отзыв о прочитанной книге

1

Практикум.

Русский язык

Анализ самостоятельно прочитанного произведения.

Рецензия .

95-96




^ Обзор литературы послед­него десятилетия. Основ­ные тенденции. Постмо­дернизм.


2

Семинар.

История.

Литературные направления.

Индивидуальные задания.

97-98




Проблемы и уроки литературы 20 века.

2

Практикум.

ИЗО.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

99




Итоговая контрольная работа в формате сочинения

1













100-102




Подведение итогов изучения курса литературы


3



Лекция с элементами беседы


Русский язык.


Рецензия.






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru